13.01.2017 После новогодних каникул глава Якутии Егор Борисов вновь озаботился судьбой акций «АЛРОСА-Нюрба». Как же так? Столько денег в казне болтается без его «хозяйского» пригляда и «рачительного» распоряжения. Ведь пропадут, и никому ничего не достанется! Так нельзя…
Егор Борисов решил подогреть подстывшие за время праздников страсти по поводу приватизации акций «АЛРОСА-Нюрба». На состоявшейся после каникул встрече с работниками министерства имущественных и земельных отношений республики глава республики заявил:
«Нам надо определяться, что делать дальше. Мы еще рьяно держимся за эти активы – алмазные акции, которые у нас есть. Не понимаем, что они через определенное время могут просто исчезнуть».
Напомнив, что два года назад премьер-министр России на всю страну объявил о том, что нужно приватизировать государственную собственность, Егор Борисов указал на необходимость актуализации этого вопроса:
«Как-то надо определиться, что делать с государственной собственностью. Будем оптимизировать или будем слушаться политиков, которые, ничего не понимая, сопротивляются?».
Безусловно, народным имуществом нужно должным образом управлять – чтобы оно росло и преумножалось. Никто с этим спорить не станет. Поэтому давайте посмотрим, какие в республике есть предложения по управлению этой самой государственной собственностью и какие риски они несут. Залог
Первое предложение, с подачи чиновников, озвучила группа депутатов Ил Тумэна во главе с бывшим директором ГУП ЖКХ РС (Я)Александром Ноговицыным. Смысл предложения – акции приватизировать и передать в залог под кредиты. Кредиты должны были пойти на уплату долгов того же ГУП ЖКХ РС (Я) и авиакомпании «Якутия».
Как пояснила министр имущественных отношений Якутии Евгения Григорьева:
«Сегодня с подачи народных депутатов, руководителей крупных предприятий республики, имеющих опыт работы в достаточно сложных экономических условиях, мы говорим о необходимости подобного гарантийного (залогового) фонда…
Практика создания подобных фондов есть и в других регионах, например, в Татарстане, Московской области. Речь идет о формировании специальных институтов, являющихся инструментами для привлечения заемных средств».
При этом министр подчеркивает:
«Здесь надо отметить, что состав имущества данных предприятий специфичен и не может быть предметом залога в силу требований законодательства».
При всем уважении к министру хотелось бы отметить, что в Татарстане или Московской области государственных залоговых фондов для предоставления залогов под кредиты крупных госпредприятий вообще не существует.
От слова «совсем».
В этих субъектах созданы и прекрасно себя зарекомендовали «Гарантийный фонд Республики Татарстан» и «Московский областной гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства». Как следует из названия и прописано у них в уставе, они созданы для «обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам».
То есть исключительно для помощи в развитии малого и среднего бизнеса. Но никак не для кредитования крупных госпредприятий. На мой взгляд, качество управления госпредприятиями в этих субъектах таково, что в подобной поддержке они не нуждаются.
Основным видом деятельности фондов является предоставление поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Размер поручительства, выдаваемого фондами по кредитным договорам, составляет не более 50% от суммы обязательств заёмщика перед банком.
Обратите внимание – фонды не предоставляют залоги под чужие кредиты, а выдают поручительства, обеспеченные денежными средствами, размещенными на депозитах в банках. При этом поручительства выдают не на всю сумму кредита, а делят риск с заемщиками.
Александр Ноговицын
Как видите, суть и форма работы упомянутых Евгенией Григорьевой фондов, кардинально отличается от предложенной якутскими чиновниками.
Предоставление акций под залог кредита потенциально несет в себе высокий риск потери заложенных акций по так называемому «margin call». Цена акций постоянно меняется и в случае резкого и сильного падения стоимости залога банкиры требуют или досрочного погашения кредита или довнесения суммы залога до определенного уровня. Это требование и называют «margin call». В случае отказа заемщика исполнить требование банкиры принудительно продают заложенные акции по текущей цене. Прецедентов этому в России полно.
