Уголовное дело «Гоголь-центра» привлекло внимание к механизмам финансирования государственных театров. Могут ли гостеатры сами зарабатывать? Сколько Минкультуры выделяет на постановки? Выяснял Михаил Шубин.
Большинство театров получают деньги от министерства культуры через госпрограммы и субсидии. Есть одно исключение — Большой театр России: расходы на него занесены сразу в федеральный бюджет. На 2017 год он получил 4,3 млрд рублей, значится в документах.
Министерство культуры напрямую поддерживает 21 театр. Ведомство не смогло оперативно ответить, сколько и на каких условиях выделяется денег этим театрам.
Театры, получающие поддержку от Минкульта, часто не раскрывают отчетность на «Официальном портале для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях». В самом министерстве эту информацию также раскрывать не стали.
Единственная публичная информация — зарплаты директоров и художественных руководителей театров. Больше всех в 2016 году заработал художественный руководитель — директор Мариинского театра Валерий Гергиев, его доход составил 154,4 млн рублей.
Звезды белых ночей и Пасха в Мариинке
Валерий Гергиев — генеральный директор, а по совместительству и художественный руководитель Мариинского театра. Знаменитый дирижер стал самым успешным среди руководителей всех театров России. В 2016 году Гергиев задекларировал доход в 154,4 млн рублей.
Валерий Гергиев — соучредитель девяти действующих кампаний, согласно базе «Контур. Фокус». Одна из них носит точно такое же название, как и музыкальный фестиваль — (АНО) «Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». С 2011 по 2016 год эта структура выиграла 11 госзакупок на 86 млн рублей.
Заказчиками выступали региональные театры и филармонии, контракты касались организации выступлений симфонического оркестра под руководством художественного руководителя Мариинского театра. Заказчиком семи контрактов на 68,4 млн рублей стал «Самарский академический театр оперы и балета». Самая дорогая госзакупка этого театра (14,4 млн рублей) у АНО «Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» произошла в 2015 году. За эту сумму региональный театр приобрел четыре концертных программы и документальный фильм для организации и проведения XIV Московского Пасхального Фестиваля.
Самарский театр и московский фестиваль? Возможно, собака зарыта в петербургском театре: история столичного Пасхального фестиваля тесно связана с руководителем Мариинки. Этот музыкальный праздник тоже организовал Гергиев в 2002 году. Поддержали его и мэр Москвы Юрий Лужков, и патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С самого основания одним из спонсоров Пасхального фестиваля выступала РЖД, заявлял тогда еще глава компании Владимир Якунин.
В том же году Гергиев стал одним из соучредителей ЗАО «Московский Пасхальный Фестиваль». С 2014 года Гергиев — единственный владелец этой компании.
На переднем плане: Патриарх Кирилл (слева) и Валерий Гергиев
Несмотря на название, мероприятие проходит не только в Москве. Артисты ездят по России на чартерном поезде, география выступлений охватывает 123 города страны. Основные приоритеты фестиваля — «благотворительность, образование и просветительство». Программа представляет собой четыре блока: симфонический, камерный, хоровой и звонильный.
Правда, в 2015 году «Звезд белых ночей» в Самаре не было.
Нет ничего предосудительного в том, что у руководителя театра есть некоммерческие фонды, которые выступают «кошельком» для крупных музыкальных фестивалей. До тех пор, пока в их контрактах не появляются нестыковки.
В 2003 году Гергиев учредил благотворительный фонд — «Фонд Валерия Гергиева». Должность директора в нем занимает Сергей Мазанов, который также возглавляет АНО «Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей».
С 2013 года по июль 2017 года благотворительный фонд Гергиева выиграл 59 госконтрактов на 269 млн рублей. Основные заказчики — театры и филармонии России, которые нанимают мариинский симфонический оркестр. Почему эти контракты проходят через благотворительный фонд директора театра, а не через сам театр — неясно.
Также этот фонд получил контракт на проведение Пасхального фестиваля от Министерства культуры (50 млн рублей). И еще 15 госконтрактов от разных театров — всего на 58,8 млн рублей.
Фонды для себя
Мариинский театр и благотворительный фонд его директора — не единственные, кто участвует в подобной схеме распределения бюджетных средств.
Владимир Кехман назначен гендиректором Новосибирского театра оперы и балета в марте 2015 года, после скандала с оперой «Тангейзер». Представители РПЦ посчитали, что постановка оскорбляет образ Иисуса Христа. Кехман запретил оперу. Чуть больше чем через два года — 13 июля 2017 года — Кехман покинул пост гендиректора.
Владимир Кехман
До своего назначения в Новосибирск Кехман восемь лет занимал должность директора Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Еще в 2007 году Кехман вместе с некоей Зориной Мысковой учредили Фонд Императорского Михайловского театра. Мыскова — экс-советник министра культуры РФ и топ-менеджер компании «БДО Юникон Северо-Запад». Сейчас Мыскова директор Центра прикладных исследований и разработок СПбГУ и главный редактор журнала «Эрмитаж». Также она соучредитель еще двух фондов: «Эрмитаж XXI век. Целевой капитал» и «Эрмитаж XXI век».
