Гранты некоммерческим организациям России:
потерянное время и нереализованные проекты общественников
из-за произвола и злоупотреблений грантодателей
Одним из важных направлений государственной политики по развитию гражданского общества России является выделение грантов некоммерческим организациям.
Без денег невозможна реализация большинства социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. «Третий сектор» вносит существенный вклад в решение социальных проблем государства.
Казалось бы, социальные проблемы менее значимы, чем общегосударственные задачи, такие как экономическое развитие, работа государственных органов власти, и поддержание обороноспособности.
Однако, если запустить социальную сферу, то можно получить рост негативных социальных явления (алкоголизм, наркомания, криминал и другие). И для стабилизации положения могут потребоваться средства, значительно превышающие расходы на общегосударственные цели.
Главное – возможная деградация человеческого капитала, когда значительная часть населения не сможет работать и вносить свой вклад в повышение национального дохода, а будет социальным балластом, требующим значительных государственных вливаний.
Осознавая необходимость поддержки НКО, государство в последние года усилило финансирование гражданского сектора. Ежегодно выделяются миллиарды рублей.
Наша общественная организация «Якутия - Наше Мнение» приняла участие в конкурсе грантов в 2016 году и выиграла его с актуальным антикоррупционным проектом «Устранение коррупционных рисков путем совершенствования законодательства и правоприменительной практики на основе моделирования коррупционных механизмов».
Сумма гранта составила 1 миллион рублей. Грантооператором выступил ООД "Гражданское достоинство". 23 августа 2016 года на счет организации поступил 1 транш в размере 398 982 рублей.
Далее ООД «Гражданское достоинство» незаконно в одностороннем внесудебном порядке расторгло договор в нарушение статьи 10 и 450 ГК РФ, сообщив об этом в письме №179/А-217 от 03.02.2017г.
Таким образом, неосвоенными остались 601 018 рублей, предусмотренные на выполнение проекта.
В результате нарушены права и интересы Администрации Президента РФ на получение положительных результатов от реализации грантовых проектов, которые она финансирует, что требует принятие соответствующих мер по наказанию виновных лиц и устранению нарушений.
В связи с незаконным прекращением финансирования грантового проекта ОО "Якутия - Наше Мнение" из-за необоснованного расторжения договора о предоставлении гранта №132/2016/1 от 1 августа 2016 года между ОО "Якутия - Наше Мнение" и ООД "Гражданское достоинство" было подано Заявление в Арбитражный суд города Москвы.
Данное дело стало ярким примером того, что некоторые грантодатели руководствуются не буквой закона и здравым смыслом, а субъективным пониманием нормативным положений. В результате получается, как сказал бывший премьер-министр: «хотели как лучше, получилось как всегда». И многое становится зависимым от самодурства руководства грантодателей, когда в нарушение закона они одной рукой дают гранты, а другой могут их отобрать.
В условиях подобного произвола и злоупотреблений грантодателей общественники теряют время и не могут реализовать свои проекты. Подготовка и реализация проекта - это очень трудоемкое занятие, требующее значительных кадровых и материальных ресурсов. Подобное прекращение финансирования означает потерю времени.
Наша организация "Якутия - Наше Мнение" затратила много времени и сил на участие в конкурсе. Мы потеряли почти целый год времени, выиграв конкурс, но потом лишившись финансирования. Этот год мог бы быть потрачен на более продуктивную деятельность.
Также нарушения гражданского законодательства, имеют признаки преступлений, предусмотренных Уголовным Кодексом РФ.
Это связано с предположением, что оставшиеся неосвоенными 601 018
рублей могут быть не возвращены в государственный бюджет Российской Федерации, а похищены по фиктивным подложным документам руководством и сотрудниками ООД «Гражданское достоинство».
