24 февраля прошла очередная семнадцатая церемония вручения музыкальной премии «Этигэн Хомус» — 2017, проекта радио «Виктория Саха».
Как обычно, генеральный продюсер конкурса, медиа-магнат Александр ГЛОТОВ был краток, объявив конкурс открытым.
Вели вечер Мария ГЕРАСИМОВА и звезда Саха театра, артист кино Гаврил МЕНКЯРОВ, которые регулярно называли спонсоров и информационных партнеров конкурса: ювелирную фирму «Киэргэ», салон национальной посуды «Камелек», медицинская клиника «Кристалл», сетевое издание SakhaLife и других. Впервые за много лет в числе спонсоров проекта не оказалось мебель-салона «Виктория». Соответственно, и в зрительном зале отсутствовали Виктория и Владимир ФЕДОРОВЫ.
Самым дальним гостем мероприятия и самым успешным стал Михаил УМАНОВ из Эвено-Бытантайского улуса. Как понял читатель, он не профессионал, а талантливый самородок, подвинувший в этот вечер многих звезд якутской эстрады. До последнего оставалась интрига, приедет ли он на праздник песни. И все-таки он приехал, и не зря, потому что собрал все мыслимые награды: победу в номинации «Открытие года», спецприз за интернет-хит года, учрежденный Ykt.ru и приз зрительских симпатий. Каждый раз, когда Михаил Уманов выходил петь ли, за наградой ли, чувствовалось, что внутренне он напрягается, что ему не комфортно выходить на сцену вживую перед огромным залом, но публика каждый раз награждала его щедрыми аплодисментами за талант, за непохожесть. К слову сказать, его номер на ЭХ звучал не лучшим образом, звук в зале не был настроен подобающим образом, что испортило выступления и многих других участников.
Песни в исполнении Уманова заинтересованная публика может послушать на волнах радио «Сахалыы Виктория».
Обычно приз зрительских симпатий определялся голосованием купонами, и это было не так зрелищно, как придумали на сей раз организаторы. Парни и девушки в перерыв выстроились в фойе, у каждого в руках была веревочка из конского волоса, а на груди табличка с именем исполнителя. Зрителям при входе выдали атласные ленточки.
Таким образом, каждый повязал саламу по собственному вкусу, и было наглядно видно, что у Уманова гирлянда самая щедрая.
В номинации «Открытие года» благоприятное впечатление произвел так же Василий МЕСТНИКОВ.
Зрители щедро аплодировали и Юлиану СЕМЕНОВУ, исполнившему талантливую песню своего отца, звезды 90-ых Никифора СЕМЕНОВА.
В номинации «Исполнительница года» большего ждали от САИНЫ, исполнительницы хита «Здравствуй, Якутск!». Но звезда не блеснула широтой диапазона.
a href=»http://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2017/02/16938824_680304835463491_8655988202253631125_n.jpg»>
Розалина ФАЙРУШИНА исполнила песню Семена ЧЕНЯНОВА, которая напомнила профессионалам из жюри французскую песню из репертуара Эдит Пиаф.
Надина ЭЛЬПИС вышла в выразительном мини, а в качестве подтанцовки пригласила якутского культуриста. В общем, номер получился зрелищным))
Алена ЯКОВЛЕВА заслуженно получила свою вторую статуэтку ЭХ. Опять-таки голос артистки временами пропадал за звуковыми помехами, но жюри решило, что это не вина Алены. Декорациями звезде послужили спиленные сырорастущие деревья, которые стремились к солнцу лет двадцать. В обществе с сильными природоохранными традициями артистке бы не поздоровилось, в Якутии же сохранился обычай втыкать по торжественным случаям чэчир – вырванные молодые березки.
В номинации «Исполнитель года» зрители больше всего хлопали искреннему Константину СТЕПАНОВУ, отличающемуся особым тембром голоса. Напомним, что в прошлый раз он стал «Открытием» ЭХ-2015. Жюри нынче оказалось солидарным с публикой, и Константин Степанов получил свою вторую статуэтку.
