Орулуур Оруос
Чего хотели якутские националисты?
Из архивных источников можно узнать многое об истории национальных движений, объединений, организаций якутских национал-патриотов. Рассматривая природную сущность такого явления как якутский национал-патриотизм, исследователь невольно становится свидетелем существования наряду с развитыми организациями национал-патриотов, такими, например, как «Союз якутов» 1906 г., организаций несколько иного, более радикального толка. Тут возникает необходимость в характеристике причин подвигших отдельных личностей народа на занятие непримиримой позиции по отношению к титульной для России нации.
В документах Государственного архива Иркутской области имеются несколько листов текстов, раскрывающих деятельность т.н. Якутского тайного кружка «Независимых от русских».
Документы были обнаружены при обыске 9 ноября 1910 г. в г. Иркутске у Макарова Трофима Афанасьевича (родился в Батурусском улусе Якутской области 20 мая 1887 г.). Вместе с документами были обнаружены два письма «комментирующего характера» уроженца г. Якутска Говорова Александра Иннокентьевича (сына Иннокентия Степановича Говорова, одного из лидеров национально-политической организации «Союз якутов»).
Так, в плане решения Якутского тайного кружка «Независимых от русских» от 5 марта 1910 г., было написано следующее: «1) Званием Русского крестьянина нам якутам конец нашей будущей самостоятельности и будущей культуре, 2) Мы же, чувствующие всю тяжесть русского гнета знаем настоящую цену русской политики. Люди поставившие на своем знамени «Россия для Русских» узкие шовинисты и скрытые враги свободы национальностей, 3) Они жаждут воскресить былое и истреблять якутов постепенно всячески для этого разжигают страсти русских в Якутской области и сеют раздор между якутами и русскими, посылая самых отчаянных головорезов, потерявших человеческие достоинства людей – поселенцев-каторжников, 4) В конце концов мы будем также как их крестьяне, которые известны всему миру неуклюжестью, апатичностью, раболепностью и т.п., 5) Вот мы якуты почему должны цепляться за Японию покамест еще русские не успели нас обрусеть и пока [мы] дорожим своим национализмом, 6) На нашем обрусении русские решили строить свое могущество и укрепить свой престиж в Якутской области (естественно богатый край драгоценнейшими минералами) от взоров Америки и Японии, 7) Мы предвидели, что дальнейшее пребывание на
вечном страхе [за] завтрашний день губительно и мучительно отражается [на] всем ходе жизни нашего народа, 8) Якут. Нац. Тайн. Круж. решил соединиться с Японией. В виду всего этого нашим решением мы решили постепенно вести сношение с Японией тайно и явно. По случаю русско-японского соглашения и тайного союза их якуты не хотят [делать так], как раньше решено было ими (здесь, видимо, имеется ввиду договор от 4 июля 1910 г., сблизивший Россию и Японию, который, по мнению некоторых специалистов, был очень похож на оборонительный союз – прим. автора)».
А вот что было написано в прошении якута Якутской области Российской империи Трофима Макарова Его Императорскому Величеству государю императору Японскому Мутсухито: «По поручению Якутского национального, тайного кружка Якутское общество для вспомоществования учащимся якутам послало меня в Японию с целью изучения Японского языка в школу Мацуда для иностранцев, для приобретения более или менее достаточного знания, необходимых в будущем предполагаемом торговом и ином общении нашей несчастнейшей многострадальной нации от русского варварского ига с Японией, на столько меня заинтересовавшей, что я не страшась ни дали ни чуждости Вашей страны и тех лишений и затруднений которых могли постигнуть меня благодаря моей необеспеченности в материальном отношении на новом моем местожительстве, обусловливающемся, что вышеупомянутое общество при всем своем желании, отправляя меня к Вам не дал денег по скудости средств и отчасти не надеясь на успешный результат моей поездки в Японию, ограничившись ассигнованием только прогонных денег на проезд до Токио, я, проникнувшись единственной целью стать полезным своим единомышленникам и служит примером сомневающимся якутам отчаянно решаясь приехать в Японию.
В виду всего этого я прошу покорнейше Ваше Императорское Величество содействия при достижении желаемой моей цели и, вошедши в крайне мое критическое положение, дать возможность поступить в названную школу и назначит мне стипендию».
