Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [824]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [172]
Суд-закон.МВД.Криминал [1104]
Право, закон [240]
Экономика и СЭР [748]
Власть Правительство Ил Тумэн [987]
Мэрия, районы, муниципалитеты [340]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [149]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [450]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [109]
Коррупция [770]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [214]
Социалка, пенсия, жилье [238]
ЖКХ, строительство [122]
Образование и наука. Школа. Детсад [193]
Люди. Человек. Народ. Общество [131]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [608]
Алмазы Анабара [160]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [216]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [314]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [101]
Промышленность [42]
Нефтегаз [244]
Нац. вопрос [261]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [64]
Дьикти. О невероятном [165]
Выборы [628]
Айыы үөрэҕэ [8]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [16]
Ыһыах, олоҥхо [78]
Култуура, итэҕэл, искусство [327]
История, философия [164]
Тюрки [76]
Саха [109]
литература [30]
здоровье [372]
Юмор, сатира, критика [11]
Реклама [6]
Спорт [117]
В мире [80]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2018 » Атырдьах ыйа » 3 » Якутия. Образ будущего
Якутия. Образ будущего
07:57

Якутия. Образ будущего

Варвара КОРЯКИНА (Республика Саха, г.Нерюнгри).22.07.2018 г.

Великая долина Туймаада, расположенная между двух Священных гор. Много веков назад над ней, поднимаясь в синие бесконечные небеса, звучали гимны сакральных Ысыахов первопредков саха, звуки магических бубнов и песни камланий именитых удаганов и знатных шаманов далекого прошлого. Туймаада, ставшая колыбелью и приютом для разных племен и родов, хранит много загадок древности.
Одной из них является Тыгынов курган. Загадочное, мистическое и мифическое место города Якутска. Оно окутано ореолом тайны и легенд. Этот курган-склеп стерт с лица земли.
На северо-восточной стороне древнего озера Сайсары (в легендах упоминается как Сахсары), на северной окраине небольшого озерца Тыгын ойбоно (на дореволюционных картах Якутска – оз. Курганное), на углу 69-го квартала современного Якутска до войны располагался величественный курган-булгуннях, именуемый в народе «Тыгынов курган» и почитаемый как сакральное священное место. Кто там был захоронен, никто не знает. Только мифы седой старины хранят возможный ответ на загадку тех ушедших в небытие времен, когда на бескрайней и изобильной долине Улуу Туймаада властвовал легендарный Тыгын Дархан…
В архиве ЯНЦ СО РАН хранится рукопись Н.Г.Золотарева – известного якутского писателя Николая Якутского. По его описанию, в 1936 году строители начали брать песок на нужды городского строительства с южного склона «кургана». Писатель и сотрудники музея тогда обратились к властям города, чтобы сохранить древний курган или хотя бы провести полноценные раскопки и описать все артефакты, найденные там.
Летом 1941 года во время земляных работ обнажились древние захоронения. По Якутску пошли нехорошие слухи, многие старожилы считали, что это не к добру, говорили, что, вскрывая курган – место упокоения предков саха, можно навлечь беды и невзгоды. Как раз в это время, в ночь с 21 на 22 июня, началась Великая Отечественная война. Старики шептались: «Выпустили Духа Войны, запрятанного в кургане с древними славными воинами…». Так говорят городские легенды 40-х годов прошлого века.
Первой из старинных захоронений была разрушена могила женщины, кожаная одежда которой была украшена бусами белого, черного и зелено-голубого цветов, а также медными украшениями. На юго-западной стороне булгунняха было разрушено еще несколько древних погребений. Кем была эта богато убранная женщина? Судя по одежде и убранствам, она была из знатного рода.
В августе 1941 года Николай Якутский провел на Тыгыновом кургане раскопки древнеякутского погребения, вместе с сотрудниками краеведческого музея им.Ярославского В.Н.Чемезовым и Г.М.Васильевым.
При осмотре поверхности «кургана», в северо-восточной его части, писателем Золотаревым было обнаружено около шести разрушенных погребений, о чем говорили валявшиеся в беспорядке человеческие кости, куски досок от гробов и одежда погребенных. Известным писателем была найдена шейная гривна (кылдьыы симэх), серьги из медной проволоки, с нанизанными на них белыми и черными бусами, а также куски соболиного меха и ровдужная одежда. Видимо, все эти украшения принадлежали той молодой женщине, погребенной в кургане. И сам курган был интересной шаровидной формы.
