25 апреля в соответствии с Конституционным законом глава Якутии Егор Борисов представил народным депутатам республики ежегодный доклад об итогах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
"В рамках состоявшихся в январе-феврале отчётных мероприятий муниципалитеты и правительство уже детально, в цифрах и фактах, обрисовали картину минувшего года.
Но надо понимать, что результаты каждого текущего года всегда зависят от выбора долгосрочной стратегии и тактики. Поэтому основную часть своего сегодняшнего выступления хочу посвятить разъяснению той политики, которую провожу как глава республики в интересах её многонационального народа.
Не раз повторял: меня трудно упрекнуть в закрытости, постоянно встречаюсь, разговариваю с жителями городов и сёл с глазу на глаз, без посредников, на равных. Они спрашивают. Я – отвечаю, объясняю. В течение 2016 года было проведено 97 моих встреч с общественными формированиями, работниками предприятий и организаций, крестьянских хозяйств, простыми людьми. Настроения бывают не везде одинаковые.
Любая социально значимая тема, волнующая якутян, вызывающая у них беспокойства, должна, во-первых, адекватно восприниматься, а во-вторых, находить отражение в конкретных действиях властей. В поручениях или готовых решениях. Если проблема требует времени и дополнительных ресурсов, которых пока недостаточно, то в грамотном и подробном разъяснении, почему мы не можем удовлетворить те или иные запросы прямо сейчас.
Уважаемые товарищи!
Возглавив республику, свою роль на этом историческом этапе я сразу определил так: необходимо приобщить якутян к законам рынка, чтобы они использовали их себе во благо, а не страдали от них. Все эти годы продолжаю идти к этой главной цели. Пусть не сразу, но постепенно я внушаю всем, что добиваться успехов в рыночной среде можно только эффективной работой, совместными усилиями государства и конкретного человека. В противном случае мы ещё долго не сможем сделать республику по-настоящему конкурентоспособным и самодостаточным регионом.
Конечно, сразу отдавал себе отчёт в том, что решить поставленную задачу можно только на основе нескольких ключевых слагаемых.
Во-первых, это обеспечение экономического роста для формирования устойчивых доходов бюджетов республики и муниципальных образований.
Во-вторых, это сохранение общественно-политической стабильности, выполнение всех социальных обязательств, последовательное развитие человеческого капитала.
И в-третьих, это консолидация республики, вовлечение якутян в процесс тесного взаимодействия, переосмысление ответственности самого общества. Причём третья составляющая наиболее важна. Я называю это методом «встречного движения». Главный постулат «встречного движения» – власть создаёт условия, инструменты и механизмы, а общество или бизнес этими возможностями пользуется, умножая их на собственную инициативу и трудолюбие. Тот, кто эту простую формулу усваивает раньше, тот выигрывает. А тот, кто до последнего будет считать, что ему всё обязано дать государство, а у государства средства, как известно, всегда ограничены, тот рано или поздно останется ни с чем.
Я также хорошо понимал, что работать нам придётся в условиях новых внешних и внутренних вызовов, которые не заставили себя ждать. Прежде всего имею в виду череду событий, продиктованных общемировыми процессами. Чего только стоят авария на атомной станции «Фукусима», сирийский конфликт, а также назревающий сейчас корейский кризис, гражданская война на Украине, введение антироссийских санкций, падение спроса и цен на нефть, резкое колебание курса валют на мировых рынках и другие глобальные факторы, неизбежно влияющие на повседневную жизнь якутян.
Если говорить о внутренних вызовах, то их тоже хватает. Это очень жесткая конкуренция за поддержку федерального центра и инвестиционные ресурсы. Это необходимость всё время наращивать темпы развития, потому что любое улучшение ситуации в той или иной сфере порождает ещё большие потребности. Это неизбежное преодоление неповоротливости и безответственности части чиновничества. Это, наконец, информационно-коммуникационная революция, которая происходит на наших глазах и далеко не всегда несёт только позитив. Потому что в таком огромном потоке новостей, идущих буквально лавиной, люди не всегда могут сразу отличить чёрное от белого.
В первую очередь нужно было продолжить курс на развитие крупного производства и инфраструктурных проектов, на создание нового индустриального облика республики, чтобы укреплять налоговую базу и уменьшать зависимость республики от дотаций.
Иногда мы слышим мнения, что «Якутию распродали» и «у нас ничего не осталось». Нередко звучат вопросы о том, почему мы не можем достичь высокого уровня жизни, хотя живём в республике, богатой своими недрами. Я в ответ говорю: полезные ископаемые – это наше большое преимущество. Но заставить минерально-сырьевые ресурсы работать на благо всех жителей республики мы можем только через привлечение стратегических инвесторов. Мы не имеем права за счёт зарплаты учителей, врачей, за счёт сокращения бюджетной поддержки селян, социальной сферы направлять средства на содержание государственных активов, государственных предприятий. Только благодаря тому, что на территорию Якутии пришли крупнейшие промышленные компании, собственные доходы нашего бюджета постоянно растут. За последние пять лет капитальные вложения в экономику для создания новых производств составили 1 триллион 52 миллиарда рублей.
