Main » 2018»Бэс ыйа»6 » Мы делали все, чтобы Егор Борисов не мешал Айсену Николаеву избраться - Константин Калачев
Мы делали все, чтобы Егор Борисов не мешал Айсену Николаеву избраться - Константин Калачев
15:37
Константин Калачев: «Егору Борисову было легче доверить народ саха русскому, чем полукровке»
07.06.2018 13:41
Сайт «ТайгаПост» продолжает публикацию интервью с московским политологом Константином Калачевым. В 2017-2018 г.г. Калачев почти год консультировал Ил Дархана Егора Борисова, что, впрочем не спасло его от досрочной отставки. По мнению политолога, во всем виновата команда Борисова, которая думала, как ему угодить, а не как не навредить. И в конце он остался один.
- Константин, Вы уже говорили о том, что команда Егора Борисова работала не на результат, а просто старалась ему угодить. У Вас есть рецепты, как врио Айсену Николаеву избежать повторения ситуации?
- Николаев – самодостаточный политик, и вряд ли нуждается в советах или чужих рецептах. Но у меня есть пожелание: чтобы проблемы, с которыми столкнулся Борисов, не коснулись Николаева, чтобы у него была команда - не набор людей. Пусть ярких, интересных, умных, но друг другу противоречащих, неспособных и нежелающих вместе работать. Чтобы не было аппаратных интриг, подковерной борьбы и т.д. Однажды мы с Айсеном Николаевым случайно оказались рядом в самолете Якутск-Москва. Я спросил тогда еще у мэра Якутска, в чем главная проблема Борисова. "У Борисова нет команды", - ответил Николаев.
Я искренен, когда говорю, что очень хотелось бы, чтобы Якутия стала регионом опережающего развития. Для этого здесь есть всё - от природных ресурсов до уникального человеческого капитала. В якутских улусах люди замечательные, в промышленных тоже потрясающие. Нужно, чтобы Айсен Николаев сумел их зажечь. Для этого нужно быть простым и понятным и делать ставку на профессионализм, а не на проявление преданности. Я уже говорил, что у Егора Борисова при подборе кадров на последнем этапе его работы лояльность играла большую роль, чем что-либо еще.
- Давайте вспомним февральский скандал Егора Борисова и его помощника со стюардессами «Аэрофлота». Это не Вы тогда посоветовали главе обвинить «Аэрофлот» в неуважении якутян?
- С нами по этому вопросу вообще никто не посоветовался. Я о скандале с «Аэрофлотом» узнал постфактум. Потом через две недели я сказал Борисову: «Слушайте, вы понимали, что этот скандал нельзя было подогревать? Что, в принципе, было достаточно одного звонка, чтобы примириться? Что версии о том, что вы себя плохо чувствовали и поэтому, собственно, возник конфликт, было бы достаточно, а те люди, которые якобы встают на баррикады и умирают на амбразурах, просто эксплуатируют Ваше непонимание ситуации?». К сожалению, он не понимал. Может быть, он даже не давал каких-то прямых команд, но проблема в том, что работавшие с ним люди пытались угадывать его мысли, угодить ему. И почему-то решили, что ему понравится война с «Аэрофлотом».
Я сам был в ситуации, когда ссорился со стюардессой, даже швырял карту «Аэрофлота» на землю. Потому что притесняли меня и моих детей, как я считал. Но ведь это же не повод, чтобы затевать медийный скандал.
- Ходили слухи, что Айсена Николаева прочили на должность главы республики гораздо раньше. И что он пришел в бешенство, когда в апреле 2014-го Борисов подал в отставку, а Путин назначил его врио. Вам что-нибудь об этом известно?
- В 2014-м я в Якутии не работал и таких деталей не знаю. Но действительно, Айсен Николаев мог стать главой республики гораздо раньше. Когда смотрели кандидатуры, Виктор Ишаев (полпред президента РФ в ДФО в 2009-2013 г.г. – А.Н.) сделал ставку не на него, а на опыт… С другой стороны, этот второй его заход стал легче, а то Николаев сейчас бы в положении Борисова оказался.
