Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
Суд-закон.МВД.Криминал [1280]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [555]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [155]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [277]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [224]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [670]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [377]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [93]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [23]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [239]
Тюрки [76]
Саха [153]
литература [42]
здоровье [465]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [123]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2019 » Тохсунньу » 30 » ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН «КУТ-СЮР» Учение Айыы – основа духовно-патриотическое воспитания
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН «КУТ-СЮР» Учение Айыы – основа духовно-патриотическое воспитания
13:28
Айыы үөрэҕэ — готовая система становления личности
07.06.2017
Автор: Александрова Вероника-Эрэлкээнэ.
Многодетная мама, журналист

Все начинается с вопроса. А вопросы задает либо тот, кто ошибся либо тот, кто столкнулся с какой-либо проблемой. Люди изобрели колесо, чтобы легче было перевозить грузы, возможно, потому что, у кого-то возникла проблема. Люди изобрели электричество, интернет, смартфоны, и каждый день изобретают все новое, только потому, что возникают вопросы, как решить какую-нибудь проблему.
Вот так случилось и у меня, мой путь начался с проблемы. Однажды, меня вызвали к соцпедагогу по поводу поведения сына. Видимо, я получила такой стресс, что посмотрела на своих детей другими глазами. Тогда я задала себе вопрос: почему так получилось, в чем я ошиблась?
И я начала искать ответы, прежде всего в литературе, благо у меня было время, ведь я находилась в декретном отпуске. Начала чтение с Марии Монтессори, Роберта Кийосаки, Масару Ибука, Михаила Литвака, Евгения Комаровского и Снежаны Тихоновой. Но, когда говорят, что знать — это одно, а делать — совершенно другое, встает иной вопрос — как систематизировать и начать притворять в жизнь все свои знания? Может, поэтому говорят «меньше знаешь — крепче спишь»…
Оказалось, я настолько плохая мать, что ни одного правила по воспитанию не придерживалась и даже не пыталась систематизировать свой стиль воспитания. Не научила скрипке, не давала овощей, не научила завязывать шнурки, не научила арифметике и не пыталась говорить на одном языке, даже слишком душила их своей гиперопекой.
Я не знала с чего начать, что делать – я была в тупике, пока не нашла книгу Тэриса «Һоп-паа!» В книге всего 63 страницы, но в ней описано почти все то, что я читала до этого у других авторов. Здесь настолько все было понятно и систематизировано, что мне непременно захотелось ею поделиться с другими родителями. Так я пришла к мысли, что у каждого народа есть своя собственная система становления личности. И не надо изобретать велосипед в поиске ответов на вопрос «как воспитать достойного сына своего народа». Слава богу, у нас есть научно подтвержденные исследования и уже систематизированная методика воспитания, которая учитывает все наши национальные и даже климатические особенности, так как на характер человека очень сильно влияет его окружающая среда. Эта методика называется «Айыы үөрэҕэ». Да, многие услышав это название, пугаются, считая это чистой религией, эзотерикой и даже мистикой. Да, возможно в этом есть доля правды, но все же, это философия становления личности, такая же как философия Наполеона Хилла или Дейла Карнеги.
Итак, воспитание личности начинается с самого ее рождения. Со следующего поста начнем все по порядку.

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН «КУТ-СЮР» В ТРУДАХ И. С. ПОРТНЯГИНА КАК ВКЛАД В МИРОВУЮ ПЕДАГОГИКУ

Ноговицына М. Г.

В нашей великой Родине были поколения людей, которым выпала трудная доля и великая честь создавать государство, ставшее сверхдержавой, удивившее мир экономической и духовной мощью. Нам, молодому поколению, следует помнить и уважать их, гордиться их бескорыстным трудом, особенно сейчас, в трудные кризисные годы.
