ИЗМЕНИТСЯ ЛИ ЗАКОН «О НЕДРАХ» РАДИ ПРАВ КМНС?
Марианна МЫРЕЕВа
Как известно, освоение российской Арктики, в зону которой входят 13 улусов республики, провозглашено стратегической задачей России. А раз так, особую актуальность получает соблюдение прав коренных малочисленных народов Севера при промышленном освоении территорий их проживания.
До сих пор в России существовало два подхода к возмещению ущерба, наносимого промышленными компаниями территории проживания КМНС.
В Якутии ни шатко, ни валко семь лет существует Закон об этнологической экспертизе, предписывающий определять и выплачивать родовым общинам и хозяйствующим субъектам КМНС компенсации.
Сам по себе Закон вполне хорош, вот только «выстрелил» за все время своего существования всего 9 раз. Хотя пункт 2 статьи 4 данного закона провозглашает, что проведение этнологической экспертизы обязательно для промышленных компаний. Но достаточно сравнить, сколько за семь лет было выдано лицензий на промышленное освоение территории Якутии и сколько было проведено этнологических экспертиз (всего 9), чтобы убедиться: расхваленный на всех уровнях республиканский Закон об этнологической экспертизе все еще больше впечатляет, нежели реально действует.
В Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком округах и в Сахалинской области пошли по другому пути. Там организации КМНС заключают с промышленниками так называемые "Модельные соглашения" об использовании их земель.
Когда перед государством возникла стратегическая задача освоения Арктики, стало очевидно, что для закрепления на федеральном уровне из двух этих путей надо выбирать один. И в 2016 году Владимир Путин поручил правительству страны, совместно с региональными властями, рассмотреть вопрос о нормативном закреплении процедуры этнологической экспертизы на федеральном уровне.
Так региональный закон Якутии начал подготовку к переходу на федеральный уровень.
Состоявшийся в Ил Тумэне в начале февраля Круглый стол о «Об оценке ущерба КМНС при промышленном освоении территорий их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности» стал еще одним в череде подобного рода совещаний, посвященных трансляции закона на федеральный уровень. На этот раз вносили предложения по совершенствованию концепции региональной методики определения ущерба, наносимого промышленными предприятиями территориям КМНС.
Как выяснилось по ходу Круглого стола, в Реестре территорий традиционного проживания и природопользования местного значения кроется причина того, что Закон об этнологической экспертизе так редко «выстреливает»: Закон может действовать только на территории, признанной «территорией традиционного природопользования местного значения».
А таковых в республике в прошлом году было всего 19. Сейчас родовые общины, чьи территории не вошли в Реестр, не могут получить компенсаций за ущерб, наносимый промышленными предприятиями.
К счастью, не все руководители промышленных предприятий – монстры, всячески игнорирующие права малочисленных народов. Так, глава общины Марина Погодаева, которая так и не сумела добиться того, чтобы ее территории вошли в Реестр, сообщила о том, что золотодобывающая компания, работающая на землях общины, оказывает оленеводам помощь… в виде благотворительности. Но очевидно, что добрая воля золотопромышленников в данном случае – не решение ситуации.
Кстати, в Якутии почти год готовится законопроект, предусматривающий для промышленных компаний административную ответственность за уклонение от прохождения этнологической экспертизы. Промышленные компании, естественно, далеко не все стремятся обременять себя этнологической экспертизой.
А некоторые даже находят ее абсурдной. Ведь лицензии на разработку недр многие из них получают в Москве. А если лицензия получена в Первопрестольной, что для них местные законы?
В этой связи на федеральный уровень выносится законопроект о включении в закон «О недрах» пункта об обязательном прохождении промышленными компаниями этнологической экспертизы. А иначе все красивые слова о защите прав КМНС рассыпаются при первом же столкновении с реальностью.
В то время, как в Якутске даже детская площадка не может появиться без предварительных общественных слушаний среди жителей ближайших домов, по остальной Якутии местные жители вынуждены испрашивать разрешения на проезд по земле, на которой их предки проживали веками.
Шлагбаумы появляются по воле промышленных компаний, и ни о каких общественных слушаниях те, для кого они предназначены, то есть местные жители, даже не заикаются. Так, на этом Круглом столе обнаружилось, что Якутия – место сосуществования юридических параллельных вселенных.
И если читатели думают, что речь опять идет о нашумевшей истории вокруг дороги Витим-Талакан, то серьезно ошибаются. Таких дорог по Якутии множество, просто лишь на одну из них нашелся местный житель, который выстрелом в воздух напомнил нефтедобывающей компании о том, что здешнее население тоже имеет свои права. А вот на других дорогах, увы, своих Валериев Лейкиных не нашлось...
Удивило на Круглом столе и то, что за столько лет существования Закона родовые общины, судя по выступлениям глав родовых общин, не знают о том, что имеют право на участие в этнологической экспертизе.
Тем более не знают о том, что сам Закон без подтверждения в федеральном законе «О недрах» – красивый, но малозначимый документ. На этнологическую экспертизу компании идут, скорее, с целью засвидетельствовать свою добрую волю.
Так, в 2016 году «ГазпромтрансгазТомск» перечислил шести общинам (общины «Киен-Юрях», «Амин», «Хатыстыр», «Бугат», МУП «Иенгра» и МУП «Золотинка» сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег») в общей сложности свыше 53 миллионов рублей, благодаря чему республиканский Закон об этнологической экспертизе получил огромную популярность в других регионах России.
С другой стороны, сейчас идут суды по факту того, что «АЛРОСА» отказывается выплачивать свыше 22 миллионов общинам КМНС в Момском и Оленекском улусах.
Всего на территории Якутии, по данным 2017 года, действуют 144 недропользователя. На этом фоне судьба законопроекта о внесении изменений в ФЗ «О недрах» - еще та интрига начинающегося 2018 года.
|