Например, в начале 2016 года владелец «Евроцемента» Филарет Гальчев за полтора месяца потерял почти $700 млн из-за «margin call» по кредиту Сбербанка. В январе 2016 года он заложил в этом банке 6,12% акций производителя цемента LafargeHolcim и получил под них кредит. А тут цена акций упала и Сбербанк потребовал довнесения залога. У того Филарета Гальчева денег/имущества не оказалось и Сбербанк продал акции с дисконтом в 9 % к рынку. Человек реально потерял кучу денег.
Чтобы этого избежать, нужно или брать кредит в сумме намного меньшей суммы залога (залог должен покрывать всю сумму с учетом процентов на весь срок кредита), или иметь в своем распоряжении свободные акции/денежные средства для исполнения требований кредиторов.
На мой взгляд, с учетом долгосрочного характера займа, первый вариант для республики явно не выгоден, а второй технически неосуществим по финансовым причинам.
Использование такой схемы кредитования с очень высокой долей вероятностью приведет к потере заложенных акций. Продать
Другой способ использования народного имущества, по всей видимости выступая от другой группы заинтересованных чиновников, озвучил депутат Виктор Федоров.
«Поскольку акции находятся в казне, вырученные средства должны быть направлены в бюджет. В первую очередь они пойдут на погашение дефицита и сокращение госдолга. В таком случае объем долга сократится с 46 до 30 млрд, и мы получим право предоставлять бюджетные гарантии под займы, например, ГУП «ЖКХ РС(Я)» и авиакомпании «Якутия». Это будет прозрачный и управляемый процесс», – предложил депутат.
Кроме приведенных мною негативных последствий по поводу залога, необходимость продажи он объяснил низкой, по его мнению, прибыльностью акций «АЛРОСА-Нюрба».
«Напомню, что в 2015 году бюджет РС (Я) получил от ПАО «АЛРОСА-Нюрба» дивидендов 1,4 млрд. рублей. Хорошая сумма, это порядка 9% годовых, но ниже ставки рефинансирования, которая сейчас составляет 11%. То есть не очень интересные акции. Во-вторых, у алмазной монополии этот год стал рекордным по прибыли, в том числе из-за курсовой разницы и за счет неплохой ситуации на рынке. Лучше уже может не быть. Отсюда вывод – продавать», – заключил Виктор Федоров.
Продать – дело нехитрое, но прежде было бы неплохо предварительно посчитать. На самом деле, говоря о низкой доходности, депутат явно лукавит. Он сравнивает дивиденды по акциям с процентной доходностью банковского депозита, считая процент от текущей цены акций. Тогда как для сравнения финансовых инструментов нужно считать доход исходя из первоначальной суммы инвестиций за аналогичный период времени.
Виктор Федоров
Давайте на примере акций «АЛРОСА-Нюрба» проведем это сравнение и посмотрим. А раз дивиденды начислены за год, значит, для оценки доходности и сравнения возьмем этот срок.
Для того, чтобы получить процентный доход по депозиту, для начала нужно деньги на этот депозит внести. А потом год ждать. Авансом проценты банки не платят. А какую сумму год назад республика могла внести на депозит?
Согласно данным ММВБ на 1 января 2016 года акции «АЛРОСА-Нюрба» стоили 100 000 рублей за штуку, следовательно, 10 процентов якутских акций оценивались в 8 млрд.рублей. Именно такую сумму получила бы республика, если бы продала свои акции и именно столько она могла внести в банк на депозит в этот день. Никак не больше.
Через год, 1 января 2017 года, исходя из озвученной Виктором Федоровым величины 11 процентов годовых, республика бы смогла получить от этого депозита 880 млн.рублей процентного дохода. И это все. Никак не больше. Сумма вклада остается прежней – 8 млрд.рублей.
А теперь смотрите, что мы имеем сейчас в реальности. Как сообщила 19 декабря 2016 года «АЛРОСА-Нюрба», на состоявшемся внеочередном собрании акционеров было утверждено решение выплатить дивиденды за 9 месяцев 2016 г. в размере 17500 руб/ао, на общую сумму 14 млрд. рублей. Якутии из этой суммы причитается 10 процентов – 1,4 млрд. рублей.
И это дивиденды даже не за год, а за 9 месяцев! Понятно, что по итогам года сумма только вырастет. А теперь сравните: 880 млн.рублей и, минимум, 1,4 млрд. рублей! На мой взгляд, разница очевидна.