Но и инвесторы, хочу это подчеркнуть, не всегда охотно идут осваивать территории, где не ступала нога человека, где нет ни дорог, ни электричества. Соответственно мы вынуждены делать им определённые уступки, предоставлять преференции. Однако при этом мы и свои условия не забываем выдвигать, и они достаточно жёсткие. Например, когда в Якутии только появился «Сургутнефтегаз» и буквально с нуля, в чистом поле начал работать, то мы согласились дать ему льготу по налогу на прибыль. Это вы помните. Сейчас компания в этой льготе уже не нуждается. Зато за эти годы мы получили от её деятельности более 60 миллиардов рублей отчислений в консолидированный бюджет республики – для решения многих социальных задач. Это тоже «встречное движение» или, говоря научным языком, партнёрство. Только в данном случае – «встречное движение» государства и крупного бизнеса.
Аналогичным образом мы работаем с группой компаний «АЛРОСА», которая только за прошлый год принесла в казну республики рекордные 62 миллиарда рублей. С «Транснефтью», «Якутуглём», «Колмаром», «Газпромом», «Алданзолотом» и другими предприятиями, создающими основу благосостояния республики. Все наши условия они выполняют – вкладываются и создают полноценные производства. В общей сложности взаимодействие с крупными компаниями осуществляется в рамках более чем 30 соглашений и договоров, хотя в федеральном законодательстве не прописана обязательность заключения такого рода соглашений. Но мы делаем это. Данные соглашения предусматривают мероприятия по охране окружающей среды, защите традиционного образа жизни коренных народов, привлечению к работам местных организаций и трудовых ресурсов.
В результате за последние годы число безработных, например, в Ленском районе сократилось в 2,6 раза, в Нюрбинском – в 1,7 раза, в Оймяконском – в 1,8 раза. Якутяне имеют первоочередное право на получение свободных вакансий. Кстати, только на предприятиях Южной Якутии таких вакансий сейчас около тысячи, с уровнем зарплаты от 35 до 120 тысяч рублей и выше. Но рынок труда тоже диктует свои условия, требует наличия соответствующей квалификации, образования. В конце концов, элементарной настойчивости. И здесь опять-таки не обойтись без «встречного движения». Никто не придёт и за руку не отведет вас или ваших детей на высокооплачиваемую работу. Человек должен сам проявлять себя, бороться за место под солнцем, начиная с самых низов.
В целом индекс промышленного производства в прошлом году по сравнению с 2010 годом вырос у нас почти на 50 процентов, а по добыче полезных ископаемых – на 56 процентов. Как результат, доходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2016 году составили 175 млрд. рублей, что почти в два раза больше чем в 2010 году. Доля собственных доходов бюджета выросла с 49% до 65%, уровень дотаций снизился с 41% до 28%, при этом в абсолютных цифрах он не изменился.
Соответственно и расходы государственного бюджета на поддержку образования, здравоохранения, социальной политики, культуры и спорта увеличились. Нам удавалось сохранять собственный инвестиционный бюджет.
Характерно, что примерно две трети всех налоговых поступлений в республиканский бюджет обеспечивают всего четыре компании – «АЛРОСА», «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Якутуголь». Две из них появились в Якутии в последние годы. Вот что такое крупный бизнес, и грамотная, дальновидная работа с ним! И наши дальнейшие планы – эту работу не ослаблять, а только усиливать.
В целом переживать за будущее добывающей промышленности сегодня уже не приходится. Поэтому в новой Стратегии развития Якутии до 2030 года упор сделан на местное производство, ориентированное на внутреннее потребление. Начиная с агропромышленного сектора и заканчивая инфраструктурными отраслями. Это второй магистральный путь, который должен обеспечивать нам более высокие темпы социально-экономического роста.
По-прежнему много говорится о том, как непросто у нас складывается ситуация в сельском хозяйстве. Но от этого стереотипа, уважаемые друзья, мы постепенно уходим. И тот, кто бывает на местах, наверняка видит, что отношение людей к жизни меняется. Есть с чем сравнивать. Ещё недавно находились люди, которые от случая к случаю критиковали власть. За то, что мало даёт субсидий. За то, что не заботится о благоустройстве деревень. Хотя, в отличие от других регионов страны, в Якутии, несмотря на все потрясения, за все эти годы ни одно село не закрыто.
