Потерянное десятилетие.
Как выборы президента 2018 года откладывают «шоковую терапию» и развитие страны

23 Сентября 2016 9459
2 Экономика
Российские власти откладывают реформы, но готовят граждан к непопулярным решениям, которые будут приняты после выборов. Главная интрига – после каких: думских или президентских. Однако развязка уже известна – Россия потеряет десять лет развития. И, судя по всему, ни у президента, ни у правительства нет ответа, что этому можно противопоставить.
«Настоящие войны»
После парламентских выборов и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев, отпраздновав победу «Единой России» (можно выдохнуть, «тяжело, трудно», а люди все равно за партию власти проголосовали и обеспечили ей конституционное большинство в Госдуме), заговорили об экономике, в которой уже давно наметились неутешительные тенденции.
На совещаниях у первого вице-премьера Игоря Шувалова и премьера Медведева, где проходят обкатку идеи финансово-экономического блока правительства, начались «настоящие войны», делился источник «Ведомостей». Одну из баталий прямо на глазах у президента развязали министр финансов Антон Силуанов и министр обороны Сергей Шойгу. Обсуждая расходы бюджета на оборону до 2025 года, главы ведомств перешли на повышенные тона в споре за 10 трлн руб.
Экономика не потянет, считают в Минфине, но в Минобороны чувствуют себя на передовой геополитической схватки России с Западом, только в Сирии сжигая по 100 млн долларов в месяц, не говоря уже о стоимости масштабных учений, программы перевооружения и далее по списку. С криком военные
не дают снизить нагрузку на бюджет и требуют 22 трлн руб. до 2025 года, тогда как в казначействе готовы выделить максимум 12 трлн руб.
Известный выбор, неизбежно встающий перед милитаризованной экономикой, пушки или масло перед Россией пока еще не стоит. Но, как говорится, все впереди: сокращение социальных расходов делает бюджет все более военно-ориентированным. Тем временем в Минфине ведут поиски, где и что можно поскрести, чтобы и аппетиты военщины удовлетворить, и на «социалку» осталось. Период после выборов как раз тем и удобен, что позволяет принимать непопулярные решения. Правда, те ли это были выборы?
Люди вместо нефти
И у казначейства нет дефицита идей, что делать следом за тем, как Россия наконец-таки преодолела сырьевое проклятие. Поскольку доходы от продажи сырой нефти упали вдвое, а сборы налога на добавленную стоимость превысили поступления от нефтекачек, население должно платить больше. За этим незамысловатым ходом мысли ведомство, так и не перекричавшее военных, за одну неделю бюджетного процесса выдало целый пакет гвоздей в крышку гроба отечественной экономики.
Повысить взносы с фонда оплаты труда (собирать 29% со всей базы), НДС на 2% – до 20% с отменой льгот (что приведет к росту цен на товары и услуги, а также разгонит инфляцию), прочие налоги, вплоть до акцизов на сладкие напитки и отмены выплат работающим пенсионерам. Вместе с тем в правительстве задумались о повышении тарифов ЖКХ по уровню прогнозной инфляции, тогда как пенсии и другие социальные выплаты, включая зарплаты бюджетникам, остаются без индексации по фактической инфляции. Неожиданно снова возобновились разговоры о введении прогрессивной шкалы налогообложения – ее предложил теперь уже бывший спикер Госдумы Сергей Нарышкин, хотя еще в мае говорил, что будет первым, кто выступит против подобной меры. В общем, вариантов много.
Особенно важно подчеркнуть, что разговор о способах дойки тощей коровы выходят на первый план тогда, когда открыто окно возможностей для проведения реформ. Причем даже вчерашние антагонисты Медведев и экс-министр финансов Алексей Кудрин, забыв о старых разногласиях (они, кстати, тоже были из-за расходов на оборону – Медведев заручался поддержкой военных в надежде на второй срок),
встречаются и договариваются регулярно работать над Стратегией развития России на 2018-2024 годы (четвертый президентский срок Путина).
Чтобы все-таки прочертить фарватер, в котором «Титаник» правительства будет двигаться дальше, Медведев, как в старые добрые времена, выступает с
программным текстом в журнале «Вопросы экономики» под заголовком «Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики».
На заре своего президентства сегодняшний премьер написал статью «Россия, вперед!», в которой обещал создать новые виды топлива, ядерные технологии, эффективные производства, суперкомпьютеры, наземную и космическую инфраструктуру для всех видов информации и т.д. Теперь же Медведев констатирует «политизацию экономической жизни» – санкции и колебания цен на нефть в результате «политических договоренностей». И убеждает читателей, по сути, в том, что политика превыше экономики, а безопасность – развития. В целом он воспроизводит то, как российская власть видит отношения с гражданами: мы отстаиваем суверенитет и провоцируем «геополитические шоки», а вы обеспечиваете «политическую стабильность».