По представленным здесь документам невозможно судить о масштабах деятельности данного тайного кружка, равно как и о его структуре и агентурной деятельности, как на территории Якутской области, так и за ее пределами. Также не представляется возможным вычислить связи кружка с Якутским обществом для вспомоществования учащимся якутам, хотя, судя по тексту, это общество действовало в интересах тайного кружка и по ее указаниям, и даже выдало средства своему подопечному на проезд до Токио. Что вполне возможно, так как попечителями общества могли быть весьма состоятельные якуты.
Интересны высказывания о крахе якутской самостоятельности и культуры в случае перевода их в разряд крестьян. Тут, видимо, имеется в
виду озабоченность части якутской интеллигенции того периода об угрозе культурной и духовной ассимиляции народных масс, в связи с потерей традиционного типа хозяйствования. Ведь все дело шло к тому, что после перевода якутов в разряд оседлых их могли спокойно приравнять их к крестьянам, тогда можно было урезать большую часть их частновладельческих земель. Можно быть полностью солидарным со словами о том, что «люди поставившие на своем знамени «Россия для Русских» узкие шовинисты и скрытые враги свободы национальностей». Это явление, до сих пор остается, как мы знаем, одной из актуальных проблем современного российского общества пытающегося жить по демократическим законам. Что уж говорить о времени, когда в Государственной думе страны усилиями Всероссийского национального союза проводилась политика «русификации инородцев», а по России проходили погромы на национальной почве с тысячами человеческих жертв.
Из дальнейших слов этого своеобразного «меморандума» становится понятно, что его авторов очень волновала внутриполитическая ситуация в Якутии. Они выступали против разжигания вражды между якутами и русскими. Дальнейшие геополитические выкладки показались бы абсурдными для сегодняшнего обывателя, но с точки зрения представителей интеллигенции малочисленной нации того периода, кажутся вполне приземленными и отвечающими сиюминутным интересам дня. Члены тайного кружка выражали озабоченность попытками властей обрусить якутов, чтобы опираясь на них, противостоять поползновениям США и Японии на природные богатства нашего края. Для преодоления этой проблемы они предлагали обратиться за помощью к Японии, что казалось тактически выгодным в тех условиях международной политики. Можно подумать, что люди, стоявшие за Макаровым всерьез опасались развала Российской империи вследствие внутренних брожений и искали несколько иные варианты «спасения» собственной нации, чем те, которые могли открыто вносить на рассмотрение общественности известные лидеры национального движения.
По характеру письма, ее особенностям, складывается впечатление, что документы не являются плодом деятельности лишь одного человека, а являются трудом целого коллектива авторов. В связи с этим, не вызывает сомнений тот факт, что некая националистическая организация все-таки имела место быть. В этом случае, мы должны констатировать, что ни тайная полиция, ни жандармерия кроме Макарова, так и не смогла выявить ни одного другого члена данного кружка. Александр Говоров легко оправдался, т.к. не пропагандировал радикальные идеи, а только высказывал свое отношение к проблеме. Это навевает на мысль, что планка конспирации в среде якутских националистов держалась на довольно высоком уровне, что позволяло им оставаться в тени. Из
архивных документов, видно, что прокурор Якутского окружного суда охарактеризовал Трофима Макарова как ненормального человека находившегося под надзором своих родственников и ведущего замкнутый образ жизни. Так называемое «дознание» по отношению к Макарову за неимением улик было прекращено, хотя имелось заявление на него о том, что он ведет противоправительственную пропаганду о присоединении Якутии к Японии. Впоследствии, человек, подавший заявление отказался от него и просил не придавать значения своему доносу. Не было ли тут соответствующего давления на свидетелей и выдачи откупных прокурору, ведь факты были налицо?
Последние слова кружковцев об их отказе от предыдущего решения говорят о существовании еще одного, более радикального решения якутской тайной организации. И только по случаю сближения позиций России и Японии именно в 1910 году, в год написания нового решения якутских националистов, кружковцы вынуждены были поменять стратегию действий в своей политике. Вполне может статься, что этого попросили сами японцы, заинтересованные в аннексии территории Кореи (1910 г.) и поэтому всячески избегавшие эскалации напряженности с Россией позволившей им это сделать. Однако осведомленность кружковцев во внешней политике говорит о серьезности их намерений относительно присоединения к Японии.