Когда в апреле 2017 года я впервые собирался в Якутию, в Москве разговаривались на каком-то мероприятии с секретарем генсовета «Единой России» Сергеем Неверовым. У нас был следующий диалог: «Ты в Якутию собираешься?» «Да» «Там Николаев сидит такой. Очень хороший парень, не обижай…». И тут я понял, что Николаев реально крут, если секретарь генсовета так говорит. Я мог бы, конечно, и обижать. И, на самом деле, мы могли заработать на борьбе с Николаевым очень много денег. Но я всегда считал, что Якутии нужна консолидация.
Не надо думать, что Борисов такой плохой, просто он попал в сложное время. То, что могли делать Михаил Николаев и Вячеслав Штыров, Борисов уже не мог. Но он отстоял, что можно было отстоять. Хорошо, если Айсен Николаев не станет переписывать историю предшественника, а сохранит преемственность. То, что на самом деле было плохо, надо менять. И каких-то глав улусов надо менять. Действительно нужно расширять пространство свободы, меньше бюрократизма – много чего надо... Я бы посоветовал Николаеву простую вещь: попытаться все-таки найти хорошее в предыдущем периоде, а меняя плохое, не строить на этом избирательную кампанию.
- Константин, почему тогда Егор Борисов не видел своим преемником такого замечательного Айсена Николаева?
- Я уже говорил, что команда накручивала Борисова в отношении Николаева. Ему трудно было назвать его преемником. Потом Борисов, на самом деле, саха на все 100%. Николаев – наполовину. Поэтому Борисов, может быть, был не уверен, что Николаев сможет выдержать его линию. Ведь сегодня в Якутии саха – большинство, вы же знаете об этом. При Борисове саха стали большинством. Но я думаю, что Егор Афанасьевич ошибался в одном: иногда полукровка может быть куда большим патриотом, если он сам себя идентифицирует представителем конкретного народа. Он может оказаться большим патриотом, чем те самые записные саха из правильных улусов, которые вместе с ним детей крестили, воспитывали, к шаманам ходили или еще что-то. У Борисова стоял вопрос: а можно ли народ саха доверить Николаеву, который не совсем саха.
- А русскому Маринычеву, которого Борисов считал преемником, можно народ саха доверить?
- Думаю, что он, скорее, передал бы должность русскому или кому-то еще, чем полукровке. Думаю, Егор Афанасьевич тут ошибался. Айсен Николаев себя совершенно четко идентифицирует как саха. А то, что в нем намешаны разные крови, это плюс, а не минус. Он точно не националист. И будет одинаково хорош для всех народов, проживающих на территории республики. А что касается сохранения идентичности, лица республики, то Николаев, думаю, будет даже большим патриотом, чем Борисов. Много раз я убеждался в том, что метисы очень часто становятся куда большими патриотами, если сами выбирают, на какой они стороне.
Я бы хотел, чтобы Республика Саха оставалась Республикой Саха, а не стала второй Тамбовской областью. Чтобы в Якутии продолжали снимать свое кино, говорили на своем языке. Чтобы это была неотъемлемая часть России со своим лицом, своей изюминкой – культурой и традициями, кухней – все то, что мне понравилось в Якутии. Если меня спросят: «Какой народ самый крутой?» Я отвечу, что вы – саха – самые крутые.
- Если Вас опять пригласят консультировать руководство Якутии, приедете?
-Нет. Если просто пригласят в Якутию, с удовольствием приеду. Я еще многое у вас не видел. У меня есть мечта – побывать на ысыахе. А работать в Якутии – нет. Мне дома хорошо, комфортно. И есть много других регионов, где можно зарабатывать.
