18.03.2017
Бардак в Якутии вышел на новый уровень – подчиненные уже открыто начали саботировать распоряжения Главы республики. Что называется, приплыли…
Позднее открытие зимников в Якутии, естественно, привело к отставанию в графике завоза топлива и жизненно важных грузов в северные и арктические районы республики. Сложности добавила и ранняя весна – сроки функционирования зимников еще больше сокращаются. Цейтнот. Времени на завоз ничтожно мало, и риск оставить Север Якутии без топлива очень велик.
Ситуацию усугубляет финансовые трудности ГУП ЖКХ, который не полностью рассчитался еще за перевозки прошлого года. Долги и низкие тарифы на перевозки не стимулируют автоперевозчиков активно включиться в работу. Для выхода на линию водителям нужно как минимум купить топливо, а без денег его не никто не даст. Нужно авансирование. Аналогичные проблемы и у энергетиков.
«Беспокойство вызывает нехватка транспорта для обеспечения топливом населенных пунктов в Усть-Янском, Верхоянском, Момском и Среднеколымском улусах. Перед ГУПом стоит серьезная проблема. Требуется изыскать деньги любыми путями и проавансировать перевозчиков. Крупные промышленные компании и предприниматели уже начинают переманивать на свою сторону основную долю водителей», — сообщает председатель Госкомобеспечения Юрий Зайцев.
Только водителям на аванс нужно не менее 140 млн.рублей, а ведь еще нужно рассчитаться и за само топливо, и другие товары. А это суммы в несколько раз больше.
Начинается аврал. Правительство оперативно вносит изменения в бюджет и добавляет на ЖКХ и завоз 1 млрд 452 млн рублей. Получив финансирование, ГУП ЖКХ оплачивает топливо, поднимает тарифы и начинает привлекать перевозчиков. Но упущенное время не воротишь, и догнать график завоза можно только слаженной и напряженной работой всех участников.
Прекрасно осознавая чем грозит срыв завоза, к делу подключается сам глава Якутии Егор Борисов, который 9 марта в Депутатском проводит оперативное совещание с главами улусов и ответственными чиновниками правительства.
Открывая совещание, Егор Афанасьевич сразу обозначил проблему:
– Сложности с открытием автозимников, возникшие из-за погодных условий в ряде арктических районов, в первую очередь опасны не тем, что сегодня посёлки останутся без топлива. Намного тяжелее ситуация может быть осенью, в сентябре, когда надо будет начинать отопительный сезон, а топить будет нечем. Поэтому хотел бы услышать: что сегодня делается для накопления грузов под будущую зиму.
И призвал чиновников отвечать коротко и по делу. Обсудив ситуацию и услышав клятвенное заверение Юрия Зайцева, что все груза должны быть доставлены до мест назначения в срок до 20 апреля, Егор Борисов подвел итог.
Глава республики заявил, что 20 апреля это вовсе не та дата, на которую следует ориентироваться – к тому времени автозимники в Центральной Якутии будут уже закрыты. Исходя из этого, он поставил задачу – топливо и продовольствие в районах должны быть стопроцентно завезены не позднее 10 апреля.
Стопроцентно! Это поручение главы республики.
Вы думаете, чиновники услышали своего начальника и бросились исполнять распоряжение? Ошибаетесь. Буквально через неделю тот же Юрий Зайцев опять в качестве контрольного срока окончания завоза называет 15 апреля. Но дальше всех пошел министр ЖКХ и энергетики республики Гаврил Левин – 17 марта в интервью ТАСС он заявил:
«Отставание по перевозкам ликвидируется, мы вошли в график по доставке топлива. До 20 апреля планируем весь объем в размере 645 тысяч тонн доставить до населенных пунктов. На данный момент завезено около 60% от общего плана. Ситуация стабилизировалась, везде завезены необходимые объемы топлива и сейчас восполняются страховые запасы, которых должно хватить до следующей весны – до марта 2018 года», – подчеркнул министр.
Вот так. Всем чиновникам наплевать на погоду и распоряжение своего прямого начальника. У них свои весна, объемы, сроки и графики. И поручения какого-то там заштатного губернатора явно не указ.
