Счетная палата подготовила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2016 года, сообщает пресс-служба ведомства. Ниже приведены некоторые показатели, содержащиеся в документе.
Объем ВВП по итогам года составил в текущих рыночных ценах 85,9 трлн руб.(первая оценка Росстата), или 103,7% прогнозируемого годового объема. Промышленное производство в России в 2016 году возросло на 1,1% (для сравнения, в 2015 году был отмечен спад на уровне 3,4%). Положительные темпы прироста были зафиксированы в добыче полезных ископаемых – 2,5%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 1,5%, а также в обрабатывающих производствах – 0,1%. Средняя цена на нефть марки «Юралс» составила $41,7 за баррель, что на 1,7% выше среднегодовой прогнозной цены на нефть. По предварительным данным, в январе 2017 года цена на российскую нефть составила $53,06 за баррель, за период 1 – 7 февраля 2017 года – $53,66 за баррель. Инфляция по итогам года отмечена на уровне 5,4%, что на 7,5 процентного пункта ниже показателя 2015 года (12,9%). Такой показатель годовой инфляции является минимальным, начиная с 1992 года. В январе 2017 года уровень инфляции составил 0,6%. Продовольственный товары подорожали за год на 4,6%, что на 9,4 процентных пункта ниже показателя 2015 года (14%). Наибольшее удорожание отмечено по маслу сливочному – 20,5%, молоку и молочной продукции – на 9,5%, рыбе и морепродуктам – 8,6%, крупам и бобовым – 6,4%, хлебу и хлебобулочным изделиям – 5,9%. Снижение цен отмечено на следующие товары: яйца куриные – на 0,7%, сахар-песок – на 6%, плодоовощную продукцию – на 6,8%. Непродовольственные товары подорожали за год на 6,5%, что на 7,2 процентных пункта ниже показателя 2015 года (13,7%). Наибольший рост цен отмечается по табачным изделиям – на 17,8%, обуви – на 9,2%, тканям – на 7,6%, трикотажным изделиям – на 7,5%, одежде и белью – на 7,3%. Значительно замедлился рост цен на медикаменты, составивший по итогам 2016 года 4,9%, что значительно ниже показателя 2015 года (19,6%). Также замедление роста цен отмечено на телерадиотовары – 0,2% (9,8%). Цены и тарифы на услуги по итогам 2016 года выросли на 4,9%, что на 5,3 процентных пункта ниже показателя 2015 года (10,2%). Наибольшее удорожание отмечено по услугам дошкольного воспитания – на 9,3%, медицинским услугам – на 7,8%, санаторно-оздоровительным услугам – на 7,3%, услугам пассажирского транспорта – на 6,6%. Жилищные услуги подорожали на 5,5%, коммунальные услуги – на 5,3% Официальный курс доллара США к рублю в среднем за 2016 год отмечен на уровне 66,9 рубля за доллар США, что на 10,3% выше уровня 2015 года (60,66 рубля за доллар США). В среднем за январь 2017 года, по предварительным данным, курс доллара США к рублю составил 59,96 рубля за 1 доллар США. Реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 5,9%, (в 2015 году – снижение на 3,2%). Реальная начисленная среднемесячная заработная плата возросла на 0,6% (в 2015 году – падение на 9%). Остается значительной дифференциация в уровнях заработной платы по видам экономической деятельности. По информации за 11 месяцев 2016 года, уровень начисленной среднемесячной заработной платы работников текстильного и швейного производства составил 47% общероссийского уровня среднемесячной заработной платы, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства – 59%, образования – 76%, здравоохранения и предоставления социальных услуг – 82%. При этом уровень начисленной среднемесячной заработной платы работников, занимающихся финансовой деятельностью, добычей топливно-энергетических полезных ископаемых, производством нефтепродуктов, в 2,1 – 2,6 раза превышает общероссийский уровень. Просроченная задолженность по заработной плате (без учета субъектов малого предпринимательства) за прошедший год уменьшилась на 23,7% и составила 2,7 млрд руб. В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 59% приходится на обрабатывающие производства, 18% – на строительство, 7% – на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки, 6% – на транспорт, 5% – на добычу полезных ископаемых. Численность безработных по итогам 2016 год снизилась на 21 тыс. человек до 4,243 тыс. человек (по методологии МОТ, уровень безработицы в прошедшем году составил 5,5%, в 2015 году – 5,6%). Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, по информации за 9 месяцев 2016 года, составила 20,3 млн человек, или 13,9% от общей численности населения России (на 0,2 процентных пункта меньше, чем в аналогичном периоде 2015 года – 14,1%). Доходы федерального бюджета в 2016 году составили 13,5 трлн руб., что на 0,7% больше прогнозируемого общего объема доходов и на 1,5% меньше объема доходов по итогам 2015 года. Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2016 году сложились в сумме 4,8 трлн руб., ненефтегазовые доходы – 8,6 трлн руб.