Но это еще далеко не все. Самое приятное еще впереди. По состоянию на 1 января 2017 года акции «АЛРОСА-Нюрба» стоят 186 500 рублей за штуку, следовательно, теперь 10 процентов якутских акций оцениваются в 14,9 млрд рублей. То есть если бы Якутия в этот день продала свой пакет она бы выручила за свои акции около 15 млрд.рублей.
Напомню, год назад мы бы получили всего 8 млрд.рублей. А сейчас – 14,9 млрд. рублей. Как видите, доход только от курсовой разницы за год составляет почти 7 млрд. рублей. Если сравнивать с банковским депозитом, то получается, что у нас не только сумма процентов выше, но и размер вклада увеличился фактически в два раза. Самое выгодное вложение денег – акции «АЛРОСА-Нюрба»
Итак, подведем результаты нашего сравнения. При размещении 8 млрд.руб. на банковском депозите сумма дохода на составила бы 880 млн. рублей, а от акций мы получили минимум 8,3 млрд.рублей (1,4 млрд.руб. – дивиденды плюс 6,9 млрд.руб. – доход от курсовой разницы), то есть почти в 10 раз больше.
Как видите, подсчеты Виктора Федорова, на мой взгляд, очень некорректны и вводят общественность в заблуждение. Сегодня на рынке нет такого банковского депозита или иных ценных бумаг с доходностью почти 100 процентов годовых при аналогичной степени надежности. Просто нет.
Безусловно, курсовой доход меняется со стоимостью акций и в отдельные промежутки времени можно зафиксировать убыток. Но, как видим, в среднесрочной перспективе акции алмазодобывающей компании оказались весьма удачным вложением денег.
На сегодня это все озвученные нашими чиновниками и депутатами предложения по распоряжению акциями «АЛРОСА-Нюрба». Как видно из предложенного расчета, инвестирование в акции алмазодобывающей компании – это самое выгодное и успешное вложение денег республики. Все остальные способы или слишком рискованны или просто менее выгодны.
А опасения Егора Борисова, что акции компании могут просто пропасть, на мой взгляд, излишни. По закону, в случае проведения делистинга, мажоритарный владелец, коим является АЛРОСА, обязан выкупить акции миноритариев по среднерыночной цене. Так что в любом случае акции не пропадут. Это ведь не «инвестиции» РИКа или КДМ, которые пропадают регулярно в астрономических суммах.
Безусловно, народной собственностью нужно разумно и выгодно управлять. Но разумно и выгодно для народа республики, а не для отдельных чиновников и госбизнессменов. Пока акции «АЛРОСА-Нюрба» приносят хороший доход и являются одними из самых лучших примеров удачного инвестирования.
Теперь Егор Борисов предлагает эти акции приватизировать, а деньги пустить якобы на поддержку госпредприятий, где они, на мой взгляд, будут растрачены и разворованы. Как уже было неоднократно. Владимир Нифонтов. P.S. Кстати, о «потерях» КДМ. В статье «Сколько еще денег выкачает из Якутии «Комдрагметалл РС (Я)»?» мы писали, что якутское госпредприятие выиграло иск первой инстанции о взыскании части «потерянных» в банке «Универсальный кредит» денег и получило теоретическую возможность частично возместить убытки. Напомню, в этом банке у ГУПа зависло свыше 15 млн. долларов (около 1 млрд.рублей по текущему курсу).
Так вот, 9 декабря 2016 года апелляционная инстанция отменила это решение и вынесло новое – в иске отказать. Решение вступило в законную силу. Таким образом, ГУП КДМ потерял даже теоретическую возможность вернуть часть своих денег.
Самое интересное во всей этой истории, что глава ГУП КДМ Карл Васильев с 2002 года и до момента отзыва лицензии, являлся членом Совета Директоров банка «Универсальный кредит», входил в состав аффилированных лиц, соответственно, получал всю необходимую информацию о деятельности и финансовом состоянии финучреждения. Но, увы, обмишурился, недоглядел и, при таком долгом и квалифицированном надзоре госпредприятие «потеряло» в этом банке около 1 миллиарда рублей народных денег.