Зоя Корнилова: Орто-Нахаринский наслег 10 лет жил без законодательно утвержденных границ своей территории, и муниципальное образование существовало без правовой защиты
26 октября 2017 года парламент республики на XXXI (очередном) пленарном заседании в окончательном чтении принял республиканский законопроект «О внесении изменения в статью 17.1 Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)».
Законопроектом предлагается установить границы Орто-Нахаринского наслега с площадью территории в 27,75 тыс. кв. км.
По этому вопросу народный депутат Якутии II, III и IV созывов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Зоя Афанасьевна Корнилова выразила свое мнение.
Являясь депутатом, Зоя Корнилова непосредственно занималась вопросом установления границ муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» Ленского района.
-- 6 октября 2003 года был принят Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно данному федеральному закону, местное самоуправление на всей территории Российской Федерации осуществляется в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах, на внутригородских территориях городов федерального значения. Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) осуществляется законом субъекта Российской Федерации.
На основе этого федерального закона 30 ноября 2004 года в Республике Саха (Якутия) был принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселения муниципальных образований Республики Саха (Якутия)».
Проблема «Орто-Нахаринского наслега» Ленского района возникла в связи с тем, что при определении статуса сельского поселения в Республике Саха (Якутия) были узаконены два подхода (принципа) «поселковый и поселенческий».
По «поселковому» принципу границы сельского поселения устанавливаются в черте территории поселка, а по «поселенческому» в территорию муниципального образования входят исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения и рекреационные земли для развития поселения. По принятому закону границы муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» были определены по «поселковому» принципу. В результате этого площадь Орто-Нахаринского наслега была утверждена в
230,8 кв. км, вместо 27750 кв. км, утвержденного Постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 4 июля 2000 года «Об установлении административно-территориальных границ наслегов Ленского района». В итоге Орто-Нахаринский наслег лишился исконных земель предков, сенокосных угодий, пастбищ, пашен, территорий традиционного природопользования – рыболовства, охотничьих угодий, сбора дикорастущих растений.
В настоящее время муниципальное образование «Орто-Нахаринский наслег» не имеет границ территории, в связи с этим не может полностью реализовывать свои конституционные права и нет правовой защиты. Здесь живут представители народов саха и эвенки. Они занимаются сельским хозяйством и традиционным природопользованием. В советское время они помогали в геологоразведке алмазных месторождений и становлении алмазной промышленности, снабжали натуральными продуктами питания работников промышленности, а алмазники создали совхоз, где работала основная часть населения.
Сегодня изъятие их исконных земель привело к катастрофическому ухудшению жизни. На сегодня количество населения составляет 645 человек, раньше население наслега превышало более тысячи человек. По сравнению с советским временем поголовье лошадей и крупнорогатого скота сократилось в 2-3 раза. Все это подорвало бюджетную базу наслега, сегодня это высокодотационное муниципальное образование, доля дотации которого составляет 97 %.
Я, не являюсь депутатом ни Ленского района, ни Орто-Нахаринского наслега. Там с молодых лет живет родная сестра со своей семьей, и я с детства почти каждое лето ездила к ним. Поэтому хорошо знакома с этими землями, добрыми и хлебосольными жителями. После принятия закона «Об установлении границ и наделении статусом городского и сельского поселения» глава Орто-Нахаринского наслега Владимир Бурцев и жители попросили меня помочь в решении данного вопроса.
Работу начали с обращения главы Орто-Нахаринского наслега в Конституционный суд Республики Саха (Якутия) с просьбой о проверке конституционности и неопределенности положения статьи 17 и приложения 17.5 Закона Республики Саха (Якутия) 173-3 № 353-III от 30 ноября 2004 года «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» конкретно, в отношении установления границ муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег».
По данному закону Конституционный суд постановил: во-первых, признать положения статьи 17 и приложения 17.5 Закона Республики Саха (Якутия) 173-З № 353-III от 30 ноября 2004 года «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в части установления границ сельского поселения «Орто-Нахаринский наслег» Ленского района несоответствующими части 1 статьи 99 Конституции Республики
Саха(Якутия); во-вторых, Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия), органам местного самоуправления муниципального образования «Ленский район» привести в соответствие с настоящим постановлением положения статьи 17 и приложения 17.5 этого закона в части установления границ сельского поселения «Орто-Нахаринский наслег». Следует подчеркнуть, что постановление Конституционного суда окончательное, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно.
С Постановлением Конституционного суда орган местного самоуправления Ленского района не согласился и не исполнил второй пункт – привести в соответствие с настоящим постановлением положения статьи 17 и приложение 17.5 этого закона в части установления границ сельского поселения «Орто-Нахаринский наслег», хотя в разъяснительной части в пункте 4 четко написано, что «В установлении границ поселений органы местного самоуправления муниципального района какими-либо полномочиями не наделены». Тогда глава Орто-Нахаринского наслега снова обращается в Конституционный Суд Республики Саха (Якутия) о разъяснении постановления Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2007 года № 2-П по делу о проверке конституционности положений статьи 17 и приложения 17.5 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)». По обращению главы 6 ноября 2007 года Конституционный суд определил:
1. В соответствии с пунктами 1 и 2 резолютивной части постановления Конституционного суда границы муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег», наделенного статусом сельского поселения, устанавливаются с учетом мнения населения наслега, выраженного наслежным Советом депутатов, в территориальных пределах этого наслега, определенных постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2000 года.
