Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
Суд-закон.МВД.Криминал [1280]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [555]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [155]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [277]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [224]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [670]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [377]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [93]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [23]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [239]
Тюрки [76]
Саха [153]
литература [42]
здоровье [465]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [123]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2016 » Сэтинньи » 22 » Хуннуу диэбиттэрэ сахалыы эбит “Северная и Восточная Тартария»
Хуннуу диэбиттэрэ сахалыы эбит “Северная и Восточная Тартария»
12:26
 Хуннуу диэбиттэрэ сахалыы эбит

ЧОКУУР ГАВРИЛЬЕВ. 21.11.20161805 КӨРДҮЛЭР
Бу мэлииппэ Маастрих куоратын Сант Сервис таҥара дьиэтигэр хун мэлииппэтэ диэн уурулла сытар эбит. Сураҕа Сант Сервис аатырбыт Атилланы сурэхтээбит үһү. Онтукабыт букатын даҕаны сахалыы 17 үйэтээҕи мэлииппэ. Мэлииппэ Николас Витсен “Северная и Восточная Тартария» кинигэтигэр баар. Мэлииппэ омуктуу суруллубут да буоллар, бэрт чуолкайдык сахалыы ааҕыллар.
Ол аата, нууччалар Саха сиригэр кэлээт  «Отче наш», мэлииппэни  итинник сахалыы саҥардыбыттар. Бу туһунан Гази университетын (Анкара) профессора Фатих Киришчиоглу уонна учуонай Мехмет Тутундьу ыыппыттарын үллэстэбин. Сахалыы бэйэм аахтым.  

Айыыбыт биһиэнэ мэҥэ таҥара  Үрдүгэр килбэйэр аатыҥ, эйиэнэ кэлиэҕэ аатыҥ. Эйиэнэ буолуоҕа көҥүлүҥ эйиэнэ эмиэ. Таҥараҕа сиргэ аспытын,  биһиэнин күннэтээҕини кулу.Биһиэхэ аны кэбис биһиэхэ, иэспитин биһиэнин, хайдах биһиги кэбиһэбит.
 Сиэмэхтэрбитин биһиэнин киллэримэ биһигини аньыыга.Быыһаа биһигин абааһыттан ол иһин.  Аминь.
Эйиэнэ баар Ыраахтааҕы, Күүстээх, Аатыҥ бука кырдьык


Николас Витсен диэн Голландия киһитэ, Амстердам мэрэ Евразия омуктарын анаан үөрэппит. Кини 1692 сыллаахха Хотугулуу-илиҥҥи Татаар (Түүр) дойдулара диэн кинигэтэ тахсыбыт. Кинигэҕэ сахалыы аҕыйах тыл тылбааһа, хаарта уонна атын да араас матырыйааллар бааллар.

Манна дойдубут айылҕата, географията кэпсэнэр. Олохтоох омуктар тыллара-өстөрө эмиэ киирбит. Маҥнай бу кинигэ Тартария диэн улахан хаартаны кэпсииргэ ананан тахсыбыта. (Северная и Восточная Татария, второе издание 1705).  Витсен Москубаҕа 1664-65 сс. кэлэ сылдьыбыт. Араас матырыйааллары хомуйбут, дакылааттары үөрэппит. Сорох информация туһугар харчытын да кэрэйбэт эбит. Бэйэтэ айаннаабатар да балайда интэриэһинэй матырыйааллары хомуйбут. Билигин бу кинигэтэ цифровой версията баар. Нууччалыы тылбаастаммыт. Онон учуонайдар, тыл үөрэхтээхтэрэ, этнографтар интэриэстэрин тардыаҕа дии саныыбыт.