Потенциальными резервами увеличения доходов федерального бюджета остаются активизация работы по сокращению задолженности перед бюджетом по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей, отказ от неэффективных льгот и преференций, усиление контроля таможенной стоимости. Так, совокупная задолженность в бюджетную систему России по налогам и сборам, администрируемым ФНС России, пеням и налоговым санкциям по ним на 1 декабря 2016 года составила 1,3 трлн руб., в том числе недоимка – 553,7 млрд руб. (без учета задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды). Вместе с тем, задолженность перед федеральным бюджетом по уплате таможенных платежей на 1 декабря 2016 года составила 25,8 млрд руб., с учетом пеней и штрафов – 44,9 млрд руб. Расходы федерального бюджета составили 16,4 трлн руб., или 98,7% показателя сводной росписи с изменениями.
Общий объем неисполненных назначений составил 209,6 млрд руб., или 1,3 % показателя сводной росписи с изменениями.
Наибольший объем неисполненных бюджетных ассигнований на 2016 год сложился по 4 главным распорядителям: Минфину России (60,6 млрд руб.), Росавиации (19,7 млрд руб.), Росавтодору (16,6 млрд руб.), Минэкономразвития России (14 млрд руб.).
Наименьший уровень исполнения расходов отмечен по следующим главным распорядителям: ФАДН России – 67,1% (объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 0,4 млрд руб.), Росавиация – 70,9% (19,7 млрд руб.), Минэкономразвития России – 86,6% (14 млрд руб.), Минюст России – 87% (0,9 млрд руб.), Минспорт России – 88,9% (7,6 млрд руб.). По указанным распорядителям неполное исполнение запланированных ими расходов отмечалось и по итогам 2015 года.
Анализ равномерности исполнения расходов федерального бюджета за ряд лет показал, что наибольший объем бюджетных ассигнований приходится по-прежнему на IV квартал.
В декабре 2016 года отмечается самый высокий за последние годы уровень исполнения расходов федерального бюджета: 3,3 трлн руб., или 19,8% общего объема исполнения расходов за год.
