ИА «Yakutia24/Якутия24». Проезжая недавно по федеральной автодороге "А331 Вилюй" из города Мирного до столицы Якутии, насчитал не один десяток мощной техники, принадлежащих к внутренним и к другим регионам, имеющих непосредственное отношение к нефтегазовым предприятиям. Особенно в Горном улусе много невиданной доселе народом техники. Геологи-нефтяники добрались и до самого благополучного в экологическом отношении Горного улуса, находящегося на приличном расстоянии от объектов промысла углеводородного сырья и, скажем, очагов цивилизации. На территории Горного улуса находятся два участка разведки недр. Верховья речек Чыра, Тюгене, Сииттэ, Кэнкэмэ исхожены поисковиками. Геологи уже давно проложили тропы на верховьях реки Синей - чистейшей реки Якутии. Иногороднее геофизическое предприятие тщательно исследует реку Синюю на предмет наличия богатых запасов нефти. Это - первый этап геологоразведочных работ. Разведчики недр весьма целеустремлены и усердны в своих действиях.
Прогноз неприглядный: девственным лесам Ленско-Вилюйского междуречья приходит конец. Сегодня там сооружаются точечнолокальные площадки буровых и линейные дорожные пути. Там уже не увидишь охотников. Хозяева там - выступают геологи, ищущие нефть.
И школьнику известно, что следы от тяжелых вездеходов, бульдозеров, тракторов, механические и химические воздействия на хрупкую северную почву, загрязнение грунтовых вод ведут к тяжелым, экологическим последствиям. Самое печальное - нашим охотникам резко и цинично ограничили пространство промысла.
Удручающий пример. Сунтарские охотники-промысловики, "навострившие лыжи" в сторону извечных троп отцов и дедов, уже который год возвращаются ни с чем.
Охотники Сунтар, Тэнкэ, Бордон, Хадан, промышлявшие на верховьях речек Кенеликян, Бирюк, Илин Джели, Сергелях, Арга Джели, Ючюгяй yрэх, Бочооной, Дьэрбэ, Буйаагы, сетуют, что охотиться не на что.... То же самое говорят верхневилюйские и олекминские охотники. Ясно, что зверь напуган нашествием промышленников. Сохатого, косули, дикого оленя стало гораздо меньше, чем в былые времена. Глухарей и тетеревов уже впору вписать в "Красную книгу". Везде пробиты профили, вся тайга изгажена следами техники.
А между Леной и Вилюем ежедневно упорно налетывают вертолеты навороченных типов, принадлежащих неизвестным компаниям. Понятно, что это богатые нефтяники, которым неизвестны проблемы нехватки авиационного топлива. На территории Сунтарского улуса в 2016 году весной буровики нефти из Иркутской компании совершили крайне противоречащую российским природоохранным законам выходку - оставление нефтешлама, отходов от промысла.
Фото разнузданного безобразия зафиксировал главный эколог Якутии -Сахамин Афанасьев. Экологи засуетились, а республиканские власти промолчали. Мнимые общественники и "ратующие за благополучие республики" не забили тревогу.
Дело было прошлой весной, а осенью 2016 года компанию, превратившую сунтарские леса в ржавую свалку, наши республиканские чиновники расхваливали за "щадящее" ведение дел.
Печально, но факт: Мы увидели беспомощность, безропотность наших властей.
Эти компании даже не имеют регистрацию в нашем регионе, не платят налоги, не участвуют в социальных проектах, не обеспечивают работой местных жителей, не строят ни дороги, ни мосты.
Они, видимо, руководствуются порочным принципом: "Что хочу, то и ворочу". Почему безраздельно хозяйничают в якутской тайге нефтегеологоразведчики?! Почему никого это не волнует и "не колышет"?!