При хищении средств может быть использован коррупционный механизм, когда руководство и сотрудники ООД "Гражданское достоинство", злоупотребляя правом, совершают следующие виновные действия:
-умышленно закладывают дефекты в заключаемые ими договора и иные документы, например, путем отказа от прямого регулирования спорных и сложных моментов с целью последующего произвольного незаконного прекращения финансирования и расторжения договора при допущении несущественных нарушений, которые носят устранимый и несостоявшийся характер;
-далее похищают оставшиеся неосвоенные бюджетные средства путем их вывода через подставные аффилированные организации на основе использования фиктивных подложных документов;
-в заключении привлекают подставные аффилированные организации для фальсификации якобы «успешного» завершения проекта.
Поэтому мною было направлены заявления в Генеральную прокуратуру РФ, Следственный комитет РФ и МВД РФ на возбуждение уголовного дела по фактам нарушений закона, имеющим признаки уголовных преступлений, в отношении председателя ООД "Гражданское достоинство" Вдовиченко П.И., исполнительного директора движения Татаринова В.А. и сотрудников ООД «Гражданское достоинство».
Также была проинформирована Администрация Президента РФ, которой предложено принять меры и самостоятельно обратиться в правоохранительные органы.
В случае нецелевого расходования данных средств (601 018 рублей) необходимо рассмотреть версию преступного сговора и умышленного хищения бюджетных средств, выявить основания для возбуждения уголовных дел в отношении Вдовиченко П.И., Татаринова В.А. и других сотрудников ООД "Гражданское достоинство"
по следующим статьям УК РФ:
-статья 159 «Мошенничество»;
-статья 292 «Служебный подлог»;
-статья 160 «Присвоение или растрата»;
-статья 158 «Кража»;
-статья 2851 «Нецелевое расходование бюджетных средств»;
-статья 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»;
-статья 286 «Превышение должностных полномочий»;
-статья 330 «Самоуправство»;
-статья 210 «Организация преступного сообщества (преступной организации)».
Также необходимо провести проверку других подобных случаев, когда у ООД "Гражданское достоинство" остаются неизрасходованные по разным причинам средства грантополучателей на предмет выявления нарушений уголовного, гражданского, бюджетного и иного законодательства.
Представленная информация и доводы не выдаются за истинные сведения. Подтвердить или опровергнуть их должны правоохранительные органы.
Все выводы носят предположительный характер, что направлено на осуществление гражданского контроля за целевым расходованием бюджетных средств в целях недопущения злоупотребления полномочиями со стороны грантодателей.
Раскроем подробнее суть дела.
Основной причиной прекращения финансирования указывается якобы «существенные нарушения при изготовлении и распространении печатной продукции» без приведения каких-либо фактов, раскрывающих суть нарушений.
Проектом было предусмотрено издание единственной печатной продукции - газеты организации тиражом в 250 экземпляров.
Распространение осуществилось следующими способами:
- 100 распространено через газетные киоски ООО «Горпечать»;
- 150 экземпляров распространены бесплатно через партнерскую организацию.
Видимо, основной причиной прекращения финансирования стало нарушение пункта 4.7.4. договора, содержащего требование не допускать использование гранта в целях
получения дополнительных доходов. Имеется ввиду возмездная реализация газет через киоски ООО «Горпечать».
Наша организация считает, что грантодатель необоснованно и произвольно отнес реализацию 100 газет через сеть киосков ООО «Горпечать» к нарушению пункта 4.7.4.
Необоснованность претензий основываются на следующих доводах.
Использование гранта в целях получения дополнительных доходов подразумевает:
-извлечение прибыли (однако, прибыль не получена);
-наличия умысла обогащения, то есть основным мотивом действий является стремление к обогащению (однако, основным мотивом является выполнение мероприятие проекта по изданию и распространению газеты).
В экономическом смысле получение доходов связано с извлечением максимально возможной прибыли (положительная разница между суммарными доходами и затратами на производство).
Однако, фактически понесенные организацией затраты несравнимо выше дохода.
Максимально возможный доход от реализации 100 газет составляет 1300 рублей, при себестоимости такого объема газет - 3500 рублей. Даже при реализации всех газет был бы получен убыток в 2200 рублей (1300-3500).