В 2016 году казначейскому сопровождению не подлежали договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам, включенные в перечень, утверждаемый Правительством России.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что в течение 2016 года было принято 18 решений Правительства России, увеличивших количество субсидий (на 41 субсидию) и, соответственно, объем средств (на 200 млрд руб.), не подлежащих казначейскому сопровождению. Расходы федерального бюджета на ФАИП, по предварительной информации, исполнены в сумме на 698,7 млрд руб., или лишь на 90,8% планируемого объема (на 2,5 процентного пункта ниже показателя за 2015 год). Такой уровень исполнения инвестиционных расходов государства является самым низким за период с 2008 года. Наименьший уровень исполнения бюджетных расходов на ФАИП отмечен по следующим главным распорядителям: Следственный комитет – 42,3%, Минфин России – 57,8%, Роструд – 57,9%, ФССП – 59,2%, Росавиация – 59,3%. Контрактуемые расходы федерального бюджета (открытая часть бюджета) составили 2,2 трлн руб., или 96,4% доведенных ЛБО. Объем контрактов, заключенных по итогам закупки у единственного поставщика, в 2016 году по сравнению с предыдущим годом снизился с 36,9% до 28,3% объема контрактов. Экономия бюджетных средств по результатам осуществления процедур закупок составила 7,3%, в 2015 году – 5,4%. Расходы на взносы в уставный капитал АО, имущественные взносы и субсидии госкорпорациям и госкомпании составили 434,9 млрд руб., или 99,97% показателя сводной бюджетной росписи (по 2015 году – 532,1 млрд руб., или 99,97% показателя сводной бюджетной росписи), при этом по итогам 2016 года не наблюдается улучшение качества планирования и эффективности использования бюджетных ассигнований на взносы в уставные капиталы АО и имущественные взносы госкорпорациям и госкомпании. Так, в ряде случаев взносы в уставные капиталы АО перечислялись на счета АО в конце года и либо не были использованы АО, либо перечислены в виде авансов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ. По ряду госкомпаний планируемые объемы субсидий превышают реальную потребность организаций, поскольку значительные объемы средств используются не в полном объеме и размещаются на депозитах и счетах в кредитных организациях.
В 2016 году отмечается отсутствие либо низкий уровень исполнения субсидий отдельным юридическим лицам, по которым были приняты решения об использовании в 2016 году полностью или частично остатков средств. Расходы на реализацию государственных программ (открытая часть бюджета) исполнены в общей сумме на 7,8 трлн руб., или на 98,2% показателя сводной росписи с изменениями (по 2015 году – 7,7 трлн руб., или 98,1%). Общий объем неисполненных расходов по госпрограммам в 2016 году составил 144 млрд руб., или 1,8% показателя сводной росписи с изменениями. Наибольший объем неисполненных расходов отмечен по госпрограммам: «Развитие транспортной системы» – 33,8 млрд руб., «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» – 30,8 млрд руб., «Социальная поддержка граждан» – 11,2 млрд руб., «Развитие здравоохранения» – 9,4 млрд руб., «Экономическое развитие и инновационная экономика» – 9,2 млрд руб.
В 2016 году исполнение расходов по 9 госпрограммам составило менее 95% показателя сводной росписи с изменениями, из них по 5 госпрограммам («Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 – 2020 годы, «Развитие физической культуры и спорта», «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», «Экономическое развитие и инновационная экономика» и «Воспроизводство и использование природных ресурсов») неисполнение сводной росписи отмечалось и в 2014 – 2015 годах. Дефицит федерального бюджета сложился в сумме 2,97 трлн руб., или на уровне 3,45% объема ВВП по оценке Росстата, при уточненном годовом дефиците в размере более 3 трлн руб. (3,7% утвержденного объема ВВП). Финансирование дефицита федерального бюджета было обеспечено в основном за счет использования средств Резервного фонда, размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, а также средств от приватизации.
Положения статьи 21 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (с изменениями), предусматривающие направление в соответствии с решением Правительства России на замещение не поступающих в ходе исполнения федерального бюджета в 2016 году доходов федерального бюджета (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета) и источников финансирования дефицита федерального бюджета средств Резервного фонда в размере до 705 млрд руб. в 2016 году не были исполнены в связи с отсутствием необходимости. Счетная палата в заключении на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год» отмечала, что необходимо исключить из законопроекта положения об использовании средств Резервного фонда в указанном объеме. Поступления в федеральный бюджет от приватизации составили 406,8 млрд руб., или 100,4% запланированного объема, что значительно выше показателей за последние 6 лет (наименьший объем в 2014 году – 29,7 млрд руб., наибольший в 2011 году – 126,2 млрд руб.). Объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте по итогам 2016 года сложился в сумме 972,1 млрд руб., уменьшившись с начала года на 73,3%. Сокращение Резервного фонда связано с финансированием дефицита федерального бюджета и отрицательной курсовой разницей в результате переоценки средств. Объем средств ФНБ в рублевом эквиваленте составил 4,4 трлн руб., уменьшившись с начала года на 16,6%. Сокращение ФНБ связано с софинансированием формирования пенсионных накоплений, а также отрицательной курсовой разницей от переоценки средств. Государственный долг России сложился в сумме 11,1 трлн руб., увеличившись с начала года на 1,4%. Государственный долг составил 12,9% годового объема ВВП по оценке Росстата. Расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга за 2016 год составили 621,3 млрд руб., остаток неисполненных бюджетных ассигнований – 18,3 млрд руб.
При внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на 2016 год предусматривалось уменьшение на 6,3 млрд руб. указанных бюджетных ассигнований в связи с применением статьи 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По экспертной оценке Счетной палаты, указанное уменьшение могло быть на 7-8 млрд руб. больше, в связи с чем предлагалось дополнительно сократить расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации. Итоги 2016 года подтверждают обоснованность расчетов Счетной палаты о возможной экономии по указанным расходам. Государственный долг регионов в течение 2016 г. имел тенденцию к снижению, однако в декабре он вырос до 2,35 трлн руб., что на 1,5% превышает показатель на начало года, несмотря на реализуемую регионами политику оптимизации расходов.
На 1 января 2017 г. консолидированные бюджеты регионов исполнены с дефицитом в объеме 12,6 млрд руб. (с суммарным дефицитом в объеме 201,6 млрд руб. исполнены бюджеты 56 регионов, с суммарным профицитом в объеме 189 млрд руб. – 29 регионов). При этом еще на 1 декабря 2016 г. складывался профицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме 501,8 млрд руб. Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга составили 153,7 млрд руб. и выросли по сравнению с 2015 г. на 3,2%. В 2016 г. отмечается замедление темпа роста по данному разделу по сравнению с показателями 2015 г. (122,4%), обусловленное структурным изменением госдолга регионов в пользу бюджетных кредитов.
В 2016 г. за счет мер, принимаемых Правительством, отмечается снижение доли задолженности по коммерческим кредитам с 41,6% на начало года до 34,4% на 1 января 2017 г., и замещение их на бюджетные кредиты из федерального бюджета, удельный вес которых вырос с 34,9% на начало года до 42,1 % на 1 января 2017 г.
На 1 января 2017 г. бюджетные кредиты предоставлены бюджетам 72 регионов в сумме 355 млрд руб. (100% предусмотренных средств). Объем возвращенных регионами бюджетных кредитов составил 172,6 млрд руб.
По сравнению с состоянием долговых обязательств регионов на начало года на 1 января 2017 г. рост объема долговых обязательств произошел в 49 регионах, при этом значительный в Республике Крым – в 13,1 раза, Ненецком автономном округе – в 3,6 раза, Тюменской области – в 1,8 раза, Кабардино-Балкарской Республике – на 40,6%, Республике Хакасия – на 37,2%, Курганской области – на 28,3%, Республике Коми – на 23,8%, Орловской области – на 23,2%, Курской области – на 22,2%, Костромской области – на 20,5%, Ханты-Мансийском автономном округе – на 20,5%. МОНИТОРИНГ АНТИКРИЗИСНОГО ПЛАНА
План действий Правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, предусматривал реализацию 122 мероприятий. Общий объем средств антикризисного фонда Правительства России на 2016 год составлял 244,5 млрд руб., из которого на цели реализации антикризисных мероприятий были распределены 228,2 млрд руб. Остаток антикризисного фонда в сумме 16,3 млрд руб. может быть направлен на пополнение средств резервного фонда Правительства РФ.