У них все нормально.
А теперь посмотрим, насколько эти заверения чиновников соответствуют действительности. Как сообщает Прокуратура РС (Я) 15 марта 2017 года,
«Установлено, что плановый объем грузов на перевозку автомобильным транспортом в зимний период 2016 – 2017 гг. составляет 707 672, 7 тыс. тн. фактически доставлено 362 178,9 тыс.тн., что составляет 51,2% от общего объема, в том числе:
— уголь: план – 559 621, 8 тыс. тн., доставлено – 295 154,8 тыс. тн., т.е. 52,7%;
— сырая нефть: план – 45 380, 6 тыс. тн., доставлено – 20 805,9 тыс. тн., т.е. 45,9%;
— конденсат газовый стабильный: план – 26 884, 7 тыс. тн., доставлено – 13 850,9 тыс. тн., т.е. 51,5%;
— нефтепродукты: план – 66 042,2 тыс. тонн, доставлено – 29 126 тыс. тн., т.е. 44,1%».
Как видите, по результатам объективного контроля ситуация страшно далека от нормальной. И минЖКХ Якутии Гаврил Левин банально врет.
А теперь скажите, уважаемые читатели, сумеют ли эти завравшиеся чиновники организовать перевозки и в указанный главой Якутии срок завезти необходимые объемы топлива и грузов? Более 300 тысяч тонн менее чем за три недели.
Я уверен, что нет, не успеют. И глава Среднеколымского улуса Евгений Слепцов тоже сильно в этом сомневается. О чем он и доложил Егору Борисову. По словам Евгения Слепцова, ежедневно в рейсы выходят грузовики с объемом топливно-энергетических ресурсов вдвое меньше от требуемого по графику. Таким образом, по его расчетам, при имеющихся возможностях к закрытию зимников будет вывезено грузов не более 55% от плана.
А причина проста – плохие дорожные условия не позволяют большегрузам выходить в рейс с максимальной загрузкой и грузить топливо в прицепы. Соответственно за один рейс грузов перевозится в два раза меньше. И пока дорожники не приведут дороги на Колыме в порядок, наверстать график не получится.
Знает ли об этом Гаврил Левин? Уверен, что знает. Тем не менее, в надежде на авось, уверяет якутян, что у него все под контролем. И тем самым только усугубляет ситуацию.
Уже понятно, что завоз якутские чиновники сорвут и топливо в полном объеме не довезут. Но отчитаются, что у них все нормально, тип-топ и под контролем. Как? Да очень просто. Вы, наверное, обратили внимание как элегантно и ненавязчиво в своем интервью ТАСС Гаврил Левин занизил объем необходимого топлива? Вот вам и ответ – уменьшат план завоза и отрапортуют о перевыполнении. Еще и премии получат за «успешно» выполненное задание. Чувствуется старая школа позднего совка.
Но ведь с погодой не договоришься, и уже в конце марта дорожники начнут вводить ограничения по тоннажу на зимниках и переправах. А котел бравыми отчетами чиновников топить невозможно. По осени все эти «рапорты» вылезут во всей красе. А значит, новый аврал и трудности уже заложены заранее. Как уже было в 2014 году на Абые. И что тогда? Опять водителей начнут выгонять на неокрепший лед? Благо, у Гаврила Левина на этот счет богатый опыт.
Да и сегодняшние проблемы возникли не на пустом месте, а как следствие ранее принятых, или вовремя не принятых, решений, о которых мы уже неоднократно писали. И не только мы, но и другие СМИ республики. Результат этих публикаций – ноль целых шиш десятых. Власть Якутии глуха к чужому мнению и как тетерев на току, кроме себя, никого не слышит.
Глава Якутии мечется по республике, пытаясь заставить чиновников выполнять их прямые обязанности. Те, в свою очередь, уже открыто посылают его подальше и действуют по своему разумению. Хаос, бардак и потеря управляемости во всей красе.
А что делать северянам? Остается только молиться на погоду и водителей.
Владимир Нифонтов.
|