Было обозначено два принципиальных момента. Первый: мы больше не будем вслепую поддерживать сельское хозяйство. Если мы хотим двигаться вперёд, то государственная поддержка должна быть эффективной. И второй: развитие сельскохозяйственного производства и развитие села – это неотделимые друг от друга, но разные понятия. И мы не сможем добиваться результатов в производстве, если не позаботимся об улучшении качества жизни в деревне, если не сделаем село привлекательным для молодых людей.
В дальнейшем эти намерения были подкреплены соответствующими решениями, о которых вы все знаете. Начиная с 2011 года, подписана серия моих указов, направленных на устойчивое развитие сельских территорий и поддержку агропромышленного комплекса. 2013 год был объявлен в республике Годом села. 2016-й год – Годом благоустройства населённых пунктов, период с 2014 по 2018 годы провозглашён Пятилеткой села. Всё это сыграло мобилизующую роль. Только за три года реализации мероприятий Пятилетки в сельской местности построено 145 школ, детских садов, культурных и спортивных объектов. Введено около 450 тысяч квадратных метров жилья, 162 километра водопроводов, 248 километров автодорог. За счёт различных механизмов государственной поддержки трудоустроено 3948 врачей, учителей, молодых специалистов сельского хозяйства. По реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» мы входим в четверку регионов-лидеров страны.
Было принято политическое решение и начата системная работа по подключению сельских жилых домов к отоплению. Сегодня более половины жилищного фонда на селе уже обеспечено централизованным теплоснабжением. С 2015 года 178 муниципальных образований получили из бюджета более 600 миллионов рублей на благоустройство. Мы увеличили объемы ремонта дорог и инженерных сетей, постоянно растёт количество населенных пунктов, обеспеченных мобильной связью и интернетом.
При охвате более 99% населения в конце 2017 года будет улучшено качество доступа к сотовой связи в 474 населённых пунктах, качество интернета – в 572 населённых пунктах. Также в четыре раза снизятся тарифы – до 63 рублей за 1 мегабит в секунду. Резервы в этом ещё у нас есть.
Движение добрых дел «Моя Якутия в XXI веке» стало брендом нашей республики и признано одной из лучших практик на XV Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016». Все цифры есть в официальном отчёте. Мы начали формировать агрокластеры. Пусть пока это только ростки, маленькие очаги, но это уже прообраз будущего якутского села. Было это раньше? Этого не было. А сегодня есть. Мы создаём все условия для нормальной жизни в сельской глубинке.
Если говорить о сельхозпроизводстве, то и здесь сделано немало. Ставка субсидии на заготовку молока повышена вдвое. Сегодня по молоку уже никто не жалуется и вопросов не задаёт. В прошлом году принят комплексный, очень добротный закон «О развитии сельского хозяйства в РС(Я)». Также мной подписан указ «О мерах по развитию табунного коневодства в РС(Я)», утверждена система ведения сельского хозяйства в республике на период до 2020 года. За 2012-2016 годы на поддержку АПК направлено свыше 50 миллиардов рублей, в том числе 46 миллиардов за счёт бюджета республики.
Самое главное, учитывая 25-летний опыт, тон разговоров в сельской местности всё-таки поменялся. Народ начинает говорить о развитии. Люди приходят к выводу, что, оказывается, нам надо развиваться, а не потреблять. Впервые за четверть века! Это нормально. Так уж устроено общество, что первыми к новым экономическим реалиям приспосабливаются торговля и сфера услуг, потом промышленность, и лишь в самую последнюю очередь – село. Но сегодня я всё чаще нахожу поводы для радости. Потому что сельские жители уже воспринимают новые «правила игры», они созрели. У них появляется представление о том, что мы живём по законам рыночной экономики.
Хотел бы ещё сказать два слова вот о чём. В Якутии при наличии 75 тысяч коров производится 160 тысяч тонн молока. А в соседней Амурской области коров в два раза меньше, всего 38 тысяч голов, но валовой надой практически такой же, как у нас – 140 тысяч тонн. Кроме того, в Приамурье выпускается 110 тысяч тонн цельномолочной продукции, а в нашей республике лишь 37 тысяч тонн – в три раза меньше. О чём это говорит? О том, что нам надо гоняться не за поголовьем, а за продуктивностью, эффективностью. Стараться получать добавленную стоимость через переработку. В этом заключается хитрость рыночных законов.
