3.04.2019
Читаешь заявления о перспективах Якутской экономики республиканских официальных лиц и просто диву даешься – откуда они взялись и в каком мире живут?
Вот проводит глава Якутии Айсен Николаев выездное совещание в Оймяконском улусе по развитию туризма и там наши власти озвучивают планов громадье.
«Цель развития туризма в Республике Саха (Якутия) на ближайшие пять лет – обеспечить увеличение туристского потока до 250 тыс. человек к 2025 году (с нынешних 20 тысяч туристов) и обеспечить объем вклада в ВРП от туристической отрасли не менее 1% (сейчас – 0,08%). Сосредоточиться предполагается на трех основных направлениях – это холод, культура и природные достопримечательности».
250 тысяч туристов – ни больше и не меньше. А ничего, что в прошлом году тот же Оймякон с его фирменным холодом посетили всего менее тысячи человек? А ничего, что наш главный внутриреспубликанский авиаперевозчик (а кроме авиасообщения в тех местах другого нет) – а/к «Полярные авиалинии» – за весь 2018 год по всем направлениям по всей Якутии перевез всего 124 тысячи пассажиров? И при этом испытывает громадные проблемы с авиапарком.
А ничего, что по реке Лена у нас ходит всего два старых туристических теплохода и в летний сезон они без всяких иностранцев загружены полностью? А других судов нет и не предвидится.
Вы как этих 250 тысяч туристов к «холоду, культуре и природным достопримечательностям» доставить собираетесь? Я уж не говорю про накормить и развлечь.
Якутским строителям, если очень сильно напыжиться, вполне по силам к 2025 году понастроить в Якутии необходимых гостиничных мест. Про экономическую целесообразность говорить не будем, но технологическая возможность для этого есть. Но что якутские власти станут делать с самолетами, пароходами, аэропортами и прочей инфраструктурой? Ее-то точно к означенному сроку не будет. Ни при каких обстоятельствах – это за пределами финансовых и технологических возможностей российских и якутских властей.
А в таком случае зачем писать эти несбыточные программы и делать хвастливые заявления о семимильном развитии туризма в Якутии?
Или другой пример. На Красноярском экономическом форуме заместитель председателя правительства Якутии Алексей Стручков заявляет, что власти республики готовы увеличить объем несырьевого неэнергетического экспорта за счет поставок ювелирных изделий, продукции лесопромышленного и агропромышленного комплексов и довести его до $1 млрд. к 2024 году.
«Рассчитываем, что к 2024 году несырьевой экспорт может достигнуть 2% ВРП», – сказал он.
Вы это серьезно?
На сегодня сельское хозяйство Якутии находится в глубочайшем кризисе – непрерывный спад производства длится годами. Поголовье скота снизилось до абсолютного минимума за всю историю статнаблюдений в республике. А это более 100 лет!
На встрече с редакторами СМИ глава Якутии Айсен Николаев на вопрос, когда будет остановлен спад в сельском хозяйстве Якутии, сказал:
«Я поставил перед сельским хозяйством задачу, чтобы от теоретизирования на тему «нам нужно сохранить село, для то чтобы сохранить культурные устои», перешли к решению экономических задач. Главная задача сельского хозяйства Якутии – это накормить свое население. При этом я понимаю, что в силу наших климатических условий, на все 100 процентов оно его не накормит, но хотя бы в 2 раза увеличить существующие объемы выпуска продукции такую задачу можно поставить.
А так как сельское хозяйство очень инерционная отрасль, то не получится щелкнуть пальцем и через год там все стало хорошо. Мы определили для себя, что падение будет остановлено на рубеже 2021 года».
Так о каком наращивании экспорта сельхозпродукции к 2024 году можно говорить, когда только спад будет остановлен в 2021 году? А дальше глава Якутии поставил задачу увеличить долю сельхозпродукции, поставляемой на внутренний рынок, в 2 раза. Как говорится, самим бы поесть, что вырастили. Хоть чуть-чуть. А г-н Стручков талдычит о каком то экспорте.
Или он считает, что для современной Якутии актуален лозунг царской России – не доедим, но вывезем?
Та же ситуация и в ювелирной промышленности – непрерывный спад и стагнация. В 2011 году на территории республики было произведено бриллиантов на 248 млн.долл. и ювелирных изделий на 44,1 млн.долл. В 2018 году, по оценочным данным, объем производства бриллиантов составил свыше 39 миллионов долларов США, объем производства ювелирных изделий – почти 550 миллионов рублей.
Это все. Падение в разы.
И дело не в том, что якутские огранщики и ювелиры разучились работать, а в том, что непрерывно ухудшаются внешние условия работы. Ужесточается законодательство, затрудняется доступ к сырью и финансированию, растет конкуренция на внешних рынках. А помощи от республиканских властей, по мнению якутских огранщиков, ноль целых шиш десятых. Даже с поставками сырья от АЛРОСА с каждым годом проблем становится все больше. А уж про защиту их интересов на федеральном уровне уже давно никто не заикается – якутские депутаты в Госдуме далеко и проблемы якутского АБК их, на мой взгляд, никак не интересуют.