Донести хрустальный шар
Пока есть видимость, что так все и работает, чему Медведев не смог не порадоваться в статье – катастрофический сценарий для экономики не реализовался. (Чего из этого, впрочем, не было за последние два года: резкий скачок инфляции, длительное падение рубля, промышленный спад, бюджетный кризис?) Поэтому, считает российский премьер, можно с усмешкой
припоминать президенту США Бараку Обаме его дерзкую реплику о том, что экономика России «порвана в клочья».
В то же время он признал структурные проблемы экономики (одним словом это называется госкапитализм, выстроенный Путиным), которые начали тормозить развитие страны еще до политического кризиса и главного внешнего шока – падения цен на нефть. Но, согласно Медведеву, который выступал за модернизацию и поддерживал различные нано- и IT-технологии, реформы сегодня – это «умное импортозамещение», а также поддержка малого и среднего бизнеса (об этом сказать для наполнения высказывания смыслом никогда не помешает).
Что же касается судебно-правоохранительной системы, гарантирующей права собственности, то это не зона влияния Медведева, он и не предлагает ничего кардинально менять. Таким образом, единственная новость в тексте премьера, кроме того, что он верен курсу президента, в том, что он против бюджетного стимулирования и «печатания денег», что означает от ворот поворот Столыпинскому клубу и прочей «экономике роста» с академиком Глазьевым. «Все понимают, что эмиссия необеспеченных денег – это просто производство бумаги, которое подстегнет инфляцию, обесценит доходы людей, зарплаты и пенсии. Мы это проходили и в 1980-е, и в 1990-е годы», – пишет он.
И это понятно: правительству нужно не столько отполировать хрустальный шар российской экономики, чтобы он сверкал, переливался всеми оттенками и вмещал больше света, сколько не разбить его до президентских выборов. А президент дал четкий наказ: «никакой шоковой терапии» не предпринимать. Но что делать, если 60% доходов бюджета не зависят от нефтяных цен, а дефицит бюджета нужно чем-то покрывать? «Всем людям... дать возможность свободно работать, и они заработают – и для себя, и для всей страны», – сделал вывод Медведев.
Однако окончательное решение принимать главному кандидату на президентских выборах 2018 года, и он, судя по всему, пока
не готов взять у граждан в бюджет больше.
Не готов он и к реформам, потому что они всегда болезненны и проводятся за счет политического рейтинга. Пока от перемен (в том числе и положительных) страну уберегают резервы и спрос на долговые бумаги России, как на
«горячие пирожки» – самое время залезть в долги. Но ясно, что власти подошли к развилке – направо пойдешь, налево пойдешь, прямо… – и ценность прогнозов возросла: как там будет, за горизонтом?
И кто и как бы ни считал и не прогнозировал (ЦБ, Минэкономразвития, ВШЭ), а выходит, что Россия ничего не приобрела и даже отстала от остального мира за последние годы. Потерянное десятилетие экономистами рассчитывается по-разному: оптимисты
считают, что в 2020 году экономика России по объему будет соответствовать показателям 2010 года; пессимисты
уверены, что это случится уже через полтора года – в 2018 году экономика будет равна самой себе образца 2008 года. Вопрос, на что было растрачено десятилетие нации, не из тех, что предполагают односложного ответа. Но у властей всегда есть мантра про стабильность. И в 2018 год они в очередной раз прибегнут к ней, чтобы не отвечать на неудобный вопрос. А после – предъявят за нее счет.
Подготовка к президентским выборам-2018. Зачем власти хотят сделать Россию «долговым супермаркетом»
Я не думаю, что отказ от повышения налогового бремени до 2019 года стоит считать уже свершившимся фактом. Учитывая наличие дыр в бюджете и необходимость их за счет чего-то латать, государство уже готовится к очередной реформе пенсионной системы, а это куда более непопулярная мера, чем повышение налогового бремени.
Увеличение госдолга – один из вариантов решения проблемы бюджетного дефицита. На наш взгляд, он предпочтительней увеличения налогов. По сравнению с развитыми и развивающимися странами, госдолг России небольшой и его обслуживание не вызывает у Минфина затруднений. Так, объем ОФЗ (облигации федерального займа) составляет около 5,5 трлн руб. – это менее 7% ВВП. Кроме того, на текущий момент есть возможность разместиться по выгодным ставкам. На российский долг наблюдается спрос как внутри страны (ОФЗ активно покупают банки и прочие финансовые структуры), так и со стороны зарубежных инвесторов.