Одним из них является Портнягин Иосиф Семенович (1931-2001) - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной педагогической академии, Заслуженный учитель школы Якутской ЯАССР, отличник народного просвещения РСФСР, почетный работник высшего, профессионального образования РФ, почетный гражданин Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия), «являющийся примером жизнестойкости и созидающего человеческого духа» . Еще в детские и юношеские годы Иосиф Семенович интересовался и увлекался героическим эпосом олонхо и легендами, сказками и рассказами, фольклором якутского народа. С большим интересом и азартом слушал исполнение олонхосутов, тойуксутов, сээркээн сесенов. В итоге было собрано всего 40 исторических сказаний и легенд, рассказывающих о духах, айыы, иччи, абаасы, а также рассказы о великих шаманах. Еще со школьных времен у него ярко появилась жажда познания мира, тяга к знаниям, любознательность, мечта стать полезным обществу человеком. Став ученым, Иосиф Семенович совершил открытие в педагогической науке, описав уникальный педагогический опыт якутского народа – этнопедагогику «кут-сюр». Это открытие было высоко оценено в педагогической науке. Называя «кут-сюр» «универсальной этнопедагогической моделью», Г.Н.Волков писал: «Убежденно полагаю, что этнопедагогика «кут-сюр» в контексте целостной системы воспитания у саха представляет собой феноменальное явление педагогической культуры. «Кут-сюр» можно рассматривать как заметный вклад народа саха в мировую педагогику». Основоположник этнопедагогики как науки подчеркивает самобытность философии «кут-сюр», выражающей национальный дух народа саха, его душу: «Это для педагогики- своего рода зародыш в зерне, а без зародыша зерно не прорастает».
Л.Н.Куликова,доктор педагогических наук, профессор Хабаровского педагогическогоуниверситета, также дала высокую оценку работе И.С.Портнягина: «Этнопедагогика «кут-сюр» И.С.Портнягина является существенным открытием в мировой педагогике, которое будет прирастать в будущем народной духовностью» [5].
Рекомендации учения айыы учитывают все, что нужно человеку Севера, ведь этническая педагогика базируется на традиционном образе жизни, любви к природе, что укрепляет национальное самосознание, духовность, то есть «кут-сюр» народа: «Задолго до того, как слово «духовность» стало модным, он вложил это понятие в разработанное им «этнопедагогическое учение айыы, школу кут-сюр»- систему, основанную на материалах жизненного опыта народного воспитания».
Слово «кут» в переводе на русский означает «дух, душа», «сюр» - жизненная сила. Сочетание «кут-сюр» означает «духовность, нравственность». Дух - основа жизненной силы, энергии человека. Кут - душа дает человеку силы. По мифологии якутов, весь растительный и животный мир имеет душу. Человек имеет три души: салгын кут - воздух-душа, буор кут - земля-душа, ийэ кут - умственные способности человека.
«Сюр» - жизненная сила, она является основой жизни и связана с состоянием трех душ. Если они будут целостными, то будет сильна «сюр».
Учение айыы и школа кут-сюр предполагают передачу молодому поколению социального опыта, норм поведения, общественных традиций народа. Педагогические идеи кут-сюр выражены в устном народном творчестве, традициях, обычаях, обрядах, играх - во всех ценностях духовной культуры народа. Это совокупность педагогических идей и воспитательного опыта. выработанные самим народом: нравственно-этические идеи о трудолюбии, единстве рода и племени, согласии в семье, патриотизме, гуманных взаимоотношениях между членами рода, племени, народа, нации. В результате общения с окружающей средой у ребенка развивается наблюдательность, появляются определенные представления о природе. В условиях суровой природы тундры и тайги у людей выработаны такие качества, как бережливость, аккуратность, упорство, находчивость, всякая праздность и расточительство осуждались. Старшее поколение выработало в детях нравственные идеалы путем постоянных упражнений, где первоначальными и важнейшими качествами были уважение и любовь к родителям, а через них - к другим людям. Важными нравственными качествами личности являются: гостеприимство, доброта, честность, послушание, трудолюбие, самообладание, почтение к старшим. Все качества внушались детям и передавались им с малых лет. Большой школой нравственности в семьях северян является их честность и справедливость: охотники и рыбаки обязательно делят добычу поровну, помогают семьям, которые не могут добывать сами пищу.