Если говорить о местном производстве не только применительно к селу, то надо вести речь о развитии предпринимательства в целом. Недавно к нам приезжали авторитетные эксперты международного уровня в области привлечения инвестиций и организации так называемых институтов развития. Они убедились лично и сделали вывод, что в Республике Саха (Якутия), в отличие от большинства других регионов страны, создана вся необходимая для развития бизнеса инфраструктура. У нас есть всё – республиканский и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, венчурный фонд, гарантийный фонд, единственная на Дальнем Востоке собственная региональная страховая компания, бизнес-инкубаторы, центр кластерного развития, агентство поддержки инновационного бизнеса, технопарк, появляются территории опережающего развития. Даже в структуре правительства создано новое министерство инвестиционного развития и предпринимательства, где собрались креативные молодые кадры. Мы устанавливаем для предпринимателей налоговые льготы, как они предлагают. Облегчили им доступ к государственным и муниципальным закупкам. За последние шесть лет на поддержку малого и среднего бизнеса из всех источников финансирования направлено 8 миллиардов рублей. 2015 год в республике был объявлен Годом предпринимательства. Было всё это раньше? Не было. Теперь есть. Мы сделали практически всё, что просили предприниматели. Готовы сделать ещё больше. Чего ещё не достаёт? Как показывает анализ, ещё остаются проблемы, связанные с предоставлением услуг электроснабжающих, коммунальных организаций. Есть препоны в разрешительной системе, местами чересчур рьяную активность проявляют контролирующие органы. Но, уверен, что и эти проблемы решаемы в ближайшем будущем.
Уважаемые коллеги!
С точки зрения пространственного развития мы делим Якутию на четыре основных сегмента – сельские районы, арктические районы, промышленные районы и город Якутск. В каждой из этих условных зон расселения есть свои особенности, свои трудности.
Про исконно сельские территории уже сказал: они всегда были и будут в приоритете. Но мы не имеем права не проявлять отдельную заботу и о промышленных районах, где проживает более 200 тысяч человек и где за последние два десятка лет тоже накопилась уйма вопросов. Наряду с крупными компаниями республика начала вкладывать средства инвестиционного бюджета в обновление социальной инфраструктуры наших моногородов. Теперь там строятся поликлиники, спортивные и культурные объекты, сносится аварийное жилье, реконструируются котельные. Мы сняли напряжение там, где люди много лет мучились из-за неудовлетворительного состояния коммунального хозяйства. В частности, в Алданском районе привели в порядок тепловые сети. В Мирном ввели новые водоочистные сооружения. Приступили к газификации населённых пунктов промышленных районов. С вводом в эксплуатацию газопровода «Сила Сибири» эти возможности будут расширяться. Теперь условия для более комфортной жизни людей в крупнейших промышленных районах со стороны руководства республики тоже создаются.
На Арктику после катастрофы 90-х годов все махнули рукой. В республике, как и везде, северные и арктические посёлки долгое время, по сути, только выживали. Но мы приняли политическое решение – Арктику будем поддерживать, потому что люди, которые там остались, пусть их всего около 70 тысяч человек, уже никуда оттуда не уедут. Они там живут, рожают детей, строят планы. И мы не можем бросать их на произвол судьбы? Поэтому 2014-й год был объявлен в республике Годом Арктики.
Мы повернулись лицом к нашим «северам», начали вкладывать средства в ЖКХ, в улучшение жилищных условий, в строительство школ, больниц. И потихоньку там снова начала теплиться надежда. Возрождение арктических и северных районов, поддержка коренных малочисленных народов Севера будет и впредь оставаться приоритетом государственной политики республики. Тем более что и на федеральном уровне в этом отношении мы находим поддержку, будет создана Северо-Якутская опорная зона. Хотя приходится наступательно, очень эмоционально отстаивать интересы республики, наших северян при формировании государственной программы развития Арктики, которая рождается в муках, в буквальном смысле этого слова. Но позиция здесь принципиальная: если мы говорим о развитии Арктики, то ориентироваться надо, прежде всего, на благополучие людей, а не на извлечение прибыли. Подчеркну, что проблем здесь ещё, конечно, очень много.
И, наконец, город Якутск, где уже сегодня проживает более 300 тысяч человек. Да, относительно высокий уровень жизни делает столицу центром притяжения для сельских жителей. Но мы знаем, что при всех плюсах, Якутск не может самостоятельно решать основные проблемы своего развития. Поэтому республика вынуждена вкладывать в инфраструктуру города значительные ресурсы. В 2014 году я подписал указ о социально-экономическом развитии города Якутска, в рамках которого на эти цели до 2019 года было предусмотрено ещё почти 70 миллиардов по всем направлениям, начиная со сноса ветхого жилья, обновления инженерной инфраструктуры, благоустройства и заканчивая современными инновационными проектами, попытками развивать и диверсифицировать экономику городского округа. Результаты этой работы, думаю, видны всем. Спросите у самих жителей города: изменился ли его внешний облик или нет за последние годы?
Уважаемые коллеги!
