Якуты, которые живут около города Якутской и на реке Амга, носят особые одежды. Их верхние кафтаны сшиты из разных видов меха, обшиты вокруг каймой с ладонь шириной из белоснежного оленьего меха, застегиваются сбоку, спина закрыта. Волосы у них длинные. Они не носят рубах. Они верят, что на небе есть Бог, который дает жизнь, пищу и детей. Весной они устраивают праздник.
Тогда зажигают большие костры и льют в них, по направлению к востоку, водку из молока. Сами они ее тогда не пьют. Их язык похож на язык магометан.
Те, которые живут около Тобола и происходят из Бухаpcкой земли, они придерживаются многоженства. Основная охота у них идет на оленей. Они умеют также приручать и использовать их для езды. Это честный и храбрый народ, любит правду, любит, чтобы их держали в строгости и тогда они очень кроткие. Некоторые говорят, что если у них умирает важная личность, то вместе с ним хоронят кого-нибудь из родственников. Об этом, однако, я не имею определенных сведений.
Говорят, что эти люди, загнанные войной из Мугалии и Калмыкии, переселились сюда. Примечательно, что они, хотя и магометанского происхождения, все же, очевидно, от этого закона ничего не сохранили, кроме лишь признания Бога. Якуты носят как оружие еще и полукопья, под названием куяки.Город Якутской – довольно большой и богатый. Якуты, которые по виду похожи на калмаков, бреют голову.
Они язычники, но лучшего нрава, чем соседние западные язычники. У них лошади и другие животные, полученные из других мест. Они пекут хлеб из привозной муки. Самый богатый среди них – князек. Он носит красивую шубу, или одежду, подшитую соболями. Та часть шубы, которая спереди, украшена мехом собаки, потому что они собаку больше ценят, чем соболя, так как она ловит соболя. (680)
Как якуты зимой ездят и охотятся
На море, начиная от Ледяного мыса до Амура, климат умеренный, и даже зимой море не замерзает. Там только плавает немного льда, но летом море совершенно чистое.Около Якутска живут народы – тунгусы и юкагиры, коряки, ходынцы, гиляки и т. д. Каждый из них говорит на своем языке, но тунгусы, которые живут у рек Колыма, Мая, Вилюй, говорят почти на одном языке.
Только в некоторых словах имеется сходство с языком вышеупомянутых народов. Они вооружены стрелами, луками, дубинами и т. д. Якуты живут зимой в хижинах, которые они окружают или огораживают деревом и землей. Но летом они живут в палатках из звериных шкур, связанных вместе березовой корой. Тунгусы живут в палатках из шкур лося, и зимой их укрепляют снегом, хотя некоторые летом и живут в хижинах из березовой коры.
У якутов много лошадей и скота, а у тунгусов в этих местах нет скота. Раньше у них было много прирученных оленей, которые все примерно г. 4 назад погибли. Издавна жили около Якутска, в лесах, несколько человек иноземцев, которые приехали из Казимота. Их называют казиморинцы, кроме того, довольно большое количество якутов, которые поселились около Кораты, таким образом они жили вместе. Они напали на бурят и украли у них скот и домашний скарб, поэтому буряты собрались, напали на них и многих убили и увезли в рабство.
Якуты тогда убежали, бросили свои жилища и поселились у истоков Лены, после чего они на лодках спустились вниз по реке до области тунгусов, где построили постоянные жилища в степях, в то время как тунгусы сами оставались жить в лесах.
И это происходило больше 2–х столетий назад.Некоторые слова языка якутов и братoв сходны с мугало-тартарским языком. Обычное богослужение якутов состоит в том, что они молятся с внимательным выражением лица, направляя взгляды к небу. Они разделяются на три секты: первые верят в орла, вторые поклоняются лебедю, а третьи почитают и поклоняются ворону.
Каждый из них тщательно остерегается убивать птицу своей веры, ибо они верят, что тот, кто убивает птицу, которой они поклоняются, вскоре должен умереть. Среди якутов и других соседних язычников принять, если кто-нибудь из них заболеет, сразу же вызывать шамана или жреца, умоляя его заключить договор о том, сколько следует ему платить за здоровье или уменьшение боли. Они всегда поклоняются дьяволу, чтобы он не душил скот или не погубил его. Шаман ударяет в бубен, в течение нескольких часов, как было выше сказано, в отношении тунгусов.
С распущенными волосами, он во все горло кричит, ударяет в барабан, падает наземь и остается долго лежать, как мертвый. Тогда эти простоватые язычники подходят и выбивают огонь из огнива над его головой. Тогда жрец встает и говорит больному, сколько голов скота он должен уплатить за свое излечение или за избавление от боли.
Если считают, что он требует слишком много, или страдающий не имеет столько, тогда умоляют жреца поторговаться. После этого он, бормоча, говорит, сколько следует дaть. Тогда пригоняют обещанный скот, который жрец вместе с народом режут и съедают. Шкуры, по правилам веры, вешают растянутыми на деревья (669-670)
Несколько слов из якутского языка, то есть, народа, живущего на восточном берегу реки Лены, называемых якутами*
(сорох тыллар атыттар эбит) Голова – Bos (Бас)
Волосы – As (Ас)
Лоб – Suis (Сүүс)
Уши – Kulgak (Кулгаах)
Глаза – Karak (Харах)
Нос – Mun (Мун)
Ноздри – Murun (Мурун)
Подбородок – Singa gunguk (Сыҥаах …)
Рот – Ojack (Айах)
Губы – Os (Уос)
Зубы – Tis (Тиис)
Язык – Til (Тыл)
Шея – Moin (Мойун)
Грудь – Tuis (Түөс)
Плечи – Sanin (Санын)
Руки (предплечья) – Ilin (Илин)
Локти – Togok (Тоҕок??)
Рука (кисть) – Erbiak (Эрбиэх)
Пальцы – Erbik (Эрбик)
Ногти – Tarbiak (Тарбыйа???)
Живот – Ologok (Олоҕох???)
Пуп – Kin (Киин)
Спина – Sisinek (Сисинэк??)
Бок – Etuik (Өттүк)
Кишки – Osoghos (Осоҕос)
Сердце – Suriak (Сүрэх)
Колени – Tiusurges (Түөсүргэс)
Берцовые кости – Sotoj (Сото)
Икры – Saraet (Сарыат?)
Ноги (ступни) – Atak (Атах)
Пальцы (ног) – Erbiah (Эрбиэх, эрбэх)
Вены – Inir (Иҥиир)
Мясо – Et (Эт)
Кровь – Kan (Хаан)
Мозги – Sili (Силии)
Один – Bir
Два – Icki
Три – Us
Четыре – Tuard
Пять – Bes
Шесть – Alta
Семь – Sette
Восемь – Agis
Девять – Togus
Десять – On
Одиннадцать – Onurdugobir
Двенадцать – Onurdigiki
Тринадцать – Onurdugus
Четырнадцать – Onurduturd
Пятнадцать – Onurdugobes
Шестнадцать – Onurdogoalta
Семнадцать – Onurdogosette
Восемнадцать – Onurdogoagis
Девятнадцать – Onurdogotis
Двадцать – Surbe
Тридцать – Ottuti
Сорок – Teurden
Пятьдесят – Besen
Шестьдесят – Altaon
Семьдесят – Setteon
Восемьдесят – Agison
Девяносто – Toguson
Сто – Suis
Десять раз по сто или тысяча – Munck suis (Муҥ сүүс?)