В последующем, в якутской среде находились люди, которые проповедовали такие же идеи что и у кружковцев. Тут можно привести высказывания легендарного борца за интересы якутского народа Михаила Константиновича Артемьева с оружием в руках попытавшегося изменить существующий порядок вещей. Конечно, с точки зрения нынешнего обывателя его можно было бы назвать «националистом», но условия того времени диктовали такое поведение части якутской интеллигенции. Если сейчас некоторые представители титульной в России нации «бьют в набат» призывая спасти вымирающую более чем 100-миллионную нацию, то неудивительно, что в начале XX века нашлись люди из якутской среды стремящиеся спасти от реальных угроз ассимиляции и исчезновения менее чем 250-тысячный народ.
А вот и сами «знаменитые» воззвания Артемьева.
Из воззваний М.К. Артемьева: «Мое призывное письмо вчера опубликовано среди красных солдат, поэтому я удовлетворен и уверен, что и в будущем в разных местах Якутии будет распространен якутский язык, и тем самым будет сплачиваться весь якутский народ. На строительство нашей новой жизни таким образом использовать мнение у тов. Красных и беспартийных, тогда вся национальная интеллигенция найдет ход, как сплачивать воедино весь якутский темный народ. Когда была спайка, не было партизанской волны, не повторяясь в прежних моих словах, утверждаю и доказываю в следующем независимость в
управлении русских и якутов, что ярко доказывает даже один пример, первое - прошлое волнение народа в восстании Коробейникова при восьми главенствующих. Бывший поручик восьмой главарь Коробейникова, Василий Миронович Сепетинов, сей год при «национальном» восстании, участвовал в пепеляевской авантюре, минувшем году был убежденным белым потому, не сдаваясь, укрывается. В нынешнем году, когда якут, тунгус добиваются независимости в своем свободном от русских, он вступает в красные ряды и берет винтовку. Причины, толкнувшие его в красные ряды, следующие: в его времени русские держали якутов и тунгусов под когтью своего гнета и когда угнетенные добиваются освобождения, Сепетинов смотрит на выгоду русских и потому выступает с русскими, еще раз напоминаю, красные русские и белые русские и другие нас якутов и тунгусов не спасали и не спасут.
Итак, братья якуты, не подразделяя самих на красных и белых, не считаясь прошлыми, единой мыслью, единым лозунгом, ради якутского народа давайте работать. Сейчас вы нацинтеллигенция, если едиными силами возьмемся работать, что в Якутии сделаем должную жизнь.
Братья якуты, тунгусы, если взяли бы свободное право на строительство своей жизни, то мы разве пошли бы против своих близкокровных братьев якутов и тунгусов.
...Братья-якуты, если мы между собой будем проливать кровь, то не останется ни одного, все будем умирать, но из этого будет извлекаться выгода русским или другими. Если вы будете на нас наступать беспрерывно, то и нам придется противиться.
Если желаете на переговоры придете без вооруженной силы и оружия, кто бы то ни был якут, мы как родные по крови и братья будем встречать вас.
Пусть возродится родная якутская жизнь, пусть якутская нация освободится от гнета других наций.
Ваня. Твое письмо с маленьким значком твоей признательности получил, за что благодарю. Да, мое первое к тебе письмо было слишком туманное, не дающее адресату никакого определенного заключения, одно лишь было понятно, что я и ты «националисты». ...Ни для кого не секрет, что я работал, не щадя себя против коммунистов и диктуемой ими соввласти, а ты защищал. Все это мы делаем не из-за страха, а за совесть, будучи рабами своего убеждения. Теперь ее амнистия не должна иметь никакого значения, так как настоящее движение чисто национальное, а бывшие восстания имели совершенно противоположное направление и характер. Тунгусское восстание имеет свою цель - освобождение якутов и тунгусов от посторонней опеки и задачи восстания ты узнаешь из наших обращений к якутам (без подразделения на партийные и беспартийные) и об этом я много писать не буду, одно лишь скажу, что мы хорошо живем и ни русская, и ни иностранная опека не дает нам
благополучия. Всем якутам и тунгусам необходимо объединиться и отстоять свои собственные интересы. Между прочим, ты в последнем письме говоришь, что коммунисты-националисты. Нет, на этом далеко ошибаешься. Идея коммуниста проповедует «интернационализм», а простыми словами «непризнание национальностей». Эта идея, конечно, чиста и непорочна, но по очень многим естественным причинам теперь неосуществима... В этом спорить с тобой долго не приходится и она для нас, якутов, является не слишком опасной заразой, ибо мы, якуты и тунгусы, природой созданные «националисты», и у тебя есть желание работать за благополучие нации, но с какой стороны это начать ты, как я заключил из твоего письма, не знаешь. Я глубоко убежден, что прежняя наша, с двух лагерей работа в сфере политической деятельности сводится к разрухе и полнейшему обнищанию края, с полной передачей нации к чужому господству и гнету. Если продолжать далее эту политическую линию, то значит окончательно задавить нацию в пользу русских или иностранцев. Всякому, кому дорога своя РОДИНА и НАЦИЯ понятно, что никакая партия нас не спасет от предстоящей гибели, если мы сами, «объединившись поголовно», не защитим свои собственные национальные права и интересы.