Публика хорошо поддерживала Анатолия ГОРОХОВА с позитивной песней о друзьях, и его группа поддержки разбила на сцене настоящий бивуак, что смотрелось органично. Потому что некоторые артисты пригласили совершенно алогичную подтанцовку на свои номера, уж лучше бы сами справились.
Достойно выступили САХАМИН,
Петр КУЛАКОВСКИЙ,
Виталий ОЧИРОВ и Кэскил БАИШЕВ, однако лидер был определен с редким единодушием.
В номинации «Хит года» еще до финального вечера победу прочили популярной звезде первой величины Василию ЕРЕМЕЕВУ. И он действительно, оправдал ожидания, великолепно исполнив свой номер. Но создалось впечатление, что артист вынул из шкафа добротный, но хорошо послуживший костюм, облачился в него, и исполнил песню на фоне искусственных деревьев, видимо, одолженных в Театре эстрады. В общем, не напрягался, креатив не включал.
Лояльная публика наградила Василия Еремеева щедрыми аплодисментами, а жюри – пятой, а значит золотой статуэткой «Этигэн Хомус», получив которую артист больше не участвует в этом конкурсе.
АЙГЫЛААН составил Еремееву хорошую конкуренцию. Он не стал надеяться на свой голос и обаяние, и разработал номер, мини-шоу, в котором были задействованы и живая гитара, и великолепная подтанцовка от креативного ZAVOD, каждый участник которой отличался собственным образом. За всем этим чувствовалась мастерская рука стилиста и визажиста Нюргуяны ЯКОВЛЕВОЙ, прежде зажигавшей звезд подиума.
Выглядел значительно слабее, но логично использовал массовку – на этот раз манекенщиц Сидор РОЖИН с песней «Бааhыынай кысчаан» («Сахалярочка»).
Пятая номинация в «Этигэн Хомус» «плавает», то есть каждый год звучит по-разному. На этот раз это было «Альтернативное музыкальное течение». В начале в ней был номинирован и Михаил УМАНОВ, ставший событием конкурса. По рекомендации жюри, он был переведен в номинацию «Открытие года». Таким образом, конкуренция в этой номинации чуть уменьшилась, но все равно осталась очень острой.
Интересно смотрелись Александра АЛЕКСЕЕВА – КУЛУhУН и поэтесса Любовь ГОТОВЦЕВА – КЫНАТ, но не смогли зажечь до уровня профессиональных артистов.
Когда открылся занавес, на сцене стояла «могучая кучка» – этнозвезда ДЬУРУЙЭЭНЭ, оперная примадонна Айталина АДАМОВА-АФАНАСЬЕВА, звезда якутской эстрады СААРЫН, еще одна артистка играла на тынсыыре, а на заднем фоне маячили легендарные саксофон и ударник от рок-группы «Ай-Тал». Казалось бы, ну все! Остальным тут делать нечего. Однако временному творческому коллективу не хватило сыгранности, спетости, в общем, недостаточность репетиций и плохой звук ослабили номер, запланированный с таким размахом. Дьуруйээны почти не было слышно, да и Саарына тоже. Адамова, конечно, пела хорошо, но не она же была номинирована на «Этигэн Хомус».
Следующий номер был похож на этот. Эксплуатировалась та же тема этники. Перекликались конский волос и металл в костюмах певиц. Это вышли на сцену Зарина КОПЫРИНА и Андреас ДЖОНС – группа OLOX, выступающая в московских клубах. Тут налицо были и сыгранность, и спетость, и полное взаимопонимание постоянно действующего коллектива. Исполнили они в новом современном прочтении песню Владимира ИНДИГИРСКОГО о северной матери. Зал разразился шквалом аплодисментов.
Однако жюри отдали победу в этой номинации Айгылаане СЕМЕНОВОЙ, молодой, талантливой певице, но поющей в абсолютно традиционной манере якутских баллад.
