Main » 2019»Тохсунньу»28 » Философы об Учении Айыы и религиозной школе «Кут-Сүр»
Философы об Учении Айыы и религиозной школе «Кут-Сүр»
13:39
Философы об Учении Айыы и религиозной школе «Кут-Сүр»
П Корякин - Таҥ Бүө
Знаток философской мысли якутского народа К.Д.Уткин, со ссылкой на труды А.Е.Кулаковского и В.Ф.Трощанского, пишет «…Айыысыт из земли берет «буор-кут» (глиняную душу), из воздуха «салгын-кут» (воздушную душу) присоединяет их в «ийэ-кут» и все это внедряет в женщину… По мифологическим представлениям якутов все три элемента кут составляли внутреннее состояние человека, а сюр - показатель его психики, выраженная через жизненную его силу.
Они практически трудно различимы. Оттого и часто употребляются как синонимы, как тождественные понятия…. После смерти человека, ийэ-кут превращается в воздух, буор-кут в прах, т.е. остается в земле». И еще: «Помимо кут, по представлениям якутов, существовал сюр, составляющий единое целое с трехсоставной душой человека.
Он бессмертен, т.е. не съедается духами».
О философии «кут-сюр» пишет и А.С.Саввинов: «Религиозно-философские наслоения на «Кут-сюр», в частности на учение «Айыы», привели к выработке стройной системы религиозно-этического поведения, предусматривающего все случаи жизни. Эффективность его действия достигалось системой запретов «Анньыы», предполагающей, с одной стороны, действие принципа «разрешено все, что не запрещено», а с другой стороны, доминирующей ролью самой жизни в процессе обучения».
Вероучение Айыы допускает возможность исправления внутреннего и внешнего (физического) состояния человека посредством молитв. И.С.Портнягин пишет: «… Учение Айыы и школа воспитания «Кут-сюр», формирующие здоровый образ семьи – народная мудрость формирует личность ребенка с момента его рождения, семейная народная педагогика оказывает влияние на развитие человека с момента его появления на свет».
О необходимости традиционного мировоззрения в современной жизни, в частности учения Айыы – говорят многие ученые. Так, например, А.Г.Новиков сформулировал 5 тезисов, утверждающих необходимость возрождения и реформирование традиционного мировоззрения в модернизированном обществе:
1. Традиционное мировоззрение может безболезненно занять место в системе современного образования.
2. Айыы и Кут-сюр в контексте восхождения от конкретного к абстрактному.
3. Учение Айыы придают национальной культуре новое дыхание, свежий импульс жизни.
4. Традиционное мировоззрение переносится, трансформируется на современность с учетом модернизации общества. Модернизация заключается в том, чтобы, не теряя традиционное осуществить переход в техногенную цивилизацию.
5. Понятия айыы и «кут-сюр» переносятся, интерпретируются на современность, на язык современной науки. 6. Почему традиционное мировоззрение нужно в этнопедагогике воспитания детей или живое обучение поколений нельзя ничем заменить».
Вот, что пишет об Учении Айыы, Б.Н.Попов:
«Трансформация религиозной веры в вероучение – «Учение Айыы» имело бы, по крайней мере, множество преимуществ для народа саха. Он приобрел бы своеобразный, но природосообразный идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию отдельных людей и целостность общества через сакрализацию, освящение общественных связей… Что же касается практической значимости вероучения, то «она заключается в том, что: человек получает институционализацию собственных убеждений (принадлежность к институту Учения Айыы), перед человеком раскрывается широкий горизонт понятий, объясняющий ему смысл жизни; человек становится членом духовного сообщества, получает свою духовную родину; он получает серьезное обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному; он получает способность к осуществлению процессов личностного сознания; освобождает сознание от предрассудков неограниченной власти роковых случайностей; получает возможность ритуализировать свою жизнь (ритуализация, как известно, хотя бы с точки зрения психологии, облагораживает репертуар поведения людей.
Данные утверждения А.Г.Новикова и Б.Н. Попова, как утверждения ученых – философов, раскрывают внутреннее содержание Учения Айыы, механизм ее влияния на общество. К словам вышеприведённых исследователей, хотелось бы добавить, что «…стойкая и непоколебимая вера (faith) приносит полный покой уму» и расширяет мировоззренческие горизонты.
Про мировоззрение якутов говорит и К.Д. Уткин. Истолковывая соотношение души и тела в якутской философии, он обозначил несколько ее моментов. Уткин пишет: «…можно обозначить следующие моменты: во-первых, в якутской мировоззренческой системе рационально-логический акцент делается в сторону умозрительного постижения внутренней сути и чудодейственной природы феномена человека.