Кинигэни бу сайтка булан көрүҥ.
http://resources.huygens.knaw.nl/retroboeken/witsen/#page=0&accessor=toc&view=homePane
Бу кинигэ нууччалыы тылбааһыттан:

Якуты, которые живут около города Якутской и на реке Амга, носят особые одежды. Их верхние кафтаны сшиты из разных видов меха, обшиты вокруг каймой с ладонь шириной из белоснежного оленьего меха, застегиваются сбоку, спина закрыта. Волосы у них длинные. Они не носят рубах. Они верят, что на небе есть Бог, который дает жизнь, пищу и детей. Весной они устраивают праздник.
Тогда зажигают большие костры и льют в них, по направлению к востоку, водку из молока. Сами они ее тогда не пьют. Их язык похож на язык магометан.
Те, которые живут около Тобола и происходят из Бухаpcкой земли, они придерживаются многоженства. Основная охота у них идет на оленей. Они умеют также приручать и использовать их для езды. Это честный и храбрый народ, любит правду, любит, чтобы их держали в строгости и тогда они очень кроткие. Некоторые говорят, что если у них умирает важная личность, то вместе с ним хоронят кого-нибудь из родственников. Об этом, однако, я не имею определенных сведений.

Говорят, что эти люди, загнанные войной из Мугалии и Калмыкии, переселились сюда. Примечательно, что они, хотя и магометанского происхождения, все же, очевидно, от этого закона ничего не сохранили, кроме лишь признания Бога. Якуты носят как оружие еще и полукопья, под названием куяки.Город Якутской – довольно большой и богатый. Якуты, которые по виду похожи на калмаков, бреют голову.

Они язычники, но лучшего нрава, чем соседние западные язычники. У них лошади и другие животные, полученные из других мест. Они пекут хлеб из привозной муки. Самый богатый среди них – князек. Он носит красивую шубу, или одежду, подшитую соболями. Та часть шубы, которая спереди, украшена мехом собаки, потому что они собаку больше ценят, чем соболя, так как она ловит соболя. (680)

Как якуты зимой ездят и охотятся

На море, начиная от Ледяного мыса до Амура, климат умеренный, и даже зимой море не замерзает. Там только плавает немного льда, но летом море совершенно чистое.Около Якутска живут народы – тунгусы и юкагиры, коряки, ходынцы, гиляки и т. д. Каждый из них говорит на своем языке, но тунгусы, которые живут у рек Колыма, Мая, Вилюй, говорят почти на одном языке.

Только в некоторых словах имеется сходство с языком вышеупомянутых народов. Они вооружены стрелами, луками, дубинами и т. д. Якуты живут зимой в хижинах, которые они окружают или огораживают деревом и землей. Но летом они живут в палатках из звериных шкур, связанных вместе березовой корой. Тунгусы живут в палатках из шкур лося, и зимой их укрепляют снегом, хотя некоторые летом и живут в хижинах из березовой коры.

У якутов много лошадей и скота, а у тунгусов в этих местах нет скота. Раньше у них было много прирученных оленей, которые все примерно г. 4 назад погибли. Издавна жили около Якутска, в лесах, несколько человек иноземцев, которые приехали из Казимота. Их называют казиморинцы, кроме того, довольно большое количество якутов, которые поселились около Кораты, таким образом они жили вместе. Они напали на бурят и украли у них скот и домашний скарб, поэтому буряты собрались, напали на них и многих убили и увезли в рабство.

Якуты тогда убежали, бросили свои жилища и поселились у истоков Лены, после чего они на лодках спустились вниз по реке до области тунгусов, где построили постоянные жилища в степях, в то время как тунгусы сами оставались жить в лесах.

И это происходило больше 2–х столетий назад.Некоторые слова языка якутов и братoв сходны с мугало-тартарским языком. Обычное богослужение якутов состоит в том, что они молятся с внимательным выражением лица, направляя взгляды к небу. Они разделяются на три секты: первые верят в орла, вторые поклоняются лебедю, а третьи почитают и поклоняются ворону.