Счетная палата в течение 2016 года в режиме постоянного мониторинга осуществляла анализ хода реализации мероприятий антикризисного плана Правительства России. В целом можно отметить, что экономика постепенно адаптируется к значительно изменившимся внешне- и внутриэкономическим условиям. Тем не менее, основным недостатком антикризисного плана в 2016 году, как и в предыдущем году, было отсутствие по значительному числу его мероприятий конкретных показателей, подтверждающих результативность их реализации, а также их эффективность для обеспечения экономического роста.
Правительством России считаются исполненными и (или) сняты с контроля 106 пунктов антикризисного плана на 2016 год, или 86,9% общего количества. Счетная палата дает следующую оценку степени реализации оставленных на контроле 16-и пунктов плана: 10 пунктов – не выполнены, 4 пункта – выполнены частично, 2 пункта – находится в работе, 1 пункт – срок выполнения не наступил.
Например, не был выполнен пункт 63 антикризисного плана Правительства России на 2016 год, которым предусматривалось внесение изменений в Налоговый кодекс поправок по применению системы налогообложения добычи нефти на основе финансового результата для стимулирования разработки месторождений (для пилотных проектов). В настоящее время Минфином России проводится работа по доработке законопроекта с учетом предложений Минэнерго России, ФНС России и Минэкономразвития России. Между тем, Счетная палата обращает внимание, что проблемы нефтяной отрасли требуют системных решений. ПФР Согласно оперативному анализу Счетной палаты, в 2016 году бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по доходам исполнен в объеме 7,63 трлн руб. или 99,9% к показателю, утвержденному Законом о бюджете ПФР на 2016 год. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии поступили в объеме 4,13 трлн руб. (104,5% от утвержденного прогнозируемого объема доходов). Расходы фонда составили 7,83 трлн руб. (100,4%). Общий объем дефицита бюджета Фонда составил 204,42 млрд руб. Остаток средств на 1 января 2017 года – 174,12 млрд руб., что на 26% меньше остатка средств на конец 2015 года.
Бюджет ПФР в 2016 году исполнялся в условиях сохранения «моратория» на передачу страховых взносов на накопительную пенсию.
Правительством России не утверждена методика определения стоимости одного страхового пенсионного коэффициента, что нарушает Федеральный закон «О страховых пенсиях». Не утверждена методика расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда, что нарушает положения Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и не позволяет оценить осуществляемый ПФР расчет необходимых бюджету ПФР трансфертов из федерального бюджета.
В связи с отзывом лицензий 18 негосударственных пенсионных фондов в бюджет ПФР поступили средства, перечисленные Банком России в счет возмещения недостатка средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» в объеме 24,4 млрд руб.
В связи с завышением планируемого на 2016 год объема средств из Фонда национального благосостояния, необходимых для софинансирования формирования пенсионных накоплений в пользу застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в 2015 году, в бюджет ПФР из Фонда национального благосостояния поступило 6,8 млрд руб., или 56,6% от планируемого показателя.
За 2016 год сумма недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование увеличилась до 243,2 млрд руб. Она выросла с начала года на 51,6 млрд руб., или на 26,9%. Задолженность по пеням и штрафам составила 47,3 млрд руб., увеличившись с начала года на 19,4 млрд руб., или на 69,6%.
По состоянию на 1 октября 2016 года пенсии получают 43 млн человек, из них страховые пенсии – 39,5 млн человек. Численность работающих пенсионеров составила 10 млн человек. За третий квартал 2016 года она уменьшилась на 60 тыс. человек.
Анализ показал, что численность пенсионеров, получающих пенсии по инвалидности вследствие военной травмы уменьшилась на 7,9 тыс. человек, за выслугу лет федеральной государственной гражданской службы – на 6 тыс. человек. Численность получателей социальных пенсий увеличилась на 23,6 тыс. человек. Увеличилось на 9,9 тыс. человек количество получателей накопительных пенсий, на 2,6 тыс. человек – срочной пенсионной выплаты за счет средств пенсионных накоплений.
