20.03.2017
Руководство Якутии распродает последние остатки госсобственности республики для того, чтобы скрыть результаты неэффективного управления регионом. Из рук вон плохое управление все больше и больше затягивает республику в долговую яму.
К началу 2017 года Якутия подошла с довольно напряженным финансовым состоянием: расходы растут, запланированный госдолг – 51,8 млрд.рублей, дефицит бюджета – 6,6 млрд.рублей. Безвозмездные федеральные трансферты планомерно сокращаются, а Москва, напротив, ужесточает финансовую дисциплину. Все больше федеральных программ требует регионального софинансирования.
Еще сложнее дела в подведомственных якутскому правительству предприятиях. Не успели, ценой огромных финансовых вливаний, отодвинуть от банкротства национального авиаперевозчика а/к «Якутия», как вылезла огромная дыра в ГУП ЖКХ РС(Я).
Как сказал на парламентских слушаниях минЖКХ республики Гаврил Левин:
В 2016 году расходы ГУП ЖКХ составили 32,9 млрд. руб., что превышает доходы на 24 %. Таким образом, дефицит источников составляет 6,3 млрд. руб.
10,2 млрд. руб. приходится на закуп и доставку топливных ресурсов, включая опережающий завоз топлива, 6,7 млрд. руб. – на погашение ранее привлеченных кредитов, 5,5 млрд. руб. – на оплату труда, 4,1 млрд. руб. – кредиторская задолженность, 2,7 млрд.руб. на ремонтную программу и исполнение инвестпрограммы, 1,5 млрд. руб.- расходы на электроэнергию, 2,2 млрд. руб. – на остальные статьи расходов.
В результате сегодня ГУП ЖКХ испытывает острый недостаток финансовых средств. При этом все возможные решения правительством были приняты. Тем не менее, кредиторская задолженность на конец 2016 года ожидается в размере 7,9 млрд. руб.
Общий объем необходимых средств финансовой поддержки составляет 11,760 млрд. руб. Потребность обоснована убытками прошлых лет (2,2 млрд. руб.), отвлечениями на инвестиции без источников (5,5 млрд. руб.), кредиторской задолженностью по завозу топлива (4 млрд. руб.).
Хотя тут министр немного слукавил: как следует из «Плана мероприятий финансового оздоровления государственного унитарного предприятия “Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)” на 2016 – 2018 годы» кредиторская задолженность ГУПа в 2016 году составляет 8,4 млрд.рублей. Или 49 % от всей выручки предприятия.
При этом непонятно, почему министр умолчал о долгосрочной кредиторке.
По состоянию на 1 января 2016 года краткосрочные обязательства ГУП ЖКХ составляли 7,2 млрд.рублей, долгосрочная кредиторка – 13,5 млрд.рублей. Итого – почти 21 млрд.рублей при валюте баланса 32,2 млрд рублей и величине основных средств – 17,5 млрд.рублей. То есть общий долг предприятия, намного превышал стоимость всех котельных, теплотрасс и даже джипов директора.
В декабре 2016 года ГУП ЖКХ получил из бюджета Якутии дополнительно 2 млрд.руб., еще 1,5 млрд.руб. на нужды ЖКХ пришлось срочно добавлять уже в феврале 2017 года.
Также бюджетных вливаний потребует «Сахатрансенфтегаз», который ранее частично финансировался за счет средств «РИК+». Недавно на пресс-конференции руководство компании сообщило, что долг по «дебиторке» тянет на 1 млрд 600 млн рублей. Крупные должники — это компании ГУП «ЖКХ РС (Я)», МУП «Теплоэнергия» и «Якутскэнерго».
Не лучше дела обстоят и в государственном «Саханефтегазсбыте». По словам генерального директора Игоря Никитина,
Только за прошлый год (2016 г. – прим.ред), отмечает он, компания вернула республиканскому бюджету 940 миллионов рублей долга. Денег не хватает. Приходится брать коммерческие кредиты, где процентная ставка выше. Объем процентов по кредиту, заявил глава предприятия, вырос до одного миллиарда рублей в год.
А еще есть «Алмазэргиэнбанк», требующий постоянной докапитализации, «Туймаада-Лизинг», «Туймаада-Агроснаб» и еще куча мелких фирм регулярно нуждающихся в бюджетных деньгах.
А денег нет. При верстке бюджета на 2017 год власти республики покусились на святое – образование.
«Все стройки школ в 2017 году в Якутске будут заморожены!» – заявил заместитель министра экономики Данил Саввинов на расширенном заседании парламентских комитетов по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике; вопросам собственности и приватизации, проходившем 6 декабря 2016 года.
Все предложения народных депутатов по финансированию строительства школ, детского сада, выделению дополнительных средств на питание детей из многодетных и малообеспеченных семей, были жестоко отвергнуты Минфином со ссылкой на нехватку средств в республиканском бюджете.