Таким образом, у народов Севера в течение многовекового опыта сложился нравственно-эстетический идеал, сформировалась духовная культура, сохранились традиции нравственного воспитания.
В каждой стране существуют свои священные места - уголки живой природы, часто связанные с какой-нибудь легендой. Такое место есть у народов саха - это родное гнездо, к которому стремится его кут-сюр. Представители народа саха издревле были погружены в мир природы, который сопровождал их от рождения до старости, и именно поэтому природа у якутов имела такое глубокое влияние на нравственное воспитание детей.
Этнопедагогическое учение школы "кут-сюр" является неотъемлемой составной частью народной педагогики Якутии и служит целям и задачам передачи молодому поколению производственного, морального и социального опыта старших поколений. Как отмечал академик Г.Н. Волков, традиции в области трудового воспитания глубоко национальны по форме проявления, но в ходе исторического развития, производственного и культурного обмена эти традиции и обычаи оказываются под влиянием других народов, приобретая интернациональную форму.
Педагоги, усвоившие веками выработанные в народе средства, формы, методы и приемы воспитания, смогут умело сочетать передовой опыт народа с опытом научной педагогики. Можно надеяться, что педагоги-исследователи и учителя не только будут применять идеи народной педагогики в своей деятельности, но и примут участие в дальнейшем развитии и углублении оправдавшей себя в веках традиционной педагогической системы «кут-сюр».

Иванова Анна Петровна
учитель математики
МБОУ
Сунтарской средней общеобразовательной
школы №1 имени А.П.Павлова.
Учение Айыы – основа духовно-патриотическое воспитания

Актуальность проблемы:
Актуальность гражданского образования для нашей республики обусловлена спецификой перехода к местному самоуправлению, необходимость готовить законопослушных людей, с формированным чувством ответственности, умеющим проявлять инициативу, пользоваться личными свободами. Необходимо перейти к созданию школе различных учебно-воспитательных комплексов, ориентированных на формирование гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, способностей к социальной адаптации, социальной мобильности и социальному партнерству. Для создания подобных комплексов возможно включение в содержание учебных предметов психологических и историко – культурологических материалов, обращение к различным древним архетипам культуры и религии, которые в течение долгого исторического времени были ориентирами высокой духовности народов.
В день завтрашний прямого пути нет, туда из сегодня можно попасть только через вчера. Путем установления паритетного диалога ученика и учителя, ученика и культуры, путем диалога поколений, диалога культур. Только гибкость мышления и поведения ученика и учителя может позволить воспринять новый способ познания мира, способ образа жизни, образа поведения, мыслей, чувств.
Гоняясь за процентами, за поступаемостью в ВУЗы, за суммой знаний и оценок, упуская из вида процессы духовного и нравственного становления личности. Что первично, сформировать знания, умения, навыки или воспитать человека, который сам сможет определить, что ему нужно? Или, развивая интеллект, воздействовать на его чувственный мир, душу, личностный потенциал? Какие существуют механизмы полного раскрытия личностного потенциала личности? Как можно построить природосообразную педагогику? Существуют ли естественные законы созревания личности? Можно ли в школе работать «ребенкосообразно», как предлагают ученые-экспериментаторы? Эти и многие вопросы поставили перед нами необходимость поиска новых путей во внеклассной работе, необходимость составления программы по духовно – патриотическому и гражданскому воспитанию в классе.
Анализ образовательной ситуации в селе и школе показывает следующие обстоятельства:
У определенной категории семей пропал интерес к образованию детей.
Произошло расслоение населения по возможностям и уровню образования ( по уровню усвоения программы и уровню доходов родителей, уровню интереса родителей )
Крен в образовании в сторону получения знаний, основным критерием успешности становится поступление в ВУЗ.
Наличие особых образовательных запросов, связанных с той категорией учащихся, которые в силу разных причин будут лишены возможности поступать и учиться в ВУЗе.
Определенный слой населения и слой учащихся лишен возможности традиционным (научным путем) познать мир, найти себя в современном культурном и социально – информационном пространстве. Вне внимания остаются «базовые» классы.