Очевидно, что организаторы засунули номер абсолютно в другую номинацию, но решение уже принято, и девушка статуэтку получила.
Спецприз радио «Виктория» за лучший альбом получил Кэскил БАИШЕВ.
Лучшим аранжировщиком был назван Иван НАУМОВ, который получил приз из рук председателя жюри Алексея ЕГОРОВА.
Спецприз радио «Виктория Саха» за вклад в развитие якутской песни в этом году получил музыковед и журналист, постоянный автор SakhaLife Владимир ИНДИГИРСКИЙ.
Еще один спецприз за лучший сценический образ учредила семья безвременно ушедшего из жизни Евгения ОХЛОПКОВА, ранее бессменного режиссера «Этигэн Хомус». На сцену вышли мать Евгения и модельер Дора МАХАТЫРОВА. И модельер легко заткнула за пояс всех артистов, отличаясь ярким и продуманным образом. А ведь не она боролась за вожделенную статуэтку. Надо полагать, им было нелегко выбрать достойного. Думаю, в этом году можно было и не присуждать этот спецприз, достойных не было. И все же, подумав, спецприз они вручили Розалине Файрушиной.
К тому же, задумка режиссера, что в первой части мероприятия все должны выйти в черно-белой гамме, наложила отпечаток на все шоу. Многие артисты так и остались в черной-белом, то ли бюджет не позволил переодеться, то ли в другом причина.
На субъективный взгляд, с уходом режиссера Евгения ОХЛОПКОВА, «Этигэн Хомус» потерял дух праздника, особой избранности. Раньше к этой премии заранее шили великолепные костюмы, создавали образы. Это было шоу, в котором были задействованы очень многие профессионалы – авторы стихов, музыки, аранжировщики, модельеры, стилисты, визажисты, сценаристы, звукорежиссеры, и многие-многие другие.
И за кулисами царил дух соревновательности, напряженного ожидания, была интрига, кто на этот раз получит статуэтки. Сейчас конкурс идет на спад. Возможно, причина в том, что нет режиссера, приблизившегося к уровню Евгения Охлопкова, который мог зажечь проект, вдохновить всех участников.
Или же причина в том, что самые сильные артисты получили по пять статуэток, и уже не участвуют – САХАЯ, Байбал СЭМЭНЭП, ДАЛААНА, ЛЭГЭНТЭЙ, НИКА, нынче к ним присоединился Василий ЕРЕМЕЕВ. Может, в рамках шоу имеет смысл ввести отделение «Золотой фонд «Этигэн Хомуса», где звезды порадуют публику и дадут мастер-класс молодежи? А может, стало проводиться много других концертов, проектов, и зрители отхлынули туда, а где нет энергии, дыхания публики, проекты приходят в упадок. Или же это закономерные болезни роста долгосрочного проекта.
Тем не менее, на сегодняшний день «Этигэн Хомус» остается самой престижной музыкальной премией в якутской эстраде. И единственной премией, вручаемой на альтернативной основе. Прочие музыкальные проекты – «Урдэл», «Дохсун», «Песня года», маскируясь под премии, остаются, скорее, бизнес-проектами организаторов.
В общем, на рынке якутской эстрады наблюдается некоторая перенасыщенность. Хватает концертов и проектов, которые не собирают залы, стало много молодых артистов, а значит, начинают работать законы рыночной экономики. И выживут те, кто работает над собой, кто генерирует новое, сохраняя лучшие традиции, словом те, за кого наша перенасыщенная зрелищами публика проголосует рублем. Конечно, более защищенными чувствуют те, кто имеют бюджетную поддержку, например, работа в Театре эстрады, но и там следят за рейтингом артиста, и не позволяют почивать на лаврах.
В общем, прошел очередной «Этигэн Хомус», который, несмотря на перечисленные недостатки, остается самым престижным музыкальным конкурсом якутской эстрады.