Мы делали все, чтобы Егор Борисов не мешал Айсену Николаеву избраться -
В конце Борисов остался один
Известный российский политконсультант Константин Калачев на события в Якутии теперь взирает издалека. А ведь год назад, работая по приглашению на имидж Ил Дархана Егора Борисова, он оказался в центре республиканских политических интриг. С апреля 2017-го до мартовских выборов президента РФ Калачев пытался исправить «карму» Егору Афанасьевичу. ТайгаПост попросил профессионального консультанта поделиться мыслями о том, что привело к отставке Борисова и каково придется Николаеву.
Константин КАЛАЧЕВ:
- Бытует мнение, что главным спусковым крючком досрочной отставки Егора Борисова стали результаты выборов президента России. Но ведь Айсен Николаев, как и Борисов, тоже несет за них ответственность. Ведь за Путина Якутск, мэром которого тогда был Николаев, показал результат ниже среднего по республике. Но это не сыграло против Николаева. Когда в марте после выборов я улетал из Якутска, мы обменялись с ним сообщениями, и он написал, что все сделал правильно.
Результаты регионов на выборах Кремль оценивает не только, как голосовали, но и как считали. Почему я хорошо отношусь к Борисову? Потому что он в принципе отпустил вожжи и пустил все по течению, в том числе результаты выборов президента – какие они были, такие они и были. Думаю, что роль Борисова еще предстоит изучить. Это человек, благодаря которому в Якутии случились разгул демократии, свобода слова и свободные выборы.
- Константин, про свободу выборов в Якутии мы с вами можем поспорить, но сейчас речь не об этом. Как вы считаете, почему все-таки Егор Афанасьевич ушел в отставку?
- Слухи об его отставке появились не после мартовских выборов, а где-то год назад. Результаты выборов президента стали лишь поводом, но не причиной. Причина совершенно иная. Я вам скажу, хотя Егор Афанасьевич и обидится на меня, конечно. Когда мы с ним в последний раз встречались, я видел, как он с трудом, прихрамывая, поднимался по ступенькам. Было заметно, что у него серьезные проблемы со здоровьем. А когда разговаривали, я поймал себя на том, что у меня ощущение, будто он меня не слышит.
Либо реально в тот момент у него возникли проблемы со слухом, либо что-то очень болело. За неделю до мартовских выборов я пришел к нему с данными социологов и сказал, что Якутия будет последней по России по голосованию за Путина и первой - за Грудинина. И когда мы разговаривали, было очевидно, что он не слышит все, что я говорю. Пытался читать по губам, задавать какие-то вопросы.
Хотя 63 года – не возраст для мужчины. Некоторые в этом возрасте детей заводят, женятся на молодых, красивых. Но, видимо, та нагрузка, что все эти годы была на Егоре Афанасьевиче, дала о себе знать. Так что думаю, что причинами отставки Борисова были выслуга лет, возраст, состояние здоровья. Причем в большей степени – именно выслуга лет и состояние здоровья.
- Насколько, на ваш взгляд, Егор Афанасьевич в последнее время контролировал ситуацию в республике?
- У него не было своей команды. То есть, не было «коллективного Борисова», который мог бы в трудной ситуации при проблемах со здоровьем заменить Борисова – человека. В конце он остался один. Кемеровский губернатор Тулеев сидел в инвалидном кресле, но система власти работала без сбоев. А у Борисова все умные, замечательные, но его команда в кавычках, как оркестр без дирижера: каждый отдельно хорошо играет, но вместе играть не могут, без дирижера непонятно, что исполнять.
Мандзяк – хороший человек (Роман Мандзяк, экс-руководитель Департамента информационной политики РС (Я) – А.Н.), Алексеев, земля ему пухом, был прекрасный человек (Кирилл Алексеев, экс-гендиректор «Сахамедиа» - А.Н.), глава администрации Борисов – чудесный человек (Федор Борисов – А.Н.), Слепцов – умнейший человек (Михаил Слепцов, экс-замруководителя Администрации главы и правительства РС (Я) – А.Н.), социологи и аналитики у вас вообще крутые. А результат отрицательный...