В разрезе булгунняха на глубине 50 см было обнаружено целое, нетронутое погребение в деревянном гробу, которое было раскопано 18 августа 1941 года Н.Г. Золотаревым, В.Н. Чемезовым и Г.М. Васильевым. Николай Якутский и сотрудники музея так описали свою находку:
«Гроб был ориентирован головной частью на юг и покрыт сверху берестяной простыней, сшитой из отдельных кусков волосяной ниткой. Ширина простыни 1 м, длина 220 см. Край берестяного покрывала был украшен узорчатыми вырезами в три ряда. Гроб состоял из лиственничных досок толщиной 6-7 см и имел ширину около 80-85 см, а длину 205 см. Мужчина-покойник оказался засыпанным внутри гроба землей. На месте сгнившего тела образовались впадины. У правого бедра погребенного стоял берестяной туес и ведерко (ыагайа), внутри которых сохранились остатки пищи. Дно туеска было сделано из березового дерева толщиной около 1,5 см и скреплено со стенками мелкими деревянными гвоздиками. Туес находился внутри поставленных друг на друга деревянных мисок (кытыйа).
Нижняя кытыйа имела диаметр 35 см, высоту около 15 см и была украшена угольным и ромбическим орнаментом. Средняя кытыйа была аналогично орнаментирована, но имела меньший размер. Последняя орнаментирована не была. Кроме туеска, внутри последней кытыйи были положены три деревянных ложки одинаковых размеров. Ыагайа стояла внутри железного котелка цилиндрической формы, диаметром около 35 см, высотой 20 см. Стенки и дно котелка были составлены из мелких кусков железа, приклепанных друг к другу. Ручка котелка имела «коромыслообразную» форму и загнутые вверх концы. Вдоль левого бока покойника лежали лук, копье и 10 стрел. Лук имел длину 1,5 м и был составлен из двух деревянных деталей, обернутых берестой, концы которых были прорезаны, а в прорези были вставлены костяные пластинки.
Батыйа имела ножевидное лезвие длиной 48 см, толщиной до 1,5 см. Лезвие было посажено на деревянный черенок около метра длиной, обернутый берестой. Ширина лезвия составляла 5 см. Кончик клинка, длиной 3 см, был отломлен и лежал на дне гроба. Все 10 стрел были вложены в колчан, сшитый из лосиной и оленьей кожи. Из 10 стрел 4 имели железные наконечники, 4 – костяные, а 2 – деревянные. Концы железных и костяных наконечников были отломаны. Железные наконечники имели ромбообразную плоскую форму, были прикручены и приклеены к древку берестяной лентой. Основание стрелы было оперено с трех сторон. Длина стрел с наконечниками составляла в среднем 85 см. Костяные наконечники стрел были сделаны из оленьего рога и имели овальную приостренную форму. Деревянные наконечники составляли единое целое с черенком и имели форму конусообразную круглую, с острыми концами, напоминая тем самым луковицу среднего размера.
Одежда покойного истлела, сохранились лишь отдельные куски ровдуги и меховая отделка. На тазовой части скелета лежал широкий набедренный пояс-сыалджа из лосиной шкуры. На нижней стороне пояса были прикреплены шишкообразные медные украшения. По бокам пояса имелись медные кольца-тиэрбэс, служившие для прикрепления снаряжения. Скелет лежал на круглом железном щите диаметром 50 см, полностью проржавевшем. Сохранились лишь округлые железные шишки: 1 – посередине в центре щита, диаметром 5 см и 8 мелких шишек по окружности, диаметром 2 см каждая».
Анализируя данные материалы, становится ясно, что это погребение знатного воина. Воин, судя по размеру гроба – 205 см в длину, был высокого роста и подтверждает мифические образы тыгыновых сынов и сородичей, отличавшихся крупной статью. Исследователей заинтересовал обряд погребения – засыпка покойника землей, а также тройное количество посуды, и факт намеренной порчи оружия. Золотарев предположил, что наличие тройного количества погребальной посуды связано с древним обычаем хоронить вместе с хозяином его двух слуг. Намеренная порча оружия – обычай традиционный ещё с каменного века. Это связано с понятием, что иной мир, куда уходят мертвые, устроен наоборот: то, что разбито, разломано в мире живых – там цело. Сами по себе историческую ценность представляли погребальный инвентарь и одежда погребенного, находка щита, на котором возлежал древний воин. Фрагменты кожаной одежды содержали оригинальный орнамент и бахрому. По характеру захоронения и найденных артефактов, ученые датировали погребения примерно началом 17 века. Эти раскопки, проведенные наспех, не пролили свет на тайну названия «Тыгынов курган», но подтвердили, что погребения принадлежат эпохе правления Тыгын Дархана.