Нам известно, что русские постепенно, со дня Коробейниковского восстания, начинают относиться к якутам недоверчиво, по всем точным данным, в настоящее время в Якутии русские начали объединяться против якутской независимости или самостоятельности. Ни красные и ни белые русские на данное национальное движение смотрят косо. Это нам хорошо известно. Национальный антагонизм между русскими и якутами в более яркой форме вылился с первых дней первоначальных движений и окончательно окреп с созданием якутской автономии.
Мы, участники настоящего движения, как сыны своей родины и на-рода призываем всех к активной работе за освобождение родины и нации от векового национального рабства. Мести за прошлое не должно быть и не будет в этом сомневаться никто не должен. Разделение якутов на партийные погубит общее наше национальное дело. Якут-коммунист или беспартийный одинаково обязаны защищать национальные свои интересы.
Да, Ваня, пора нам образумиться.
Если ты согласен работать по рекомендуемой мной политической линии, то тебе необходимо всеми силами объединить якутов, невзирая на прежнее политическое безобразие. Помни «объединение» - сила. В данном случае главным образом необходимо объединить всех коммуни-стов-якутов и забрать всю физическую власть в свои руки и передать таковую самому народу, объявить НЕЗАВИСИМОСТЬ. Дальнейшее
действие целой нации пойдет на благо и возрождение родины и народа. В противном случае - кровопролитие неизбежно.
Действуйте смелее, всякое сомнение и тупости погубят дело и вместе с ним нацию и родину. Будь весьма осторожен. Прилагаем воззвание, научи и руководствуйся при агитационной работе. Все хорошенько обмозгуй и сообщи мне, чистосердечно как другу детства. Ну, извини за неподробности. Жду ответа.
В минувшем году, жители Восточного моря - тунгусы устроили переворот среди себя и восстановили народную власть, так как властвование и гнет русского народа везде и всюду тяжелы. Если хорошо вдуматься и узнать мнение, желание тунгусского народа, то всякий пойдет и объединится с ними, не различая ни красных, ни белых, ради защиты родины и родного народа. Наступило время объединения якутов и тунгусов в одну семью, и работать вместе, оставив прошлую свою вражду.
Мы, якуты, в прошлом изгнанные соввластью, и объединившись, присоединились к Тунгусскому восстанию. Если подумать, то наш родной край - Якутская область сидит под темным давлением и гнетом со дня победы русских над старшим Тыгыном и взятия якутского народа в свои руки до сего времени, не поднимая глаз своих.
Желание тунгусского народа (восстание) объединение с якутами, взятие в свои руки руль правления над самими и изоляция русских от власти какой бы то ни было.
Это свое пожелание они известили всем тем, кто стоит за мелкие народности всего мира, а помимо того сообщено ЦК вашей партии об отделении от них. Мы не желаем кровопролития, а желаем защитить свой родной край и освободиться из власти русских, а также вообще не желаем идти под власть какой бы то ни было нации.
Мы думаем, что желание тунгусов и якутов должно быть одинаково, при всякой власти над нашим родным краем - Якутской областью распоряжаются русские, которые что хотят то и делают.
...Слышать сразу автономия - хорошая весть, но если подумать, то русские не хотят Якутскую область выпустить из своих рук.
Если бы дали независимую вольную автономию, тогда да, действительно народ правил бы над самим собой. В настоящее время, когда она находится в зависимости центр, органа соввласти, то я думаю, что якутский народ еще не выпрягся из своего ярма. Всякий русский, хоть и красный или белый, по своей привычке властвовать над якутом будет давить, принижать его, а также и любые другие нации, а потому тунгусы и якуты, объединив свои силы, должны защищать свой родной народ и родину.
...Мы не пришли разорять и убивать братьев-якутов, а защищать родину и народ.