Думаю, проблема была в том, что команда думала не как не навредить Егору Афанасьевичу, а как ему угодить. А ведь нужно было угождать не Борисову, а аудитории. Но команда Ил Дархана пошла именно таким путем. За то, что угождали работодателю, получали от него какие-то преференции, поэтому и старались, что тоже логично. Ну, а получилось, что получилось.
Мне кажется, в конце у него самого уже не было глубокой мотивации. В марте, за неделю до выборов, он говорил: «Скажут уйти, я уйду». Он совершенно не цеплялся за власть, не хватался за нее. Когда можно было что-то сделать, чтобы удержать власть, а именно активизироваться в последние недели перед голосованием на президентских выборах, он все пустил на самотек.
Думаю, зря его окружение купировало тему состояния его здоровья. В 63 года иметь столько проблем – можно только посочувствовать и больше ничего. Борисова очень сильно подводило PR-сопровождение его деятельности. Информационное сопровождение Ил Дархана, в лучшем случае, было на «три с минусом», а обычно на «двойку» или «единицу». Деньги тратились на работу со СМИ, на работу в соцсетях, а результат был отрицательным.
Для меня загадка: почему к Егору Афанасьевичу было такое негативное отношение со стороны жителей республики? Сейчас выяснилось, что во многом Якутия превосходит Татарстан или Башкортостан, и он сделал для этого многое. Удивительно, что именно саха его не оценили. Возможно, лицом к лицу – лица не увидать. И оценка его деятельности будет дана позже. Понятно, что устали и надоел, было много претензий к нему и его команде. Но мне кажется, что в том коридоре возможностей, в котором он находился, и в котором находится любой руководитель субъекта Федерации в последние годы, он сделал все возможное для республики.
- А что можете сказать про Айсена Николаева?
- Безусловно, опытный, талантливый политик. Но есть проблемы в коридоре возможностей. Меня критиковали, когда после выборов президента я опубликовал пост про наивность саха (пост о результате Грудинина в Якутии - А.Н.). Это не наивность, а романтизм. И они верят, что новый глава будет не просто драйвером развития, но и защитником, лоббистом их интересов. Мол, Борисов не дожал. А сейчас пришел Николаев, и все золотодобытчики побегут платить налоги в Якутске, АЛРОСА увеличит долю акций республики – не будет этого.
Есть федеральная политика, а есть ожидания. Год-два с Николаевым ничего страшного не произойдет - это время, за которое счета еще не будут предъявлены. А через пару дет будет очень интересно посмотреть, как все претензии, которые были к Борисову, вернутся к Николаеву. В том числе претензии: если мы такая богатая республика, почему мы такие бедные?
- Столкновение ожидания и реальности?
- Совершенно верно.
- Константин, в том числе и мы писали, тогда еще в "Блокноте Якутска", о противостоянии Егора Борисова с Айсеном Николаевым. Сейчас Николаев говорит, что отношения у них были взаимоуважительные, а Борисов избегает слова «преемник» по отношению к Николаеву. Как вам изнутри виделась эта ситуация?
- Команда Борисова накручивала его против Айсена Николаева. И в 2017 году, перед выборами мэра Якутска, мы делали все, чтобы Борисов не мешал Николаеву избираться. Говорили одному и другому: «Давайте покажем консолидацию». Николаев, конечно, не преемник Борисова. Вы же знаете, что у него был свой преемник в должности главы республики – доверенное лицо Путина (Павел Маринычев, экс-зампред правительства РС (Я), гендиректор «Алмазы Анабара» - А.Н.).
Продолжение следует. Константин Калачев расскажет, кто помешал Айсену Николаеву раньше стать главой республики, о скандале с «Аэрофлотом» и про кровь в жилах.