29.05.2018
Гендиректор АЛРОСА Сергей Иванов-сын озвучил новое направление развития компании – Африканский континент. Параллельно компания уменьшит свое присутствие в Якутии и нарастит в Москве.
И еще два замечания о том, в какую сторону собирается двигаться АЛРОСА, ведомая новой командой генерального директора Сергея Иванова-сына.
Ненадежная Африка
Как заявил он журналистам ТАСС, АЛРОСА в своей обновленной стратегии развития до 2023 года, сделает акцент на маркетинге и развитии африканских активов.
«Актуализация будет связана с маркетинговой активностью, рынок меняется, клиент меняется», – сказал Иванов-сын, добавив, что в программе также будет предусмотрен отдельный блок развития проектов в Африке.
«По предварительным расчетам, в зависимости от того, сколько обогатительных модулей будет в какие сроки возведено дополнительно для обогащения руды Луаше, мы выходим на объем инвестиций от $500 млн до $700 млн. Мы не теряем время, работаем над инфраструктурой, возведением вахтового поселка, мы продолжаем вскрышу. Поэтому здесь экономика очень хорошая», – сказал глава АЛРОСА.
«Окончательное технико-экономическое обоснование будет утверждено уже ближе к концу года», – заявил Сергей Иванов в эфире телеканала «Россия 24» в рамках Петербургского международного экономического форума. Как заявил «Интерфаксу» финдиректор компании Алексей Филипповский:
«Ежегодный объем инвестиций в развитие Луаши будет увеличиваться – в 2018 году он составит около $111 млн.».
По текущему курсу $700 млн. – это 45,5 млрд.руб. ( $111 млн. – 6,9 млрд.руб.). В 2019 году капзатраты АЛРОСА планируются на уровне 26,4 млрд рублей (3,7 млрд рублей – на развитие стратегических проектов), а в 2020 году составят 28 млрд рублей (4,3 млрд рублей). Это означает, что капзатраты на Ангольские проекты почти сравняются с капвложениями в Якутии. Напомним, в Якутии компания добывает почти 90 процентов своих алмазов за которые получает львиную долю выручки.
Тут нужно отметить, что проект в Анголе уже столкнулся с определенными неожиданностями. Напомним, в мае прошлого года в Анголе глава АЛРОСА Сергей Иванов и президент национальной алмазодобывающей компании Enidama Антониу Карлуш Сумбула подписали учредительные документы по созданию российско-ангольского предприятия «Луаше». 50,5% акций новой компании АЛРОСА контролирует через свою ангольскую дочку Catoca, еще 8% принадлежат российской компании напрямую.
Тогда же АЛРОСА и ангольский партнер Enidama договорились о выкупе 16,4% в Catoca у бразильской корпорации Odebrecht. В итоге два учредителя должны контролировать по 41% Catoca. Оставшиеся 18% – у китайской LL International Holding B.V.
В сентябре 2017 года Набсовет АЛРОСА одобрил приобретение 8,2% в Catoca за $70 млн.
Но, из опубликованной в марте 2018 года отчетности АЛРОСА по МСФО за 2017 год вдруг выяснилось, что российская компания внесла предоплату за все 16,4% акций Catoca в размере $140 млн. А не только за свою долю в 8,2%.
Сергей Иванов-сын пояснил FINMARKET.RU, что приобрести временно весь пакет Odebrecht АЛРОСА пришлось в связи «со спецификой ангольского законодательства и сложностью сделки».
«При этом, в соответствии с изначальными договоренностями, мы намерены реализовать компании Enidama 8,2% акций из нашего пакета. Мы предоставляем Enidama (для расчетов с Odebrecht) платную рассрочку на привлекательных для АЛРОСА условиях», – сообщил он.
Сейчас все купленные 16,4% акции Catoca находятся на балансе стопроцентной дочки АЛРОСА.
«Мы предполагаем, что в этом году Enidama выкупит половину этого пакета», – пояснил Сергей Иванов-сын.
Как видите, сначала АЛРОСА договаривается с ангольскими партнерами об одном, но по ходе дела, в связи с внезапно выяснившейся «спецификой местного законодательства», вынуждена действовать по другому и заплатить в два раза больше оговоренного.
Что за это партнеры такие? И где гарантии, что они и дальше будут вести себя в соответствии с договоренностями?
Для справки: выручка Catoca в 2016 году составила $593,5 млн. АЛРОСА получает только дивиденды от своего пакета в Catoca, не имея доли в продажах. Реализацией алмазов Catoca занимается «дочка» Endiama Sodiam. По итогам работы за 2015 год дивиденды АЛРОСА от ангольской компании составили $38 млн. А всего с момента начала добычи в 1995 году АЛРОСА получила от Catoca более $418 млн.
В Москву!
В АЛРОСА сейчас идет очередная реформа управления компанией. По словам Филипповского:
«Стратегия предусматривает создание ОЦО, куда будет переведен весь функционал учета, создание Единого расчетного центра (ЕРЦ), куда будет переведены все банковские расчеты, развитие функционала планирования и анализа, совершенствование инвестпроцесса и корпоративных финансов, и многое другое.
По всем направлениям финансово-экономического блока мы перейдем с трехуровневой на двухуровневую системы управления. В контроллинге и казначействе это будет Корпоративный центр в Москве и ОЦО/ЕРЦ, который будет иметь отделения в Мирном и Новосибирске. В планировании и анализе это будет Корпоративный центр, сотрудники которого будут распределены между Москвой и Мирным, и собственно сами активы, где и будет в основном сосредоточен данный функционал».