Дальше очень коротко, концентрированно остановлюсь на том, что делается в целом в социальной сфере. Хочу напомнить, развитие человека, достижение высоких социальных стандартов всегда стояло во главе угла в моих программных выступлениях и в моих конкретных решениях.
Начну с самой актуальной для меня сегодня темы – борьбы с бедностью. Тем более что доля населения республики с доходами ниже прожиточного минимума остаётся достаточно высокой, порядка 19%. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что мы одними из первых, еще в 2014 году, уравняли минимальный размер оплаты труда с прожиточным минимумом. В стране, как мы знаем, это пока до сих пор не сделано. Якутия берёт на себя более высокие обязательства по сравнению с общероссийскими параметрами и делает низкооплачиваемые категории более защищёнными. Тем не менее, надо признать, что уровень бедности в республике высок, а ресурсы, направляемые на социальную поддержку малоимущих, ограничены.
Исходя из этого, сейчас мы создаём условия для аккумуляции средств на адресную помощь, усиливая персонифицированный подход. На днях подписан указ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в РС(Я)», который объединяет в себе все действующие меры поддержки малоимущих и предусматривает увеличение их объёма по целому ряду направлений. Также подписан указ о дополнительной поддержке многодетных семей, учреждении звания «Мать-героиня». Принятые документы появились неспроста, этому предшествовала большая подготовительная работа. Вплоть до того, что я лично посещал многодетные и малоимущие семьи, разговаривал с людьми, делал для себя определённые выводы. Выявлением остронуждающихся семей и граждан теперь будут заниматься муниципальные органы власти на поселенческом уровне. Надеюсь, что эффект от этих решений люди скоро почувствуют. А мы будем думать дальше, как смягчить ситуацию для тех, у кого не хватает денег на самое необходимое.
Жилищная политика. Как известно, буквально через две недели после вступления в должность президента республики я подписал указ «О мерах по развитию жилищного строительства в РС(Я)», в 2013 году был также подписан указ «О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий населения в РС(Я)». Что мы получили, благодаря этим документам? С 2010 по 2016 годы введено в строй 3 миллиона квадратных метров жилья (более 40 тыс. квартир). Много это или мало? Для примера, в индустриальном Мирнинском районе насчитывается всего полтора миллиона квадратных метров жилья. Мы, повторяю, за шесть лет построили 3 миллиона, из которых треть – в сельской местности. Две трети многоквартирных жилых домов возведено с долевым участием граждан на сумму свыше 15 миллиардов рублей. Это, в свою очередь, стало возможным благодаря государственной поддержке рынка ипотечного кредитования. Расходы населения на покупку недвижимости возросли на 36 процентов. Мы ускорили темпы строительства жилья. Сносим по программе переселения около полумиллиона квадратных метров аварийного и ветхого жилья. Это самый большой объём в Российской Федерации. Было это раньше? Не было этого. Теперь есть. И после завершения первого этапа программы работу эту мы не остановим, потому что эта проблема остаётся сегодня одной из самых актуальных.
Что касается цен… Цены регулирует рынок. Если есть спрос, то и цены растут. А, например, в Якутске, где строятся основные объемы жилья, спрос на квартиры, как мы знаем, не падает, а только поднимается. К тому же за пять лет основные строительные материалы подорожали в 2,5 раза. Конечно, мы стараемся влиять на сдерживание цен путем уменьшения ставок ипотечных кредитов, формирования системы арендного жилья, внедрения энергосберегающих технологий и контроля за деятельностью строительных компаний. Всё остальное регулирует рынок.
С другой стороны, все должны понимать – государство не имеет возможности расходовать средства бюджета на снижение цен на товары и услуги. Мы и так сегодня вынуждены компенсировать огромную разницу, возникающую между экономически обоснованными и действующими тарифами для населения за жилищно-коммунальные услуги. У нас население оплачивает всего 45% затрат, и на эти цели бюджет республики тратит более 20 миллиардов рублей. Для сравнения по Дальнему Востоку население платит 75% от стоимости услуг, по Российской Федерации – 94%. Здесь у нас просто нет выхода, потому что это вопрос жизни и смерти. Но всё остальное будет регулироваться исключительно законами рыночной экономики. Повторяю, единственный способ снижения цен и тарифов – это здоровая конкуренция, и в этом отношении нам действительно есть, куда стремиться.
В августе 2013 года вышел в свет мой указ «О мерах по повышению качества жилищно-коммунальных услуг». В рамках его реализации в 2010-2016 годах на обновление и модернизацию объектов коммунального хозяйства направлено 30 млрд. рублей инвестиций. За этот период построено и реконструировано около 400 котельных, обновлено почти 800 километров инженерных сетей. Уровень износа коммунальной инфраструктуры снизился, вдвое сократилось количество технологических нарушений. Стало гораздо меньше жалоб от населения.
