Читайте также:
Николай Рогожкин, Сергей Меняйло, Дмитрий Овсянников
Вместе с тем приказом президента объединены Южный федеральный округ и Крым. Полномочным представителем в данном округе назначен Владимир Устинов, и ранее работавший полпредом в ЮФО.
Наконец, прошли и две "высокие" отставки: во-первых, от должности губернатора Кировской области в связи с утратой доверия освобожден Никита Белых, находящийся сейчас в СИЗО по обвинению в получении взятки в особо крупном размере. Во-вторых, Владимир Путин подписал указ об отстранении Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации на Украине – Михаила Зурабова.
Никита Белых, Михаил Зурабов
Кто-то связывал такие перестановки с "игрой на опережение", в которой президент меняет кадры на "провальных местах" в преддверии выборов, кто-то посчитал это исключительно усилением позиций президента. Однако каждый случай нужно рассматривать отдельно, ничего не сделано "под копирку" – об этом в интервью Накануне.RU рассказал директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
Вопрос: Много перестановок сразу, но если говорить по отдельности – снятие Владимира Булавина с должности полпреда в СЗФО и назначение на его должность Николая Цуканова связано только с Федеральной таможенной службой (ФТС)?
Павел Салин: Если говорить о рокировке Булавин – Цуканов, то тут нужно смотреть от ситуации вокруг Федеральной таможенной службы, потому что Булавин пошел на повышение – он сейчас стал главой ФТС, это означает усиление секретаря Совбеза Николая Патрушева, у которого Булавин всегда был особо доверенным лицом и занимал стратегические должности. Что касается Цуканова, то я полагаю, что просто у федеральной власти ощущается исчерпанность кадровой скамьи, и Цуканов – это такая новая неразыгранная фигура, которая в СЗФО, вообще в российской федеральной и региональной политике за исключением Калининградской области равноудалена от всех центров влияния, у него нет никаких серьезных покровителей. Он губернатором области оказался фактически случайно, когда убрали Бооса, не нашли кого поставить на его место, потому что кому предлагали – отказывались; кто хотел – того не хотел федеральный центр.
Вот и вытащили главу района. Его уровень, до которого он дошел последовательно – это глава муниципального района Калининградской области. Дальше, что называется, везение и стечение обстоятельств – стал губернатором, потом все ожидали, что его отправят в отставку, потому что у него не было серьезных покровителей, но ему пролонгировали полномочия, потому что опять не нашли замену. А теперь – он становится полпредом. То есть фигура абсолютно неразыгранная и лишенная каких-либо связей на федеральном уровне, на региональном уровне.
Владимир Булавин, Николай Цуканов
Вопрос: А другое назначение - в Сибирском федеральном округе, где Николай Рогожкин освобожден от должности полпреда, а на его место назначен теперь уже бывший губернатор Севастополя Сергей Меняйло – это как можно оценить? Как повышение Меняйло? Или как "наказание"?
Павел Салин: Нет, это не наказание – Рогожкин был из обоймы предыдущих глав, он был главой внутренних войск давно, еще при Нургалиеве, его просто "на пенсию" отправили. А что касается Меняйло – тут вопрос, конечно, был – куда его отправлять? Потому что к нему как таковых претензий быть не могло, он не прокалывался, по большому счету. То, что в Севастополе возник конфликт неразрешимый внутриэлитный между Чалым и Меняйло, – это вина федерального центра, по сути. Меняйло проводил ту линию, которую перед ним ставили его покровители – развитие Севастополя как военно-морской базы, как большого военного гарнизона. Он последовательно проводил эту линию, предъявлять ему было нечего, поэтому его фактически отправили с повышением – он был просто губернатором, а сейчас он полпред, и по статусу – замглавы Администрации президента, как все полпреды.
То есть с формальной и с фактической точки зрения это, скорее, повышение, потому что он свой потенциал в Севастополе исчерпал – там нужно было разрешать конфликт – убирать либо Меняйло, либо Чалого, но Чалого никак оттуда нельзя убирать.
Вопрос: И как теперь может развиваться этот конфликт с новым губернатором Овсянниковым?
