Не так давно «Известия» опубликовали новость о том, что теперь частные пилоты могут работать как такси, без создания авиакомпании и получения сертификата эксплуатанта. Мы продолжили разговор о малой авиации с депупатом Госсобрания Якутии Виктором Федоровым, который ранее говорил о намерениях республики приобрести три самолета Cessna.
- Виктор Николаевич, и первый вопрос: у нас-то такое возможно? Есть в Якутии пилоты, у которых есть свои самолеты?
- Вначале хочу заметить, что частные пилоты смогут работать как такси только после того, как данный документ будет утвержден. У нас в республике порядка 36 летательных аппаратов малой авиации, это и самолеты, и вертолеты, которые используются в личных целях. Но если пройдет закон, о котором мы говорим, то частные самолеты возможно будет использовать в коммерческих целях – как такси для межулусных и внутриулусных перевозок. Это будет большой прорыв в развитии малой авиации в нашей республике, буквально непаханое поле для малого бизнеса. Как межрайонные такси, только по воздуху. Если ассоциация малой авиации Якутии возьмем три самолета Cessna, то они будут работать по этой схеме.
Помимо этого, мы ведь постоянно говорим о местном производстве и развитии местного обслуживания. Так вот это как раз одна из больших сфер местного обслуживания. Можно приобретать для улусов, наслегов небольшие самолеты и заниматьсягрузоперевозками и перевозками местного населения: из районных центров в наслега, между наслегами, из районных центров в Якутск и т.д.
Вы помните ситуацию в 90-е годы, когда межулусное сообщение было полностью разрушено, автотранспорт между наслегами не ходил. Позже начали ездить небольшие такси, и сейчас все практически отлажено, основные перевозки осуществляют частные такси. Точно так же можно будет сделать и в авиации.
- Кто будет устанавливать цены на перелеты?
- А зачем?
- Ну как же, они же ломить начнут. Или, наоборот,демпинговать. Скорее первое конечно.
- Будет дорого – летать никто не будет. Это новый рынок, и если он будет дорог - останется невостребованным. Сегодняшний расчет показывает, что авиаперевозки малыми судами по стоимости сопоставимы с межрайонными такси, и как межрайонные такси, должны быть саморегулируемыми. Кроме того, в республиканском бюджете предусмотрено субсидирование на такие авиаперевозки. И, думаю, частный бизнес может рассчитывать на эти суммы.
- Прежде чем перейти к теме развития малой авиации, не могу не задать вот какой вопрос. Вы на своей странице возмущались тем, что правительство предложило проект внесения изменений в бюджет 2017 г., где на АК «Якутия» попросили еще 2,5 млрд. Выяснили, для чего это планируется?
- Сумма предоставлена АК «Якутия» в виде государственной гарантии. Она направлена на погашение долгов, лизинговых платежей и других необходимых платежей. Единственный вопрос, который мы задали министру финансов, был ли произведен анализ финансовой устойчивости компании, сможет ли она выплатить свои долги, каковы ее дальнейшие перспективы. На этот вопрос Валерий Жондоров ответить не смог, сказал, что отчет с анализом будет представленв апреле.
Я считаю, что можно было сделать анализ и сделать вывод, куда идет наша авиация и каковы ее перспективы, и по трем кварталам прошлого года.
- Вернемся к теме, о которой вы говорили в прошлый раз – приобретение трех самолётов Cessnaассоциацией малой авиации Якутии. Когда планируется их прибрести?
- На сегодня этот вопрос обсуждается на уровне министерства транспорта республики. Ассоциацией малой авиации Якутии разработано технико-экономическое обоснование, сделана презентация. Вопрос был рассмотрен и нашел,наконец, поддержку в минтрансе. В общем, все видят, что без перехода на малую авиацию мы не решим вопрос внутриулусных и межулусных перевозок в Якутии.
По плану вопрос приобретения трех самолетов будет решен к лету этого года. Предварительные сроки – июль-август.
- Почему выбран самолет именно этой марки? Не «Пилатус», не Ан-3?
