28.03.2017
Нагромождение домыслов и нелепиц вокруг акций «АЛРОСА-Нюрба» уже достигло предела и начинает надоедать. Со всех сторон льются сладкие посулы и ушаты помоев. Давайте спокойно и без политики разберемся в этом вопросе.
На акциях можно заработать в двух случаях: при получении части прибыли компании в виде дивидендов и, играя на бирже на разнице курсовой стоимости.
Дивиденды – это часть прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами в соответствии с количеством и видом акций находящихся в их владении. Способ и порядок выплат оговаривается решением акционеров и внутренними документами компании. Дивиденды выплачиваются при наличии прибыли и не зависят от курсовой стоимости акций.
«АЛРОСА-Нюрба» выплачивает дивиденды двумя траншами: по итогам 9 месяцев и потом по итогам года. Они выплачиваются тому, кто владеет акцией на определенную дату – она называется дата закрытия реестра акционеров и определяется решением компании.
Обычно «Алроса-Нюрба» дивиденды по итогам 9 месяцев выплачивает к конце декабря, а окончательный расчет за год производит в середине июня следующего года. Например, по итогам работы за 2015 год компания рассчиталась так: 21 декабря 2015 года были выплачены деньги в размере 11 075 рублей на одну акцию по итогам работы за 9 месяцев 2015 года, а 20 июня 2016 года еще было доплачено 4 435 рублей по итогам года.
Якутия владеет 80 000 акциями, соответственно, по итогам работы за весь 2015 год (включая оба транша) она получила от «АЛРОСА-Нюрба» 1 млрд. 240 млн. рублей.
Решение о выплате дивидендов по итогам работы 9 месяцев 2016 года компания приняла 13 декабря 2016 г., соответственно датой закрытия реестра стало 23 декабря 2016 года. То есть все, кто владел акциями «АЛРОСА-Нюрба» на этот день, могли получить причитающиеся дивиденды. Согласно решению компании дивиденды составили 17 500 рублей на одну акцию, значит Якутия получит 1 млрд 400 млн. рублей. Именно об этой цифре и говорят все якутские начальники, называя их дивидендами за год.
Но как я уже сказал, это не все доходы за 2016 год – в середине июня 2017 года «АЛРОСА-Нюрба» доплатит остаток. По прогнозам специалистов он составит от 4 600 до 7 000 рублей на одну акцию (напомню, в прошлом году выплатили 4 435 руб.). Соответственно, Якутия может еще получить от компании от 368 млн.руб. до 560 млн.руб. А значит, годовой доход от акций «АЛРОСА-Нюрба» составит от 1 млрд 768 млн.руб до 1 млрд. 960 млн.руб.
Еще раз подчеркиваю – сумма 1 млрд 400 млн. рублей, о которой говорят все якутские начальники, это далеко не вся сумма дивидендов за год. Это только за 9 месяцев 2016 года, а окончательная сумма станет известна в июне 2017 года. И как видим, она еще может значительно возрасти.
По-другому получить доход от акций можно, играя на курсовой разнице. Например, купить дешевые акции, подождать пока они подорожают, продать и получить прибыль. Или наоборот – продать акции сейчас по текущей стоимости, но с условием передачи их через определенное время. Если к тому времени акции подешевеют, то вы купите и отдадите подешевевшие бумаги. Разница от продажи дорогой акции и покупкой дешевой будет составлять вашу прибыль. Это так называемый фьючерс.
В общем, способов заработать на курсовой разнице очень много и доход от этой игры обычно намного превышать размер дивидендов. Впрочем, и потерять тоже можно очень много.
Каким способом вы хотите зарабатывать на акциях – медленно, но верно, на дивидендах и долгосрочном росте курса акций или быстро, но рискованно играя на котировках – вы решаете сами. Это решение называется инвестиционной стратегией и определяется многими факторами, включая срок инвестиций, время, потребность в финансовых ресурсах и т.д..
Например, как я уже писал,
Согласно данным ММВБ на 1 января 2016 года акции «АЛРОСА-Нюрба» стоили 100 000 рублей за штуку, следовательно, 10 процентов якутских акций оценивались в 8 млрд.рублей.
По состоянию на 1 января 2017 года акции «АЛРОСА-Нюрба» стоят 186 500 рублей за штуку, следовательно, теперь 10 процентов якутских акций оцениваются в 14,9 млрд рублей. То есть если бы Якутия в этот день продала свой пакет она бы выручила за свои акции около 15 млрд.рублей.
Напомню, год назад мы бы получили всего 8 млрд.рублей. А сейчас – 14,9 млрд. рублей. Как видите, доход только от курсовой разницы за год составляет почти 7 млрд. рублей.
Это не считая дивидендов, о которых я говорил выше.
Особо обращаю ваше внимание на тот факт, что прибыль от роста курса можно получить только в момент продажи акций. То есть в отличии от дивидендов, которые поступают постоянно, эту прибыль можно получить только один раз.
