Сообщения об обысках УФСБ, которое заинтересовалось муниципальными закупками в Управлении культуры и духовного развития Окружной администрации Якутска и его бюджетном учреждении "Агентство культуры и художественного образования", стали сенсацией для якутян и поводом для нашего корреспондента Егора Давыдова, обратившись к открытым источникам, посмотреть, какие муниципальные контракты могли попасть в поле зрения проверяющих. И вот что ему удалось узнать.
Согласно данным ИА Seldon, муниципальным бюджетным учреждением "Агентство культуры и художественного образования" с 2011 года в качестве заказчика заключено 575 муниципальных контрактов на общую сумму более 340 млн рублей, из которых 522 муниципальных контракта заключены… без проведения торгов, а именно с организациями и ИП как с единственно возможными поставщиками услуг.
Ни для кого не секрет, что законодательство о государственных и муниципальных закупках призвано развивать конкуренцию, что, в свою очередь, ведет к оказанию более качественных услуг и снижению их стоимости, то есть к экономии бюджетных средств. А там, где нет конкуренции, – там высока вероятность сговора между заказчиками и исполнителями, завышения цены контрактов, откатов и прочего. Одним словом, формируется благодатная почва для расцвета коррупции.
В большинстве случаев контракты Агентством заключались без проведения аукционов или конкурсов со ссылкой на пункт 17 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе, позволяющей такое заключение контракта театром, учреждением, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом, цирком, музеем, домом культуры и т.д. с физическим или юридическим лицом, осуществляющими концертную или театральную деятельность, либо с физическим или юридическим лицом на изготовление и поставки декораций, сценической мебели, сценических костюмов, а также театрального реквизита, бутафории, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными организациями.
Однако, муниципальное бюджетное учреждение "Агентство культуры и художественного образования" не является театром, цирком или концертным коллективом. Данное учреждение создано не с целью осуществления концертной или театральной деятельности, а согласно Уставу предметом и целью его деятельности является обеспечение эффективного управления муниципальными организациями культуры, для чего учреждение организует библиотечное, культурно-досуговое, музейное, концертно-театральное, просветительское обслуживание населения, осуществляет контроль и координирует уставную деятельность муниципальных организаций культуры и т.д.
Из изложенного выходит, что более 500 муниципальных контрактов, заключенных с 2011 года без проведения торгов, то есть в отсутствие конкуренции, являются незаконными?! Если да, то как в таком случае такие масштабные и многолетние нарушения закона могли просмотреть контролирующие органы?!
Анализ «счастливчиков», с которыми были заключены контракты без торгов, показывает, что с некоторыми из них были заключены десятки муниципальных контрактов на десятки миллионов рублей. Но и одноразовые контракты тоже вызывают вопросы.
Так, 27 августа 2014 года Павлюковской С.А. было создано ООО «Сфера ПИАР» с целью осуществления административной деятельности и оказания сопутствующих услуг для бизнеса. Однако в апреле 2016 года с данным Обществом, как с единственно возможным, был заключен без проведения торгов контракт на… проведение Дней Якутии в Греции за 3,2 млн рублей.
В частности, контрактом были предусмотрены работы по оформлению стендов и витрин, которые оценены в 569 тыс рублей, оформление выставочного павильона в 497 тыс рублей, аренда оборудования на три дня в 389 тыс рублей и т.д.
Почему руководство "Агентства культуры и художественного образования" решило, что только ООО «Сфера Пиар» способно оказать услуги в Греции, остается загадкой. Но более контрактов с этим Обществом не заключалось, а в июле 2017 года оно было… ликвидировано.
Есть у Агентства и «постоянные клиенты», с которыми и только с которыми, по мнению чиновников, могут заключаться муниципальные контракты без торгов. В частности, с ИП Кривошапкиным Василием Васильевичем, основным вид деятельности которого является «выращивание столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина». С ним с 2016 года заключен 21 контракт на 34 млн рублей. А с ООО Театр Эстрады «Саха концерт», созданном в 2015 году и в котором Кривошапкин В.В. является единственным учредителем и директором, было заключено 7 муниципальных контрактов на 6,5 млн рублей.