2. По смыслу статьи 99 (части 1 и 3) Конституции Республики Саха (Якутия) и статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выявленного в настоящем постановлении, законодатель при установлении границ сельского поселения «Орто-Нахаринский наслег» не связан наличием инициативы и согласия представительного органа муниципального образования «Ленский район», в состав которого входит сельское поселение «Орто-Нахаринский наслег».
3. Определение Конституционного суда окончательно и обжалованию не подлежит.
Постановление и Определение Конституционного суда Республики Саха (Якутия) вплоть до 26 октября 2017 года, то есть в течение 10 лет не выполнялось, хотя велась сложнейшая работа по подготовке проекта
республиканского закона «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и наделении статусом городского и сельского поселений муниципального образования Республики Саха (Якутия)» в части установления границ сельского поселения «Орто-Нахаринский наслег» Ленского района. Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) было рассмотрено 4 проекта.
Первый проект закона был внесен народным депутатом Д.Н. Гороховым, который рассмотрен Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 27 апреля 2007 года, принят в первом чтении и одновременно было принято Постановление, в котором представительным органам муниципального образования «Ленский район» и «Орто-Нахаринский наслег» рекомендовано привести в соответствие с законодательством муниципальные правовые акты, в части, устанавливающей границы сельского поселения, и в установленном порядке представить их на согласование в Правительство Республики Саха (Якутия).
18 октября 2007 года данный законопроект был рассмотрен во втором чтении. Были внесены две поправки по установлению границ Орто-Нахаринского наслега от муниципального района «Ленский район» и от муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег». Поправки противоречили друг другу, границы не совпадали, не было карты. Обе поправки были отклонены и решили создать комиссию по разработке согласованного решения.
Второй проект был внесен Правительством Республики Саха (Якутия) и рассмотрен Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) четвертого созыва 9 октября 2008 года. Законопроект предлагал установить границы муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» в 478 кв. км вместо 27750 кв. км в соответствии с административно-территориальной границей наслега. После бурного обсуждения народные депутаты проект закона отклонили.
Третий проект закона вносится 25 июня 2012 года наслежным Советом депутатов муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег», разработанный по итогам работы рабочей группы, созданной распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) Вячеславом Штыровым от 14 июля 2009 год №305-РП.
К проекту закона были приложены протокол сельского схода с решением о поддержке проекта, подписные листы жителей наслега с аналогичным решением.
28 июня 2012 года проект закона был рассмотрен Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), где с поддержкой проекта выступил глава муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» Владимир Бурцев. Проект закона был принят в первом чтении парламентом.
После сессии я позвонила в село Чамча и село Орто-Нахара с вопросом о проведении сельского схода и сбора подписей по поддержке проекта закона, устанавливающего границы наслега на 12684 кв. км. Никто из моих
знакомых не слышал об этом. Я на свой страх и риск полетела в Ленск и провела встречу с жителями сел Чамча и Орто-Нахара.
Перед встречей раздала копии подписных листов по поддержке проекта закона «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений МО «Орто-Нахаринский наслег», на установлении границ наслега 12684 кв. км. Сельский сход не был проведен и большинство подписей были сфальсифицированы. По завершению встречи попросилажителей Орто-Нахары и Чамчинаписать заявления об этом факте на имя Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виталия Басыгысова, с указанием адресов и паспортных данных.
По итогам встречи сельский сход принял решение признать Протокол сельского схода жителей села Чамча«О рассмотрении нового варианта описания границы территории» с общей площадью 12684,95 кв. км муниципального образования «Орто-Нахаринский наслег» от 23 июня 2012 года и подписные листы в поддержку фиктивного общего собрания – считать недействительными, и на основании показаний жителей о том, что в действительности сельский сход не был проведен и подписи фиктивны, отозвать проект республиканского закона «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» с общей площадью 27750 кв. км от 28 июня 2012 года внесенного в Государственное Собрание (Ил Тумэн) и принятого им в первом чтении 28 июня 2012 года.
По возвращению в Якутск протоколы моих встреч и заявления жителей Орто-Нахаринского наслега о фальсификации их подписей официально передала Председателю парламента и от имени политической партии «Справедливая Россия» обратились в Прокуратуру Республики Саха (Якутия) с просьбой о принятии мер по факту представления сфальсифицированных документов народным депутатам при рассмотрении на пленарном заседании парламента проекта закона «Об установлении границ и наделении статусом городского и сельских поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» 28 июня 2012 года.
В итоге данный проект был отозван и началась разработка нового проекта об установлении границ Орто-Нахаринского наслега с общей площадью 27750 кв. км. Была проведена большая кропотливая работа по согласованию всех заинтересованных сторон и были получены положительные заключения Правительства Республики Саха (Якутия), Прокуратуры Республики Саха (Якутия), государственно-правового управления аппарата парламента.
26 октября 2017 года парламент республики наXXXI (очередном) пленарном заседании окончательно принял закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в статью 17.1 Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского
поселений муниципальных образованийРеспублики Саха (Якутия)», где общая площадь Орто-Нахаринского наслега установлена в 27750 кв. км.
Теперь с надеждой и верой ждем подписания закона всенародно избранным Ил Дарханом – гарантом соблюдения Конституции и законов Республики Саха (Якутия), -- подытожила Зоя Корнилова.
Пресс-служба Ил Тумэна
|