Мы думаем, что любой якут партиец или беспартийный, наверно, не желает сунуть свой народ и родину в пасть русской или др. нации.
Все мы знаем, как изменилось отношение русских к якутам с Коробейниковского восстания, а в особенности с прошлого года, с объявления автономии, усилилось враждебное отношение русских белых, а сильнее у красных русских. Вы сами лучше нас знаете об этом. Якутская земля очень богата природными богатствами, этот лакомый кусок хорошо знают русские и вот сейчас с дачей как будто бы автономии ... управлением этим пойдет к якутам и чтоб не остаться в стороне от этой лакомки, идут разные советы и связи между русскими. Мы не заставляем работать, среди нас в настоящее время нет ни одного русского, а все без исключения якуты и тунгусы.
Мы узнали, как русские ведут себя среди якутов и какую работу ведут против нас.
Среди бумаг, которые забрал Строд в Алдане обманом, ведя как будто мирные переговоры (попало наше воззвание к якутам из чего наверно русские узнали отношение якутов к русским). Эту бумажку он заставил прочесть якуту или нет. Об этой бумажке наверно ни один якут-коммунист не знает.
Братья. Давайте объединим якутов и как один человек восстанем и станем управлять сами над собой, ибо от русских никакой пользы не дождемся. Если мы в эту зиму так не сделаем, то ни красный русский, ни белый русский не спасут. Как-никак русским не властвовать, ибо мы попадем под власть какой-либо иностранной державы. Если мы попадем под властвование иностранной державы, или останемся под властью у русских, то превратят нас в вечные рабы и ярмо гнета будет надето навсегда. Мы это должны сделать, не преследуя никаких шкурных целей и не жалея себя, и умереть, так умрем ради родины и народа.
Если в такой критический момент якуты не объединятся, то пропали, сотремся с лица земли. Говорят, что соввласть защищает нации. Да, правда, если защищают, то защищают в пользу партии. Никакая партия не защищает нацию, как защищает ее родной ее народ, тогда бывает хорошо, когда нация управляет сама над собой. Ну, кто будет стараться представить нации или другой, в какой бы то ни было мелкой партии, когда она управляется сама, тогда ей бывает лучше и долговечнее.
Братья, давайте, не дав силу и оружие русским, возьмем их в свои руки, а власть отдадим народу.
Мы надеемся, что вы ради якутского народа и его жизни не оставите наше слово гласом вопиющего в пустыне, а приняв ее, восстановите счастливую жизнь якутнарода.
Мы думаем, что никто по ложному пути не пойдет, не поняв наше слово.
Братья, одно слово, одна мысль и желание.
Якуты, примкнувшие к тунгусскому восстанию».
Если некоторые аспекты из позиции Артемьева можно было бы считать вполне приемлемыми на сегодняшний день, то остальная часть его мнений по поводу спасения нации, по нашему мнению, являются абсолютно неприемлемыми. Например, высказывания Артемьева насчет сплачивания народа посредством распространения языка остаются актуальными, и по сей день, в то же время выбор альтернативного государственного пути развития якутов отдельного от исторических судеб русского народа кажутся нам несостоятельными даже для тех времен. Конечно, тяжелые условия жизни массы рядовых якутов, административно-хозяйственный гнет были ужасающими. Но они исходили далеко не только от русских, но и от своего «тойонатства», своих господ эксплуататоров. В таком случае, якутскому народу больше подходила политика интернационалистов-большевиков, т.к. отделение и самостийная жизнь якутов рано или поздно привела бы к захвату территории и оккупации силами иностранных государств. В этом плане позиция первых большевиков-якутов была более близкой народу и отвечала жизненно важным интересам нации. Однако сам факт организации повстанческого движения с такими его лидерами как М.К. Артемьев, Г.В. Баишев (Алтан Сарын), Н.Е. Федоров, Чолбон Барашков, С.И. Васильев (Атырдах уола) и многих, многих других, говорит в пользу того, что якуты могли быть втянуты в опасную авантюру. В то же время, появление на политическом небосклоне подобных «деятелей» является одним из необходимых атрибутов национальной политики в целом, ненормальным, но закономерным явлением в процессе развития национального самосознания. Главное, что радикализм, проявляющийся в их поведении, должен быть устранен вовремя иначе не уберечься от беды.
