Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2016 » Ахсынньы » 19 » «Стратегия – 2030» Якутии требует изменения концепции проекта на 180о и современного экономического мышления.
«Стратегия – 2030» Якутии требует изменения концепции проекта на 180о и современного экономического мышления.
15:32
«Стратегия – 2030» Якутии требует изменения концепции проекта на 180о и современного экономического мышления.

Анатолий Чомчоев, депутат Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 1 созыва.


В целом проект «Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года» (далее – Стратегия) нужный документ, хотя из-за того, где написано: «Мы видим Якутию к 2050 году как территорию синергии счастливых и успешных людей, чистой природы и умной экономики» (с.20 Стратегии, далее с.) и самое главное – Правительство Республики Саха (Якутия) стало думать о будущем, подстегиваясь Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года. Проект Стратегии имеет 223 страницы и состоит из 7 глав, где анализированы огромное количество материалов.

Остановлюсь сегодня только на одну проблему проекта Стратегии, стоящую на сегодня на первом месте экономики многих стран мира: добычи нефти. Про добычи нефти на территории Якутии написаны в разделе «5.1.4. Нефтегазовый комплекс» (с.138-142). В этом разделе специалисты стратегического планирования Якутии пишут, что в настоящее время добыча нефти в республике составляет 9,8 млн.тонн в год и планируемые объемы добычи нефти в 2017 году составят 16-18 млн.тонн в год. Далее никаких цифр. Как правило, для экономики сырьевой территории (с.7,10,12,26), добыча нефти играет главнейшую роль, тем более для Якутии с не большим населением - менее 1 млн. человек.

В Стратегии нет самого главного: как сократить дотационность бюджета, государственный долг Якутии и ликвидировать бедность населения. «Уровень бедности в республике выше, чем показатель в среднем по России (в 2015 году – 18,9% и 13,3% соответственно)» написано в Стратегии (с. 9). При этом разработчики нигде не использовали такие нужные ключевые экономические термины, касающегося для территорий, где добывается нефть: земельная рента; обязательные начисляемые налоги, рояльти (платежи с добычи); платежи с дохода (налоги на чистую прибыль); ренталз (арендная плата); бонусы (единовременные премиальные выплаты); фиксированные ставки; условия разработки, прогрессирующая с ростом добычи или цен на нефть; компенсационная нефть; распределяемая нефть; регулирование рентабельности и ставок подоходного налога; юридическая регистрация недропользователей к месту добычи и т.д.

Используя вышеперечисленные термины, власти самой бедной в Африке государства Чад (население более 11 млн. человек) с 2007 года добились соответствующего контроля нефтяных платежей компаний, поступающих в государственный бюджет и, например, только одна американская компания Exxon Mobil Рекса Тиллерсона (будущего госсекретаря США), ежегодно платит более 500 млн. долларов в счет нефти, которую добывает на ее территории.

Еще власти США с середины 2000-х годов властям Чада перечисляют ежегодно 20 млн. долларов. В Чаде всего добыли в 2015 году 4,1 млн. тонн нефти. Кстати, доход от нефти, газа и горнодобывающего сектора Чада в размере 2 млрд. долларов был в 2012 году. А у нас, где добывался в 2015 году
9,8 млн. тонн нефти, 2 млрд. куб.м. газа, 36,3 млн. карат алмазов, 25 тонн золота (в Чаде в 2015 году добыто всего 3 тонны), 24,7 тонн сурьмы, 15,2 млн. тонн каменного угля все время Якутия перечисляется в числе самых дотационных субъектов Российской Федерации.

Я понимаю, что скажут оппоненты: недра - это федеральная собственность. Нет, в соответствии Конституции Российской Федерации это «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (часть 1, статьи 9) и вопрос владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Якутии (часть «в» пункта 1 статьи 72). Таким образом, добывать недровые богатства ради добычи, это не Стратегия (. Надо добиться от федеральных органов власти правильной формулировки слов «трансферт» и возврат финансовых средств от консилидированных налогов крупных недропользователей Якутии.