Кем же были люди, с почестью захороненные в величественном кургане? И почему курган назван Тыгыновым?
Обратимся к мифам о Тыгыне или же Дыгыне.
Тыгын – подлинная историческая личность, могущественный родоначальник кангаласских саха, живший в конце 16-го и первой четверти 17 веков. В реальности существования Тыгына с самого начала были уверены все исследователи старины, легенд и преданий народа саха. Известный фольклорист и археолог Дмитрий Иванович Дьячковский – Сэһэн Боло, изучая древние мифы, даже вывел родословную Тыгын Дархана. По преданиям, могущественный Тыгын владел плодородными землями около озер Сайсары, Юрюнг Кёль, Ытык Кёль, ему принадлежала Великая Туймаада, расположенная между двумя священными горами. Владения Тыгына простирались и по обширной равнине Эркээни.
Был богат и знатен Тыгын Дархан, обладал несметным количеством конного и рогатого скота, содержал многочисленные отряды воинов, работников-холопов и прочей челяди.
Храбр и грозен был Тыгын, подчинил себе множество племен саха, преумножив свою власть и влияние.
Тыгын Дархан, судя по легендам собранным Сэһэн Боло, является прямым потомком Эллэй Боотура – предка современных саха. У Эллэй Боотура был сын Экин Абаган, от Экин Абагана родился сын Дэхси, от него – Хогосун, который стал отцом Дойдуса Дархана – деда Тыгын Дархана. У Дойдуса Дархана было три сына – Молдьогор, Мунньан Дархан и Меледей Орхон. Мунньан Дархан – отец Тыгына.
А сам Тыгын имел восемь сыновей: Чаллаайы Беге, Бэдьэкэ Беге, Елкерей, Марга, Теген, Бас Терегей, Чыбыыда и Таас Уллунгах, двое из которых, Чыбыыда и Таас Уллунгах, были приемными детьми, отнятыми у покоренных родов, по одной из версий. Еще у Тыгына была одна единственная дочь, прекрасная шаманка-удаган Тыасааны.
В 1740-х годах исследователь Я.И.Линденау записывал предания о Тыгыне. Он работал с информаторами, имевшими подлинные представления о событиях вековой давности, так как их деды были участниками и свидетелями первых встреч с русскими землепроходцами и собирателями ясака. Поэтому записи Линденау, возможно, более достоверны.
Линденау же пишет, что Тыгын был взят казаками в заложники и умер как пленник перед приездом первых воевод в Якутский острог. Младший сын Бэджэкэ сменил его в аманатах, а Окурей в достоинстве общеплеменного главы якутов был в звании тойонуса.
Если верить Линденау, то уход с арены власти Тыгына связано с крупнейшим историческим переломом в жизни саха – появлением русских в Якутии.
Сохранившиеся официальные документы, записанные воеводами, не зафиксировали смерть грозного якутского властелина. В устных же летописях его сородичей сказано только, что под старость Тыгын совсем одряхлел и умер, достигнув преклонных лет. Его похоронили родственники и воздвигли на месте погребения могильный памятник. Где и как умер Тыгын, кангаласские предания, чтобы не раскрывать место его захоронения, умалчивают.
В челобитных атамана Ивана Галкина о походе на Лену в марте 1632 года Тыгын так же упоминается: «…Да тех же, государь, Якольских людей князец Тынина, да князец Бойдон живут на реки на Лене и с нами, холопами твоими, дрались по вся дни и твоего, государева, ясаку нам не дали и нас, государь, холопей твоих, было немного».
Иван Галкин писал и о сыновьях Тыгына – о «кангаласских тойонах Тыгынова дома», что «они всею землею владеют и иные многие князцы их боятся».
Дети Тыгына – Елкерей-Окурей и Бэдьэкэ-Бозеко, предприняли выступление против Якутского острога с целью освободить из плена своего отца. Они собрали «своих кангаласских многих людей и иных сторонних речных князцев, собрали и с Мотмы, и с Сини, и с Лены, и нерюктейского князьца Киринея со всеми улусными людьми, сот с шесть и больше». Так гласят челобитные.
Сыновья Тыгына Усун Ойуун, Чаллаайы Беге и Бэдьэкэ Беге в числе других участников восстания 1642 года были казнены в Якутском остроге воеводой П.П.Головиным, так предполагают историки.
Такова судьба тыгынидов, их потомки тоже стали знатными людьми своего времени, оставили свой яркий след в истории Якутии.
