Тайны госбюджета. Почему растут засекреченные статьи расходов
В понедельник правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении основных параметров федерального бюджета на 2016 год. В этом документе Министерство финансов предлагает депутатам утвердить ряд поправок, которые позволят увеличить финансирование секретных статей бюджета. Какие расходы могут финансироваться по этим статьям и как увеличение секретности скажется на коррупционной составляющей этих трат?
Что предлагает Минфин?
Министерство финансов выступает за увеличение закрытой части бюджета, к которой относятся секретные и совершенно секретные ассигнования, на 680 млрд руб. Общий объем секретных трат в этом случае составит более 3,6 трлн руб. По итогам прошлых лет, наибольшее число бюджетных тайн приходятся на военные расходы – почти 70% оборонного бюджета засекречено, но есть и множество «мирных» статей госбюджета, часть расходов по которым не раскрывается. Секретятся по несколько процентов от числа общих расходов по статьям «Здравоохранение» и «Образование», в прошлом году было засекречено 7% расходов в разделе «Национальная экономика». Даже в статье «Культура» было засекречено 0,1% расходов. Закрытие части трат по невоенным статьям госбюджета объясняется тем, что в 2005 году была принята рекомендация Всемирного банка – вывести часть расходов из раздела «оборона». Таким образом военные санатории, школы в военных городка, детские дошкольные учреждения и многое другое стали финансироваться по другим статьям бюджета, таким как «Здравоохранение», «Образование» и тому подобное. Оценить, насколько оправдано засекречивание подобных расходов, довольно сложно.
Например, некоторые специалисты предполагают, что по таким расходам как «исследования в области экономики» происходит оплата услуг иностранных экспертов, в том числе юристов, нанимаемых в связи с исками к правительству России.
Увеличение расходов на секретные статьи бюджета осуществляется за счет сокращения трат ведомств на собственное содержание и на госпрограммы на 374 млрд руб., и еще за счет увеличения дефицита госбюджета на 304 млрд руб.
Секвестированию подвергнутся инвестиционные и социальные статьи бюджета. Больше всех в процентном отношении пострадает Калининградская область – программа социально-экономического развитие региона будет сокращена почти на 60%.
Аналогичная программа по Крыму «пострадает» на 15%.
Предлагаемые поправки в бюджет должны сократить расходы Минэкономразвития на 38%, Минтранса – на 12%, Минпромторга и Минсельхоза – на 10%, Минздрава и Минобрнауки – на 5%.
Дефицит бюджета, по сообщению
РИА Новости, будет финансироваться за счет внешних и внутренних источников.
По
мнению бывшего министра финансов Кудрина, увеличения секретных расходов у нас не происходит, просто в правительстве «какие-то уже действующие статьи прикрывают».
Источник «Газеты.Ру»
сообщает, что увеличение секретной доли в бюджете связано с выплатами по госкредитам, которые брались под правительственные гарантии на выполнение гособоронзаказа.
Насколько засекречен наш госбюджет?
С 2006 года доля закрытых расходов в бюджете страны колебалась в диапазоне 10-12%.
В 2011 году перечень статей, в которых присутствовала часть секретных трат, пополнился «Физкультурой и спортом» и «Периодической печатью и издательствами». В 2013 году произошел рост величины секретных расходов до 14% бюджета, в 2015 году их доля возросла до 21%, в этом году составила почти четверть госбюджета.
Секретят часть своих бюджетных трат многие страны мира. Например Нидерланды держат в секрете расходы на содержание королевской семьи. Доля закрытых статей в американском военном бюджете находится на уровне 10%. С одной стороны, эта цифра вдвое ниже российского показателя, с другой – гораздо больше в абсолютном выражении.
Американский военный бюджет превышает 1 трлн долларов, соответственно, его закрытая часть больше 100 млрд долларов – что в два раза больше всех российских расходов по статье «Национальная оборона».