Если такой богатый по природным ресурсам субъект Российской Федерации, как Якутия, из-за не компетентности специалистов по стратегическому планированию не может найти выход из дотационности, то, как Российская Федерация в целом может выйти из кризиса? Никак, поэтому снизу специалисты субъекта федерации должны подавать идеи и реальные экономические механизмы к федеральным властям, чтобы Россия была экономически развитой страной. К сожалению, нет в проекте Стратегии вида индивидуального плана субъекта федерации, охватывающего весь потенциал, так и ожидаемые социально-экономические эффекты для разработки федеральной комплексной и взаимосвязанной «Стратегии-2030» Российской Федерации с учетом проводимых в регионах страны мер.

Вот почему Российская Федерация и Якутия начиная с 1990 года до сих пор не могут выйти на производственные экономические показатели тех времен, хотя есть прекрасный человеческий потенциал и богатейшие природные ресурсы. Надо только этим ресурсам дать правильное направление действий, на основе стратегического планирования «устойчивой» и «зеленой» экономики с учетом глобального потепления, которое сильнее всех в мире воздействует России.

Это связано с тем, что более 60% территории Российской Федерации приходится на зону вечной мерзлоты и идет ее таяние, а в этих местах ведутся разработки нефти. По данным британской нефтяной компании «ВР», Россия в 2015 году добыла 567,2 млн. тонн нефти, а нефть является основным источником дохода бюджета страны. Как повлияет глобальное потепление Якутии к 2030 и 2050 годах?

В Стратегии ни слова. В Западной Сибири глубина слоя без периодического протаивания в среднем составляет около 20 метров, дальше, в сторону Северного Ледовитого океана - еще глубже, на сотни метров. Рекордная глубина слоя вечной мерзлоты зафиксирована в верховьях реки Вилюй, у нас в Якутии - 1370 метров. «По прогнозам, площадь, занятая вечной мерзлотой на территории России, может сократиться к середине XXI века на 20-25 процентов, а к концу XXI века - на 31-56 процентов», - сообщил на конференции «Проблемы прогнозирования чрезвычайных ситуаций» Константин Моськин, временно исполняющий обязанности начальника Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций «Антистихия» в октябре 2016 года. «Под угрозой оказываются объекты нефтегазового комплекса, промышленные предприятия, а также города, которые могут уйти под землю.

В настоящее время по причине деградации вечной мерзлоты деформировано до 60 процентов объектов в Игарке, Диксоне, Хатанге, до 100 процентов - в поселках Таймырского автономного округа, 22 процента - в Тикси, 55 процента - в Дудинке, 50 процентов - в Певеке и Амдерме, около 40 процентов - в Воркуте», - отметил Моськин.

В связи с этим Председатель Правительства России Дмитрий Медведев требует «позеленение» экономики, развитие возобновляемых источников энергии и тренд по выполнению Парижского соглашения 2015 года.

Как отмечают эксперты, последствия для экономики России от Парижского соглашения будут в любом случае довольно серьезными, правда, не в результате ратификации, а в результате изменения мировой конъюнктуры – падения спроса на ископаемое топливо, рост доли ВИЭ, роста требований к углеродной отчетности по всей цепочке выбросов, сложностей с доступом на рынки для углеродоемкой продукции.
Тем не менее не одна Россия оказывается в такой ситуации. Поэтому все эти вопросы должны быть отражены в Стратегии субъекта Российской Федерации. К

роме того, необходимо использовать материалы Международной конференции ООН в Марракеше (ноябрь 2016 года, Марокко). Представители официальной делегации России, так и присутствующие компании (в том числе Росатом и РУСАЛ) говорили и о перспективах использования атомной и гидроэнергетики в качестве низкоуглеродной экономики. Правда, в Стратегии много, даже очень много написано о строительстве каскадов ГЭС на территории Южной Якутии без учета их экологических последствий, а про использовании атомной энергетики - молчок. Это не правильно.