Павел Салин: Я думаю, что новый губернатор найдет выход из конфликта с Чалым и с теми элитами, которые Чалый олицетворяет. Овсянников - человек гражданский, хоть и выходец из Минпромторга, тем не менее, он гражданский специалист, который получил многопрофильное образование. Я думаю, он найдет диалог с местными элитами, и, кстати, Чалый позитивно уже оценил всю эту ситуацию.
Вопрос: Другой важный вопрос – объединение ЮФО и Крыма – в чем тут причина? Можно ли это ставить в один ряд с разрешением конфликта в Севастополе?
Павел Салин: Тут немного другое, потому что здесь федеральный центр демонстрирует крымским элитам, что претензии на особость необоснованны. То есть Крым был на особом счету у федерального центра два года после присоединения, а местные элиты хотели эту ситуацию заморозить – то есть все оставить так, что они "на особом положении", у них особый контакт с президентом, на что намекал в свое время глава Крыма Аксенов, и прочее. Федеральный центр сказал – нет, вы такие же, как все остальные.
Поэтому фактически это не объединение, на самом деле Крым присоединили к Южному федеральному округу. То есть, грубо говоря, местные элиты теперь будут вести все разговоры с Москвой, конечно, отчасти и напрямую, но отчасти и через Ростов-на-Дону.
Владимир Устинов
Вопрос: А позиции полпреда Устинова это как-то усиливает? Или сам Устинов ослабляет позиции элит Крыма?
Павел Салин: По сути, он позиции никакие не закрепляет, потому что полпред ЮФО – фигура не очень значимая по сравнению, например, с полпредом в Северо-Западном округе. Тут просто не Устинова хотели усилить, а ослабить крымские элиты.
Вопрос: Хорошо, тогда перейдем к отставкам – Никита Белых отстранен в связи "с утратой доверия". Это закономерное следствие последних событий?
Павел Салин: Да, это закономерное следствие его деятельности – он мог войти в историю как первый губернатор, которого арестовали, но не отправили в отставку, потому что местные депутаты отказались рассматривать вопрос об отставке, хотя он с местными элитами был в контрах. Но не получилось. Он пошел вслед за Хорошавиным и Гайзером.
Вопрос: А Михаил Зурабов, который был послом на Украине – его отставка может быть связана с изменением ситуации в регионе?
Павел Салин: Не думаю, что это связано с положением на Украине, потому что там разделили процесс политический и экономический, и Донбасс, и весь политический процесс – это компетенция силовиков Администрации президента, а Зурабов там контролировал экономические процессы, в первую очередь смотрел за контролем над денежными потоками за транзит энергоносителей.
Тут он олицетворял интересы "семейной группы". Во-первых, я так полагаю, "семейных" отодвигают еще больше от кормушки – все-таки в 2000-е гг. они после ухода Ельцина и его смерти были гораздо ближе к финансовым потокам, сейчас их отодвигают все дальше и дальше. Во-вторых, Украина как транзитная территория теряет свою значимость, потому что Москва четко нацелилась на транзит в обход Украины. И если 10 лет назад, когда он назначался послом, это было действительно стратегическое направление, более стратегическое, чем Белоруссия, например, то сейчас это направление теряет свою значимость, хотя до конца, конечно, еще не потеряло.
Вопрос: А почему все так в один день произошло, почти за считанные часы, как будто в спешке? Это так выстраивается новый баланс в элитах?
Павел Салин: Это не спешка, это давно готовилось, просто Путин тут демонстрирует свой фирменный стиль – он смешивает карты. У нас какие-то внутриэлитные альянсы уже сформировались в преддверии выборов, а Путин – одним движением - смешивает все карты. Значительная часть альянсов рушится – одни усиливаются, другие ослабляются. А большинство элит, которые готовились как-то активно действовать, сейчас затаятся и будут выжидать, пытаясь понять, что все это значит.
То есть да, будет новый баланс выстраиваться. Задача была те балансы, которые были, разрушить, чтобы выстраивать новые, при этом, чтобы все было под контролем президента. И оно будет под контролем, судя по перестановкам, которые происходят.