Как украли акции Алроса-Нюрба
В начале 90-х годов наступила эйфория от суверенитета в предвкушении экономического процветания. Якутянам обещали «золотые горы» от перехода в собственность республики производительных активов и выпуска ценных бумаг прибыльными предприятиями.
Стало вполне реальным участие якутян в распределении доходов предприятий, а также получение различных преференций и скидок при покупке товаров и услуг местных производителей. Строились планы, как якутские акционеры нефтегазовых компаний будут со значительной скидкой заправлять свои автомобили бензином и газифицировать свои дома, а владельцы акций деревообрабатывающих предприятий будут покупать по льготным ценам пиломатериал. При грамотной организации якутяне могли стать эффективными собственниками местных предприятий и получить реальную отдачу от этого. Предполагалось, что акции прибыльных предприятий будут управляться национальным финансовым оператором, например «Сахаинвестом».
Многие предприятия Якутии могли действительно стать истинно народными. Однако, они стали «кормушками для блатных».
Многие люди вложились в акции «Сахаинвеста», нефтегазовых компаний и других предприятий в надежде получить если не баснословные прибыли, то хотя бы средства на благополучную жизнь.
Однако, через десяток лет доходы большинства миноритарных акционеров, размер пакета акций которых не позволяет напрямую участвовать в управлении компанией, не превысили нескольких десятков и сотен рублей. Кому же достались сверхприбыли ? Основные доходы распределялись и распределяются среди менеджмента и аффилированных лиц, оказывающих существенное влияние на деятельность предприятия.
Все прибыли от доходных акционированных предприятий распределяются среди чиновников, олигархов и их «шестерок».
В Якутии нет цивилизованной рыночной экономики. Под видом внедрения рыночных инструментов произошло присвоение чиновниками и олигархами активов, принадлежащих всему народу.
Порочная советская система распределения благ по блату трансформировалась в новую несправедливую модель отношений 21 века, где все лучшее достается чиновникам и олигархам.
В 2012-2013 годах в разработке ОО «Якутия-Наше Мнение» находилось дело по акциям «Алроса-Нюрба».
Это дело является типичным примером рейдерского захвата активов муниципалитетов. В 1997 года Администрации Нюрбинского района передан 10%-ный пакет акций ОАО «АЛРОСА-Нюрба».
В 2003 году в ходе муниципальной реформы были созданы органы местного самоуправления. При передаче акций была нарушена норма передачи имущественных прав на акции от Администрации Нюрбинского района к соответствующим по статусу и полномочиям органам местного самоуправления Нюрбинского района, то есть МО «Нюрбинский район». Пакет акций ОАО «АЛРОСА-Нюрба» перешел в государственную собственность РС(Я) в лице Министерства имущественных отношений РС(Я).
Можно однозначно утверждать, что произошло незаконное отчуждение акций у района, то есть, проще говоря, произошло ХИЩЕНИЕ. Акции были просто УКРАДЕНЫ республиканскими чиновниками при пособничестве руководства района.
Было нарушено базовое право собственности. Приведем примеры.
Допустим, Вы сменили ФИО, адрес регистрации. При этом Вы сохраняете в собственности свое имущество (квартиру, дачу и т.д.).
Или Вы – владелец предприятия и меняете организационно-правовую форму. В этом случае Вы также сохраняете право собственности на имущество.
Вы являетесь субъектом владения имуществом. Произошла лишь смена реквизитов физического и юридического лица.
Если бы с вами поступили, как с акциями АЛРОСА-Нюрба, то вам было бы заявлено что ваше имущество (дом, дача, машина, здание, земля и т.д) не ваше, так как
имущественные права прекратились в связи с изменениями реквизитов. А в качестве новых владельцев значатся новые лица.
Однако, на вашей стороне гражданское и уголовное законодательство. Вы вправе обратиться в суд и правоохранительные органы для установления факта незаконного подлога правоустанавливающих документов. Подобными преступлениями занимаются сотрудники росреестра и других органов госрегистрации.
В данном случае чиновники Якутии и района осуществили мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана. Под обманом подразумевается сознательное искажение истины.
МО «Нюрбинский район» является правопреемником Нюрбинского района и, соответственно, субъектом всех правоотношений, в том числе по владению и распоряжению муниципальным имуществом.
Для отработки вопроса нахождения акций Я, Степан Петров, руководитель ОО «Якутия - Наше Мнение» пришел на встречу с руководством ОАО «Республиканский специализированный регистратор «Якутский фондовый центр».
К сожалению, конструктивного диалога не получилось. С самого начала разговор начался на повышенных тонах. Мне начали угрожать жалобами в соответствующие органы, отзывом аккредитации, привлечением к ответственности за превышение полномочий. Общий смысл претензий сводился к следующему.
«Вообще, ты кто такой. У нас работают бывшие сотрудники правоохранительных органов (прокуроры, полицейские и другие). Они и на тебя управу найдут. Мы тебя запретим, лишим, отберем и закроем. Короче, тебе плохо будет».
Но эта гневная тирада была больше похожа не на агрессию, а на истерическую реакцию в состоянии страха перед разоблачением.
Это была одна из самых лаконичных бесед в моей практике, сопровождавшаяся обилием безосновательных «наездов».
Вот так руководители фондового центра, как цепные собаки, сидят и охраняют «кормушку якутских начальников».
Для отработки вопроса на международном уровне в Совет по правам человека ООН было направлено Обращение по возврату 10% акций ОАО «АЛРОСА-Нюрба» в собственность Нюрбинского района.
В 2013 году в ходе официального визита в Женеву были проведены ряд встреч с экспертами Совета по правам человека ООН.
Однако, дело не прошло стадию коммуницирования ввиду сложности и неоднозначности норм российского законодательства, а также не исчерпания внутренних средств правовой защиты.
Проще говоря, экспертам ООН сложно понять российские нормы и они ограничиваются рассмотрением фактов прямых нарушений международных норм.
Для продвижения дела нужно было непосредственно озвучить данную тему на сессиях Совета по правам человека ООН и других уполномоченных органов ООН. Однако, это было невозможно ввиду отсутствия у организации средств на зарубежные командировки.
Для эффективной работы на международном уровне необходимы соответствующие материальные и кадровые ресурсы, аккумуляция которых является крайне сложным для общественной организации.
В целом, применение международных правовых механизмов ООН и ЕС является эффективным инструментом решения проблемных вопросов Якутии, корректировки нормативно-правового поля России и ее правоприменительной практики с целью приведения в соответствие с нормами международного права.
Материалы по теме
1.) ИА Regnum - Акции АЛРОСА-Нюрба изъяли из собственности муниципалитета незаконно? https://regnum.ru/news/economy/2250877.html
2.) Обращение в Совет по правам человека ООН http://yakutian.org/report_2.htm
3.) Заключение Постоянного комитета по вопросам местного самоуправления
Госсобрания РС(Я) http://yakutian.org/report_2_p.pdf
4.) Статья «В поисках потерянных акций «Алроса-Нюрба» https://drive.google.com/file/d/0Bz9A3_8_4f7jalliMGNMZ2I4ZzQ/view?usp=drivesdk
Степан Петров,
Руководитель Общественной организации «Якутия - Наше Мнение»
сайт http://yakutian.org электронная почта post@yakutian.org
тел. 8-914-224-24-11
|