С огромным трудом, после скандала, удалось отстоять строительство в Якутске за счет госбюджета инклюзивной школы № 35, и то на условиях софинансирования с городским бюджетом.
Впрочем, вся история с формированием бюджета Якутии-2017 широко освещалась в прессе.
Но даже с наполнением этого обрезанного бюджета сейчас возникли огромные сложности.
В начале 2017 г. значительно снизились налоговые поступления в бюджет республики, о чем и чистосердечно предупредил якутян глава республики Егор Борисов в конце февраля 2017 г.:
…уже ощущаются определенные сложности с поступлением доходов в бюджет. Поэтому нам надо готовиться к развитию событий в различных ситуациях…
И не устает это повторять.
По данным Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) на 1 марта 2017 года в бюджет республики поступило 16,4 млрд.рублей налогов, дотаций и безвозмездных поступлений от федералов.
А потрачено на эту дату – 21,2 млрд.рублей. Дефицит – 4,8 млрд.рублей. За два месяца текущего года. Чтобы был понятен масштаб суммы напомним, весь утвержденный дефицит бюджета Якутии на 2017 год составляет всего 6,6 млрд.рублей.
Для сравнения. В 2016 году, по данным Минфина республики, на 1 марта в бюджет республики поступило 21 млрд.рублей.
То есть по сравнению с прошлым годом недобор доходной части бюджета республики на 1 марта 2017 года составил 4,6 млрд.рублей.
Якутия – экспортноориентированная республика и при падении цен на мировых рынках на наши экспортные товары это сразу сказывается на республиканском бюджете. Например, в конце 2016 года резко упала и продолжает снижаться мировая цена на уголь, соответственно, у наших экспортеров падает выручка, прибыль и они сокращают добычу и уплату налогов в бюджет.
При верстке бюджета Минфину нужно было учитывать эти нюансы.
И вот на начало 2017 года сошлись сразу все неблагоприятные факторы – планирование крайне напряженного бюджета, недобор налогов и повышенные расходы на завоз.
И если мировые цены предугадать невозможно, то в остальных факторах виноваты, на мой взгляд, целиком и полностью якутские власти. Это результат неэффективного руководства.
Смотрите сами. Напряженный бюджет во многом сложился в связи с необходимостью спасать ГУП ЖКХ РС(Я). А оказался он в таком положении потому, что по приказу руководства республики осуществлял инвестиционную программу без источников финансирования за счет оборотных средств.
Как сказал на парламентских слушаниях Гаврил Левин, за 2011-2015 годы на реализацию инвестиционной программы ГУП ЖКХ было направлено 16,9 млрд. руб. Без источников финансирования осуществлено строительство и закуп объектов на сумму 5,5 млрд. руб. Основной объем ресурсов (11,5 млрд. руб.) пришелся на строительство котельных, дефицит по которому составил 3,9 млрд.рублей.
По признанию бывшего первого заместителя руководителя предприятия Анатолия Соловьева, даже зарплата и отпускные работников в условиях такого финансового оборота шли на производственные нужды. Несколько раз в течение этих лет люди получали заработанные деньги только после вмешательства прокуратуры.
То есть в 2012 году руководством Якутии было принято неверное решение, которое в конечном итоге загнало предприятие в финансовую удавку. Сейчас, в связи со сложной финансовой ситуацией ГУПа, руководство МинЖКХ объявило мораторий на модернизацию объектов коммунального хозяйства в 2017-2018 годах. То строим, то не строим – это теперь в Якутии такое планирование?
О другом примере с неудачным реформированием «Управтодора РС(Я)» наш сайт недавно писал. Напомню, в 2014 году руководство республики разделило его функции между двумя предприятия – часть осталось у «Управтодора», а часть передали новообразованному КП «Дороги Арктики». В итоге в 2016 году оба они плохо справились с возложенными на них обязанностями по содержанию зимников, а в этом году вообще, по моему мнению, завалили всю работу. Никогда еще в республики ряд зимников не открывался так поздно.
Зачем это сделано, не совсем понятно, но вместо того чтобы исправлять управленческую ошибку, руководство республики решило и дальше укреплять проштрафившиеся дорожные предприятия. Недавно Егор Борисов обещал еще больше выделить бюджетных денег на укрепление материальной базы КП «Дороги Арктики». Раньше худо-бедно справлялись частники, теперь не справляется госпредприятие за бюджетные деньги. Результаты неверного решения, принятого в 2014 году, Якутия в полной мере пожинает сегодня. И будет тратить еще больше бюджетных денег.
И таких примеров крайне плохого управления республикой тысячи и тысячи. По одному только Минсельхозу можно рыдать и романы писать.