Каждый из них тщательно остерегается убивать птицу своей веры, ибо они верят, что тот, кто убивает птицу, которой они поклоняются, вскоре должен умереть. Среди якутов и других соседних язычников принять, если кто-нибудь из них заболеет, сразу же вызывать шамана или жреца, умоляя его заключить договор о том, сколько следует ему платить за здоровье или уменьшение боли. Они всегда поклоняются дьяволу, чтобы он не душил скот или не погубил его. Шаман ударяет в бубен, в течение нескольких часов, как было выше сказано, в отношении тунгусов.

С распущенными волосами, он во все горло кричит, ударяет в барабан, падает наземь и остается долго лежать, как мертвый. Тогда эти простоватые язычники подходят и выбивают огонь из огнива над его головой. Тогда жрец встает и говорит больному, сколько голов скота он должен уплатить за свое излечение или за избавление от боли.

Если считают, что он требует слишком много, или страдающий не имеет столько, тогда умоляют жреца поторговаться. После этого он, бормоча, говорит, сколько следует дaть. Тогда пригоняют обещанный скот, который жрец вместе с народом режут и съедают. Шкуры, по правилам веры, вешают растянутыми на деревья (669-670)

Несколько слов из якутского языка, то есть, народа, живущего на восточном берегу реки Лены, называемых якутами*
(сорох тыллар атыттар эбит)
Голова – Bos (Бас)

Волосы – As (Ас)

Лоб – Suis (Сүүс)

Уши – Kulgak (Кулгаах)

Глаза – Karak (Харах)

Нос – Mun (Мун)

Ноздри – Murun (Мурун)

Подбородок – Singa gunguk (Сыҥаах …)

Рот – Ojack (Айах)

Губы – Os (Уос)

Зубы – Tis (Тиис)

Язык – Til (Тыл)

Шея – Moin (Мойун)

Грудь – Tuis (Түөс)

Плечи – Sanin (Санын)

Руки (предплечья) – Ilin (Илин)

Локти – Togok (Тоҕок??)

Рука (кисть) – Erbiak (Эрбиэх)

Пальцы – Erbik (Эрбик)

Ногти – Tarbiak (Тарбыйа???)

Живот – Ologok (Олоҕох???)

Пуп – Kin (Киин)

Спина – Sisinek (Сисинэк??)

Бок – Etuik (Өттүк)

Кишки – Osoghos (Осоҕос)

Сердце – Suriak (Сүрэх)

Колени – Tiusurges (Түөсүргэс)

Берцовые кости – Sotoj (Сото)

Икры – Saraet (Сарыат?)

Ноги (ступни) – Atak (Атах)

Пальцы (ног) – Erbiah (Эрбиэх, эрбэх)

Вены – Inir (Иҥиир)

Мясо – Et (Эт)

Кровь – Kan (Хаан)

Мозги – Sili (Силии)

Один – Bir

Два – Icki

Три – Us

Четыре – Tuard

Пять – Bes

Шесть – Alta

Семь – Sette

Восемь – Agis

Девять – Togus

Десять – On

Одиннадцать – Onurdugobir

Двенадцать – Onurdigiki

Тринадцать – Onurdugus

Четырнадцать – Onurduturd

Пятнадцать – Onurdugobes

Шестнадцать – Onurdogoalta

Семнадцать – Onurdogosette

Восемнадцать – Onurdogoagis

Девятнадцать – Onurdogotis

Двадцать – Surbe

Тридцать – Ottuti

Сорок – Teurden

Пятьдесят – Besen

Шестьдесят – Altaon

Семьдесят – Setteon

Восемьдесят – Agison

Девяносто – Toguson

Сто – Suis

Десять раз по сто  или тысяча – Munck suis (Муҥ сүүс?)


 Чокуур Гаврильев
Category: Тюрки | Views: 1880 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Сэтинньи 2016  »
БнОпСэЧпБтСбБс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 87
Ыалдьыттар (гостей): 87
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024