В республике так же есть пример другой инвестиционной стратегии – игре на бирже, – о которой мы также неоднократно писали. Это околоправительственная инвесткомпания «РФА-Инвест». Напомним, сейчас она находится в предбакротном состоянии, убытки от ее агрессивной игры на бирже, по самым скромным подсчетам, составляют около 1,5 млрд.рублей. Надо ли говорить, что практически все они выплачены сторонним кредиторам за счет республиканских предприятий – РИК, ГУП Комдрагметалл и Алмазэргиэнбанк?
До сих пор, рассказывая об управлении госпакетами акций в целом и убеждая якутян в необходимости продажи акций «АЛРОСА-Нюрба» в частности, якутские власти так и не озвучили свою инвестиционную стратегию. Чего мы хотим от управления акциями? Ответа так и нет.
Недавно, рассказывая об акциях «АЛРОСА-Нюрба», глава Якутии Егор Борисов сказал:
«Эта тема политизируется. Мы примем решение о приватизации данного пакета ценных бумаг в ближайшее время. Стоимость акций пошла вниз, мы не можем продешевить и потерять этот актив».
Хорошо, давайте без политики. Как заправский «биржевой спекулянт» Егор Афанасьевич должен хорошо знать первую заповедь успешного трейдера: «Покупай, когда дешевеет, и продавай, когда дорожает». В соответствии с этой логикой, продавать акции сейчас – это просто фиксировать убытки. Глава Якутии хочет потерять деньги?
Кроме того, акции большой «АЛРОСА» сейчас тоже далеко не в лучшем состоянии – в начале года они стоили 101 рубль за акцию, 2 февраля 105 руб., а сейчас упали до 96,6 рубля. Буквально вчера в своем инвестобозоре Citi понизил рекомендацию для акций «АЛРОСА» до «продавать» в связи с ухудшением прогнозов для отрасли.
Ну как, Егор Афанасьевич, продавать 25 процентов республиканских акций АЛРОСА будем? Вы ведь, как заправский «биржевик», не можете продешевить, ведь так?
Другой важный чиновник, и по совместительству бывший гендиректор прогоревшей «РФА-Инвест», министр финансов Валерий Жондоров заявляет:
«Говоря о прибыли и дивидендах, мы оцениваем группу компаний «АЛРОСА» со всеми дочерними предприятиями — «Алмазы Анабара», «Нижне-ленское», «АЛРОСА-Нюрба». Независимо от того, кто владеет этими акциями, мы получим от них доход в виде деятельности от добычи алмазов. При смене владельца 10% акций этот показатель не изменится. Именно этот объем будет реализовываться на рынке, а сама компания продолжит платить налог на прибыль в синергетическом эффекте. То есть сумма этих двух слагаемых не изменится».
Это как это? У вас есть корова, вы получаете от нее молоко, потом корову продаете, а откуда молоко возьмете? Коровы-то уже нет.
Как я уже указал выше, за 2016 год от «АЛРОСА-Нюрба» Якутия получит дивиденды в размере от 1 млрд 768 млн.руб до 1 млрд. 960 млн.руб. После продажи акций этих ежегодных поступлений в бюджет Якутии уже не будет. И даже в самом лучшем случае, если акции выкупит большая «АЛРОСА», то эти почти 2 млрд.рублей дивидендов нужно будет делить на всех акционеров «АЛРОСА».
Сколько у нас там акций? Правильно, с улусами будет 32 процента. Значит, мы и получим 32 процента от этих 2 млрд.рублей. Это будет 640 млн.рублей при самом идеальном раскладе.
А теперь сравните и скажите, что больше – 640 млн или 1 млрд.960 млн.рублей? Точно «сумма этих двух слагаемых не изменится»? И где тут «синергия»?
Мне кажется, ответ очевиден. Неудивительно, что с подобными «подсчетами и синергиями» «РФА-Инвест» прогорел…
Я абсолютно не против приватизации акций «АЛРОСА-Нюрба» – не вижу ничего сакрального в ценных бумагах. И считаю, что государственным имуществом нужно разумно и рачительно управлять. Но только покажите мне выгоду от продажи этих акций.
Какая у якутской власти инвестиционная стратегия управления госактивами и ценными бумагами? Курс акций меняется ежедневно, и только с точки зрения своей инвестиционной стратегии мы можем судить дешево/дорого они стоят. Получаем мы прибыль или убыток. Что мы хотим от них получить и каким образом? Это вообще актив или просто имущество на продажу?
Увы, пока никакой инвестиционной стратегии якутянам не предложено, а вместо этого нас убеждают в необходимости продажи. А для чего? Чтобы заткнуть очередные дыры? Но, продать и проесть – это не инвестиционная стратегия. Это, на мой взгляд, грабеж народа республики. Ну а если это так, то, может, вначале разберемся, откуда эти дыры взялись и кто виноват? И накажем виновных.
Наведем элементарный порядок, и может быть после этого ничего продавать и не придется.
Владимир Нифонтов.
Также вас может заинтересовать:
|