По ряду социальных выплат в 2016 году расходы бюджета ПФР сложились ниже запланированного уровня. Так, на оплату компенсации затрат, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации израсходовано всего 23,4% от предусмотренных средств, на выплату социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, – 75,7%. Расходы инвестиционного характера на создание, реконструкцию, приобретение и аренду объектов социального и производственного комплексов составили 799,9 млн руб., или 94,3% от предусмотренных средств. В 2016 году объекты капитальных вложений Фонда не включались в ФАИП и определялись Фондом самостоятельно. В этой связи Счетной палатой были неоднократно направлены обращения в Правительство России о необходимости внесения изменений в Правила принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности за счет средств ПФР. По мнению Счетной палаты, необходимо установить обязанности ПФР формировать и утверждать инвестиционную программу на очередной финансовый год и плановый период за счет средств бюджета ПФР, аналогично норме, предусмотренной для ФСС. Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала составили 365,3 млрд руб., или 120,1% к показателю, утвержденному Законом о бюджете и 99,8% от показателя, сводной бюджетной росписи.
Повышение уровня расходов связано, в том числе, с увеличением почти на 82 тыс. обращений граждан с заявлениями о предоставлении единовременной выплаты в размере 20 тыс. руб. в рамках реализации Федерального закона «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала». Наряду с этим, в соответствии с Федеральным законом «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году», единовременную выплату в размере 25 тыс. руб. получили 1 847 тыс. семей с детьми. Размер материнского (семейного) капитала в 2016 году не подлежал индексации и составлял 453 тыс. руб. – на уровне 2015 года. ФСС Кассовое исполнение бюджета Фонда социального страхования по доходам на 1 января 2017 г. составило 181,5 млрд руб. (29,7% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда). С учетом «зачетного механизма» исполнения бюджета ФСС за 9 месяцев 2016 г. доходы составили 470,1 млрд руб. (76,9% от прогнозного показателя объема).
По предварительным итогам исполнения бюджета ФСС в 2016 г. сложился дефицит (-) 48,5 млрд руб. Остаток средств на едином счете Фонда на 1 января 2017 г. составил 138,5 млрд руб. и по сравнению с остатком на конец 2015 г. уменьшился на 49,5 млрд руб.
Кассовые расходы Фонда на конец 2016 г. составили 230 млрд руб. (35,5% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда и 34,3% от показателя сводной бюджетной росписи). Расходы с учетом «зачетного механизма» исполнения бюджета ФСС за 9 месяцев 2016 г. составили 480,1 млрд руб. (74% от показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда и 73,2% от показателя сводной бюджетной росписи).
Анализ показал, что кассовые поступления за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 178,7 млрд руб. (37,9% от прогнозного показателя), от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 91,5 млрд руб. (93,8% от прогнозного показателя).
В 2016 г. Фондом за счет средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством компенсированы выпадающие доходы, связанные с применением пониженных тарифов страховых взносов, в объеме 14 млрд руб. Средства федерального бюджета на данные цели бюджету ФСС не предусматривались.
По состоянию на 1 января в 2017 г. плательщикам страховых взносов возвращены суммы превышения произведенных ими расходов на выплату пособий над суммой начисленных страховых взносов в объеме 134,8 млрд руб.
За 9 месяцев 2016 г. недоимка по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством увеличилась на 1,2 млрд руб. или на 21,2% и составила 6,6 млрд руб., по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – на 467 млн руб. или на 7,2% и составила почти 6,5 млрд руб.
Задолженность в 2016 г. по пеням и штрафам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством выросла на 21% и на 1 октября 2016 г. составила 848,5 млн руб., от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уменьшилась на 1,5% и составила почти 1,6 млрд руб.
Резерв страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2016 г. составил на 1 января 2017 г. 101,5 млрд руб. Доходы от размещения резерва в кредитных организациях поступили в бюджет ФСС в объеме 2,3 млрд руб. или на 49% больше планируемого дохода.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета перечислены в бюджет ФСС в объеме 25 млрд руб., что на 19,9% больше утвержденного показателя Законом о бюджете Фонда и составили 4,1% от общего объема дохода бюджета Фонда на 2016 г. Увеличение межбюджетного трансферта связано с перечислением из федерального бюджета средств на оплату санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан в объеме 4,2 млрд руб. (97,6% от показателя сводной бюджетной росписи).
