В США житель Аляски получает по 1 тыс. долларов в месяц только от того, что в штате добывают золото! На Аляске создан специальный нефтяной фонд, на счету которого 30 млрд долларов. Из этого фонда ежегодно населению штата выдаются дивиденды. В Арабских эмиратах новорожденному детство обеспечено суммой в 150 тыс. долларов отчислений от продажи нефти. В странах Ближнего Востока, в Туркмении и в Норвегии услуги медицины и образования бесплатны. В Туркменистане электроэнергию, воду, газ и соль население получает бесплатно, бензин АИ-95 стоит всего 16 центов за литр.
А у нас как?
С каждым годом количество бедных увеличивается, тарифы, цены повышаются. Зато обогащается кучка олигархов. За 2016 год они удвоили свое состояние, заработали 100 млрд долларов. Это 6 трлн рублей, чуть меньше половины бюджета России. За 2017 год 28 самых богатых людей заработали 22 млрд долларов. В день зарабатывают 5—6 млн рублей, мы хорошо знаем, что Сечин и Миллер в день получают 4 и 6 млн рублей. В то же время бедные люди (20 млн) ищут деньги на еду, на лекарства. От продажи недровых богатств Россия получает 20 трлн рублей, в бюджет попадает только 8 трлн рублей, остальное — в карманы олигархов.
Пришло время требовать от них:
1.Возвратить из оффшоров, других зарубежных банков 2 трлн долларов в Россию (амнистия продлена).
2.Ввести прогрессивный подоходный налог (3, 4 трлн рублей дополнительных доходов). Такая практика существует во всех развитых странах мира. В России согласно Конституции земля, ее недра, вода, лес и другие природные ресурсы являются собственностью народа России, поэтому богатые должны делиться с простым народом.
В Якутии много компаний добывают нефть, газ, алмазы, уголь, золото, серебро и многие другие полезные ископаемые. В Норвегии, Туркмении, странах Ближнего Востока и на Аляске власть, олигархия считаются с такой экономической закономерностью, как рента, компенсации и налоги. У нас, кроме «АЛРОСА», от других компаний никакой отдачи нет. Наоборот, из дотационного бюджета «Роснефти» выделили льготу на 9 млрд рублей. А на днях показывают по телевизору, что компания «Роснефть» построила медцентр в Крыму, один из лучших в мире, стоимостью 8 млрд рублей.
В Республике Саха (Якутия) в экстремальных условиях ведется скотоводство, коневодство, оленеводство, охота, рыболовство. Девять месяцев зимы народ борется за выживание. Сколько угля, дров, нефтепродуктов нужно добывать и перевозить, чтобы в эти месяцы топить печь, котельные? Сколько денег нужно на утепление домов, квартир, на покупку теплой одежды, теплой обуви для детей, для взрослых? Наши люди терпеливые, скромные, не устраивают митингов и демонстраций, не кричат на площадях и с газетных страниц.
1.Мы просили бы у Президента: внести изменения в закон, вместо районного коэффициента ввести фиксированную климатическую дотацию за экстремальность независимо от заработной платы в размере 50 тыс. рублей в месяц, включая пенсионеров. Мы все, президенты компаний, министры, депутаты, банкиры, санитарки, уборщицы – дышим одним воздухом, живем в одинаково экстремальных условиях, поэтому все должны получать одинаковую компенсацию за экстремальные климатические условия.
2.Нужно восстановить принцип «двух ключей» при получении квоты на добычу полезных ископаемых. Тогда субъекты с недровыми богатствами имели бы право голоса при принятии принципиальных решений, в российское законодательство можно было бы ввести понятие природной ренты.
3.Расчетом бюджетов субъектов занимается комиссия под руководством Германа Грефа. В бюджете 2018 года, по ее расчетам, расходная часть бюджета РС (Я) уменьшается на 54 млрд рублей (сельское хозяйство – уменьшение на 4 млрд рублей, народное образование – 17 млрд и т.д). У нас огромные расходы на заработную плату, ЖКХ, строительство социальных объектов, жилья, северный завод и т.д. Поэтому никак нельзя согласиться с проектом такого бюджета.
В России есть деньги для помощи бедным:
1.Золотовалютные резервы составляют 380 млрд долларов (23 трлн рублей).
2.Остатки федерального бюджета по итогам 2016 года 7,9 трлн рублей. Они оформлены в 3 категории: резервный фонд, фонд благосостояния, есть остатки, которые просто «валяются» в федеральном бюджете без движения.
3.Все конфискованные богатства, деньги и имущество коррупционеров (среди них 5 губернаторов, 3 министра) должны быть переданы государству. О каком доверии к власти может идти речь? Необходимо проводить беспощадную систематическую борьбу против коррупционеров, как врагов народа. Господин Дмитрий Медведев публично признался, что украден 1 трлн рублей. Пусть правительство вместе с судебными, надзорными, силовыми органами работает над возвратом этих денег.
4.Ежегодный теневой оборот природных ресурсов (янтарь, нефрит, бивни мамонта, золото) достигает 1 трлн рублей. Таким образом, по вине природопользователей мимо бюджета уходит 1 трлн рублей.
5.По отчету Счетной палаты, 4 трлн инвестиционных рублей оказались практически выброшенными на ветер (долгострои и недострои), также государство не получило по авансовым платежам за госзаказ сумму в размере 3,2 трлн рублей.
Правительство если захочет, из названных источников может собрать минимум 10—15 трлн рублей, которых с лихвой хватит для помощи бедным, для двухкратного повышения заработной платы бюджетникам, двухкратной индексации пенсий, социальных пособий, стипендий.
Мы, россияне, единый народ, наш общий дом – Россия. Улучшение качества жизни людей нельзя откладывать до лучших времен, нельзя кормить народ обещаниями. Необходимо безотлагательно решить эти вопросы. Приоритетом для Президента России должно стать благополучие широких народных масс, а не кучки олигархов, защита интересов простого человека.
Несмотря на различные трудности (санкции, кризисы, геополитические конфликты и т.д.), Россия будет процветать! Да здравствует великая Россия!
Александр Уаров, депутат Государственного Собрания РС (Я) пяти созывов, председатель контрольного комитета, первый заместитель председателя бюджетного комитета.