Согласно предварительным данным Центробанка, в I квартале текущего года чистый отток капитала из России составил 25,2 миллиарда долларов, и это даже больше, чем было вывезено из страны за весь 2017 год (25,1 миллиарда). По сравнению с I кварталом 2018 года (16,1 миллиарда долларов) положительное сальдо в частном секторе (превышение вывоза капитала над ввозом) увеличилось более чем в полтора раза.
Как сообщает, в частности, интернет-издание MoneyTimes со ссылкой на мегарегулятор, такое увеличение чистого оттока капитала вызвано «наращиванием инвестиций резидентов в зарубежные активы». При этом уточняется, что в обновленном в марте прогнозе ЦБ по размеру оттока капитала на весь 2019 год речь шла не более чем о 35 миллиардах долларов.
Интересно, что вопрос заметного роста оттока капитала «СП» уже поднимала на своих страницах, когда стало известно, что сальдо финансовых операций частного сектора только за первый месяц 2019 года составило 10,4 миллиарда долларов, перекрыв примерно в полтора раза уровень января 2018 года.
Тогда в разговоре с корреспондентом «СП» экономист Никита Масленников заявил, что это не повод бить в колокола, как это делают некоторые горячие головы, а абсолютно штатная ситуация.
— Все тревожные высказывания по этому поводу вызваны просто некорректной интерпретацией динамики платежного баланса, — подчеркнул он. — На самом деле это увеличение — зеркальное отражение увеличения профицита за счет текущих торговых операций. Финансовые потоки так устроены, что если к вам прибывает валюта за счет хороших экспортных показателей, естественно, она и расходуется соответствующим образом.
При этом аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев уточнил: эти январские показатели связаны не с выводом капитала в чистом виде, а с расчетами государства и корпораций по внешним обязательствам, и никакого критического удара по экономике тут нет.
— Резкое увеличение оттока капитала в ближайшем будущем, — предположил он, — стоит связывать только с какими-то форс-мажорными обстоятельствами вроде отключения России от SWIFT и платежных систем Visa и MasterCard. Но, хотя такие версии санкционного воздействия на нас и озвучиваются в США, надо иметь в виду, что западный бизнес никогда не сделает ничего себе в ущерб. Подобные же шаги, само собой, также ударят и по западным банкам.
На этот раз Алексей Коренев отметил: о чем-то фатальном, конечно, говорить, все еще рановато, но негативные тенденции взяли курс на усиление.
— Усиление оттока именно частного капитала свидетельствует о том, что в общем-то инвестиции из России уходят. Эта тенденция, конечно, наблюдалась и ранее, но сейчас она усугубляется. В числе основных причин — усиления санкционного давления на Россию, опасения ухудшения экономической обстановки в России. Росстат, естественно, старается показатели как-то подстроить, но объективно ситуация здесь нехорошая. Угроза девальвации рубля также тут присутствует, несмотря на его неплохое мартовское укрепление.
Особой строкой идет снижение инвестиционной привлекательности. Для зарубежных фондов и частных инвесторов история с основателем Baring Vostok Майклом Калви, когда спор хозяйствующих субъектов вдруг перешел в уголовную плоскость и к вопросу подключились силовые структуры, стала четким сигналом того, что в части сотрудничества с Россией надо притормозить. Все это крайне неприятно. Все капиталы, само собой, уйти не могут, поскольку связаны разного рода контрактами, но деньги бегут. Правда, пока еще не в тех масштабах, чтобы, как говорится, ой-ой-ой.
«СП»: — А при каких размерах оттока капитала или при каких условиях станет «ой-ой-ой»?
— Вот если начнет разворачиваться экономический кризис на Западе, тамошние падающие рынки потянут нас за собой. И инвестиции из России побегут еще сильнее, потому что развивающиеся активы в кризис становятся совсем непривлекательными. Ну, или станет хуже, если мы вдруг умудримся еще сильнее рассориться с Западом. В этой ситуации деньги побегут в золото и бумаги более надежных эмитентов. Скорее всего, в американские бумаги. Правда, пока ухудшения не предвидится, но форс-мажор же предугадать невозможно.
Что же касается размера критической суммы оттока капитала, то сразу назвать ее затруднительно. Тут надо будет смотреть, сколько всего капитала было, какова его структура и так далее. Но, по-хорошему, не так уж и много в России осталось капитала, чтобы уходить. Почти все, что было можно, уже давно вывели на самом-то деле. А прогнозы по выводу капитала ЦБ будет, думаю, периодически пересматривать. Сначала на 45 миллиардов скорректируют, потом вполне могут и выше 50 миллиардов долларов поднять.
На этом фоне главный аналитик банка «Солидарность» Александр Абрамов видит еще один серьезный риск для российской экономики.
— Сейчас наши банки, — подчеркивает эксперт, — впервые с 2008 года имеют отрицательную балансовую позицию по валюте. То есть коротких валютных позиций больше, чем длинных. Иностранные же спекулянты, напротив, держат рекордный объем инвестиций в рублях. Пока оба показателя находятся на благоприятных для нас уровнях. Но если мировая конъюнктура немного сдвинется, то банки будут вынуждены скупать большой объем валюты, чтобы свести баланс. Спекулянты же, в свою очередь, начнут распродавать рублевые активы, и это может оказать очень сильное влияние на нашу национальную валюту.
«СП»: — И что же тогда произойдет с рублем?