Также распространение газет через газетные киоски не может быть квалифицирован как законченный процесс по получению дополнительного дохода, так как окончательный расчет с торгующей организацией еще не осуществлен. Согласно акта сверки взаимных расчетов на 1 сентября 2017 года задолженность в пользу ОО "Якутия - Наше Мнение" составила 250 рублей.
Доход от реализации 100 газет (возвращено 50 газет) через сеть киосков ООО «Горпечать» составил всего 650 рублей, из которых 400 рублей направлено на погашение задолженности предыдущих периодов и оставшиеся 250 рублей еще не поступили на счет ОО "Якутия - Наше Мнение".
Основными причинами выбора возмездного распространения газет стали:
-отсутствие прямого запрета на распространение газет через газетные киоски;
-невозможность бесплатной реализации (безвозмездной раздачи) газеты через газетные киоски;
-наличие договорных отношений по распространению газеты;
-отсутствие достаточных возможностей у организации для безвозмездного распространения газет.
К формальному нарушению привели следующие обстоятельства:
-отсутствие прямого запрета на распространение газет через газетные киоски, то есть отсутствие прямого регулирования данного вопроса со стороны грантодателя;
-отсутствие достаточных возможностей у организации для безвозмездного распространения газет (отсутствие собственных мероприятий и волонтеров-распространителей).
Поэтому с учетом этого и мизерного дохода в 650 рублей, из которых 400 рублей направлено на погашение задолженности предыдущих периодов и оставшиеся 250 рублей еще не поступили на счет ОО "Якутия - Наше Мнение", предъявленные претензии по установлению нарушения пункта 4.7.4. являются необоснованными.
В ходе правового анализа было установлено, что ОО "Якутия - Наше Мнение" допустило добросовестное заблуждение, а ООД "Гражданское достоинство" совершило злоупотребление правом.
В условиях отсутствия прямого запрета на распространение газет через торговые сети использование наиболее традиционного способа реализации газет является добросовестным заблуждением.
Добросовестное заблуждение - это неправильное понимание (ошибочное толкование) лицом точного смысла той или иной нормы законодательства, которое возникает по причине неясности, неоднозначности и/или противоречивости ее содержания.
Неясность и неоднозначность требований ООД "Гражданское достоинство заключается в том, что:
- с одной стороны, ООД "Гражданское достоинство" в своих инструктивных материалах не установило прямой запрет на распространение газет через газетные киоски на возмездной основе;
- с другой стороны, в договоре установлено выполнение проекта в строгом соответствии с календарным планом работ и сметой-графиком расходов, в которых было запланировано издание газет.
Основание расторжения, заложенное ООД "Гражданское достоинство" в договоре, является проявлением злоупотребления правом .
Злоупотребление правом – это действия тех субъектов, которые намеренно закладывают какие-либо дефекты в заключаемые ими договоры и иные исходящие от них документы с целью последующей ссылки на них в случае необходимости. Злоупотребление правом, как и всякое гражданское правонарушение, влечет применение к нарушителям предусмотренных законом санкций.
ООД "Гражданское достоинство" совершило злоупотребление правом, заложив дефект в договор путем отказа от прямого регулирования спорных и сложных моментов (отказа от прямого запрета на распространение газет через газетные киоски на возмездной основе) и прекратив финансирование ОО "Якутия - Наше Мнение" при допущении несущественных нарушений, которые носят устранимый и ожидаемый (несостоявшийся) характер.
Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Не всякое нарушение дает право требовать его расторжения.
Определяющее значение закон придает тому, является ли допущенное нарушение существенным. Оно позволяет требовать расторжения договора во всех случаях.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Нарушение Общественной организации "Якутия - Наше Мнение" является несущественным, так как ООД "Гражданское достоинство" не лишается того, на что было вправе рассчитывать при заключении договора, то есть получение положительных результатов проекта.
