Вряд ли президент Путин ожидал, что его поручение — ликвидировать цифровое неравенство и в 2018 году подключить к скоростному Интернету все поликлиники и больницы страны — чиновники бросятся исполнять столь ретиво. При этом всё происходит в антураже лучших традиций «потемкинских деревень», когда за ярким фасадом скрывают огромные недостатки. Как оказалось, 1250 км оптоволоконной сети от Якутска до Усть-Неры с перспективой продления до Магадана — пока лишь тестовый вариант, на который, надо полагать, потратили не один десяток миллионов рублей. Если предположить, что без этого линию высокоскоростного Интернета, получившую романтическое название «Колымский экспресс», никак не построить, то все равно неясно — для чего нужно было торжественно говорить о завершении едва начатого проекта?
14 апреля на границе Якутии и Магаданской области российский министр и главы двух регионов аплодировали прокладчикам ВОЛС. Из официального отчета следует, что оптоволоконная сеть дошла до жителей 14 населенных пунктов пяти районов республики, охватив в общей сложности 38 тысяч человек — около 4% населения Якутии. До конца 2018 года к ВОЛС обещают подключить с полсотни сел и поселков, где проживают 44 тысячи человек.
Такое решение было принято в марте 2015-го, когда руководители Якутии и Магаданской области подписали соглашение с НПО «Импульс», взявшимся за прокладку сети. Соглашение предусматривало замену протянутых вдоль федеральной трассы «Колыма» кабелей связи Якутск (Нижний Бестях) — Магадан на ВОЛС. Работать начали бойко. В июне 2016-го оптоволокно со скоростным Интернетом и 3G-связью пришло в Ытык-Кюель, в августе — в Хандыгу. А в апреле 2017-го ВОЛС встречали уже в Усть-Нере. Обещают, что с ним придет и 4G.
Райцентры уже почувствовали новое время. Провайдеры там начали подключать к оптоволоконной сети частных абонентов. Результат налицо: по данным МТС, в 2016 году жители Ытык-Кюеля вдруг стали самыми интернет-зависимыми в республике. В наслегах дело обстоит хуже. Пока провайдеры не спешат гоняться за такими мелкими заказами. В итоге даже в ближайшем к Нижнему Бестяху селе Техтюр к ВОЛС присоединили лишь администрацию, общеобразовательную и музыкальную школы.
О новом дыхании мобильной связи за год жизни с ВОЛС здесь тоже ничего не слышали, по-прежнему молясь на вышку «Билайна». Но все эти минусы вполне можно отнести на тестовый режим работы сети. Когда всё настроится и устоится, наверняка, и в этих селах начнется настоящая цифровая жизнь. Вопрос только — когда.
ОЧЕНЬ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОКЛАДКИ
Дорогостоящий оптоволоконный кабель строители бросили на снег и кусты. Как могли, протянули над реками, которые очень скоро покажут свой буйный весенний нрав. На ФАД «Колыма» не все мосты могут противостоять их паводковому течению, что уж говорить о растянутом наспех кабеле?
Но нашлись силы, которые не стали уповать на стихию. Едва министр и губернаторы торжественно открыли якутский участок «Колымского экспресса», как его сразу порезали в 14 местах. Вандалы засели на участке Кюбюме — УстьНера Оймяконского района. Кому помешал кабель, сказать трудно. Полагают, что он мог вредить охотничьим буранам или преграждать путь стадам пугливых северных оленей. Ну, или просто ВОЛС порвали от нечего делать. Хотя кому нечего делать в этих безлюдных на сотни километров местах?
В компании НПО «Импульс» версии не строят. Но говорят, что помешать они в Якутии никому не могли.
Георгий ТИРОН, директор ООО «НПО Импульс»:
— Акты вандализма на ВОЛС — для нас нестандартная ситуация. Но мы это переживем, будут усилены аварийные бригады. Думаю, что это какие-то провокации. Но кто и с какой целью ими занимается, пусть разбираются органы. Все такие линии связи подлежат охране государства.
— Если бы кабель не лежал на кустах и снегу, то, возможно, и не было бы таких актов вандализма.
— Те несколько человек, кто это делает, вряд ли будут обращать внимание, подвешен кабель или просто положен. Это целенаправленное вредительство. Сейчас собирается база людей и автомашин, находившихся в районе порывов ВОЛС. У нас уже есть определенная информация. Когда виновные будут установлены, они, наверное, объяснят, зачем резали линию.
Удивительно, но местные правоохранители о хулиганах в тайге узнают из прессы, а не от руководства НПО «Импульс». Начальник Оймяконского РОВД Николай Кульбертинов сообщил нам, что никак не может дозвониться до старшего аварийной бригады, поскольку тот, видимо, находится в тайге. «О происшествии мы узнали из СМИ, никакого заявления в полицию не поступало. Мы начали определенные действия. Но когда опросим бригадира, наверное, появится более конкретная информация», — сказал Кульбертинов.
В НПО «Импульс» тем временем объявили, что этот наземный кабель для них почти ничего не значит. По словам директора Тирона, до 2020 года компания должна проложить четыре оптоволоконные линии с заходами в дальние населенные пункты. Вот эти кабели и будут зарываться в землю на глубину до метра. Тогда сделают нормальные переходы над дорогами и реками, построят через каждые 20 км по всему маршруту башни высотой до 22 метров с мобильной связью, Wi-Fi и Wi-Max. Чтобы любой водитель или охотник мог вызвать помощь или связаться с родными.
А нынешнюю наземную линию смотают и пустят на внутрипоселковые разводки. «Мы этот кабель вообще не считаем. Мы должны построить четыре линии, а этот кабель тестовый. Он помогает при строительстве, мониторинге, в настройке и обслуживании техники, дает связь в тестовом режиме. По общему объему работ мы находимся в начале строительства. Это же непросто кабель проложить. Мы одних документов самолетами по 50–60 кг отправляем. Нужно трассу обследовать, провести согласование со всеми службами. То, что люди уже сегодня пользуются связью, нам, конечно, приятно», — сказал руководитель НПО «Импульс».
В компании не стали распространяться о технических тонкостях и объеме финансирования проекта. Георгий Тирон приедет в Якутию в мае и, может быть, тогда что-нибудь расскажет. К примеру, как будут укладывать ВОЛС в землю. Просто зарыть кабель — значит, отдать его в руки вечной мерзлоты, которая рано или поздно непременно разорвет линию. Каких трудов будет стоить ремонт такого порыва зимой, мы примерно представляем.
Наверняка у строителей есть решение проблемы. Но сегодня нас интересует не это, а для чего в апреле устроили блеф российского масштаба. На сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ так описывают памятное событие на границе Якутии и Магаданской области:
«Завершено строительство ВОЛС «Колымский экспресс» на территории Якутии. В рамках соглашения была проведена реконструкция магистральной линии связи КМ-180 Якутск (Нижний Бестях) — Магадан, в ходе которой кабельные сооружения вдоль автомобильной дороги федерального значения «Колыма» были заменены на ВОЛС. Прокладка ВОЛС позволила предоставить жителям труднодоступных населенных пунктов современные услуги связи. «Никогда ранее на данной территории со сложнейшими климатическими условиями не велось строительство волоконно-оптических линий связи, способных обеспечивать граждан новейшими телекоммуникационными услугами», — сказал министр Николай Никифоров».
Видимо, теперь будет что доложить Путину об исполнении его Послания Федеральному Собранию. Хотя на самом деле в Якутии все только начинается.