— Скорее всего, тогда мы увидим его динамику а-ля 2008 год. Условия очень похожие. На днях Международный валютный фонд обновил свой прогноз развития мировой экономики. По нынешнему году ожидания МВФ снижены до 3,3%, а по следующему году составляют 3,6%. Для сравнения, в начале 2008 года Всемирный банк ожидал роста экономики ровно на том же уровне — 3,3% в 2008 году, и 3,6% в 2009. МВФ был еще оптимистичнее, обещая почти 4% роста. Тогда, как мы помним, случилась мировая рецессия. Таким образом, сейчас вероятность повтора серьезного кризиса в мировой экономике сильно недооценивается, а она значительно выросла. Опережающий индикатор состояния мировой экономики ОЭСР уже снизился до минимума с 2009 года, и продолжает падать. И субъектам экономической деятельности, которые сейчас наращивают на своем балансе рисковые активы, следует помнить, что тренд на рост мировых рынков, наблюдаемый в последнее время, быстро может развернуться в обратную сторону.
«СП»: — А наши банки предпринимают какие-то попытки нивелировать вот эту угрозу?
— В частных банках, конечно, что-то делается, но системное решение как таковое отсутствует.
«СП»: — Почему?
— Потому что после того, как западные центробанки объявили о смягчении своей денежной политики, у нас большинство почему-то уверовало в то, что никакого кризиса не будет, а спрос на рублевые активы и активы развивающихся стран возрастет, раз за рубежом ставки снизились. Но если мы посмотрим историю, то заметим: в период снижения ставок Федеральной резервной системы всегда снижался существенно и фондовый рынок, и валюты развивающихся стран в силу кризисной распродажи высокорисковых активов. Приведу в пример 2008 год, когда ФРС опустила ставку до нуля, хотя годом ранее она была выше 5%, а наш Центробанк, напротив, поднял ставку на несколько процентных пунктов. Однако несмотря на это курс доллара к рублю вырос на 60%, с 23 до 36 рублей за единицу иностранной валюты.
«СП»: — С учетом этой информации можно ли предположить, как сложится ситуация с оттоком капитала до конца этого года?
— Я бы сказал, что пока причин для сокращения темпов оттока капитала не видится. Поэтому по итогам второго квартала сюда добавится еще 15−20 миллиардов долларов. Во втором полугодии эти цифры будут выше, а к концу года совокупный показатель вообще может превысить 100 миллиардов долларов.
«СП»: — Однако аналитики самого Центробанка ожидают, что по итогам 2019 года размер чистого оттока капитала достигнет уровня всего лишь в 35 миллиардов долларов. Откуда же вдруг возьмется сотня?
— В начале 2018 года ЦБ также ожидал небольшого оттока капитала из России, в размере всего 16 миллиардов долларов. Но когда обнаружилось нарастание проблем в мировой экономике, реальный размер оттока оказался совершенно другим, порядка 67 миллиардов долларов. Во втором полугодии 2019 года ситуация в мировой финансовой системе скорее всего усугубится, следовательно, и данные по оттоку будут совсем другими. Хотя назвать их беспрецедентными нельзя, в период предыдущего финансового кризиса отток капитала достигал громадных значений.
«СП»: — Действительно, в 2008 году за один только четвертый квартал из России «улетело» около 130 миллиардов долларов…
— Сейчас российская экономика не так сильно накачана деньгами, как в тот период, и для нее данные по оттоку капитала не столь критичны. Тем не менее, потребуются грамотные и скоординированные действия со стороны властей, чтобы не допустить обвала нашей финансовой системы, поскольку на российский фондовый рынок пришло слишком много «горячих денег».
А все потому, что, как уже «СП» сообщала ранее, по мнению руководителя Центра институтов социально-экономического развития Института экономики РАН, экономиста Николая Ахапкина, Российская экономика попала в ловушку макроэкономической устойчивости — каких-то особых угроз на горизонте нет, но и факторы обеспечения динамичного развития тоже не работают.
— Хорошо бы, — констатировал он, — чтобы капитал более активно, чем сейчас, использовался внутри страны, но существенных предпосылок к этому нет. И пока у нас в полной мере не заработают факторы развития, ситуация будет сохранятся. А капитал, при всех оговорках и влиянии на него государства, в принципе не любит никаких границ и идет туда, где ему комфортно, где он может расти.
«СП»: — А чего не хватает российской экономике, чтобы капиталу было интересно тут, а не где-то еще.
— Я придерживаюсь очень простого подхода — надо переходить от слов к делу. Нужно действительно обеспечивать благоприятный климат, нужно смягчать денежно-кредитную политику, понижая ключевую ставку, нужно реализовывать программы по развитию регионов, очень многие из которых находятся в очень тяжелом состоянии. Многие эксперты, занимающиеся этой проблематикой, приходят к выводу, что нашей экономике элементарно не хватает денег.
Понятно, что здесь есть определенные риски. Но если и дальше так осторожничать, вырастут другие риски. Мы практически загоняем себя таким образом в ситуацию усиления отставания от других экономик мира. Кроме того, нужен эффективный менеджмент. А его практически нет на всех уровнях. Обидно, что так происходит.
«СП»: — Что же мешает ему появиться?
— Как мне кажется, надо начинать с повышения эффективности работы правительства. Возможно, пора принимать решения по смене кадрового состава, чтобы люди работали как хорошие управленцы.
Новости экономики: Россияне рассказали, какой нужен доход для достойной жизни
Проблемы экономики: Пенсионная реформа убила мечту россиян о достойной жизни
|