Конечно, проблемы в ЖКХ имеют глубинный характер и их не решить быстро. Надо внедрять всевозможные формы воздействия на недобросовестных поставщиков и потребителей жилищно-коммунальных услуг. Только демонополизация поможет нам сделать ЖКХ удовлетворяющим потребности людей. Кстати, это раздольное поле деятельности для предпринимательства. Конечно, уровень доходности здесь не так высок, но при этом рынок стабилен.
Два слова о транспортном комплексе, который в целом со своими задачами справляется. Все обязательства выполнены, кризисные явления не допущены. Наблюдается качественный прорыв по приведению дорог в нормативное состояние. Значительно усилилось финансирование федеральных автомагистралей «Лена», «Колыма» и «Вилюй». Продолжается строительство региональных трасс. С 2013 года созданы муниципальные дорожные фонды, что положительно влияет на качество сельских дорог. Всего за 2010-2016 годы по строительству и содержанию дорог в республике освоено 111 миллиардов рублей, в том числе 88 миллиардов рублей – из федерального бюджета. Замечу, что мобильность якутян в связи с улучшением дорожных условий и увеличением количества единиц личного транспорта с 2010 года выросла в 1,6 раза.
Конечно, северный завоз остаётся для нас уязвимым местом. Ему по-прежнему нет альтернативы. Прошедшая зима, когда на севере выпало небывалое количество снега, показала, что нам необходимо расширять присутствие созданного недавно казённого предприятия «Дороги Арктики», продолжать укреплять его материально-техническую базу.
Уважаемые товарищи!
Самое дорогое, что у нас есть – здоровье. Человекосбережение – краеугольный камень развития и благополучия республики. Здесь я вижу основную задачу в создании материальной базы. И мы над этим целенаправленно работаем. По лечению сердечно-сосудистых заболеваний базу заложили, по туберкулёзу – у нас одна из лучших служб в стране, по детскому здравоохранению завершаем республиканский перинатальный центр, современный реабилитационный центр для детей-инвалидов. Теперь переключаемся на строительство онкологического центра, соответствующая договоренность с Минздравом России имеется. Дальше займемся второй очередью кардиологического центра. Постепенно переходим на высокотехнологичную и инновационную медицину. Трансплантацией почек и печени наши хирурги уже занимаются, следующий шаг – операции по пересадке сердца. Это не за горами. Я буквально в прошлое воскресенье встречался с ведущими специалистами в этой области, и они это чётко подтверждают.
С развитием интернет-связи будем расширять практику внедрения телемедицины, с учётом наших огромных расстояний. Соответствующий указ главы республики подписан в прошлом году и сегодня реализуется.
На уровне первичного звена внедрены проекты «Вежливое здравоохранение» и «Стандарт поликлиники», во всех медицинских учреждениях республики созданы Центры поддержки и сопровождения пациентов, работает система электронной очереди. В порядке профилактики идёт тотальная диспансеризация населения. Зарплаты врачей в соответствии с «майскими» указами Президента РФ доведены до приемлемого уровня, у нас они выше, чем в среднем по России. Реализуем федеральную программу «Земский доктор» и республиканскую – «Земский фельдшер».
С 2010 года, когда вышел мой первый «антиалкогольный» указ, упорядочена торговля спиртным, на местах создана сеть опорных центров здорового образа жизни. Более сотни населенных пунктов законодательно ввели запрет на продажу винно-водочной продукции. Да, есть недовольные. Преимущественно в предпринимательской среде. Но народ в этом плане нас поддерживает, по статистике 20% опрошенных осознанно снизили употребление горячительных напитков. Заболеваемость алкоголизмом пошла на спад. Самое главное – мы меняем отношение молодёжи, детей к этому злу.
У молодых людей сегодня в моде здоровый образ жизни, они массово идут заниматься в спортивные и тренажёрные залы, а за ними тянется и старшее поколение. Мы создали для этого условия. Проблем с острой нехваткой спортивных объектов сегодня у нас нет.
Как результат, ожидаемая продолжительность жизни в республике увеличилась почти до 71 года (пять лет назад было 65 лет). Это лучший показатель в нашем федеральном округе. Также произошло значительное сокращение смертности. По темпам естественного прироста населения Якутия традиционно занимает первое место на Дальнем Востоке. Благодаря мерам региональной поддержки сегодня уже каждая 15-я семья в Якутии считается многодетной.