Кстати, по показателю Индекс открытости бюджета Россия в прошлом году оказалась на 11 месте в рейтинге организации «Международное бюджетное партнерство» (МБП), опередив такие страны как Германия и Испания. В 2006 году Индекс открытости в России составлял 47 баллов, а в прошлом – 74. Таких выдающихся успехов наша страна достигла благодаря усилиям Минфина. А в 2012 году к борьбе за открытость бюджета подключился бывший министр финансов Кудрин, продвигая еще одно «детище» Всемирного банка и МВФ – проект «Открытый бюджет». В свете этих несомненных достижений полагать, что российский бюджет излишне засекречен, совершенно несправедливо.
Бюджет стремительно милитаризуется?
Траты на военные нужды всегда составляли львиную долю расходов бюджета нашей страны. Например, в конце 17-го века оборонные расходы составляли более половины государственной казны, а при Петре I превысили три четверти всех трат государства. Для того, чтобы как-то возместить урезание «мирных» статей бюджета, Петр I ввел множество новых налогов (драгунский сбор, корабельный сбор и т.п.), а также использовал монетную регалию – перечеканивал монеты в менее ценные. В итоге к 1715 году все цены в стране выросли в два раза.
Серьезное снижение доли военных расходов в бюджете наблюдалось в конце 19-го – начале 20-го века. К 1905 году траты на армию и флот составляли менее четверти казны, и с началом русско-японской войны государство вынуждено было делать внутренние и внешние займы величиной до половины всего госбюджета.
Очень небольшие траты на оборону были в 90-е годы. Так в 1995 году доля военных расходов составляла около 10% госбюджета. В те годы укрепление обороноспособности государства в числе первостепенных задач правительства не стояло, страна активно встраивалась в мировую экономику, а наше руководство сильно дружило с западными «партнерами» на почве совместного освоения наших природных ресурсов и «распила» советского наследия.
На этом фоне сегодняшние 5,4 % ВВП, которые Россия тратит на нужды обороны, выглядят весьма умеренно. Например, военные расходы Саудовской Аравии составляют более 13% ВВП, Объединенных Арабских Эмиратов – 5,7% ВВП.
Зарытые статьи госбюджета – прямой путь к нецелевому использованию его средств?
Впервые государственный бюджет нашей страны был опубликован в 1862 году после финансовой реформы Александра II. До этого момента «государственная роспись» всех доходов и расходов была секретной. Бюджет Российской империи утверждал лично император, его приказом мог быть скрыт от Госсовета даже дефицит бюджета. То есть, помимо официального бюджета, существовал еще и «серый». Тем не менее, публикация бюджета в печати и введение госконтроля за его исполнением (с ежегодной публикацией отчета контрольной палаты) отсутствию дефицита бюджета никак не способствовала. Равно как и готовности России к военным действиям в начале 20-го столетия. Свидетельства же современников о тотальном казнокрадстве легко отыскать во множестве как до, так и после рассекречивания госбюджета.
Резонансные дела, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств во время строительства космодрома Восточный, при возведении олимпийских объектов и в других крупных государственных проектах, говорят о том, что причина коррупции кроется отнюдь не в закрытости тех или иных статей бюджета.
Только легальный вывоз капитала из страны в этом году прогнозируется на уровне 40 млрд долларов, что сопоставимо со всем объемом секретных статей бюджета.
По
мнению депутата ГД справедливоросса Михаила Емельянова, проблема бюджета совершенно не в том, что увеличивается или уменьшается доля его закрытых статей, а в том, что «правительство не хочет менять ни бюджетную, ни экономическую политику, не думает над увеличением доходов».
И в этом отношении депутат совершенно прав: по новым «бюджетным правилам», которые Минфин рассчитывает начать применять с 2020 года,
планируется перенаправлять в Резервный фонд часть нефтегазовых доходов при цене нефти выше 40 долларов за баррель. То есть, предполагается продолжать поддержку нашими ресурсами экономик наших западных «партнеров». Возможное нецелевое использование средств по закрытым статьям бюджета выглядит на этом фоне детской возней в песочнице.