Несущественность нарушения подтверждает то, что нарушение носит устранимый и ожидаемый (несостоявшийся) характер, так как доход от реализации газет через сеть киосков составил всего 650 рублей, из которых 400 рублей направлено на погашение задолженности предыдущих периодов и оставшиеся 250 рублей еще не поступили на счет ОО "Якутия - Наше Мнение". И в случае поступления на счет их можно направить благотворительные цели.
Недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), допущенное ООД «Гражданское достоинство», привело к нарушениям прав и интересов:
-ОО "Якутия - Наше Мнение" на получение конкурсного финансирования грантового проекта;
-Администрации Президента РФ на получение положительных результатов от реализации грантовых проектов, которые она финансирует.
Этим были также нарушены:
-статья 34 Бюджетного Кодекса РФ в части эффективности и экономности использования бюджетных средств;
-подпункт «в» пункта 2 Распоряжения Президента РФ №68-рп от 05.04.2016г. в части необходимости доведения средств по результатам конкурсов грантов некоммерческим неправительственным организациям на реализацию социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
Действия ООД «Гражданское достоинство» по прекращению финансирования проекта ОО "Якутия - Наше Мнение" напрямую противоречат и препятствуют реализации государственной политики по развитию гражданского общества Российской Федерации.
В целом нарушаются государственные интересы Российской Федерации в области развития гражданского общества и дискредитируется сам институт государственной поддержки НКО.
Финансирование грантовых проектов НКО России должно преследовать:
- цель реализации поставленных в проектах целей и задач, даже, несмотря на некоторые несущественные нарушения, совершенные грантополучателями на добросовестной основе в условиях неясности и неоднозначности требований;
-а не цель произвольного прекращения финансирования проектов на основе злоупотребления правом, когда грантооператоры сами закладывают дефекты в договоры путем отказа от прямого регулирования спорных и сложных моментов и прекращают финансирование при допущении несущественных нарушений, которые носят устранимый и ожидаемый (несостоявшийся) характер.
Прекращение финансирования стало результатом отсутствия дифференциации доходов, когда к «использованию гранта в целях получения дополнительных доходов» могут приравниваться любые доходы, в том числе полученные не по воле и умыслу грантополучателя.
Поэтому существует объективная необходимость корректировки положений грантоператоров для дифференциации доходов в целях предотвращения произвольного и необоснованного отнесения к нарушениям фактов получения доходов на следующие виды:
-умышленный (предпринимательский);
-неумышленный (вынужденный).
К умышленным (предпринимательским) доходам могут быть отнесены вложение средств гранта на депозит с целью получения процентов, оказание платных услуг на оборудовании, приобретенного за счет гранта в период его выполнения, и другие действия и мероприятия, не входящие в проект и не реализующие его цели, основной целью которых является получение необоснованного дохода.
В тоже время у грантополучателей могут возникнуть неумышленные (вынужденные) доходы, такие как, возврат части стоимости товара через стимулирующие системы при покупке в интернете, возврат части расходов телефонными компаниями и компаниями-провайдеров Интернета, капитализация вклада в течение года, начисление различных бонусов, распространение печатной продукции через газетные киоски.
В настоящее время поставщиками товаров и услуг в целях прямого материального стимулирования потребителей предоставляются не только скидки, но практикуется возврат денежных средств на определенных условиях.
Корректировка правил финансирования грантовых проектов НКО должна быть направлена на то, чтобы грантодатели не могли произвольно относить к «использованию гранта в целях получения дополнительных доходов» средства, полученные грантополучателями не по своей воле и умыслу.
Общественная организация «Якутия - Наше Мнение» надеется на принятие органами государственной власти эффективных и своевременных мер по корректировке механизма грантораспределения.
Степан Петров,
Руководитель Общественной организации «Якутия - Наше Мнение»
сайт http://yakutian.org блог http://stepanpetrov.blogspot.ru электронная почта post@yakutian.org
тел. 8-914-224-24-11
|