Задача ликвидации очерёдности в детские сады детей в возрасте от 3 до 7 лет выполнена ещё в 2015 году, в том числе за счёт расширения присутствия негосударственного сектора в этой сфере. За 2010-2016 годы введено 67 школ и 88 зданий детских садов. Благодаря этому, в республике продолжается процесс выравнивания качества образования. Сегодня такие понятия, как «интерактивная доска», «мультимедийный класс», «дистанционное обучение» стали привычными для большинства общеобразовательных учреждений Якутии. Мы повысили статус учителя, обеспечили рост заработной платы педагогов в соответствии с ростом средней зарплаты. Теперь имеем моральное право требовать от них более заинтересованной, творческой работы. И результаты появляются. Ежегодно 700 лучших учащихся получают премию главы республики. Более чем в три раза увеличилось количество выпускников, набравших 100 баллов при сдаче единого госэкзамена.
В республике выстроена система поддержки одаренных детей по всем направлениям. Созданы Малая академия наук РС(Я), общереспубликанское детское движение «Дьулур». По последним данным, дополнительным образованием в республике охвачено 72% детей и подростков. В этом году при поддержке федерального центра в городе Якутске мы введем детский технопарк «Кванториум». По большому счёту в республике появляется всё, что необходимо для развития подрастающего поколения. Сейчас нам осталось решить только одну проблему – избавиться от ветхих школ.
Но всё-таки сегодняшние 12-16-летние ребята мыслят по-новому, мозги у них работают уже совсем иначе, чем у нас с вами. И это ресурс развития новой инновационной экономики республики, который надо поддерживать и вдохновлять. Поэтому, на мой взгляд, нам нужна новая амбициозная молодёжная политика, так как в жизнь вступает поколение, родившееся уже в 2000-е годы, в новой России, с принципиально другими взглядами и представлениями. Считаю, назрела необходимость разработки новой программы по работе с молодёжью. Предлагаю в рамках проведения Года молодежи в Якутии обсудить эту программу и внести на рассмотрение до 1 ноября текущего года.
На базе техникумов и колледжей организована целевая подготовка и переобучение специалистов, востребованных на рынке труда. В прошлом году наши учащиеся вновь подтвердили высокое качество подготовки, выступая в конкурсах профессионального мастерства «ВорлдСкиллс». Региональное образование обязано учитывать потребности экономики. Поэтому мы и дальше будем стимулировать обе стороны – и образование, и работодателей; находить взаимные интересы и выстраивать общие программы.
В 2016 году начата полномасштабная реализация предложенной мной и одобренной лично Президентом РФ В.В.Путиным Программы комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), итоги которой будут определять будущее республики. Истинное значение этих исследований, наверно, будет по достоинству оценено только спустя десятилетия. То же самое относится к подготовке нового труда по истории Якутии, переосмысленной, освобожденной от идеологических штампов. Благодарю наших ученых, которые с пристрастием, с большим творческим воодушевлением взялись за эту очень важную для республики работу.
У нас богатейшие традиции и культура. Усилиями нашего народа, наших уникальных талантов, Якутия громко заявляет о себе в театральном, музыкальном, изобразительном, цирковом, кинематографическом искусстве. Наши артисты с успехом гастролируют не только по России, но и по другим странам. Как родина Олонхо, республика занимает свою нишу в мировой культуре. Это позволило нам выйти на новую масштабную идею, смысл которой заключается в том, что сегодня Якутия берёт на себя роль лидера в процессе Евразийской культурной интеграции на межрегиональном уровне. То есть наша культура достигла такого уровня, что позволяет нам использовать этот потенциал в интересах всей России. Эта идея поддержана Министерством иностранных дел РФ, Администрацией Президента РФ.
Уважаемые народные депутаты!
В 2016 году я как обычно очень много и активно взаимодействовал с федеральным центром. В общей сложности у меня состоялось более 60 встреч, совещаний, переговоров с руководителями министерств и ведомств, крупных государственных корпораций и предприятий. В основном работа на федеральном уровне в минувшем году была традиционно связана с формированием методики межбюджетных отношений, законодательными инициативами республики. Также много внимания уделялось вопросам создания территорий опережающего развития, реализации закона «о дальневосточном гектаре», исполнению «майских» указов Президента РФ, ликвидации перекрестного субсидирования в энергетике. В конце июля меня принял Владимир Владимирович Путин, поддержавший все мои инициативы и предложения. В частности, после этой встречи был снят с повестки вопрос о возможном пересмотре действующего акционерного соглашения по «АЛРОСА». Также глава государства принял к рассмотрению нашу инициативу о разработке документа о долгосрочном плане комплексного развития Республики Саха (Якутия) в связи с подготовкой к 100-летию Якутской автономии.
Уважаемые коллеги!
