о строительстве на Севере платных дорог
Сейчас в Думе очень бурно обсуждали правительственный законопроект о строительстве на Севере платных дорог. Я выступил резко против – и сейчас объясню, почему.
.
Что предлагает правительство? Разрешить концессии, которые строили бы платные дороги без бесплатной альтернативы. Аргументы: в некоторых местах дорог нет, так пусть будут хоть за деньги. «Некоторые места» – это прежде всего районы, где идет добыча полезных ископаемых. И те самые частные дороги фактически будут строить добывающие компании.
.
То есть дороги им нужны и так – но правительство дает условным «Сургутнфтегазу», «Газпрому» и т.д. заработать. Ведь окупаемость такой дороги, как признают в кабмине, составляет около 20 лет – так что компаниям просто хотят помочь в их собственных планах. За счет кого?
.
– Конечно, за счет жителей. Пока – подчеркиваю, пока – речь не идет о сборе средств с легковых автомобилей. Но, во-первых, нет ничего проще маленьких незаметных поправок, убирающих эти исключения, а во-вторых, плату будут собирать с грузовых машин. Например – доставляющих продукты. И произойдет ровно то, что уже происходило у нас в Якутии, в Ленском районе. Помните стрельбу на частной дороге «Сургутнефтегаза», когда человека, которому по ней ехать не разрешали, довели до этого? Дорогу в итоге сделали платной --- и как раз стали брать деньги с грузовых машин. Цены на продукты в округе сразу взлетели.
.
Представители «Единой России» (330 голосов «за») заявляли во время обсуждения, что закон, например, решит проблему моста через реку Пур на Ямале. Предлог хороший, но только предлог. Формулировки документа таковы, что в дальнейшем частным строителям достаточно будет сделать один мост на уже существующей дороге и превратить ее в полностью платную.
.
А уж то, что этот закон рано или поздно будет распространен на всю Россию, сомневаться не приходится.
.
Сейчас же, когда речь идет о Севере, и депутаты, и чиновники как будто забывают о тех тяжелейших условиях, в которых здесь живут люди. Они ведь стараются уехать при любой возможности (проблема только одна – «денег нет»). А государство вместо помощи пытается содрать последнюю рубашку, теперь еще и платными дорогами.⬇⬇⬇
https://www.instagram.com/p/Btf0ua-g5F2/?utm_source=ig_share_sheet&igshid=lvoxe8qukbjp
Компрадоры? Думские депутаты и сенаторы от Якутии проглотили закон «О платных дорогах для Севера»
Текст: Тимофей ЕФРЕМОВ
Фото: Якутия.Инфо
YAKUTIA.INFO. Весьма показательным стало принятие в первом чтении законопроекта «О внесении изменения в статью 37 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»». Проект предусматривает внесении изменений в виде включения возможности строительства в районах Крайнего Севера платных автомобильных дорог без обеспечения альтернативного бесплатного проезда.
Заметили? Строительство платных дорог - «без обеспечения альтернативного бесплатного проезда». И это в районах Крайнего Севера.
Законопроектом предлагается разрешить прокладывать или вводить платные участки дорог расположены вне границ городских и сельских населенных пунктов без наличия бесплатной альтернативы, как того требует закон в своём текущем виде.
Отмечается, что льгота при оплате будет предусмотрена только для легковых автомобилей – их водители освобождаются от платы за проезд. Грузовой транспорт будет обязан проезжать на платой основе.
Данное предложение поступило от законодателей из Ямало-Ненецкого округа. Что дает основания предполагать о том, что за данной инициативой стоит явный интерес представителей нефтегазодобывающей отрасли. Возможно, для отдельно взятого Ямало-Ненецкого округа это прогрессивное решение. Но для Якутии, в частности, принятие данных законодательных поправок чревато усугублением и без того сложной транспортной ситуации в Западной Якутии. Редакция «Якутия.Инфо» получила представление о транспортных реалиях в Западной части республики после командировок в Мирнинский и Ленский районы. Сообщение между районами возможно по технологическим путям, которые на разных участках принадлежат "Транснефти" и "Сургутнефтегазу".
