Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
Суд-закон.МВД.Криминал [1280]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [555]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [155]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [277]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [224]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [670]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [377]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [93]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [23]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [239]
Тюрки [76]
Саха [153]
литература [42]
здоровье [465]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [123]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2018 » Алтынньы » 1 » Нам нужна особая резина
Нам нужна особая резина
09:09
Нам нужна особая резина
С некоторой долей зависти мы наблюдаем за достижениями заграничных фирм в разных сферах, восхищаемся научными разработками. Однако у нас тоже есть чем гордиться!В Якутске уже более 20 лет работает фирма «НОРДЭЛАСТ», созданная на базе Института неметаллических материалов (они уже давно объединены с Институтом проблем нефти и газа).
Руководителем предприятия является Райма Биклибаева. В 80-х годах она приехала в Якутск вслед за мужем, в родном Томске закончив машиностроительный техникум по специальности технолога по холодной обработке металлов ре¬занием. В нашем городе она нашла работу в Институте физтехпроблем Севера (тогда им руководил известный не только в Якутии ученый Владимир Ларионов).
Сейчас Райма Фазальяновна вспоминает:
— У нас тогда очень большой цех был, где проводились разные научные эксперименты. В нем работали около 30-ти человек.
Увы, в наступившие 90-е наука оказалась не особенно нужной. Тогда был расцвет небольших частных предприятий, и, чтобы просто выжить (не до устремлений «а-ля Маск»), при Институте неметаллических материалов был создан кооператив, руководителем которого стал Василий Кулагин, научный сотрудник лаборатории материаловедения. В это же время начала свою работу Марина Соколова, выпускница Казанского технологического университета, специалист по резинам. Идею поддержало руководство института. Можно сказать, что они стояли у истоков производства морозостойких резин для Арктики.
Конечно, в девяностые главной целью было сохранить производственную базу, научные разработки, пытаться их развивать, при этом пережить трудные времена. Настоящий же прорыв произошел в 2004-м году, когда «НОРДЭЛАСТ» стал победителем конкурса Российского фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере (программа «Старт»). По этому гранту три года Москва финансировала развитие опытного производства, работу лаборатории, научные эксперименты с высокомолекулярным полиэтиленом, фторопластом и другими материалами. Все это в наших климатических условиях (резкие перепады температур) оказалось очень востребованным.
Анализ работоспособности техники, эксплуатирующейся в экстремальных условиях резко континентального климата российского Севера, показал, что треть выхода ее из строя обусловлена отказом уплотнительных элементов в различных системах машин и механизмов. Это приводит к простою техники, затратам на ремонтно-восстановительные мероприятия, аварийным ситуациям. Разные прокладки, кольца, манжеты и т. д. просто не выдерживают экстремальных условий. Поэтому нам требуются материалы, способные трудиться при температурах до минус 60 градусов. Наши якутские ученые разработали такие добавки с модной приставкой «нано» и получили на них четыре патента.
— Вы продаете эти патенты за границу?
— Нет, они в совместной собственности с Институтом проблем нефти и газа СО РАН. Мы принимали участие в проекте института с китайской фирмой. Фирма производит гидроцилиндры для различной техники. Сбыт ее ориентирован на Россию. Стало быть, нужно использовать морозо- и износостойкие материалы.
— С кем еще из зарубежья вы сотрудничали?
— Замечу, что у нас хватает работы и здесь. К примеру, мы делали рессорные втулки для китайских автобусов, закупленных ЯПАКом. Помните, были такие? Также на новые автобусы поступил заказ на разные детали. Тут дело вот в чем. Заводские рассчитаны на другие температуры, и для того, чтобы техника не отказала в самый ненужный момент, лучше сразу заменить.
Интересный случай был у дорожников. У них на одной специализированной автомашине сломался узел стоимостью порядка 300 тысяч рублей. А причина была в манжетке, которую мы изготовили, и она обошлась им в 50 тысяч.
Много заказов у нас из «Саханефтегазсбыта», так как им нужны бензино-, масло-, износо-, морозостойкие детали. Также работаем на АЛРОСА. В последние годы к нам все чаще обращаются пищевики. В общем, у нас более 300 предприятий-заказчиков.
— С легковыми автомобилями работаете? У них ведь тоже много разных резиновых деталей. Можно, наверное, и на поток поставить...
— Нет, с частными лицами мы как-то не сотрудничаем, нам легче с предприятиями работать. Понимаете, чтобы выполнить заказ, надо сначала разработать пресс-форму, состав резины и уже только потом изготавливать изделие. В большинстве случаев оно получается абсолютно новым. В процессе задействованы и конструкторы, и фрезеровщики, и токари. Ассортимент у нас — более 600 типоразмеров различного на¬значения.
— Резину тоже здесь делаете?
— Нет, мы получаем маточную смесь с завода и уже сами вносим в нее нанодобавки.
— Резина — это же каучук? То есть ее берут из кактусов или там других растений?
— Вы имеете в виду натуральный каучук. Он редко используется, так как физико-технические свойства сильно уступают искусственной резине.

Мы пошли посмотреть на эту самую маточную смесь. Пласты черной резины не очень похожи на обычную — плотная, плохо тянется, жесткая. На специальном станке ее при высокой температуре прогоняют между валиков, она растягивается и пузырится. Похоже на то, как тесто для лапши делают. Тут же в продолжение технологического процесса и добавляются нанопорошки, которые позволяют улучшить свойства резин. Затем, когда смесь остынет, из нее вырезаются заготовки, из которых на прессе и вулканизируются манжеты, прокладки, диски и так далее. Как пельмешки! «Пельмешек» бывает очень много. К примеру, сейчас нужно изготовить 11 тысяч уплотнительных резинок для крышек канистр, которые уйдут на Север, полные горючего. После того, как из них используют содержимое, пластиковые емкости вернутся в Якутск. Здесь их переработают и снова сделают канистры, которым снова потребуются резиновые уплотнители. Вот такой круговорот получается, производство без отходов! Что очень радует, ведь Арктика и так сильно замусорена бочками из-под горючего, которые лежат там еще с советских времен.
— Еще вы реализуете добавку к маслам и смазкам. Это ваша разработка?
— Нет, это результат научных изысканий наших коллег из Дальневосточного института химии под руководством Александра Цветикова.
— Чем она хороша?
— Это противоизносная антифрикционная добавка «Форум» для двигателей внутреннего сгорания, подшипников, трансмиссии, нарезного огнестрельного оружия и так далее. В мире нет более скользкого мате-риала, чем политетрафторэтилен, поэтому он занесен в Книгу Гиннесса.
— А зачем она?
— В наших северных условиях «Форум» просто незаменим. В 70% износа двигателя «виноват» холодный запуск. Мы заводим машину, пока двигатель набирает обороты, масло только-только разогревается, поэтому получается, что металл трется об металл, скажем так, «на сухую». А наночастицы фторопласта, которые содержатся в добавке, создают идеальную поверхность, и двигатель намного меньше подвергается износу. Так что на Севере эта добавка очень важна.


Райма Биклибаева


Бензино-, масло-, износо-, морозостойкие прокладки для экстремальных условий Севера


Аппарат для дробления производственных отходов. Полученная резиновая крошка добавляется в асфальт
 
 
Автор: Ирина ЕГОРОВА. Фото Петра БАИШЕВА
Время: 21 сентября 10:11
Category: Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги | Views: 1197 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Алтынньы 2018  »
БнОпСэЧпБтСбБс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 89
Ыалдьыттар (гостей): 89
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024