При этом следует заметить, что унаследованы основные понятия веками выработанных критериев ценностных ориентаций, а также величин соотношений духа и тела личностей; во-вторых, смыслообразующая суть самосознания сводится к пониманию роли человека как устроителя жизни на земле, в – третьих, якутская философия души – кут человека своими корнями уходит в глубинные истоки древнеиндийской религиозной системы, отчасти, дальше – к древнешумерским религиозным традициям; религиозно-мировоззренческое и рационально-логические системы представлений у народа саха зачастую выступают как неразделимые понятия.
Такая традиция – не показатель неразвитости сложившейся структуры, а своеобразие натуралистической ориентированности человека к природной основе своего существования».
Учение Айыы вносит свою лепту в дело воспитания подрастающего поколения. Это религия света и любви. Об этом не устают повторять теологи религии. Все установки учения, направлены на воспитание гармонично развитого, одухотворенного человека. Л.А.Сидорова, в этой связи, отмечает: «Учение «Айыы» имеет большой потенциал в развитии своей этической составляющей - понятий «Айыы киситэ» – идеала нравственного человека и основных принципов нравственной деятельности. Именно это направление в развитии учения «Айыы» представляется на сегодня наиболее востребованным в воссоздании ценностей национальной культуры и их развития и полиэтничности культуры республики».
Система «Айыы үөрэҕэ» – «Учение Айыы» была разработана школой «Кут-сюр», действовавшей с 1990 г. под руководством Л.А.Афанасьева-Тэриса. Название учению дают «Айыы» – светлые творцы-божества, населяющие девять сфер-небес. Поэтому и в предисловии к «Учению Айыы» его авторы называют свое учение «Итэҕэл» – вера. Вера в существование богов, каждый из которых покровительствует человеку и передает ему свой свод из 7 правил. Среди этих предписаний (по количеству богов их в целом 63) часть норм определяет отношения между богами и людьми, часть правил определяет ценности, к которым должен стремиться человек в своем нравственном совершенствовании.
Приведем из «Учения» некоторые правила, которые выполняют функции регулятивов.
Правила Айыы, установленные на семи небесах (Айыылар сэттэ кээмэйдэригэр олоҕурбут быраабылалар), извлечение из 63 правил:
Аhыныгас буол – жалей ближнего, будь сострадателен; Эйэҕэс буол – будь добр, отзывчив, общителен; Ыалдьытымсах буол – будь гостеприимным; Илииҥ илгэлэннин – будь щедрым; Эппитин эҕэрдэлэннин – говори приветливо; Быар быhаҕас буолума – не будь излишне прямым, не спеши делать выводы; Тиит курдук кытаанах буол – будь стойким, крепким как лиственница; Талах курдук имигэс буол – будь гибким, как ива; Булгуруйбат тулуурдан – будь вынослив; Мүлүрүйбэт дьулуурдан – будь стремителен; Үгүс өйдөн – имей много мыслей; Аймах-билэ дьоҥҥун кытта бииргэ буол – будь со своими сородичами; Өрөйөн-чөрөйөн ис – всегда совершенствуйся; Киэҥ көҕүстэн – будь уравновешен; Кырдьыгы тутус – будь правдив; Бигэ тирэхтэн – имей твердость; Олохтоох толкуйдан – мысли основательно; Дьиҥи бил – постигай суть; Эппитиҥ чахчы буоллун – пусть речь всегда будет правдивой; Сүргүн сатаан салай – умело управляй своей волей.
В учении Айыы можно выделить понятие нравственного человека – это понятие «Айыы киһитэ» – человек Айыы, тот, кто связан с божествами и живет, руководствуясь этими правилами.
Итак, обоснование самоценности личности в учении Айыы, безусловно, связано с провозглашением если не власти, то наличия всеобщего (логоса), которое направляет человека. Логосом в данном случае выступает сама природа. Очевидное сочетание пантеизма (все есть бог) и политеизма (многобожие) дает удивительное сочетание самоценности личности и принятия власти природы-логоса-божественного.
Безусловно, учение Айыы можно назвать основой формирования этической концепции, в которой отражаются особенности этоса саха: самоуглубленности, иррациональности, склонности к мистике. Даже в современных трактовках личности она связывается с неким иррациональным началом: «Человек Айыы – это человек с внутренним светом, светом «кэскил». Ему не страшны никакие напасти цивилизации».
Итак, этическая концепция имеет следующие особенности:
1. Провозглашение власти природы как всеобще-
го над человеком. «Человек – это дитя природы».
2. Обоснование самоценности личности. Человек
сам творит свое будущее, но он всегда соотносит
себя с окружающими людьми. Отношение к людям –
это то, что делает человека человеком.
3. Провозглашение наличия всеобщего (божеств-
творцов).
Этическая концепция представляет собой сочетание религиозно-мифологического представления и идеи самоценности личности. Исследование свода формализованных понятий и норм в Учении Айыы может существенно дополнить исследования этоса культуры. Процесс выработки текста этической концепции имеет большое значение для институционализации религиозных верований саха».