Обеспеченность граждан санаторно-курортным лечением уменьшилась с 27,5% в 2015 г. до 22,3% в 2016 г. Всего в 2016 г. Фондом на санаторно-курортное лечение направлено 147,5 тыс. граждан. Самая высокая обеспеченность граждан путевками на санаторно-курортное лечение сложилась в Новосибирской области (44,2%), самая низкая – в Алтайском крае (11,4%).
Вместе с тем, остаток средств на конец года составил 102,1 млн руб., что свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны ФСС за рациональным использованием средств федерального бюджета на данные цели.
В 2016 г. расходы на реализацию социальной политики увеличились по сравнению с 2015 г. на 26,3%. Это связано с индексацией социальных пособий на 7% при запланированном уровне индексации в 6,4%. ФОМС Согласно Заключению Счетной палаты, в 2016 году бюджет ФОМС исполнен по доходам в сумме 1,66 трлн руб. (99,8% прогнозируемого объема), по расходам – 1,59 трлн руб. (99,7%).
Законом о бюджете ФОМС на 2016 год был установлен дефицит бюджета в размере 26,78 млрд руб. По результатам исполнения бюджета Фонда в 2016 году сложился профицит в сумме 66,8 млрд руб. Фактический профицит превысил запланированный на 679,6 млн руб., что связано в основном с неполным освоением отдельных видов расходов бюджета ФОМС на 2016 год.
Как показала проверка, основную сумму доходов бюджета Фонда в 2016 году составляли страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения (60,7% и 37,3%, соответственно).
От изначально определенных ФОМС прогнозных показателей по доходам от страховых взносов на ОМС работающего населения в 2016 год, несмотря на зачисление в бюджет ФОМС части недоимки предыдущих лет (11,4 млрд руб.) от изначально прогнозируемых показателей не было получено 12,1 млрд руб. При этом, доля суммы недоимки на обязательное медицинское страхование к сумме начисленных страховых взносов по состоянию на 1 января 2017 года составила 55,3 млрд руб., или 1,3% и в целом за год увеличилась на 0,1 процентный пункт.
В ходе проверки исполнения бюджета ФОМС за 2016 год была выявлена недостаточность существующих механизмов взыскания задолженности по страховым взносам на ОМС. Межбюджетный трансферт из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФОМС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование поступил в доход бюджета ФОМС в сумме 25,4 млрд руб. (100% предусмотренного объема).
По состоянию на 1 октября 2016 года по трем регионам числилась задолженность по перечислению страховых взносов на ОМС неработающего населения. Так, по Республике Ингушетия задолженность составляла 1,16 млрд руб. (за апрель-сентябрь 2016 года), по Республике Хакасия – 296,4 млн руб. (за сентябрь 2016 года), по Республике Калмыкия – 103,4 млн руб. (за декабрь 2015 года). В 4 квартале 2016 года в соответствии с рекомендациями Счетной палаты были приняты меры по взысканию с указанных регионов задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Проведенные Счетной палатой мероприятия позволили мобилизировать в бюджет ФОМС в четвертом квартале 1,85 млрд руб. задолженностей по страховым взносам на ОМС неработающего населения.
В результате субвенции из бюджета ФОМС бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходных обязательств регионов и г. Байконура, возникающих при осуществлении переданных в сфере ОМС полномочий, перечислены в полном объеме в сумме 1, 459 трлн руб.
Как показала проверка, в связи с низким использованием средств, выделенных на обеспечение деятельности ФОМС (закупка товаров, работ и услуг) не полностью были исполнены расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» (исполнение – 499,2 млн руб., или 76,5% запланированного объема). Кроме того, по разделу «Образование» исполнение составило 9,9 млн руб., или 78,6%, что связано с сложившейся экономии средств при проведении конкурентных процедур для заключения госконтрактов по обучению сотрудников ФОМС.
