Сегодня утром на 84-м году жизни не стало автора популярнейшей якутской песни «Ньургуhуннар» («Подснежники»), заслуженного работника народного образования Якутии, почётного работника Высшего профессионального звена РФ Василия Никитича ПРОТОДЬЯКОНОВА. Об этом с соболезнованиями родным и близким сообщил в своем фейсбуке Владимир ИНДИГИРСКИЙ, мелодист и музыковед.
СПРАВКА
Василий Никитич Протодьяконов, доцент, ветеран Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова, заслуженный работник образования РС (Я) родился 1 июля 1934 г. в с. Черкех Таттинского улуса Якутской АССР.
В.Н. Протодьяконов в 1954 г. окончил Якутское педучилище по специальности “учитель начальных классов и пионервожатый”. Три года служил в Советской Армии, затем поступил на отделение якутского языка и литературы Историко-филологического факультета ЯГУ. Успешно окончившего выпускника оставили ассистентом кафедры якутского языка и литературы. В 1965-1968 гг. учился в аспирантуре ЯГУ.
В.Н. Протодьяконов с 1968 г. по настоящее время работает на кафедре якутского языка и литературы старшим преподавателем, доцентом. Читает лекции по истории якутской литературы, истории якутской литературной критики и методике преподавания якутской литературы.
В 1992 г. якутское отделение было преобразовано в Факультет якутской филологии и культуры. В.Н. Протодьяконов, как опытный преподаватель, был назначен заведующим вновь созданной кафедрой якутской литературы. По его инициативе на кафедру были приглашены талантливые, перспективные преподаватели В.Б. Окорокова, Н.Н. Тобуроков, В.Г. Сивцева-Семенова и др.
В.Н. Протодьяконов — талантливый лектор-полемист, во многих поколениях студентов он зажег огонь любви к корифеям якутской литературы. Как великому Сократу, учившему своих учеников посредством диалогов диалектике, В.Н. Протодьяконову через свои лекции-полемики удавалось научить студента мыслить, найти свою истину в истории развития критической мысли в якутской литературе, бережному отношению к литературному наследию народа. Он, как незаурядная и цельная личность, является для студентов примером верного служения народу, родине, образцом твердости по принципиальным вопросам науки о литературе, по правильному пониманию истины в оценке непереходящих ценностей добра и зла в истории развития якутской литературы и народа саха.
Статьи В.Н. Протодьяконова об основоположниках и классиках якутской литературы и литературной критики — А.Е. Кулаковском, А.И. Софронове, П.А. Ойунском, Н.Е. Мординове-Амма Аччыгыйе, В.Н. Новикове-Кюннюк Урастырове, В.Н. Леонтьеве, Г.В. Баишеве-Алтан Сарыне и др. являются выражением не только личностного уважительного отношения к выдающимся людям, но являются аргументированным анализом их заслуг в развитии культуры народа саха. В.Н. Протодьяконов, как составитель и автор комментариев литературного наследства Г.В. Баишева-Алтан Сарына “То5ус этин тойуга” (“Песнь девяти небес”) (1998), продемонстрировал бережное, уважительное отношение и объективность к автору, которого несколько поколений считало “врагом народа”.
В.Н. Протодьяконов стоял у истоков формирования подлинно научного, диалектического изучения истории якутской литературы в ЯГУ и создания “Программы якутской литературы в средней школе”. Он оставил яркий след в развитии методической мысли в республике. Его воспитанники Е.М. Поликарпова, С.К. Колодезников, Е.К. Иевлев, М.Т. Гоголева и др. стали докторами и кандидатами педагогических наук, являются авторами оригинальных педагогических и методических пособий. Пособия В.Н. Протодьяконова “Изучение произведений П.А. Ойунского в 8-м классе” (1982), “Писатели Якутии: Хрестоматия по изучению критической мысли в якутской литературе: Пособие для учителя” (1995) стали настольными книгами учителей якутской словесности.
В.Н. Протодьяконов не только талантливый педагог и литературовед, но и видный деятель культуры. Он известен как автор популярных якутских песен “Ньургу»уннар” (“Подснежники”) (1957) и “Саха ырыата” (“Песня якута”) (2000). Под его непосредственным руководством художественная самодеятельность Историко-филологического факультета 1960-1980-х годов стала очагом подлинно народного творчества якутской молодежи, предвестником возрождения национальной культуры народов Якутии в 1990-х годах. Его роль в развитии театрального искусства также значительна. Спектакль В.Н. Протодьяконова “Мной оставленные песни” (по произведениям П.А. Ойунского) наравне с драмой И.М. Гоголева “Туймаада сарсыардата” (“Утро Туймаады”) является вехой в развитии национального самосознания зрителей 1980-х годов.
Г.Г. ФИЛИППОВ, доктор филологических наук