Прошлое… Оно всегда загадочно, увлекательно. Каждый своим пытливым умом желает постичь его, понять. Таким человеком, посвятившим всего себя изучению прошлого своего народа, был Гавриил Ксенофонтов - выдающийся учёный-этнограф, фольклорист, талантливый политический деятель. Он много сделал для изучения и сохранения самобытной культуры народа саха, эвенков и бурят.
В январе 2018 года исполнилось 130 лет со дня рождения этого необыкновенно талантливого ученого.
Судьба Гавриила Васильевича окутана некой мистикой, как и судьбы многих особенных и уникальных людей из народа саха. Родился в семье зажиточного держателя фактории Василия Ксенофонтова в 3-м Мальжегарском наслеге Западно-Кангаласского улуса. До него все рожденные в семье дети умирали в младенчестве, поэтому сразу после рождения сына родители совершили древний обряд запутывания злого духа, пожирающего души новорожденных. Только что появившегося на свет мальчика через окно хотона (коровника) на деревянной лопате передали в другую семью. И мальчик выжил, вырос. Жил в небогатой семье Ионы Слепцова до поступления в сельскую школу. Старинная магия подействовала, возможно, маленький Гавриил был особенным ребенком, которому была уготована иная участь. Став взрослым, он оправдал свое предназначение.
После окончания школы в родном селе отправился в Якутское реальное училище, где преуспел в математике, за что получил от друзей прозвище – Архимед.
Своё дальнейшее образование юноша мечтал продолжить на техническом поприще, но этому воспротивился отец. Ксенофонтов-старший считал, что, получив техническую специальность, сын не найдёт себе достойного применения, и настоял на юридическом образовании. Гавриил подчинился родительской воле и в 1908 году поступил в Томский университет. Там-то и увлёкся этнографией, а также общественно-политической деятельностью. Юноша оканчивает университет в 1912 году с дипломом II степени. На молодого талантливого юриста сразу обращают внимание коллеги; профессор уголовного права Николай Розин предлагает ему остаться на кафедре. Но Ксенофонтов отказывается, он хочет быть полезным прежде всего у себя на родине, где остро ощущается потребность в образованных людях.
Для приобретения практических навыков Гавриил ещё год остаётся в Томске, работая помощником присяжного поверенного. И уезжает в Якутск в 1913 году, где его ждёт блестящая адвокатская карьера. Да и не могло быть иначе. Отлично образованный, знающий русский и якутский языки, владеющий греческим, латынью и немецким, красноречивый оратор, он вскоре становится одним из самых преуспевающих юристов города. На его счету множество судебных процессов: простых, сложных и невероятно запутанных. Среди простого люда пошла молва о справедливом, отлично знающем свое дело, адвокате.
Прославился Гавриил Васильевич и как яркий публицист. В 1914 году в газете «Якутская окраина» печатаются его статьи, в которых он поднимает вопросы улучшения школьного образования и обучения якутских детей родному языку. Все это говорит о Ксенофонтове как человеке разностороннем.
В 30 лет блестящий юрист резко меняет свою судьбу и становится этнографом, получает второе высшее образование. В 1920 году новоиспечённый учёный устраивается на работу в Иркутский государственный университет и начинает собирать материалы для будущих исследований.
Свою первую экспедицию в низовья Лены Гавриил Васильевич предпринял в 1921 году, он изучает религиозный фольклор местных жителей. Следующее лето проводит уже в Бурятии, изучая шаманизм местного населения. И наконец, самая продолжительная экспедиция – в 1925 году, от Якутска до Красноярска. Результатом поездок явился уникальный материал по фольклору, этнографии, мифологии, ритуалам, верованиям и искусству якутов, эвенков и хакасов. Зарисовки к своим текстам Ксенофонтов делал сам и, надо сказать, очень профессионально.
К сожалению, эта экспедиция оказалась последней. По состоянию здоровья Гавриил Васильевич вынужден был переехать в Ленинград, а затем в подмосковный город Дмитров, где, несмотря на неважное самочувствие, продолжает интенсивно работать.
Одна за другой выходят статьи: «Изображения на скалах реки Лены в пределах Якутского округа», «Происхождение якутов», «Кочевой быт и религия», а также две большие работы: «Эллэйада» - сборник устных преданий, посвящённых героическому первопредку саха Эллэю, и «Ураангхай-сахалар» - очерки по древней истории якутов.
Эти труды Ксенофонтова получили всемирное признание и до сих пор актуальны для научного сообщества. Основная идея, прошедшая через все труды учёного, в том, что народная память в виде устных преданий хранит сведения о реальных событиях, следовательно, можно восстановить историю путём тщательного сопоставления и анализа устного народного творчества.