В 2012 году Михаловский театр заказал сценическую бутафорию: госконтракт на 971 тыс. рублей выиграл учрежденный Кехманом фонд. Он же победил еще в одной госзакупке Михайловского театра на оказание вспомогательных театральных услуг на 1,4 млн рублей. Все это происходило в то время, когда Кехман возглавлял театр и был учредителем некоммерческой организации одновременно.
После того как Кехман покинул пост директора Михайловского театра, фонд перестал получать госконтракты от этого учреждения культуры. Зато посыпались заказы от Новосибирского театра.
В 2016 году фонд Михайловского театра взял пять госконтрактов Новосибирского театра на общую сумму в 32,1 млн рублей. Все они касались аренды декораций и реквизита к различным спектаклям. Самый дорогой контракт — 17 млн рублей, поставка элементов сценического оформления для спектакля «Ромео и Джульетта». Получается, что все это время директор театров проводил госконтракты через свой фонд.
Абонементы в ложи
Театры, получающие столь внушительное финансирование из государственного бюджета, выполняют еще и государственные заказы. Их можно разделить на три группы: оптовая продажа билетов бюджетным учреждениям; постановка новых спектаклей, на которые Минкульт выделяет деньги отдельно; участие в различных фестивалях и гастроли за границей. Но есть и несколько случаев, выбивающихся из общего ряда госзакупок.
В 2014 году «Банк Москвы» (в мае 2016-го присоединился к ВТБ. — прим. ред.) в качестве официального спонсора Большого театра заказывал у него рекламу. Цена контракта — 14,7 млн рублей. А в 2015 году «Банк Москвы» купил у тетра абонемент — шесть билетов в ложу бенуара левой стороны на 240-й театральный сезон (2015–2016 годы). Банк заплатил за это 13,2 млн рублей.
Абонементы в театр покупает и ВТБ. В 2015 году банк купил восемь билетов в ложу бельэтажа правой стороны на 240-й театральный сезон за 8,2 млн рублей. И еще шесть абонементов на тот же сезон в ложу бенуара левой стороны за 13,2 млн рублей. Аналогичные абонементы ВТБ заказал и в 2016 году: восемь абонементов в ложу бельэтажа с правой стороны на 241-й театральный сезон (8,2 млн рублей); шесть абонементов в ложу бенуара с левой стороны на 241-й сезон (13,2 млн рублей).
Схема мест в Большом театре
Большими поклонниками театра оказались и представители российской госкомпании «Рособоронэкспорт». В 2014 году госкомпания закупила у Большого шесть абонементов в ложу бенуара левой стороны на 239-й театральный сезон. Если верить сайту госзкупок, то театр получил за этот контракт 132 млн рублей, но во всех документах фигурирует сумма в 13,2 млн рублей.
На следующий год «Рособоронэкспорт» купил еще шесть абонементов на новый сезон в ту же ложу за 13,2 млн рублей. В 2016 году госкорпорация совершила аналогичную закупку.
Таким образом, шесть абонементов в левую ложу бенуара левой стороны обходятся в 13,2 млн рублей — то есть по 2,2 млн рублей за одно место.
Есть и те, кто покупает просто картон для билетов: так поступает префектура Юго-Западного административного округа города Москвы. В 2012 году местная администрация заключила 14 госконтрактов с различными учреждениями культуры. Среди них в том числе Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац и Московский драматический театр имени А.С. Пушкина. Предмет всех контрактов: «Картон билетный».
Ни в одном из контрактов на официальном сайте не размещено техзадания и текстов договора. Единственная информация о контракте — заказчик, исполнитель и стоимость единицы товара. За одну единицу картона билетного из бюджета города Москвы платили от 200 рублей до 2,1 тыс. рублей. Всего же в 2012-м префектура Юго-Западного административного округа города Москвы закупила картона билетного на 16 млн рублей.
Исследование РБК: все государственные театры в России убыточны
Полина Русяева
В первоначальную выборку исследования вошли все театры, которые получают различного рода государственные субсидии и раскрывают отчетность на «Официальном портале для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях».
Для анализа работы театров мы выгрузили данные, представленные в документе «Информация о результатах деятельности и об использовании имущества»: в этой форме отчетности, в частности, есть подробные таблицы по статьям расходов и доходов, включая поступления из бюджетов разного уровня.
После изучения отчетностей из первичной выборки выпали 160 театров: у них либо не опубликованы данные за 2016 год, либо не заполнены ключевые показатели. У Мариинского театра на момент проведения исследования и вовсе не было выложено на «Официальном портале для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях» ни одной годовой отчетности, поэтому один из крупнейших театров России выпал из выборки.
Как показало исследование, общий размер всех видов госсубсидий в совокупном объеме доходов превышает 75% в среднем по всем учреждениям. Мы отранжировали все театры по критерию условной прибыли: из общей суммы доходов с учетом получаемых субсидий вычли расходы, выстроив их по величине заработка. Так мы получили 25 учреждений с максимальным объемом денег в сухом остатке.
Мы пошли дальше и убрали из статей доходов дотационные части. Выяснилось, что на театральном искусстве гостеатрам зарабатывать пока не удается: в России нет ни одного государственного театра, в котором его собственный коммерческий заработок (продажа билетов на спектакли и пр.) превышал бы его годовые расходы. По крайней мере, в той отчетности, которая публикуется на официальном портале.