Якутские ювелиры давно варятся в собственном соку и решают свои проблемы самостоятельно – производят ровно столько, сколько могут продать.
Так за счет чего якутские власти собрались увеличить экспорт ювелирных изделий?
За счет «СЭЙБИЭМ», дочерней компании государственного «Алмазэригиэнбанка», с его ювелирно-гранильным кластером в ТОР «Кангалассы»? Серьезно?
Стесняюсь спросить, а в Якутске есть около 300 новых ювелиров-огранщиков (столько рабочих мест планируют создать в этом кластере), готовых немедленно приступить к созданию новых высококлассных ювелирных изделий с бриллиантами? Напомню, согласно бизнес-плану «СЭЙБМЭМ», 60 % в структуре производства должны составить изделия с бриллиантовыми вставками.
Так нет этих готовых ювелиров – все высококлассные специалисты давно при деле, а плохие и начинающие просто не способны производить конкурентоспособный продукт для экспорта. Ювелирка – это искусство, где нужен талант и сноровка. Подготовка хорошего огранщика, а уж тем более ювелирного мастера, требует много времени и денег. Просто так с улицы или после ПТУ нормальных спецов не наберешь.
А ведь в этом бизнес-плане «СЭЙБИЭМ» планов громадье:
«В 2019 году будет произведено 112,8 кг изделий на сумму 488 131 тыс. руб.
В 2021 году будет произведено 313,1 кг изделий на сумму 1 991 500 тыс. руб.
План производства бриллиантов
С 2019 года будет финансироваться производство бриллиантов для оптовых продаж. Всего может быть произведено 10 012 карат бриллиантов на сумму 11 822 тыс. долл. США.
В 2020 году будет начато производство бриллиантов для экспорта, розничных продаж сертифицированных бриллиантов. Всего будет произведено 19 492 карат бриллиантов на сумму 22 811 тыс. долл. США.
Для производства бриллиантов в 2021 году будет запущено 63 851 карат алмазного сырья с выходом 26 430 карат готовых бриллиантов на сумму 31 283 тыс. долл.».
Скажите, а кто будет финансировать все эти задумки банкиров? Разве будут у новоявленных ювелиров «СЭЙБИЭМ» собственные средства или залоговое имущество для нормального кредитования? Разумеется, нет. Тогда кто предоставит финансы для закупки алмазного сырья и золота? Государственный и полуживой «Алмазэргиэнбанк»?
С другой стороны, каким образом якутские власти намерены организовать сбыт продукции? В бизнес-плане написано туманно и неопределенно:
«Организация процесса оптовой и розничной реализации ювелирных изделий, бриллиантов и алмазного сырья на экспорт и внутреннем рынке через создание каналов сбыта в США, Израиле, Японии, Сингапуре, Гонконге, Макао, Москве и других городах РФ…».
И что-то я не слышал о создании мировой сбытовой сети от «СЭЙБИЭМ». Ну просто вообще ничего. И немудрено – в составе компании нет специалистов по продажам ювелирных изделий и созданию торговых сетей. Финансисты-юристы есть, а продажников тупо нет. А продавать ювелирку, это вам не семечками на базаре торговать. Тут нужны знания, опыт, имя. Есть все это у «СЭЙБИЭМ»? На мой взгляд, нет.
Так за счет чего якутские власти намерены увеличить экспорт ювелирных изделий?
Фактически, проект «СЭЙБИЭМ» направлен не на расширение производства и продажу ювелирных изделий, а на перепил существующего рынка. Практически это то же самое, что сделало скандально известное «РФА-Инвест» на строительном рынке Якутии. Когда вместо роста объемов, за счет тотальной господдержки, произошел элементарный передел рынка в пользу получастной компании.
Как мы знаем, закончилось это плачевно – обанкротились или находятся в трудном финансовом положениинекоторые частные строительные компании. Само «РФА-Инвест» находится в предбанкротном состоянии и держится на плаву только за счет народных денег от государственной инвесткомпании «РИК».
Сейчас, по моему мнению, то же самое пытаются сделать на ювелирном рынке с помощью «СЭЙБИЭМ». И я уверен, что результат будет тот же самый.
Как видите, все громогласные планы якутских властей ничем не подкреплены и основаны только на благих пожеланиях. И обратите внимание – завершение этих прожектов находится за сроком полномочий нового главы Якутии Айсена Николаева. Напомню, срок полномочий у него истекает в сентябре 2023 года. За этими «планами», по моему мнению, нет финансовых, технологических и организационных возможностей. На мой взгляд, это в чистом виде хлестаковщина с маниловщиной в придачу.
«Курьеры, курьеры, сто тыщ одних курьеров», как сказал классик.
Весь стиль планирования якутских властей – прокукареть погромче, а там хоть не рассветай. Главное – потратить как можно больше бюджетных денег. Громкие прожекты, один распильнее другого. Поэтому потратить как можно больше нужно здесь и сейчас, а результат обещают получить в далеком туманном будущем.
Владимир Нифонтов.
|