Противодействие незаконной криминализации правозащитной деятельности в России:
статья 275 УК РФ «Государственная измена»
В настоящее время противостояние отдельных политиков России здравому смыслу и мировому сообществу достигло уровня, при котором почти любая критика может быть объявлена враждебной.
Некоторые должностные лица вместо поиска компромисса вступают в прямую конфронтацию с представителями международных организаций. Они отказываются от диалога и голословно обвиняют международные организации, в которых состоит Россия, в проведении враждебной деятельности.
Однако, международные организации, в которых состоит Россия, по определению, не могут вести враждебную России деятельность. Так как их основная цель - координация и сотрудничество между членами организации, среди которых находится и Россия.
К сожалению, органы власти России, зачастую, занимают неконструктивную позицию: отрицают факты нарушений прав человека, препятствуют деятельности правозащитников, организуют преследование правозащитников и провоцируют конфликты с международными организациями при наличии возможностей устранения противоречий.
Это наносит существенный урон имиджу страны и дискредитирует государственную власть России. В глазах мирового сообщества Россия предстает как недемократическое неправовое тоталитарно-диктаторское государство.
В этих условиях независимые правозащитники становятся заложниками внешнеполитической конъюнктуры и деструктивных действий политических деятелей и правоохранителей. Они могут подвергнуться незаконному привлечению к уголовной ответственности по статье 275 УК РФ «Государственная измена».
Нынешняя конструкция статьи такова, что создает возможность произвольного, необоснованного и неправомерного привлечения независимых правозащитников, осуществляющих правозащитную деятельность в рамках международного права, к уголовной ответственности за сотрудничество с международными организациями, в которых состоит Россия.
Этим могут воспользоваться отдельные должностные лица, которые целенаправленно занимаются подавлением гражданского общества, волюнтаризмом и правовым нигилизмом, демонстрируя пренебрежение к международному праву.
Подобная линия поведения является неприемлемой и неконструктивной.
Органы власти России обязаны, прежде всего, соблюдать взятые на себя международные обязательства в рамках членства в различных международных организациях, а не заниматься репрессиями субъектов международного правозащитного процесса – независимых правозащитников России, призывающих к соблюдению прав человека в стране.
Необходимо отметить, что все это - попытки «перекинуть проблемы с больной головы на здоровую». Чиновникам России не надо нарушать права человека и никаких проблем с правозащитниками не будет в принципе.
Лицам, инициирующим необоснованное преследование правозащитников, необходимо помнить, что проблема:
-не в правозащитниках и гражданских активистах, которые доносят правду о ситуации с правами человека в России, а в бездействии органов власти России и отсутствии политической воли для решения актуальных и острых проблем, нарушающих нормальную жизнедеятельность в стране.
«Всех не пересажаешь» - на место нейтрализованных гражданских активистов придут новые.
Это лишь временно «заткнет рот», но не решит проблему. Таким образом, этими необдуманными шагами власти сами противопоставляют себя обществу, продуцируя протесты.
Подобный репрессивный поход к гражданскому обществу – это тупиковый путь, ведущий в никуда.
В связи c актуальностью данной темы Общественная организация "Якутия - Наше Мнение" провела антикоррупционную экспертизу в отношении статьи 275 Уголовного кодекса РФ.
Экспертиза является частью Проекта «Противодействие системе подавления гражданского общества в России, осуществляемого путем неправомерного ограничения деятельности неправительственных организаций с международным участием и незаконной криминализации правозащитной деятельности в нарушение международных норм»
Цель проекта – защита прав независимых НПО России с помощью международных правовых инструментов.
Задачи проекта:
-обеспечение нормальных условий работы для НПО с международным участием, которых органы власти России неправомерно отнесли к «иностранным агентам» и «нежелательным организациям»;
-прекращение незаконной криминализации правозащитной деятельности на международном и национальном уровне.
В рамках проекта будут проведены антикоррупционные экспертизы следующих законов и норм.
1.) Законы о «иностранных агентах» и «нежелательных организациях», которые неправомерно ограничивают деятельность НПО с международным участием.
2.) Нормы уголовного права, создающие возможности для незаконной криминализации правозащитной деятельности на международном и национальном уровне:
-статья 282 Уголовного кодекса России, которая создает условия для незаконной произвольной квалификации правозащитной деятельности на национальном уровне как экстремистской деятельности;
-статья 275 Уголовного кодекса России, которая создает условия для незаконной произвольной квалификации правозащитной деятельности на международном уровне как государственной измены и шпионажа;
-проект нормы об ответственности за пособничество во введении санкций, которая создает условия для незаконной произвольной квалификации правозащитной деятельности на международном уровне как враждебную деятельность, образующую преступное деяние.
Ниже представлена антикоррупционная экспертиза в отношении статьи 275 Уголовного кодекса РФ.
10 декабря 2018 года
Степан Петров,
Руководитель Общественной организации «Якутия - Наше Мнение»
сайт http://yakutian.org блог http://stepanpetrov.blogspot.ru электронная почта post@yakutian.org
тел. 8-914-224-24-11
|