Основная доля (99,9%) бюджетных ассигнований бюджета ФОМС на 2016 год была предусмотрена по разделу «Здравоохранение».
Расходы ФОМС на иные межбюджетные трансферты на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, составили 15 млрд руб., или 100% от запланированного объема.
Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год» на 1 768,3 млн рублей были уменьшены межбюджетные трансферты ФОМС, передаваемые в 2016 году в федеральный бюджет на финансовое обеспечение оказания федеральными государственными учреждениями высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, (с 90 729,3 млн рублей до 88 961 млн рублей), а также на 600 млн рублей были уменьшены межбюджетные трансферты, передаваемые федеральному бюджету для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату ВМП (с 6 000 млн рублей до 5 400 млн рублей).
В то же время расходы федерального бюджета на указанные цели сохранены в полном объеме (90 729,3 млн рублей и 6 000 млн рублей соответственно), 1 768,3 млн рублей и 600 млн рублей, на которые сокращены межбюджетные трансферты ФОМС, были предусмотрены Правительством Российской Федерации для Минздрава России за счет иных доходов федерального бюджета.
Однако фактически из указанных ассигнований в 2016 году Минздравом России до подведомственных федеральных медицинских организаций не было доведено и не израсходовано 1 571,46 млн рублей, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат возврату в федеральный бюджет.
В результате, по информации Минздрава России, по итогам 2016 года высокотехнологичная медицинская помощь, не включенная в базовую программу ОМС, была оказана 340 тыс. пациентам, с учетом первоначально предполагаемых объемов не удалось оказать высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу ОМС, 5 тыс. пациентам.
Также Минздравом России не обеспечено доведение до регионов 600 млн рублей, что не позволило субъектам Российской Федерации оказать высокотехнологичную медицинскую помощь большему количеству пациентов. Данные 600 млн рублей также подлежат возврату в федеральный бюджет.
Межбюджетные трансферты в бюджет фонда соцстрахования на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни составили 17,82 млрд руб., или 95% запланированного объема. Не были исполнены назначения на сумму 935,1 млн руб., в основном, из-за более низких показателей по числу беременностей и родов.
Расходы ФОМС в виде межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам исполнены в объеме 2,942 млрд руб., или 91,9% запланированного объема.
Объемы бюджетных ассигнований на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца по основному мероприятию «Обеспечение застрахованных лиц полисами обязательного медицинского страхования единого образца» подпрограммы «Организация обеспечения обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» были установлены в сумме 2,5 млрд руб. Низкий уровень исполнения указанных расходов (35,8%) связан с мерами, принятыми ФОМС в соответствии с представлением Счетной палаты в части изготовления электронных полисов ОМС только для территориальных фондов ОМС тех регионов, которые имеют необходимую техническую готовность по обеспечению обращения электронных полисов.
Таким образом, можно сделать вывод, что вследствие проведенных Счетной палатой контрольных мероприятий ФОМС была получена экономия в объеме 1,61 млрд руб., что сопоставимо с размером субвенции, перечисленной в 2016 году Чукотскому автономному округу.
Расходы на единовременные социальные выплаты для приобретения или строительства жилого помещения работникам ФОМС составили 52,5 млн руб., или 97,1% запланированного объема. При этом, как неоднократно отмечалось Счетной палатой, ФОМС не является участником подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Также проверкой установлено, что в 2016 году размещение временно свободных средств ФОМС не осуществлялось.
На коллегии Счетной палаты было отмечено, что по состоянию на 1 января 2017 года остаток средств бюджета ФОМС составил 109,6 млрд руб., что позволит Фонду в 2017 году выполнить все запланированные мероприятия.
Источник: сайт Счетной Палаты РФ.