Здесь стоит упомянуть статью д.и.н. Е.Е. Алексеева «Кто Вы, Артемьев?», где он пишет: «Строд выступил перед русскими приленскими крестьянами. В своей речи он обвинят Артемьева в махровом национализме, который способен резать "всех русских и иных наций". Отвечая на эти обвинения, Артемьев писал Строду: "Все граждане и гражданки Якутии русские, евреи, татары и др. такие же равноправные как якуты, никакой привилегии последним нет и не должно быть". Выявляется здесь позиция Артемьева по данному главному вопросу, от правильного понимания которого определяется нормальное отношение между различными народами внутри одного государства или его отдельных частей, иначе говоря, если это понимание перевести на язык политики, то интернационализм или национализм данной личности. Судя по этой позиции, Артемьев был во всех измерениях самым нормальным человеком с самыми, нормальными понятиями об отношениях народов, проживающих в Якутской АССР».
А вот из текста той же статьи Алексеева, но уже мнение П.В. Ксенофонтова об Артемьеве: «Вы их (Артемьева, С.М.Михайлова, С.И.Михайлова, И.Г.Кириллова) судите по их прошлому. А между тем, на мой взгляд, и в прошлом они были только честными сынами своей нации, которые были обмануты тогдашними вершителями судеб якутского народа - великорусскими генералами и офицерами, идейными вождями общественных течений того времени, для которых они являлись маврами, которые, сделав свое дело, должны были удалиться». «Оба Михайловых, Кириллов и Артемьев - люди стяжавшие себе славу национальных героев, окруженные ореолом легендарных сказаний среди народа о беспримерных случаях их личной доблести, и если вы вовлечете их в советское русло, они еще принесут огромную пользу Советской власти и сумеют откупить свои прежние грехи, в которых они по существу неповинны, а если они погибнут от огня советских отрядов, то уверяю Вас, это будет не скоро залечимой раной в душе значительного слоя народных масс". (Из ходатайства П.В. Ксенофонтова перед правительством СССР и правительством ЯАССР, написанного в тюрьме от 6 января 1928 г.)».
Неоднозначна также характеристика Артемьева, данная самим Е.Е. Алексеевым: «Михаил Константинович - бескорыстная и честная личность, одухотворенная великой идеей служения народу, человек чистых помыслов и большого гражданского мужества. Он - смел и отважен, с большим человеческим достоинством. М.К.Артемьев упорно и долго боролся с оружием в руках против "неправильностей Советской власти", где от метких пуль его партизан погибло немало красноармейцев. Здесь уже действовал закон войны: "на войне как на войне". Но, однако, он лично был от природы гуманным и благородным человеком, ибо никогда не издевался над личностью человека, не лишал его права на жизнь, хотя бы тот был его кровным врагом. Причины быть недовольным Советской властью в Якутии у Артемьева, да и у всего народа, были более чем достаточны. Но средство борьбы, которое он выбрал, оправдывается ли с позиций чисто гуманитарных? А с позиции советской деформированной идеологии оно однозначно не только осуждается, но ведь, передается анафеме даже тот, который осмеливался высказать что-либо не соответствующее этому всеобщему осуждению».
Итак, рассмотрев личности ушедшей эпохи войн, разрушений и яростной идеологической борьбы, мы приходим к заключению, что не все однозначно, не все можно подвергнуть односторонней критике. Требуется детальное исследование национальной проблематики начала XX века в Якутии. Может тогда мы и найдем ответы на интересующие нас вопросы о национальных движениях на северо-востоке России. Может тогда мы и узнаем мотивы и движущую силу тайных кружков, вооруженных выступлений повстанцев 20-х годов, якутов на Бодайбинских приисках 40-х годов подавленных силами ист
националистов рисующих свастику и текст «Орел победит сокола» (подразумевая под орлом Гитлера, а под соколом Сталина) на стенах школы во время ВОВ, духовные порывы братьев Оросиных, участников «ксенофонтовщины» и т.д. Но хочется отметить, что якуты уже давно перешли через тот этап становления национального самосознания, когда идеи актуализации этнодифференцирующего признака и пропаганды радикальной национальной концепции превалировали над идеями равенства, сотрудничества и дружбы народов. Недаром в программе Якутского трудового союза федералистов (политической партии, отражавшей и защищавшей интересы якутского народа) принятой летом 1917 г. было написано: «Не должно быть наций, господствующих и угнетаемых, как понятий, противоречащих великим принципам свободы, равенства и братства народов».
|