Жители Якутии хорошо помнят, когда принималась «Схема комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта Республики Саха (Якутия) до 2020 года» (далее Схема) в сентябре 2006 года предусматривалось строительство четырех плавающих АЭС малой мощности. Я, как человек в свое время руководивший штабом Оперативной группы особой зоны по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, выступил против их размещения: они взрывоопасные, технически сложные в эксплуатации в условиях Якутии, дорогостоящие и предложил разработать новые источники электрической и тепловой энергии малой мощности на основе использования ядерной энергии, но не взрывоопасных технологий.

Ныне российские атомщики разработали такие энерго-теплоисточники микро и малой мощности, но заказов от субъектов нет. Такие микро и малые мощности в основном применяются только в Якутии. Эти разработки могут уйти за рубеж, т.к. якутские энергетики ударились на дорогие и сложные в эксплуатации японские газовые турбины. А газ в Якутии не везде имеется и время требует эффективного использования государственных финансовых средств. Кроме того, следует отметить, что самые эффективные газотурбинные установки (ГТУ) были разработаны советскими учеными. Позже на их основе в мире были созданы различные ГТУ, но для энергетических установок микро и малой мощности превосходящих многорежимную карнотизированную ГТУ московского профессора Беляева еще в мире никто не разработал.

Необходимо в сравнении рассчитать риски и эффекты и распределить их по временным горизонтам, надо решиться взять на себя ответственность смотреть на 33 лет вперед, нужно научиться считать экологическую стоимость товара и технологии; их стоимость для здоровья проживающего на территории населения; эффект от вложений в образование и здравоохранение; взаимное влияние в экономических цепочках и мультипликативные эффекты от вложений в определенные секторы на ВРП, наполняемость бюджетов, доходы населения.

Из-за привлечения к разработке проекта Стратегии в основном московских экономистов, а не местных экономистов, которые принимали бы ответственные решения при разработке Стратегии, получается «халтура и северное госфэнтези», как выразился известный в Якутии журналист газеты «Якутск вечерний» Виталий Обедин. А журналистка Елена Тихонова провела глубокий анализ Стратегии и нашла схожесть мошенничества Остапа Бендера из книги «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова со Стратегией.

Ее вывод: «В «Стратегии-2030» якутские чиновники «переплюнули» самого Остапа». Еще другой пример из-за океана: на последней в уходящем году пресс-конференции президент США Барак Обама назвал Россию слабой страной. По мнению Обамы, Россия «меньше» и «слабее», чем Соединенные Штаты, а ее экономика «не производит ничего», что хотели бы купить другие страны, — «кроме нефти, газа и оружия». Вот пример того, даже Обама, унижая Россию, признал, что российские ученые могут создавать хорошие оружия.

Еще он не знает, что мы с 2012 года создаем на 15 кВт, 100 кВт, 5 МВТ и 10 МВт самые надежные и по стоимости приемлемые ядерные энергетические установки наземного применения, используя МКГТУ. Мы их назвали ТОТЭС (твердооксидная тепловая электростанция). Об этом любой человек может ознакомиться в материалах Международной научно-практической конференции по Арктике, ноябрь 2014 года, в статье Александра Пахомова и Анатолия Чомчоева «Возврат России к мировому лидерству по инновационным технологиям в Арктике – веление времени».

Таким образом, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) должна вернуть Правительству Республики Саха (Якутия) Стратегию для изменения ее концепции в интересах не только Якутии и еще для блага Российской Федерации. Для этого есть с чем сравнить якутский проект «Стратегии-2030»: Казахстан имеет «Стратегия-2030» и Концепцию «зеленой» экономики Казахстана до 2050 года, «Стратегию-2030» Республики Дагестан даже похвалили в «Российской газете».

В Минэкономразвития России имеется Центр стратегического управления и пространственного развития, который сможет быть одним из консультантов создания реальной «зеленой» «Стратегии-2030» Якутии.

17 декабря 2016 года.
 
Category: Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения | Views: 1182 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Ахсынньы 2016  »
БнОпСэЧпБтСбБс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 1
Ыалдьыттар (гостей): 1
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024