- Этот самолет используется массово на Аляске и в Северной Канаде, то есть подходит для наших климатических условий. Он откатан полностью, их выпущено порядка десяти тысяч, и он показал свою высокую надежность. Тот же «Пилатус» эксплуатируется в России в единственном экземпляре. Ан-3 был экспериментальным, теперь его не выпускают. В минтрансе была разработана сравнительная таблица летно-технических характеристик и экономической эффективности различных типов самолетов малой авиации. Был сделан вывод, что на сегодняшний день в мире нет массового самолета, который бы зарекомендовал себя хорошо в условиях Севера, кроме самолета Сессна. Так зачем же экспериментировать на себе? Нужно взять проверенный вариант и использовать его.
Мы и так уже наставили опытов - купили первые пять самолетов Ан-140, и все они стоят под забором разобранные, никем не эксплуатируются. Мы первые взяли опытные Ан-3, и они тоже все стоят заброшенные. Поэтому, наверное, хватит уже делать опыты на себе, надо принимать проверенную мировую практику.
Кроме того, если смело мечтать, то думаю, что лет через пять мы сможем рассматривать даже вопрос организации сборки самолетов малой авиации в Якутске - привозить их комплектами и организовать здесь небольшое производство по сборке. Это будет дешевле и оперативнее, плюс опять же развитие собственного производства.
Например, есть предложения и по «Тундре». Четырехместный самолет «Тундра» стоит в розницу 250-300 тысяч долларов, а так называемый кит-набор – 90 тысяч долларов. Можно покупать такой кит-набор и собирать здесь.
- Куда будут поставлены первые самолёты Cessna?
- Договор на приобретение будет заключать Ассоциация малой авиации Республики Саха (Якутия). Самолеты прибудут в Якутск, предварительная работа с компанией Cessnaпроведена. Уже известны номера самолетов, которые нам предлагают. Это абсолютно новые машины.
- Базироваться они тоже будут в Якутске?
- Аэропорты Якутска и Магана – это достаточно дорого для того, чтобы содержать там малую авиацию, совершать взлеты и посадки. Планируется держать малые воздушные суда в частном аэропорту в Хомустахе, где стоимость составит порядка 7 тысяч в месяц. Это все сборы, которые с нас будут там брать. Кроме того администрация города Якутска занимается подборкой авиаплощадки на территории городского округа.
- А в республике для них есть ангары?
- Эти самолеты не требуют ангарного обслуживания, они будут стоять, скажем, так, на свежем воздухе.
- Хорошо, а ремонт и техническое обслуживание? Кто будет этим заниматься?
- Суда этой марки обслуживаются в настоящее время в трех сервисных центрах России – в Сургуте, Красноярске и Москве. Это что касается капитального ремонта. Текущий ремонт могут проводить техники, которые будут приняты на работу или будут обслуживать по договорам.
- Какая взлетно-посадочная полоса нужна для самолетов такого класса?
- Требования к взлетно-посадочной полосе – длина порядка 500 метров. Это, на первый взгляд, может показаться серьезной длиной, но нужно учитывать, что длина взлетной полосы начинает считаться с высоты 15 метров. Для посадки самолета нужно всего 300 метров.
- У нас есть готовые пилоты для этих машин?
- Пилоты обучаются в нашем летном училище, которое находится в аэропорту Якутска. Их обучают на самолеты Pilatus и Cessna. Там есть тренажеры обеих этих модификаций. Ежегодно училище выпускает около 17 человек. Трудоустраиваются всего двое-трое, остальные вынуждены работать не по специальности. Так что в первую очередь планируется привлечь этих квалифицированных летчиков. Кроме того, при приобретении каждого самолета один наш пилот получает возможность бесплатно переучиться в авторизованном центре в Москве или Красноярске, переподготовка займет всего семь часов.
- Может ли малая авиация дать новые рабочие места?
- Вряд ли малая авиация должна создавать новые рабочие места. Один самолет - это два-три человека. Но ведь цель развития малой авиации в том, чтобы сделать ее массовой, чтобы в республике летали сотни, тысячи самолетов. А значит, вместе с развитием малой авиации появятся сотни, а может и тысячи рабочих мест.