В конце прошлого года были проведены очередные структурные и кадровые преобразования в органах исполнительной власти республики, назначен новый председатель правительства. Меры по повышению эффективности государственного управления принимаются мной на системной основе, с учётом требований федерального законодательства, приоритетов нашей политики и региональных особенностей. Мы декларировали переход к проектному управлению. Уверен, что более гибкие управленческие подходы, в большей степени ориентированные на результат, это именно то направление, в котором мы должны двигаться дальше. И нацеливая коллег на новый формат работы, я говорю всем – проявляйте прежде всего уважительное, внимательное отношение к людям. Оперативно реагируйте на обращения граждан, на несправедливость, если сталкиваетесь с ней. Безволие и равнодушие равносильно предательству. Занимайте жёсткую позицию, когда речь об интересах республики. Прислушивайтесь к конструктивной критике, но не придавайте большого значения огульным обвинениям в свой адрес.
Нельзя, чтобы Якутией управляли люди, живущие и работающие только ради собственных узких интересов. Мы должны вырастить новое поколение креативных, болеющих за дело душой управленцев. И я пытаюсь создавать для этого все необходимые предпосылки, привлекая к работе в структурах власти большое число молодых людей из кадрового резерва. Наш долг, уважаемые народные депутаты (думаю, это не в последнюю очередь касается и вас), вернуть доверие населения институтам власти. Только на основе доверия можно прийти к настоящей, а не показушной консолидации общества.
Если мы хотим добиться доверия народа, которое по разным причинам было потеряно, то в первую очередь нужно выжигать железом коррупцию. Каким железом – вы знаете. Выявлять и на корню пресекать позорные факты. А с другой стороны, устранять соблазны, что мы и делаем. Если раньше распределением средств занимались практически все министерства (больше тысячи человек распределяли миллиарды рублей!), то сейчас работа с размещением госзаказов централизована в одной структуре. Сами чиновники, сами депутаты должны подавать пример прозрачности и честности. Эта политика жёстко мной навязывалась, и будет навязываться дальше. В этой части государственные служащие находятся под контролем. Сегодня Департамент по противодействию коррупции и иных правонарушений при Главе РС(Я) имеет полномочия досконально проверять деятельность не только региональных, но и муниципальных органов власти. Мы эту работу будем активизировать. И я считаю, что результаты проверок в отношении чиновников всех уровней должны быть открытыми. Не надо этого стесняться. Хотя здесь затрагивается моральная сторона. Но я думаю, чиновники должны быть выше этого.
С самого начала деятельности на посту руководителя республики я начал пытаться пробуждать в якутянах гражданское самосознание, призывать всех к активности. Чтобы народ не просто следил за тем, что происходит, а действовал, брал инициативу в свои руки, контролировал работу властей. Да, на первых порах многое насаждалось сверху. Волевым порядком была создана общественная палата республики, где-то в ручном режиме создавались общественные советы. Это было, это я признаю. Самое главное, я все эти годы не переставал встречаться с людьми, и объяснять, подсказывать, убеждать. Но сегодня общественные организации работают вполне независимо, на местах создано около полутора тысяч тюелбэ или общественных организаций самоуправления, весомой становится роль некоммерческих организаций. Осенью прошлого года в столице республики открыто новое здание Общественного центра. Якутяне учатся самоорганизовываться, они свободно высказывают свою позицию, свои мысли на публичных мероприятиях, я уже не говорю про социальные сети. Это было раньше? Не было. Сегодня есть. Созданы все условия для здорового встречного движения власти и общества, о котором я много раз говорил.
Люди выходят на митинги. Я их поддерживаю. Есть замечания, претензии – пожалуйста, каждый имеет право их выразить. Хотя искать виноватых – легче всего. Поэтому, как я говорю, очередь из критикующих у нас самая длинная. Очередь из предлагающих – уже намного короче. А очередь из тех, кто занимается реальными делами, к сожалению, пока совсем маленькая.
Да, сегодня в обществе существует запрос на справедливость, на повышенное внимание органов власти. И поэтому, ещё раз повторяю, задача властей – слышать голос народа. Не отмахиваться от замечаний, просьб, жалоб, а тем более от каких-то интересных идей. Быть понятными и открытыми. Объяснять то, о чём я сегодня говорил на протяжении всего своего выступления. Да, проблем у нас ещё очень много, хотя некоторые из них формируются вследствие завышенных потребностей. Об этих проблемах заявляет общественность, об этих проблемах хорошо знаем мы. В моей политике практически нет «белых пятен», нет таких вопросов, которые оставались бы вне поля моего зрения. Насколько возможно, все условия для развития в Республике Саха (Якутия) создаются. Дальше нам всем нужно только упорно работать. Не ждать, как обычно бывает, а действовать! И не поодиночке, а всем вместе. На принципах профессионализма и конструктивного диалога, доверяя друг другу, и уважая друг друга.
Спасибо за внимание".