Добрый десяток муниципальных чиновников Якутии со знанием дела сейчас могут сказать, что служба их – не сахар. Правоохранительные органы имеют к ним серьезные претензии, вылившиеся в резонансные уголовные дела.
За превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий под следствием сейчас находятся 1-й заместитель главы Верхневилюйского улуса Андрей Неустроев и руководитель муниципального учреждения промышленности и развития Александр Типанов. В Следственном комитете считают, что чиновники подписали фиктивные акты выполненных работ при строительстве жилого дома в Верхневилюйске, после чего подрядчику незаконно перечислили 38 млн рублей. 7 февраля по ходатайству следователя Типанова и Неустроева отстранили от занимаемых должностей.
Другого высокопоставленного муниципального служащего почти год разбирают и в Нюрбинском межрайонном отделе Следкома. Экс- первого заместителя главы Нюрбинского района Иннокентия Васильева подозревают в том, что он тоже незаконно перечислил застройщику 15 млн. Дома должны были пойти под переселение из аварийного жилья со сдачей в эксплуатацию в конце 2015 года. Но до сих пор объекты не завершены.
Следователи долго думали, стоит ли Васильева увольнять с работы. А он взял и 3 июня сам ушел с должности. Теперь вроде бы можно говорить о том, что фигурант не сможет влиять на ход расследования. Однако очень скоро Васильев вернулся в районную администрацию в качестве заместителя главы по экономике и финансам (!). Но об этом, кажется, в Следкоме не знают, во всяком случае никто отстранять его от должности не собирается.
В декабре 2016 года прокуратура Якутии сделала еще одно громкое заявление: при строительстве домов для переселенцев из аварийного жилья выявлены массовые нарушения законодательства в поселке Серебряный Бор Нерюнгринского района. Там местная администрация незаконно перечислила застройщику 750 млн рублей по 11 контрактам! Материалы прокурорской проверки передали в Следственный комитет, но там преступление не увидели. В итоге в июле 2017-го уголовное дело по мошенничеству в Серебряном Бору возбудили уже полицейские.
Обвиняемых в деле до сих пор нет. И, судя по всему, расследование вскоре вообще закроют. Ведь в отличие от Верхневилюйска и Нюрбы дома в Серебряном Бору все-таки сдают, пусть с опозданием на два года. История крайне запутанная: прокуратура признаки преступления увидела, направила материалы в Следственный комитет. По таким же делам СК возбуждался в Нюрбе и Верхневилюйске, а в Серебряном Бору материалы проверки технично перебросили в МВД. И, похоже, в этом деле на сотни миллионов нарушений законов Российской Федерации виноватых вообще не будет.
Самым же пострадавшим при строительстве в Якутии сегодня является бывший глава Нюрбинского района Борис Попов. 26 декабря 2016 года в отношении него возбудили уголовное дело при строительстве сельской школы в Кюндяде. По версии следствия, Попов незаконно перечислил подрядчику аванс 38 млн. Главу сразу задержали в кабинете и препроводили в СИЗО, откуда отпустили через пять месяцев под домашний арест.
Многие столь жесткую реакцию правоохранителей сочли политическим заказом. Ведь опальный Борис Попов представлял так нелюбимую якутскими чиновниками «Справедливую Россию» и на пике популярности собирался на новые выборы. К тому же, он инициировал создание особо охраняемой природной территории «Марха» прямо на перспективных алмазных залежах. После ареста Попова прокуратура по письму АЛРОСА обратилась в суд и ликвидировала неудобный природный заказник, открыв дорогу для разработки месторождения.
Отметим, что лояльных власти Типанова, Неустроева и Васильева следователи вообще в свободе не ограничивали. На все вопросы, почему органы столь избирательны в подходе к фигурантам этих уголовных дел – в Следкоме отвечают: «В соответствии с п.3 ч.2 ст.38 Уголовно-процессуального кодекса РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий».
Потом арестованному главе Нюрбинского района предъявили новое обвинение по аналогичному составу преступления – за строительство стадиона в Нюрбе. Следствие по делу Попова закончено, и он уже ждет суда по-прежнему под домашним арестом.
Говоря о подследственных чиновниках, нельзя не вспомнить экс-мэра Нерюнгри Владимира Русинова. В июле 2012 года прокуратура выявила систематические нарушения при распределении квартир льготникам Нерюнгри. А в феврале 2013-го в отношении Русинова, тогда уже экс-мэра Следком возбудил уголовное дело о превышении должностных полномочий и растрате. По первоначальной версии следствия Владимир Русинов незаконно распределил 14 городских квартир в обход льготной очереди. А также под видом командировки слетал в Москву на юбилей родной институтской кафедры. Экс-мэру Нерюнгри вменяли 13 миллионов ущерба, нанесенного городской казне.
Затем с марта 2014-го началась череда судов с оправдательными и обвинительными приговорами. Статью о превышении должностных полномочий Русинову заменили на более мягкую – халатность. Сейчас он ходит на очередной суд в Нерюнгри – уже четвертый. За полгода этого заседания судебное следствие все еще изучает документы, даже не добравшись до допроса свидетелей. Владимир Русинов многие годы находится под подпиской о невыезде. Лишь однажды его сажали под домашний арест, когда экс-мэр пытался покинуть Якутию.