Благодаря длительным экспедициям Ксенофонтов смог детально изучить быт и религию якутов, тунгусов и бурят. А работы учёного по якутскому шаманизму считаются непревзойдёнными.
В мифах и легендах, повествующих о якутских шаманах - ойуунах, собранных Ксенофонтовым, и кроется тайнопись судьбы. Во времена установления Советской власти, когда отвергалось все старое, как пережиток темного прошлого, Гавриил Васильевич сумел собрать легенды о шаманах минувшего и сохранить для потомков, для нас. Были и статьи у Гавриила Васильевича о шаманизме, продиктованные властью. Но и в этих статьях тайной нитью шла мысль об уникальности феномена шаманизма и роли его в духовной жизни народа.
Очень интересен труд Гавриила Ксенофонтова «Хрестес, шаманизм и христианство: (Факты и выводы)», изданный в Иркутске в далеком 1929 году. Ученый считал, что религии мира и вся мифология человечества имеет одну основу, заложенную в так называемых «языческих культах и воззрениях, связанных с социально-экономической жизнью».
В своих работах Ксенофонтов определил этнографию как «науку в высшей степени политическую». И в этом был прав Гавриил Васильевич. Каждый, кто хочет возвыситься – переписывает историю, на свой лад пересказывает предания и легенды, тем самым пытается показать величие своих корней и истоков. Поэтому чем древнее собранный материал, тем он достовернее. Иногда и народ, прозванный диким и темным, может оказаться потомков великих предков, сохранившим в недрах своей исконной культуры и устного народного творчества осколки древних знаний.
22 апреля 1938 года Гавриил Васильевич был арестован в Москве по «якутскому делу» вместе с Платоном Ойунским. 28 августа 1938 года приговорен к высшей мере наказания за шпионаж и в тот же день расстрелян. Место захоронения — полигон НКВД «Коммунарка», был реабилитирован 22 августа 1957 года.
Количество неопубликованных рукописей учёного – более 12 тысяч листов, архив хранится в Якутском научном центре. Это и есть бессмертное наследие уникального исследователя и ученого, обладающего незаурядным видением мира. Творчество Ксенофонтова еще ждет своих исследователей. Тайнопись судьбы еще до конца не раскрыта.
Варвара КОРЯКИНА,
ведущий библиотекарь отдела краеведческой литературы Нерюнгринской городской библиотеки.
Ксенофонтов Гавриил Васильевич родился в 1888 г. в Западно-Кангаласском улусе Якутии.
Окончил Якутское реальное училище. В 1908 г. поступил на юридический факультет Томского университета.
После окончания университета, в 1912 году, стал работать в Томске помощником присяжного поверенного.
В 1913 году уехал в Якутск, стал одним из самых преуспевающих юристов города.
В 1917 г. был избран членом исполнительного бюро Якутского комитета общественной безопасности и председателем крестьянско-инородческой комиссии «ЯКОБ».
В 1920 году получил второе высшее образование и стал работать в Иркутском государственном университете, начинал собирать материалы для будущих исследований.
В 1921 году организовал в низовья Лены экспедицию по изучению религиозного фольклора местных жителей, в 1922 году - в Бурятию, изучал шаманизм. Самая продолжительная экспедиция была в 1925 г., маршрут - от Якутска до Красноярска. Был собран уникальный материал по фольклору, этнографии, мифологии, ритуалам, верованиям и искусству якутов, эвенков и хакасов.
По состоянию здоровья вынужден был переехать в Ленинград, а затем в подмосковный город Дмитров, где продолжал интенсивно работать. Одна за одной выходят статьи: «Изображения на скалах реки Лены в пределах Якутского округа», «Происхождение якутов», «Кочевой быт и религия», а также две большие работы – «Эллэйада», сборник устных преданий, посвящённых героическому первопредку якутов Эллэю, и «Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов».
Эти труды Ксенофонтова получили всемирное признание и до сих пор актуальны для научного сообщества. Основная идея, прошедшая через все труды учёного, в том, что народная память в виде устных преданий хранит сведения о реальных событиях, следовательно, можно восстановить историю путём тщательного сопоставления и анализа народного творчества. Доказательством послужили древнерусские письменные источники, Ксенофонтов нашёл в них отголоски якутских мифов и сказаний.
Благодаря длительным экспедициям ученый смог детально изучить быт и религию якутов, тунгусов и бурят. А работы его по якутскому шаманизму считаются непревзойдёнными.
В 1938 г. был арестован, обвинён в шпионаже, участии в заговоре против советской власти и расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1957 году.
Неопубликованные рукописи учёного – более 12 000 листов, архив - все это хранится в Якутском научном центре(ЯНЦ) РАН. Именем Ксенофонтова назван Хангаласский краеведческий музей в городе Покровске.