Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2016 » Атырдьах ыйа » 24 » Устав и списки Нюйской общины верующих в селе Нюйском Олекминского округа ЯАССР.
Устав и списки Нюйской общины верующих в селе Нюйском Олекминского округа ЯАССР.
14:09
Корякин П.И. - Тангбюё
Интересные сведения о шаманах из Восточно-Кангаласского улуса

Много информации про шаманов можно найти из документов инородных управ Якутской области. Представляем вашему вниманию документы, раскрывающие некоторые моменты в практике якутских шаманов на стыке XIX-XX вв.
«МВД Восточно-Кангаласская инородная управа. 9 октября 1899 г. Господину Товарищу прокурора Якутского окружного суда 2-го участка. Вследствие донесения Хаптагайского родового старосты 9-го сего октября за № 92. Инородная управа имеет честь донести Вашему Высокоблагородию, что по осмотру сего числа трупа якута сего наслега Никиты Назарова хранящегося в леднике, оказалась отрубленной, неизвестным злоумышленником от туловища голова, о розыске головы сделаны надлежащие распоряжения. Проводится дознание».

«Акт дознания. 1900 года марта 2 дня за полицейского надзирателя гор. Якутска, Хорунжий Березкин расспрашивал по содержанию предложения товарища прокурора Якутского окружного суда 2-го участка от 26 февраля с.г. за № 39 священника-миссионера отца Иоанна Николаевича Попова (адр.: 2 кварт. Гор. Якутска, Полковая ул., собств. д.), из объяснений которого выяснилось следующее: «Хаптагайский и Хоранский наслега Восточного-Кангаласского улуса якутского округа расположены смежно; в Хоранском наслеге живут несколько лиц, исполняющих обряды шаманства, а один из знаменитых шаманов этого наслега по имени «Долгун» живет в Хаптагайском наслеге и пользуется среди якутов большею известностью.

Шаманы эти, при совершении своих обрядов, приносят в жертву богам животных, душу которых они отправляют к богам, а кровь иногда употребляют как целебное средство, окропляя ею больных и т. п.; человеческих жертв шаманы-якуты не приносят. Среди невежественной массы якутов, по объяснению отца Иоанна, существует следующее суеверие: если в каком-нибудь якутском роде кто-либо умрет неестественной, или насильственной смертью, напр., утонет, удавится или будет убит, то душа этого человека, по мнению якутов, обращается в злого духа.

Около которого собирается затем целый сонм духов (по якутски – «ёр»), которые мучают все потомство этого рода. В виду этого всякое несчастие, происшедшее в семье, член или родственник которой умер неестественной смертью, живые объясняют влиянием этого злого духа («ёр») и принимают меры к отвращению этого влияния, для чего, прежде всего, обращаются к шаманам; если же шаманство оказывается, по их мнению, бессильным, то они прибегают к духовенству, которому не стесняются высказывать свое суеверие, так, например, ему, отцу Иоанну вместе с просьбой якута – отслужить молебен, не один раз приходилось выслушивать рассказы, что кто-нибудь болен, например, сошел с ума, потому, что родственник его удавился и т.п. так как, по мнению якутов, к возникновению злых духов «ёр», непосредственно служит труп покойного, то среди якутов существует и такое суеверное мнение, что после уничтожения трупа не может образоваться «ёр», для чего не требуется вовсе уничтожения всего трупа, а достаточно уничтожить лишь голову его, на том основании, что голова вообще имеет главное, первенствующее значение в организме человека.

В применение к этому общему положению, данный случай – исчезновения головы трупа инородца Назарова, по мнению отца Иоанна Попова, можно объяснить суеверием якутов – родственников убитого или убийцы, которые могли похитить голову покойника для того, чтобы избавить свое потомство от мучений и несчастий, которые причинит им «ёр».

За долголетнюю свою миссионерскую деятельность отец Иоанн Попов припоминает очень давний случай подобного же исчезновения головы удавившейся женщины – якутки в Вилюйском округе. Части человеческого тела при жертвоприношениях шаманов не употребляются, но бывают случаи, что остатки истлевшего трупа якуты употребляют как лекарство, например, зубы покойника при зубной боли. Или волосы – при головной боли и пр., для этого якуты не разрывают могил покойников, а добывают части трупа или на открывшейся. А чаще берут их в «арангасах» (висячие якутские могилы, устроенные не в земле, а на высоких столбах, где-нибудь в глухом лесу).
О вышеизложенном и постановил написать в настоящий акт дознания за Полицейского надзирателя гор. Якутска хорунжий Н. Березкин».

Использован документ НА РС (Я): Ф. 534. Оп.1. Д.21. Л.23-27 об.
Устав и списки Нюйской общины верующих в селе Нюйском Олекминского округа ЯАССР.

Без знания основополагающих документов религиозных организаций, невозможно какое бы то ни было изучение истории их деятельности. На примере организации и внутренней структуры Нюйской общины верующих, можно заиметь представление и о других подобных организациях в начале XX века в Якутии. Документы свидетельствуют, что, несмотря на все ухудшающиеся условия свободного вероисповедания, священники и их паства в лице членов коллективов верующих, продолжала свою самоотверженную работу за нравственное и духовное развитие православного населения.

Надеемся, что в дальнейшем, в фондах нашего архива будет найдено большое количество документов, освещающих темные пятна истории православного населения Якутии.
«I. Задачи общества. 1. Нюйское общество верующих имеет своей целью объединение граждан православного вероисповедания в районе Нюйского сельсовета, отчасти Мухтуйского сельсовета (с. Батагай) Наторского нассовета и части Нахарского нассовета (от урочища «Уласан вниз по реке Нюе». 2. С этой целью Нюйское общество верующих: а) устраивает молитвенные собрания, б) управляет имуществом полученным по договору от местных органов Советской власти, в) заключает сделки частноправового характера связанных с управлением культовым имуществом, г) участвует в съездах религиозных общест, д) назначает служителей культа для совершения обрядов.

II. Состав общества: 1) членом Нюйского общества верующих может быть каждый гражданин принадлежащий к данному культу, 2)выбытие из числа членов общества производится или по личному заявлению выбывающего, или по постановлению 2/3наличного числа членов общества по спискам, 3) зачисление в члены общества, открытым голосованием, простым большинством голосов.

III. Средства общества. Отдельные члены общества или его уполномоченные могут собирать добровольные пожертвования для покрытия расходов связанных с обладанием культовым имуществом.

Примечание: Обязательных членских взносов на членов общества возложены быть не может.
Председатель общины: Петр Н. Аверчев (?).

Примечание к спискам верующих: «Списки членов Нюйской общины верующих проживающих в районе Нахирского наслега отправлены в Нахорский нассовет урочище «Курум» (Беченча). Всех верующих от 18 лет возраста при Беченчинской Екатерининской церкви приписной к Нюйской приходской числится триста девятнадцать человек (всего в списках верующих Нюйского общества 525 человек – прим. К.П.)».
Использован документ НА РС (Я): Ф.623. Оп.1. Д.29. Л.12 (об.) -- 13 (об.).

 
Category: История, философия | Views: 1613 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Атырдьах ыйа 2016  »
БнОпСэЧпБтСбБс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 3
Ыалдьыттар (гостей): 3
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024