ИА SakhaNews. 9 ноября на нашем портале была опубликована статья о том, как ООО «Якутскэкосети» было определено региональным оператором, который будет заниматься обращением твердых коммунальных отходов в центральной части Якутии(Якутск, Жатай, Намский, Горный и Хангаласский районы) в ближайшие десять лет.
Заявки на конкурс подавали только две компании – ООО «Авангард» и ООО «Якутскэкосети». Проходил он с 2017 года, антимонопольная служба несколько раз отменяла решения конкурсной комиссии Министерства ЖКХ Якутии, последний раз в марте 2018 года по жалобе ООО «Авангард».
Однако в итоге в мае этого года заявка ООО «Авангард» с предложенной ценой 5,4 млрд рублей за услуги регионального оператора была отклонена, а заявка ООО «Якутскэкосети» с ценой почти в два раза выше - 10,5 млрд рублей – объявлена победителем.
В оперативном режиме ответ пришел от Министерства ЖКХ и энергетики РС(Я), подготовленный его пресс-службой, хотя, заметим, к этому ведомству как раз меньше всего претензий. Публикуем его полностью:
"Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в ответ на публикацию «Мутная история с "мусорным бизнесом" в центральной части Якутии» от 9 ноября 2018 года, в рамках своих полномочий, поясняет ряд выдвинутых в статье заявлений.
Для начала отметим, что конкурсный отбор по определению регионального оператора регламентирован действующим федеральным нормативно-правовым актом (Постановление Правительства РФ от 05.09.2016 номер 881).
Действительно конкурсный отбор регионального оператора Центральной зоны объявлялся несколько раз по причине аннулирования и приостановки Управлением федеральной антимонопольной службы по РС(Я) из-за жалоб со стороны действующих организаций, осуществляющих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Жалобы на результаты последнего конкурса были рассмотрены в Федеральной антимонопольной службе в Москве и признаны необоснованными.
Следует отметить, что по условиям конкурса приведенная стоимость услуги регионального оператора является не единственным критерием отбора. К заявителям также предъявляются критерии качества услуги регионального оператора, такие как критерий надежности, оперативности, квалифицированности работников, обеспеченности объектами (обязательство по строительству объектов).
Максимальная приведенная стоимость услуги регионального оператора в размере 10,5 млрд. рублей является стоимостью услуги на 10 лет – на весь срок действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Исходя из этого на один год выходит около 1 млрд. рублей. Годовое образование твердых коммунальных отходов в Центральной зоне составляет 174 тыс. тонн.
Для примера в Ямало-Ненецком автономном округе согласно условиям конкурса, стоимость услуги регионального оператора составляет 28,3 млрд рублей на 6 лет при годовом образовании твердых коммунальных отходов 206 тыс. тонн.
Данные средства необходимы региональному оператору, чтобы обеспечить сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание и размещение твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Центральной зоны, в том числе на создание соответствующей инфраструктуры обращения с отходами (строительство объектов переработки и размещения отходов).
При этом в рамках действующего федерального законодательства и заключенного соглашения финансирование расходов ООО «Якутскэкосети» за счет средств федерального или республиканского бюджета не предусмотрено.
Для установления стоимости услуги региональному оператору необходимо пройти процедуру защиты тарифа в Государственном комитете по ценовой политике РС(Я), т.к. обращение с ТКО является регулируемой услугой. Отметим, что в конечном итоге размер тарифа может быть установлен Госкомцен РС(Я) ниже заявленной.
Что касается ООО «Авангард», то при первом участии в конкурсном отборе регионального оператора Центральной зоны в 2017 году обществом была заявлена приведенная стоимость услуги в размере 9,6 млрд рублей. Во второй раз обществом заявлена стоимость в сумме 5,4 млрд рублей при тех же условиях конкурсного отбора. В последнем расчете не были учтены расходы на капитальные вложения, необходимые для обеспечения инфраструктуры обращения с отходами объектами.
Между тем ООО «Авангард» не допущен к участию в конкурсном отборе по другим причинам. Согласно протоколу конкурсной комиссии от 11.05.2018 г. номер 6/2018, по итогам рассмотрения заявки ООО «Авангард» признана не соответствующей требованиям конкурсного отбора, т.е. заявителем нарушены правила конкурсного отбора.
Данный конкурсный отбор также был проверен Управлением федеральной антимонопольной службы по РС(Я), в результате чего нарушений при проведении конкурсного отбора регионального оператора Центральной зоны не выявлено. Таким образом ООО «Якутскэкосети» определен региональным оператором в соответствии со всеми нормами федерального законодательства.
Между региональным оператором по обращению с ТКО и Министерством ЖКХ и энергетики РС(Я) заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО сроком на 10 лет. Соглашение предусматривает взаимные обязательства сторон. В соответствии с законодательством региональные операторы несут установленную ответственность за нарушение Соглашения, вплоть до лишения статуса регионального оператора.
Так, по условиям конкурса ООО «Якутскэкосети» обязано построить новый полигон размещения ТКО в г.Якутск, а также объекты обработки и обезвреживания ТКО в Центральной зоне. Контроль за исполнением обязательств регионального оператора в части организации системы обращения с ТКО осуществляется в рамках соглашения.
В то же время, законодательством РФ не установлен запрет на деятельность юридических лиц с иностранными инвестициями, имеющих регистрацию на территории РФ в сфере обращения с отходами. В связи с этим, продажа доли ООО «Якутскэкосети» иностранной компании не является ограничением для исполнения ими своих обязательств перед населением", - заключила пресс-служба министерства ЖКХ и энергетики.
Напомним, ООО «Якутскэкосети» было создано 28 июля 2014 при участии МУП «Жилкомсервис» и некой офшорной компании ООО «Даноко Ф». 26 октября 2015 года доля в 49 процентов в ООО «Якутскэкосети» перекочевала от ООО «Даноко Ф» к другой офшорной компании - ООО «Даноко Фьюэлс ЛТД», которая вышла из состава собственников предприятия 10 мая 2017 года. После чего МУП «Жилкомсервис» до 6 июля 2018 года было единственным полноправным владельцем компании. Однако по завершении в МинЖКХ конкурсных процедур доля МУП «Жилкомсервис» в ООО «Якутскэкосети» была уменьшена до 49 процентов, то есть до 16 609 555 рублей. А новым собственником с контрольным пакетом в 51 процент (17 287 469 рублей) стала некая фирма “Феррмикс Констракшн”, о которой известно только то, что она зарегистрирована в Эстонии.
На данный момент остается неясным, почему изначально рядовое к тому же убыточное муниципальное предприятие было под прицелом офшорных компаний, кто этому содействовал, почему иностранный собственник появился лишь после проведения конкурса, по условиям которого требовалось раскрытие информации о собственниках, а хитрый ход позволяет им оставаться инкогнито, в чем наконец состоит выигрыш самого муниципального предприятия, разве городу выгодно, что часть доходов от этого бизнеса будет уходить за рубеж?
Ответить на эти вопросы могут только руководство МУП «Жилкомсервис» и вышестоящие инстанции, с одобрения которых совершалась эта многоходовка, в результате которой появился новый иностранный собственник, причем с долей в 51 процент. Его благовидная роль в организации обращения твердых коммунальных отходов в центральной части Якутии остается сомнительной, а действия чиновников, без которых подобное не могло произойти, попахивают коррупционным душком.