Гуляева прервала своей эмоциональной речью выступление зампреда Алексея Стручкова, мерно вещавшего перед собравшимися бизнесменами: «Мы будем бороться с алкоголизацией через производство качественной легальной продукции… А также через ограничение недобросовестной конкуренции в этой сфере…»
- Мне дважды сожгли магазин. У нас на выселках остаются дома деревянной постройки лохматых годов. Они горят как списки! Ни одна компания не возьмет на себя ответственность застраховать эти дома. Значит, предприниматель не застрахован. У нас поселок спивается. Мирнинский район погряз в контрафакте. Полиция, органы власти бездействуют, а вы говорите о борьбе, - возмутилась предпринимательница. - Все меня футболят. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Айталина Соколова вообще мне прямо сказала: «Вам не победить эту систему. Вам нужно остановиться, почему вас не остановили раньше, когда вы встали на правовое поле?». Законно в этой стране жить нельзя. Никакой здоровой конкуренции нет.
Омбудсмен мне говорит: уйдите в другую сферу. Но как я могу вышивать крестиком, если я владела рестораном и алкомаркетом? Причем не контрафактной продукцией торговала-жульничала, а работала честно! Я заплатила государству за право торговать!
- Мы возьмем ваш вопрос на заметку, а также в целом по поселку Чернышевский. С другой стороны, усиление контроля необходимо.., - пытался урезонить Гуляеву Стручков.
Но та не унималась:
- Что такое полторы тысячи рублей штрафа для незаконного предпринимателя! Идет полная алкоголизация населения! К чему привел закон? Дешевле торговать контрафактной водкой, которую возят на территорию Мирнинского района по цене 130 рублей. Продается она в центре нашего поселка по 380!
- А кто завозит? - наивно вопрошал Стручков. - Могу вас заверить, что с вашим заявлением мы будем работать. Мы как раз таки принимаем решения, направленные на ликвидацию ввоза контрафактной продукции.
А потом зампред и вовсе выдал непонятную фразу: - Да нет никаких ограничений!
Тут в спор вмешалась омбудсмен по торговле в Якутии Ирина Котенко:
- Я хочу вас поправить. У нас Управление по лицензированию алкогольного рынка работает только с легальным бизнесом. Контрафакт у нас никем не контролируется. И все об этом знают.
ВСЕ ТОРГУЮТ ЛЕВОЙ ВОДКОЙ
Мы встретились с Галиной Викторовной в перерыве форума, чтобы она рассказала все по порядку.
- Я работаю в поселке Чернышевский Мирнинского района, индивидуальный предприниматель, директор ООО «Тролль». У меня есть магазин-алкомаркет и ресторан. Дело в том, что меня фактически уничтожают. В этом году мне дважды поджигали магазин. Поджог доказан экспертизой пожарной части. И я догадываюсь, кто это сделал.
- Мой алкомаркет оказался единственным в поселке, который торговал алкоголем законно. Я работаю в правовом поле – с двух до восьми. Он у меня находится за пределами поселка, на выселках, потому что торговать в поселке по закону не получается – у нас допустимое расстояние от объектов соцкульбыта составляет 250 метров для торговли, для общепита – 40-45. Решение приняло местное самоуправление, депутаты. Сейчас вообще хотят сделать 300 метров. Куда ни ткни – тут школа, там детсад, поселок-то маленький. Получила лицензию, тогда ее еще выдавал глава района, заплатила госпошлину до 2019 года.
- Вы утверждаете, что торгуете законно, а остальные незаконно. В чем это выражается?
- Магазины, жилые дома, гаражи, таксисты, - все торгуют «левой» водкой. Ее покупают в Мирном на оптовках за 130 рублей, продают за 300.Численность поселка – четыре тысячи человек. Можешь купить контрафактный алкоголь любого рода – шампанское, пиво. У нас есть бар «Ангара» - он работает вне закона в ночное время. Посетители подъезжают, забирают алкоголь с пяти дня до глубокой ночи. А ведь торговать алкоголем на вынос нельзя, даже в барах. Идет полная алкоголизация населения.
- Раньше, когда не было таких ограничений, как время продажи с двух до восьми, когда не было таких ограничений по расстоянию, как обстояли дела?
- Раньше у нас было 17 магазинов, из них 5-7 торговали алкоголем с лицензией. На сегодня спиртным торгуют все, не имея лицензий. Раньше не было нелегального бизнеса – люди не шли в гаражи покупать бутылки спирта из под воды «Карачинская». А сейчас дошло то того, что продают ром, виски, коньяк в пятилитровых бутылях для воды!
- Большинство закрылись, поскольку были расположены близко к объектам соцкультбыта, а там торговать алкоголем нельзя. Нужно либо магазин отодвинуть, либо школу убрать. Зато рядом с садиками спокойно торгуют таксисты. И выжить в этой ситуации нельзя.
- А как много у вас магазинов, расположенных в жилых домах?
- Да практически все.
- Ресторан тоже находится в жилом доме?
- Да, ранее у меня его отобрали через суд, потому что я за него могла рассчитаться. Но потом, мы его обратно забрали – выиграли по аукциону. Но вернули его нам уже в разрушенном состоянии.
- А что если ввести сухой закон, как это делают в других муниципальных образованиях?
- Тогда нас вообще завалят нелегальным алкоголем. Хотя фактически легальной торговли спиртным в поселке, кроме моего алкомаркета, не осталось, так что смысла запрещать я не вижу – все итак нелегально торгуют. Понимаете, запретить – легче всего. Ведь надо еще и контролировать, чтобы не нарушали закон. А наша полиция на нарушителей смотрит сквозь пальцы…
Помогут ли предпринимательнице в ее беде – бог его знает. Но, выслушав эту историю, невольно ловишь себя на мысли: работать честно и законно в общепите и торговле у нас становится не то, что невыгодно – фактически невозможно. А вот незаконно – самое то. Заплати мелкий штраф и трави людей дальше и налоги можно не платить!