По версии некоторых исследователей и согласно преданиям кангаласцев, семейное фамильное захоронение всех тыгынидов находится в местности Куллаты. Но так ли это на самом деле? Хотя, по легендам Куллаты, упоминается как родовое гнездо тыгынидов. Тогда чьи же захоронения были разорены на «Тыгыновом кургане»?
По легендам старожилов Якутска, в этой священной местности были захоронены дети-аманаты (заложники) Тыгын Дархана.
Молва тех лет гласит, что перед самым началом войны была вскрыта могила Великой удаган Тыасааны, которая, по некоторым мифам, умерла при родах. По старинным шаманским поверьям, девушка, которой уготована иная участь – быть удаганом-шаманкой, не должна стать матерью. Если ей суждено рожать и она выбирает путь земной женщины, то лишается или шаманского дара, или жизни. В отчетах раскопки зафиксировано, что на поверхности гроба молодой женщины была обнаружена люлька с останками младенца.
После разорения предполагаемого погребения шаманки Тыасааны, на южной Священной горе люди будто слышали звуки бубна, звон серебряных украшений и заунывную песнь древней удаган, которая облетела все близлежащие местности. По легендам, зафиксированным СэҺэн Боло, в незапамятные года, когда юная удаган Тыасааны танцевала ритуальный танец юнкюю-битии на южной Священной Горе, то за три версты был слышен звон ее серебряных украшений.
А воина, возлежащего на щите, люди тех лет считали Бэдьэкэ – младшим сыном могущественного Тыгына, который по своим личностным качествам и доблестью должен был унаследовать титул и власть своего отца. Он был повержен, отстаивая честь отца, поэтому положили на щит в знак воинственности и поражения. Мифы рассказывают, каким отважным и отчаянным был юный сын предводителя якутов. Некоторые предполагали, что тыгынидов обсыпали землей в знак того, что они были казнены как пленники-аманаты, а не погибли в сражениях или своей смертью. В преданиях иногда говорится, что поверженный воин в знак своего поражения от стыда обсыпает свою голову землей. Многие видели схожесть с этим ритуалом.
Есть еще другие легенды-версии, что в том кургане похоронены сыновья, убитые, казненные самим Тыгыном за неверность и члены их семей. Первым был казнен во сне Таас Уллунгах, отличавшийся богатырской статью и силой, имел ступню из плотных сухожилий, за что и был назван Таас Уллунгах – Каменная Пята. Он обладал необычайно грубым и своенравным характером, был пылок и горяч, как тунгус. Как гласят иные предания, еще у Тыгына был сын Муос Уол – Костяной Мальчик, который имел крепкое, как рог коровы, тело, было только одно уязвимое место в виде родинки, известное только его матери. Он также был казнен отцом во сне за несогласие и крутой нрав. Народная молва гласит, что как изменников этих боотуров и членов их семей хоронили отдельно от всех остальных сородичей. Но это трудно поддается пониманию. Возле главного родового озера Сайсары-Сахсары, на Великой долине Туймаада похоронили так называемых изменников? Это маловероятно. Версия о захоронении сыновей-аманатов более достоверна, на мой взгляд…
Тайна «Тыгынова кургана» так и осталась не раскрытой полностью.
Мы никогда не узнаем, чьи останки, захороненные с почестями в величественном кургане, были бесславно утеряны.
Только пытливая память народа, снова и снова пытающаяся восстановить утраченные страницы своей истории, рождает новые легенды и мифы, восхваляя в них своих далеких предков. Тыгын Дархан как важная историческая фигура, как неоднозначная по своей сути личность, соединившая в себе благородство духа, жестокость нрава и еще нечто, неподдающееся пониманию людей современного мира, по-настоящему заинтересовала только после выхода известного романа «Тыгын Дархан» Василия Далана, основанного на старинных преданиях и легендах.
Роман прогремел, как весенний буйный гром, веющий свежестью и сопровождающийся очищающим долгожданным ливнем, неведомой дивной птицей взметнулся в высь творческого полета среди однотипных произведений о жизни строителей социализма. Теперь по роману снимают фильм…
Уходят годы. Все в мире меняется. Но легенды былых времен все так же привлекают людей, унося их за грань времен и реальности. Где-то на перекрестке улиц Лермонтова и Петровского некогда возвышался величественный курган, какими-то тайными нитями судьбы связанный с именем могущественного Тыгын Дархана, загадка которого так и осталась неразгаданной…
Источник: ИА «Саханьюс».

 
 
 
Category: История, философия | Views: 220 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Атырдьах ыйа 2018  »
БнОпСэЧпБтСбБс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 11
Ыалдьыттар (гостей): 11
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2018