Вы же наверняка знаете, что на Аляске 10200 самолетов малой авиации, 25 тысяч пилотов малой авиации. Житель Аляски летает в год в 8 раз чаще, чем средний американец, средняя загрузка самолета – 3 человека. И это при том, что территория Аляски в 2 раза меньше территории Якутии. Сама малая авиация малозатратна, поэтому ее может и должно быть много, следовательно, должно быть много и рабочих мест.
- Куда будут летать новые самолёты?
- Паспортная дальность полета 1300 км. При полной коммерческой загрузке - порядка 450 км. В этом радиусе он может обслуживать, если брать от Якутска, вилюйскую группу улусов, заречную группу, Горный, Хангаласский улусы, летать до Олекминска. Кроме того, базируясь в той же Нюрбе, имеющей прекрасный аэропорт, или в Олекме, можно проводить в этих крупных районах внутриулусные перевозки, с выходом на Мирный и Ленск.
Если говорить о периодичности, то пока идет речь только о дневных перелетах. Но есть планы оборудовать взлетные площадки в наслегах и небольших улусах для возможности светового старта, разработанного молодыми инноваторами. Он стоит не так дорого, и если это сделать, можно будет летать круглосуточно, столько, сколько будет необходимо. В ту же Чурапчу можно будет делать пять-шесть рейсов в день
- Я смотрела технико-экономическое обоснование, там указывается, что стоимость авиабилетов будет снижена в два раза. За счёт чего? Поясните более подробно.
- Вот вам представлена калькуляция так называемого сухого летного часа. Она складывается из зарплаты, налогов и расходов на содержание авиатехники и амортизацию. Сухой летный час у нас получается – 9 890 рублей. Это без заправки. То есть в общем один летный час составит порядка 17-20 тысяч рублей. При том, что сегодня вертолет Ми-8 стоит 300 тысяч рублей, самолеты типа Ан-2 – 150-200 тысяч рублей в час. Экономика явная!
- Давайте на конкретном примере. Сколько будет стоить авиабилет до Сангар например?
- До Сангар – 2,5 тысячи рублей. До Кобяя – 1,93 тысячи.
- Как будут приобретаться самолёты? Это будет лизинг?
- Да, они будут приобретаться в лизинг однозначно. Но, как я говорил ранее, нам предлагается довольно интересная схема приобретения самолетов. Стоимость одного самолета по сегодняшнему курсу доллара - порядка 56 млн рублей. Но при этом, согласно постановлению правительства РФ №1212 от 2011 года, нам положена компенсация на приобретение воздушных судов малой авиации в размере 46 млн рублей. То есть одна машина Cessna -206 обойдутся нам в сумму порядка 10 млн рублей.
- Сколько всего планируется приобрести таких самолётов, чтобы они начали летать по всей республике?
- Ассоциация малой авиации республики планирует приобрести в этом году три самолета. Всего до 2022-2023 года будет приобретено порядка 22-25 самолетов, которые будут летать по всей республике.
Приобретением такой техники должны заниматься и муниципальные власти, и частные предприниматели. А становой хребет малой авиации будет составлять Ассоциация малой авиации Якутии, которая будет летать на проверенных самолетах Cessna -206.
- В ТЭО, кстати, говорится об увеличении уставного капитала ОАО Туймаада-лизинг. Для чего это будет сделано?
- У них не хватает собственного капитала на приобретение этих трех самолетов. Нужно 168 млн рублей. С учетом процентов это будет около 200 млн. Они приобретают самолеты за 168 млн, получают компенсацию 138 млн, и эти же деньги направляют на закупку новых самолетов. Таким образом, эти деньги будут в «Туймааде лизинг» как оборотные и предназначенные для увеличения парка малой авиации республики.
- Так когда ждать первых рейсов?
- Ждем, что к осени 2017 года начнут летать рейсы как договорные, так и регулярные. Начнем возить пассажиров, выполнять рейсы по заявкам туристических компаний, «Лесооохраны», выполнять медицинские и санрейсы.
Источник: storm24.media