Не создаются условий для саморазвития личности, в силу определенных причин лишенного возможности успешно учиться в школе по образовательным дисциплинам.
Мой 8 «а» класс является экспериментальной базой для реализации программы «О5ону Айылыы Патриотическай ейге- санаа5а иитии тиьигин барыла» , одобренной Министерством образования Республики Саха (Якутия), автором Программы является наш ученик, ныне студент ИФ ЯГУ, член Координационного Совета Конгресса города саха программы Дормидонтов Т.В., который три года работал вместе со мной как равный помощник классного руководителя. Для реализации этой экспериментальной программы была создана творческая группа под руководством классного руководителя Ивановой А.П.
Целями и задачами Авторской программы являются:
Воспитание истинного патриота своей Родины и Матери Природы.
С ранних лет привить ребенку самобытную национальную культуру, традиции и обычаи своего народа.
Научить Жить в Гармонии с Матерью- Природой.
Работа по облагораживанию и исцелению природы, укрепления духа ребенка путем проведения алгысов - молений к Высшим Богам Аар Айыы и Добрым Земным Духам.
Развитие экологической культуры личности.
Изучение и пропаганда Олонхо - Мирового Шедевра Нематериального наследия ЮНЕСКО
Всестороннее изучение, использование, пропаганда Духовного Наследия Предков - Великой Религии Якутского Народа «Аар Айыы Итэ5элэ»
Новый подход к проблеме воспитания на основе учения народа Саха может качественно изменить человеческую жизнь, изменить человека путем формирования целостного мировоззрения, воспитания свободной, нравственной правовой воли,
Программа включает теоретические и практические занятия. В первой части рассматривается предмет воспитания – человек – как саморазвивающееся начало, как нескончаемый процесс (части 1-4); во второй части – рассматривается Духовность – как самоопределяющаяся основа жизни (5-12) ; в третьей части - необходимые практические и исторические знания, которые могут стать основой мировоззрения и образа жизни ребенка (части 12-21); каждая часть имеет практические занятия, которые направлены на формирование Духа ребенка. По каждой части имеется практическое занятие, включающее разные виды деятельности: рисование, самоанализ, выходы на природу, творческие задания, направленные на развитие духа, творчества и воли ребенка, как основных факторов формирования духовности. В ходе работы проводятся такие практические занятия как Алгысы - Моления, походы на природе, прогнозирование природы по явлениям природы, сбор, хранение лекарственных растений, шитье, вязание, искусство боя , искусство и гигиена народная в питании, охране здоровья, организации досуга, охране окружающей среды, строительстве взаимоотношений с другими людьми и другими культурами и.т.д.
Каждый ребенок проходит курс алгысотерапии, фитотерапии, массажа, психорегуляции, и диагностику состояния духовного и физического здоровья по авторскому методу врача – рефлексотерапевта Дохунаевой Анны Васильевны
За три года работы появились первые результаты. Детям и родителям нравится этот курс. Работа по программе во время апробации дала положительную динамику в развитии детей: отмечается укрепление здоровья, рост интереса к национальной культуре, внутреннее принятиедетьми традиций и обычаев народа как неотъемлемой части, как части духовного здоровья. Научились методам и навыкам укрепления здоровья по традициям народной медицины. Все дети приобщились к народному фольклору, умеют запевать оьуохай, тойук, воспринимать Алгыс, готовы к философскому восприятию Олонхо.
Данная программа и моя работа по её реализации стали для меня основой моего самообразования, основой моей работы в моем классе, в работе по моему предмету, на первый взгляд далекому от содержания Программы. Ведь мир, в котором мы живем, это мир культуры. И входим в него, только творя и передавая из поколения в поколение не только эстафету научных знаний, но и нравственный и духовный опыт предыдущих поколений.
Category: Айыы үөрэҕэ | Views: 1075 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Тохсунньу 2019  »
БнОпСэЧпБтСбБс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 92
Ыалдьыттар (гостей): 92
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024