Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [828]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [178]
Суд-закон.МВД.Криминал [1112]
Право, закон [242]
Экономика и СЭР [754]
Власть Правительство Ил Тумэн [998]
Мэрия, районы, муниципалитеты [347]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [149]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [455]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [110]
Коррупция [771]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [221]
Социалка, пенсия, жилье [240]
ЖКХ, строительство [122]
Образование и наука. Школа. Детсад [193]
Люди. Человек. Народ. Общество [138]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [613]
Алмазы Анабара [160]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [216]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [317]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [108]
Промышленность [42]
Нефтегаз [248]
Нац. вопрос [267]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [64]
Дьикти. О невероятном [165]
Выборы [628]
Айыы үөрэҕэ [12]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [16]
Ыһыах, олоҥхо [78]
Култуура, итэҕэл, искусство [327]
История, философия [167]
Тюрки [76]
Саха [113]
литература [31]
здоровье [374]
Юмор, сатира, критика [11]
Реклама [6]
Спорт [117]
В мире [80]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2018 » Олунньу » 11 » Тайнопись судьбы еще до конца не раскрыта
Тайнопись судьбы еще до конца не раскрыта
08:15

Прошлое… Оно всегда загадочно, увлекательно. Каждый своим пытливым умом желает постичь его, понять. Таким человеком, посвятившим всего себя изучению прошлого своего народа, был Гавриил Ксенофонтов - выдающийся учёный-этнограф, фольклорист, талантливый политический деятель. Он много сделал для изучения и сохранения самобытной культуры народа саха, эвенков и бурят.

В январе 2018 года исполнилось 130 лет со дня рождения этого необыкновенно талантливого ученого.

Судьба Гавриила Васильевича окутана некой мистикой, как и судьбы многих особенных и уникальных людей из народа саха. Родился в семье зажиточного держателя фактории Василия Ксенофонтова в 3-м Мальжегарском наслеге Западно-Кангаласского улуса. До него все рожденные в семье дети умирали в младенчестве, поэтому сразу после рождения сына родители совершили древний обряд запутывания злого духа, пожирающего души новорожденных. Только что появившегося на свет мальчика через окно хотона (коровника) на деревянной лопате передали в другую семью. И мальчик выжил, вырос. Жил в небогатой семье Ионы Слепцова до поступления в сельскую школу. Старинная магия подействовала, возможно, маленький Гавриил был особенным ребенком, которому была уготована иная участь. Став взрослым, он оправдал свое предназначение.

После окончания школы в родном селе отправился в Якутское реальное училище, где преуспел в математике, за что получил от друзей прозвище – Архимед.

Своё дальнейшее образование юноша мечтал продолжить на техническом поприще, но этому воспротивился отец. Ксенофонтов-старший считал, что, получив техническую специальность, сын не найдёт себе достойного применения, и настоял на юридическом образовании. Гавриил подчинился родительской воле и в 1908 году поступил в Томский университет. Там-то и увлёкся этнографией, а также общественно-политической деятельностью. Юноша оканчивает университет в 1912 году с дипломом II степени. На молодого талантливого юриста сразу обращают внимание коллеги; профессор уголовного права Николай Розин предлагает ему остаться на кафедре. Но Ксенофонтов отказывается, он хочет быть полезным прежде всего у себя на родине, где остро ощущается потребность в образованных людях.

Для приобретения практических навыков Гавриил ещё год остаётся в Томске, работая помощником присяжного поверенного. И уезжает в Якутск в 1913 году, где его ждёт блестящая адвокатская карьера. Да и не могло быть иначе. Отлично образованный, знающий русский и якутский языки, владеющий греческим, латынью и немецким, красноречивый оратор, он вскоре становится одним из самых преуспевающих юристов города. На его счету множество судебных процессов: простых, сложных и невероятно запутанных. Среди простого люда пошла молва о справедливом, отлично знающем свое дело, адвокате.

Прославился Гавриил Васильевич и как яркий публицист. В 1914 году в газете «Якутская окраина» печатаются его статьи, в которых он поднимает вопросы улучшения школьного образования и обучения якутских детей родному языку. Все это говорит о Ксенофонтове как человеке разностороннем.

В 30 лет блестящий юрист резко меняет свою судьбу и становится этнографом, получает второе высшее образование. В 1920 году новоиспечённый учёный устраивается на работу в Иркутский государственный университет и начинает собирать материалы для будущих исследований.

Свою первую экспедицию в низовья Лены Гавриил Васильевич предпринял в 1921 году, он изучает религиозный фольклор местных жителей. Следующее лето проводит уже в Бурятии, изучая шаманизм местного населения. И наконец, самая продолжительная экспедиция – в 1925 году, от Якутска до Красноярска. Результатом поездок явился уникальный материал по фольклору, этнографии, мифологии, ритуалам, верованиям и искусству якутов, эвенков и хакасов. Зарисовки к своим текстам Ксенофонтов делал сам и, надо сказать, очень профессионально.

К сожалению, эта экспедиция оказалась последней. По состоянию здоровья Гавриил Васильевич вынужден был переехать в Ленинград, а затем в подмосковный город Дмитров, где, несмотря на неважное самочувствие, продолжает интенсивно работать.

Одна за другой выходят статьи: «Изображения на скалах реки Лены в пределах Якутского округа», «Происхождение якутов», «Кочевой быт и религия», а также две большие работы: «Эллэйада» - сборник устных преданий, посвящённых героическому первопредку саха Эллэю, и «Ураангхай-сахалар» - очерки по древней истории якутов.