Нехватка денег в бюджете вынуждает власти Якутии тотально экономить на всем. А на чем у нас начинают экономить в первую очередь? Правильно, на коммуналке. Крупнейшими плательщиками ГУП ЖКХ являются сельские бюджетные учреждения и сельское население, которое кормится в основном с бюджета. Не получая в достаточно количестве денег, бюджетники начинают недоплачивать коммунальщикам, те в свою очередь не рассчитываются с энергетиками и газовиками. В итоге цепочка неплатежей увеличивается и закручивает долговую удавку уже на всей экономике республики.
Как недавно сообщило Якутскэнерго, основными дебиторами компании являются ГУП «ЖКХ РС(Я)». По состоянию на 01.03.2017 г. кредиторская задолженность составляет 484 млн. руб., в т.ч.: перед ПАО «Якутскэнерго» – 244 млн руб., перед АО «Сахаэнерго» – 240 млн. руб., кассовый план за первый квартал по согласованному графику погашения просроченной задолженности не исполнен на 100 млн. рублей.
Кроме того, еще 28 млн.рублей задолжала администрация Усть-Янского района и до сих пор не получена субсидия от Агентство субсидий РС(Я) (не получена субсидия АО «Теплоэнергосервис», определенная в план в размере 235 млн. руб.).
И задолженность стабильно растет, у компании растут долги перед поставщиками.
У «Сахатранснефтегаза», как я уже упомянул, ситуация аналогичная. В июле прошлого года компания в своем пресс-релизе сообщала:
Сегодня компания имеет огромный дефицит средств, дебиторская задолженность населения составляет 1 млрд 300 тысяч рублей! Это просто катастрофическая сумма! МУП «Теплоэнергия», ЖКХ не могут рассчитаться годами, они фактически неплатежеспособны.
По состоянию на сегодня долг потребителей за газ вырос еще на 300 млн.рублей. Основные неплательщики – ГУП ЖКХ, МУП «Теплоэнергия» и «Якутскэнерго».
Не получая вовремя денег, компании срывают выполнение инвестпрограмм, а это уже напрямую сказывается на надежности газо-, тепло-, и электроснабжения.
По предварительным данным, озвученным на заседании Межотраслевого совета потребителей при главе республики, энергетики в 2016 году освоили 1,94 млрд рублей капвложений при плане 2,39 млрд рублей. В «Сахатранснефтегазе» заявили, что по инвестпрограмме за прошедший год удалось освоить 1,29 млрд рублей при плане 1,53 млрд рублей. Причину отставания обе компании назвали одну – неплатежи потребителей.
Как видите, ситуация в целом довольно напряженная, но, на мой взгляд, не фатальная – в случае особой нужды республика может занять недостающую сумму на рынке или обратиться к федералам за помощью. Но тот есть одно но, которое всеми силами старается избежать руководство Якутии.
Увеличивая госдолг или обращаясь за бюджетными кредитами в Москву, Егору Борисову придется объясняться с федеральным начальством как республика дошла до жизни такой. При превышении нормативов по госдолгу или лимиту бюджетных кредитов республика попадает под особый контроль Минфина и Счетной палаты РФ. То есть федералы сунут нос в якутские финансы и начнут внимательно отслеживать, куда уходят деньги. Появится независимый дополнительный контроль за финансами и ограничения по расходам. Распоряжаться финансами станет уже не так вольготно.
А вот этого руководство Якутии стремится избежать всеми фибрами. И ради этого Егор Борисов готов продать принадлежащие республике акции «АЛРОСА-Нюрба». На полученные деньги он сможет заткнуть первоочередные дыры, соблюсти бюджетные нормативы, сохранить статус кво и дальше держать федеральных проверяющих подальше от якутских финансов.
Но только что это изменит? На мой взгляд, ничего. Республика из рук вон плохо управляется и якутские чиновники уже даже не стесняются говорить об этом в открытую. Например, министр имущественных отношений Евгения Григорьева призналась, что после продажи «Нижне-Ленского»,
«… в разы произошло увеличение налоговых поступлений, были привлечены инвестиции на разработку месторождений алмазов, модернизацию производства, для решения задач по защите экологии…».
То есть под управлением якутских чиновников предприятие потихоньку загибалось, а после передачи в другие руки расцвело.
Напомню, деньги от продажи 49% акций «Нижне-Ленского» пошли на уплату долгов государственного «Сахатранснефтеза» по облигациям. Вот и сейчас нам предлагают подобную схему – продать «АЛРОСА-Нюрба» чтобы заткнуть дыры в ГУП ЖКХ РС(Я). Те дыры, которые сами же чиновники и создали.
Руководство республики напоминает поиздержавшегося мота, который продает отцовскую вотчину, чтобы сохранить прежний образ жизни. Ничего другого оно предложить не в состоянии.
А что будет, когда лишнее имущество кончится? Что продавать? Или после нас хоть потоп и на наш век хватит?
Надо признать, довольно «мудрая» политика Егора Борисова…
Владимир Нифонтов.
|