Увеличивая государственный долг, Россия идет по пути западных стран. У США, Японии и ряда других стран размер госдолга превышает годовой ВВП. Для сравнения – у России отношение Долг/ВВП = 0,18. На текущий момент размер долга умеренный и есть возможность его немного нарастить, не вызвав финансовых затруднений в будущем. Сейчас ситуация в корне отличается от конца 90-х, когда наращивание долга привело к кризису ГКО. Кроме всего прочего, у России сохраняется высокий уровень резервов. Если ситуация будет развиваться по неблагоприятному сценарию (например, нефтяные цены упадут в район 30-35 долларов), то всегда есть вариант использовать резервы для погашения долгов.
Интерес к российскому долгу подпитывает уровень доходности российских облигаций. Доходность еврооблигаций РФ составляет 3-4,5% в зависимости от выпуска и срока. При этом у них умеренный уровень риска, даже учитывая проблемы в отечественной экономике. На мировых рынках сейчас избыток ликвидности благодаря стимулирующим мерам мировых центробанков. В то же время, наблюдается дефицит доходных активов – в развитых странах доходности гособлигаций сместились в район 0, а местами и в отрицательную область. Неудивительно, что спрос на российский долг (как государственный, так и корпоративный) со стороны инвесторов по-прежнему остается на высоком уровне.
Думаю, что от повышения налогов нам все равно не уйти, оно происходит уже сейчас – регионы вводят собственные пошлины и сборы, обсуждается изменение налогообложения для нефтяной отрасли в связи с новыми обстоятельствами на рынке нефти.
Полагаю, что госдолг можно безболезненно нарастить до 15-25% ВВП, а возвращение к пирамиде ГКО уже невозможно, так как выросло поколение людей, помнящих 1998 год.
Перспективы экономики России, если нефть вдруг начнет дорожать, очень даже неплохи – экономический рост до 5% в год, емкий и ненасыщенный внутренний рынок, поэтому долговые обязательства России хорошо котируются на Западе, пример тому – с успехом размещаемые евробонды.
При этом я не ожидаю «драматического» роста госдолга и повторения 98 года в ближайшем будущем. Как я уже сказал выше, правительство будет вынуждено снижать дефицит бюджета за счет сокращения расходов, что будет приводить к сохранению небольших объемов заимствования, направляемых на финансирование дефицита бюджета. Думаю, что правительство будет комбинировать займы со снижением расходов, что даст сбалансированный рост долга и долговой нагрузки.
Конечно, риск повторения кризиса 1998 года присутствует и его необходимо минимизировать. Для этого имеет смысл снизить рублевую ставку ЦБ РФ с нынешних 10% примерно до уровня инфляции, которая ожидается по итогам года в пределах 6%. Я не исключаю, что перед размещением гособлигаций, ставка ЦБ продолжит снижение.
Чем, по сути, отличается бутик от супермаркета? Я думаю, что в основном – оборотами торговли или, скажем так, масштабами. В этом смысле, бездумное наращивание объема займов вряд ли поможет российской экономике. Финансирование дефицита госбюджета на заемные средства, конечно, возможно, но даже в среднесрочном периоде это тупиковый путь, не говоря уже о долгосрочной стратегии. Основную часть денег имеет смысл направлять на кредитование значимых, существующих отраслей и на развитие будущего производства. Лишь в этом случае появится отдача от инвестиций и дополнительный доход, из которого можно будет погашать займы.
В ближайшей перспективе трудно ожидать роста госдолга. Потому что встает простой вопрос: а кто нам эти деньги даст? Если говорить о внешнем долге, то традиционный источник – западные банки – в условиях санкций для нас если и не закрыт, то получить деньги из него удастся путем долгих переговоров и не простых условий. На Востоке если и удастся что-то получить, то тоже не сразу. Так что быстро наш внешний долг не вырастет. Что касается внутреннего займа, то в условиях снижения уровня жизни займ у рядовых граждан маловероятен. Займ у национальных компаний возможен, но вряд ли он будет висеть на государстве тяжелым грузом – условия в этом случае будет ставить государство. Так что в краткосрочной перспективе опасного роста долга не будет. В долгосрочной перспективе, как я и говорил выше, все будет зависеть от того, сможем ли мы эффективно использовать заемные средства, чтобы как минимум доход от их вложения превышал учетную ставку (проценты по долгам). Если сумеем, все будет хорошо, если нет – возможна либо распродажа госсобственности или дефолт.
Если я правильно понял Сторчака, то он говорит о том, чтобы брать кредиты не в одном месте, а во многих. Идея правильная при наличии нескольких предложений и взять можно больше и условия получить лучше. Хотя, конечно, надеется на огромное предложение в сегодняшних условиях не стоит. Но поскольку на рынке излишек денег и даже США не может поглотить их все, то какое-то предложение будет. Но все это даст лишь тактический выигрыш. Стратегический вопрос это вопрос об эффективности использования заемных средств.