Проезд для грузового транспорта по данным дорогам платный - 200 тыс. рублей за фуру. Понятно, что такой тариф приводит к наценке на все ввозимые и перевозимые товары. И это явно не способствует социально-экономическому развитию Западной Якутии.
Все помнят предпринимателя Виктора Лейкина, которому пришлось отстреливаться от охраны на дороге принадлежащей нефтяникам. В результате он получил 3,5 года условно.
После этого инцидента в республике заговорили о том, что правительство должно найти средства на постройку дорог в Ленском районе, что это обязанность государства. Подразумевалось, что республиканское правительство договорится с недропользователями и дорога будет построена за их общий счет. Ведь они пришли в республику на долгосрочный период. Понятно, что валютная прибыль от извлекаемых ресурсов за все эти годы будет весьма и весьма солидной и по сравнению с ней рублевые затраты на строительство дорог будут весьма скромными. Просто дороги строить нужно сейчас и деньги тратить сейчас, но деньги жалко, а людей - нет.
Но при том, что проблема с транспортной доступностью в западных районах есть, показательным стало то, что вместо твердой позиции в отношении добывающих корпораций республика в лице экс-главы Егора Борисова предоставила «Роснефти» налоговые льготы на 9 млрд рублей.
Хорошо, в такой ситуации был ожидаем ответный шаг в виде вложений в транспортную инфраструктуру районов, где собственно и работают недропользователи. Ну или хотя бы решение вопроса с бесплатным проездом по технологическим путям в Ленском и Мирнинском районах. Но, судя по всему, «подгон» от Борисова касался какого-то иного уровня взаимоотношений с большими менеджерами. Или же это просто был большой управленческий просчет.
В любом случае, получатели нефте-газовой ренты продолжили наступление продвинув сомнительный законопроект в Думу. Чем он грозит Якутии?
Принятие поправок, разрешающих создание платных дорог на Крайнем Севере, окончательно закрепит сложную транспортную ситуацию в Западной Якутии. И узаконит по факту платные технологические пути недропользователей. Потому что они уже есть и уже платные. Требовать бесплатную альтернативу станет бессмысленно. Но при этом и новые платные дороги никто у нас строить не будет. И это коснётся любого района. Вполне возможно, что найдется экономическое обоснование - «при вашей низкой плотности населения строить даже платные дороги - не выгодно». Инвесторы отказывая будут правы.
Значит, будем сидеть без дорог и это касается любого района республики, но зато всё по закону. Государство нам ничем не будет обязано.
И знаете, что наиболее грустно и печально в этой ситуации? То, что наши законные представители в Думе и Совете Федерации никак не противостояли принятию данного законопректа.
Депутат Федот Тумусов попросту не проголосовал — типичная позиция «и вашим и нашим».
Депутат Галина Данчикова и вовсе проголосовала «За».
При этом Федот Семенович заливает в федеральных СМИ, как сильно он против этого закона. Вторит ему и Галина Иннокентьевна, пламенно пообещавшая депутату Ил Тумэн Виктору Федорову, сделавшему заявление по данному событию, бороться с антинародной инициативой в стенах Госдумы.
Ребята ну если вы против, почему статистика ваших голосований выглядит совсем не такой категоричной?
Оба сенатора от Якутии Александр Акимов и Егор Борисов хранят молчание и судя по всему постараются не комментировать эту тему. Зачем им лишние проблемы из далекой Якутии. В Москве много других интересных дел.
Что остается сказать в этой ситуации? Наши политики, представляющие республику на федеральном уровне, окончательно показали себя банальными приспособленцами. Но ещё хуже от того, что это мы их выбирали.
* Компрадор - В настоящее время слова «компрадор» и «компрадорская буржуазия» являются устойчивыми негативно окрашенными выражениями, трактуются как «чиновники-бюрократы и бизнесмены-олигархи, наживающие свой капитал на продаже за рубеж отечественных природных ресурсов и торговле иностранными товарами, хранящие свои деньги в иностранных банках, мотивированные на собственные интересы и не задумывающиеся над последствиями для экономики страны».
По мнению российского экономиста М. Г. Делягина, в России в начале XXI века сложился компрадорский капитализм, при этом учёный отмечает его особенность, при котором роль компрадора играют не отдельные компании, а государство.
|