При этом, в некоторых случаях, оплата, казалось бы, одного большого мероприятия разбивается по двум контрактам, подписываемым как бы с разными людьми, а, по сути, с одним и тем же лицом. Так, 23 июня 2017 года с ООО Театр Эстрады «Саха концерт» без проведения торгов подписан контракт на организацию и проведение концертной программы во время Ысыаха-2017, на сумму 4 423 302 рубля, из которых церемония встречи солнца, к примеру, оценена в 214 713 рублей, а торжественный прием гостей в 303 900 рублей. В этот же день с ИП Кривошапкиным подписан контракт на постановку и проведение обрядовых действий во время Ысыаха, на сумму в 3 380 135 рублей. Таким образом, фактически с Кривошапкиным заключено без торгов два контракта на 7,8 млн рублей.
В 2018 году стоимость услуг ИП Кривошапкина во время Ысыаха возросла почти в два раза и составила 14 299 007 рублей, согласно подписанному, вновь без проведения торгов, договору от 19 июня на создание и исполнение костюмированных концертно-обрядовых театрализованных действий и изготовление декораций. Согласно контракту, только на создание декораций, атрибутов для проведения обряда «Ынахсыт тардыыта» было отведено 2 869 218 рублей, на торжественное открытие конференции «Города люди: коммуникации и цифровизация» - 329 863 рублей, на изготовление декорации комплекса «Северное сияние» - 988 816 рублей и т.д.
Почему, по мнению чиновников, только Кривошапкин может организовывать культурные и иные мероприятия во время Ысыаха в Якутске и никто другой? Подобный вопрос так и напрашивается...
Заслуживают внимания и контракты, заключенные с ООО «Саха-Сатал» (Бурнашова О.С., Сивцев В.В.), созданным для осуществления деятельности туроператора. Но это не помешало заключить 4 июля 2017 года, опять же, без проведения торгов контракт на организацию и проведение в течение трех дней культурной программы «Форсайт-флот 2017», с ценой в 11 800 000 рублей. Согласно контракту, изготовление сценических костюмов обошлось в 1 300 000 рублей, презентация национальных традиций в 350 000 рублей, театрализованное представление торжественного открытия в 405 000 рублей, транспортные расходы в 5 400 000 рублей.
Что за транспортные расходы, в контракте не указано, однако из СМИ известно, что три дня участники мероприятия провели на теплоходе Демьян Бедный и Ленских столбах. Возможно, в этой сумме в 5,4 млн рублей «сидят» расходы на поездку по реке, но в данной ситуации можем заметить, что стоимость аналогичной поездки с 14 по 16 августа 2017 года для 210 ветеранов Великой Отечественной войны обошлась в 2,1 млн рублей, на основании заключенного 31 июля 2017 года Управлением культуры и духовного развития Администрации Якутска контракта с непосредственным исполнителем – ООО «Ленатурфлот-Б».
Забавная закупка была отмечена нами с ИП Фоминой Мариной Николаевной, основным видом деятельности которой является автобусный транспорт по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, с которой было заключено 32 муниципальных контракта почти на 7 млн рублей.
Так, 14 декабря 2017 года с этим ИП заключен без торгов договор на организацию и проведение мероприятия «Встреча Главы с общественностью» за 443 тыс рублей, из которых только аренда двух костюмов Чысхаана и Хаарчааны обошлась в 67 тыс рублей, не считая услуг аниматора.
По всей видимости, в данной ситуации чиновники восприняли предстоящую встречу главы города с общественностью как некую театральную постановку, а Агентство культуры и художественного образования как некое театральное учреждение, что, видимо, и позволило, с их точки зрения, заключить подобный контракт без проведения торгов со ссылкой на пункт 17 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе.
Может, конечно, и совсем не эти факты заинтересовали ФСБ в деятельности Агентства культуры и художественного образования Администрации Якутска, но и они свидетельствуют о системных нарушениях, следствием которых является бездарная и чаще всего незаконная трата бюджетных средств. Безнаказанность растлевает чиновников, а самое главное наносит ощутимый ущерб городу и является тормозом для развития бизнеса, поскольку при таком подходе к организации торгов не может быть прозрачной конкурентной среды.
Егор ДАВЫДОВ,
г.Москва.