Общий центр обслуживания (ОЦО) – специально созданное подразделение в структуре крупной компании или учреждения, в которое передаются определённые бизнес-процессы всей организации (например, бухгалтерский учёт, управление кадрами). Если у компании много активов расположенных в разных частях страны, а то и мира, то подобный центр необходим. Как отмечают специалисты UCMS Group Russia, создание ОЦО требует 400-500 миллионов рублей инвестиций и занимает от 7 до 12 месяцев.
АЛРОСА, по словам финансового контроллера компании Максима Каданцева, переведет все свои унифицированные операции с документами в одно подразделение ОЦО, которое будет обслуживать сразу все площадки и дочерние компании.
В принципе, ничего плохого в едином центре нет. Но почему Новосибирск? Ведь все основные добывающие активы АЛРОСА, формирующие основные денежные потоки и бизнес-процессы находятся в Якутии. Тут же, в городе Мирный, официально находится штаб-квартира компании. Логичнее было бы расположить обслуживающие и расчетные центры АЛРОСА в Мирном. Зачем Новосибирск, где у компании ничего нет?
Вот как объясняет выбор места расположения Максим Каданцев:
«Головная структура ОЦО – «АЛРОСА Бизнес-Сервис» – уже зарегистрирована и будет располагаться в Мирном. Она возьмет на обслуживание подразделения и дочерние общества «АЛРОСА», находящиеся в Мирном. Офис ОЦО также будет создан в Новосибирске, он примет к себе функции из Москвы, Орла, Архангельска, Айхала, Удачного, Якутска и Ленска, то есть территориально удаленные от мирнинской площадки.
Этот город позитивно воспринимается нашими сотрудниками, у кого-то там есть жилье, учатся дети, кто-то рассматривает Новосибирск как город для будущего переезда с Крайнего Севера. Он удобно располагается в часовых поясах, что важно для обслуживания наших северных и центральных регионов. Новосибирск имеет достаточную инфраструктуру, хороший кадровый потенциал, удобное транспортное сообщение. Хотя он и дороже в 1,5 раза городов средней полосы, зато оптимален для нашей компании».
Позвольте спросить – вы что, в Новосибирске жить или работать собрались? В чем тут оптимальность, если выходит дороже?
Ну а ремарка финансового контроллера АЛРОСА Максима Каданцева о «территориально удаленных площадках» вообще за гранью понимания. Получается, что по его словам, от Айхала, Ленска или Удачного до Новосибирска ближе, чем до Мирного.
Мы тут в Якутии, конечно, тупые аборигены, но даже у нас хватает ума понять, что финансовый контроллер АЛРОСА очень крупно ошибается с расстояниями и географией Якутии. Достаточно посмотреть на карту и увидеть, что от Удачного до Новосибирска по прямой – 2005 км., а до Мирного – 438 км. По трассе чуть больше – 516 км. От Айхала до Новосибирска 1953 км., а до Мирного – 397 км. До Ленска от Мирного вообще чуть больше 200 км. отличной дороги.
По версии специалистов АЛРОСА, 400 км. это больше, чем 2000 км.?
Бизнес АЛРОСА в Орле ликвидируется и сейчас даже не отмечен на карте «Географии АЛРОСА» на сайте компании. Стесняюсь спросить – что там менеджеры компании считать собрались?
На наш взгляд, убытки смоленского «Кристалла» или «Севералмаза» вполне могут подсчитать и в Мирном, ради них не стоит затевать все эти дорогостоящие «реформы».
Похоже, что истинная цель у этих «реформ» – вывести в Москву все управление, финансы, сортировку и сбыт, а в Якутии, со временем, останется одна добыча, карьеры и вахтовые поселки. По всей видимости, после закрытия рудника «Мир» руководство АЛРОСА не видит смысла содержания Мирного со всеми его ставшими вмиг бесполезными жителями и развитой инфраструктурой. Вахтовики много не просят и обходятся дешевле.
Благо, что до конца 2018 года компания передает республике и муниципалам последний крупный социальный актив – детские дошкольные учреждения. А Новосибирск в таком случае – становится лишь временной прокладкой, для успокоения местного населения.
На наш взгляд, это единственное объяснение, имеющее под собой внятную бизнес-логику. Как отмечают в своем последнем глобальном исследовании специалисты Deloitte,
«Хотя затраты традиционно являются одним из ключевых драйверов в принятии решения о создании или перебазировании ОЦО, сейчас при рассмотрении потенциального месторасположения организации начинают уделять больше внимания близости ОЦО к штаб-квартире компании и/или к месту расположения ее активов, делают акцент на коммуникации и скорости реакции на запросы».
Например, головной офис ОЦО «Норникеля» находится возле штаб-квартиры компании – в Москве. ОЦО группы НЛМК (Новолипецкого металлургического комбината) – «НЛМК-Учетный Центр» – находится в Липецке, недалеко от штаб-квартиры головной компании.
Все вышеперечисленные решения были приняты с полного одобрения Набсовета АЛРОСА и крупнейших акционеров. В состав Набсовета от Республики Саха (Якутия) входят и обязаны защищать интересы республики: Егор Борисов, Евгения Григорьева, Георгий Башарин, Галина Данчикова, Сергей Местников и в качестве независимого директора – Валентина Лемешева.
По всем вопросам якутская делегация голосовала консолидировано «за».
Владимир Нифонтов.
|