Эти труды Ксенофонтова получили всемирное признание и до сих пор актуальны для научного сообщества. Основная идея, прошедшая через все труды учёного, в том, что народная память в виде устных преданий хранит сведения о реальных событиях, следовательно, можно восстановить историю путём тщательного сопоставления и анализа устного народного творчества.

Благодаря длительным экспедициям Ксенофонтов смог детально изучить быт и религию якутов, тунгусов и бурят. А работы учёного по якутскому шаманизму считаются непревзойдёнными.

В мифах и легендах, повествующих о якутских шаманах - ойуунах, собранных Ксенофонтовым, и кроется тайнопись судьбы. Во времена установления Советской власти, когда отвергалось все старое, как пережиток темного прошлого, Гавриил Васильевич сумел собрать легенды о шаманах минувшего и сохранить для потомков, для нас. Были и статьи у Гавриила Васильевича о шаманизме, продиктованные властью. Но и в этих статьях тайной нитью шла мысль об уникальности феномена шаманизма и роли его в духовной жизни народа.

Очень интересен труд Гавриила Ксенофонтова «Хрестес, шаманизм и христианство: (Факты и выводы)», изданный в Иркутске в далеком 1929 году. Ученый считал, что религии мира и вся мифология человечества имеет одну основу, заложенную в так называемых «языческих культах и воззрениях, связанных с социально-экономической жизнью».

В своих работах Ксенофонтов определил этнографию как «науку в высшей степени политическую». И в этом был прав Гавриил Васильевич. Каждый, кто хочет возвыситься – переписывает историю, на свой лад пересказывает предания и легенды, тем самым пытается показать величие своих корней и истоков. Поэтому чем древнее собранный материал, тем он достовернее. Иногда и народ, прозванный диким и темным, может оказаться потомков великих предков, сохранившим в недрах своей исконной культуры и устного народного творчества осколки древних знаний.

22 апреля 1938 года Гавриил Васильевич был арестован в Москве по «якутскому делу» вместе с Платоном Ойунским. 28 августа 1938 года приговорен к высшей мере наказания за шпионаж и в тот же день расстрелян. Место захоронения — полигон НКВД «Коммунарка», был реабилитирован 22 августа 1957 года.

Количество неопубликованных рукописей учёного – более 12 тысяч листов, архив хранится в Якутском научном центре. Это и есть бессмертное наследие уникального исследователя и ученого, обладающего незаурядным видением мира. Творчество Ксенофонтова еще ждет своих исследователей. Тайнопись судьбы еще до конца не раскрыта.

Варвара КОРЯКИНА,

ведущий библиотекарь отдела краеведческой литературы Нерюнгринской городской библиотеки.

Справка:

Ксенофонтов Гавриил Васильевич родился в 1888 г. в Западно-Кангаласском улусе Якутии.

Окончил Якутское реальное училище. В 1908 г. поступил на юридический факультет Томского университета.

После окончания университета, в 1912 году, стал работать в Томске помощником присяжного поверенного.

В 1913 году уехал в Якутск, стал одним из самых преуспевающих юристов города.

В 1917 г. был избран членом исполнительного бюро Якутского комитета общественной безопасности и председателем крестьянско-инородческой комиссии «ЯКОБ».

В 1920 году получил второе высшее образование и стал работать в Иркутском государственном университете, начинал собирать материалы для будущих исследований.

В 1921 году организовал в низовья Лены экспедицию по изучению религиозного фольклора местных жителей, в 1922 году - в Бурятию, изучал шаманизм. Самая продолжительная экспедиция была в 1925 г., маршрут - от Якутска до Красноярска. Был собран уникальный материал по фольклору, этнографии, мифологии, ритуалам, верованиям и искусству якутов, эвенков и хакасов.

По состоянию здоровья вынужден был переехать в Ленинград, а затем в подмосковный город Дмитров, где продолжал интенсивно работать. Одна за одной выходят статьи: «Изображения на скалах реки Лены в пределах Якутского округа», «Происхождение якутов», «Кочевой быт и религия», а также две большие работы – «Эллэйада», сборник устных преданий, посвящённых героическому первопредку якутов Эллэю, и «Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов».

Эти труды Ксенофонтова получили всемирное признание и до сих пор актуальны для научного сообщества. Основная идея, прошедшая через все труды учёного, в том, что народная память в виде устных преданий хранит сведения о реальных событиях, следовательно, можно восстановить историю путём тщательного сопоставления и анализа народного творчества. Доказательством послужили древнерусские письменные источники, Ксенофонтов нашёл в них отголоски якутских мифов и сказаний.

Благодаря длительным экспедициям ученый смог детально изучить быт и религию якутов, тунгусов и бурят. А работы его по якутскому шаманизму считаются непревзойдёнными.

В 1938 г. был арестован, обвинён в шпионаже, участии в заговоре против советской власти и расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1957 году.

Неопубликованные рукописи учёного – более 12 000 листов, архив - все это хранится в Якутском научном центре(ЯНЦ) РАН. Именем Ксенофонтова назван Хангаласский краеведческий музей в городе Покровске.

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
10.02.2018 03:50 (UTC+9)
Category: История, философия | Views: 414 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Олунньу 2018  »
БнОпСэЧпБтСбБс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 2
Ыалдьыттар (гостей): 2
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2018