ИА SakhaNews. Каждое второе преступление в Якутии в 2018 году было совершено людьми, находившимися в состоянии алкогольного опьянения. Об этом, выступая с отчетом перед республиканским парламентом, сообщил министр внутренних дел республики Владимир Прокопенко.
Благодаря этому печальному показателю, в 2018 году Якутия заняла второе место в России по наибольшему удельному весу преступлений (от числа расследованных), совершённых в состоянии алкогольного опьянения.
В этих негромких, но очень четких, показателях – весь результат так называемой «антиалкогольной политики» в Якутии последнего десятилетия.
Каких только мер не принималось за эти годы! И ограничивали часы продажи (абсолютно бессмысленный указ «14-20», играющий на руку только алкогольной мафии, до сих пор не отменен), и объявляли сухой закон в сотнях сел, и отбирали у муниципалитетов лицензирование деятельности по продаже алкогольной продукции, и запрещали торговлю спиртным в магазинах, располагающихся в жилых домах. От всех этих так называемых «мер» только крепла якутская алкогольная мафия, а пить простые граждане нисколько не перестали.
То, что никакого реального результата от войны с этими ветряными мельницами нет, ясно уже всем. Антиалкогольная политика властей в её нынешнем виде потерпела полный крах! А это значит, что надо идти другим путем.
ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД
А вот ответьте на простой вопрос. Оружие, автомобиль, яд – это добро или зло?
Имея в руках оружие, один человек убьет невинную жертву, а другой защитит от врага Родину или нейтрализует опасного преступника. Находясь за рулем автомобиля, один задавит пешехода или врежется в другой автомобиль, а другой – привезет домой продукты или поможет старушке своевременно добраться до больницы. Имея яд, один отравит человека, а другой – например, фармацевт - приготовит из него жизненно важное лекарство.
Другими словами, никакие предметы сами по себе ни злом, ни добром не являются! Вопрос только в том, в чьих они руках находятся, и с какой целью используются. Одним и тем же ножом можно убить человека, а можно порезать хлеб.
Это все прекрасно понимают, и вопросов в этом плане ни у кого не возникает. Так почему алкоголь у нас на каком-то особом счету, и априори считается злом?
Нашим властям, в том числе людям, принимающим законы, которые патологически любят «бороться» и «запрещать», давно пора понять, что нет ничего привлекательнее, чем запретный плод. Можно привести такой пример. Люди старшего поколения помнят, что в СССР тема интимных взаимоотношений мужчин и женщин, находилась фактически под запретом. Секса у нас «не было». Любой намек на эту тему в произведениях искусства жестко пресекался и преследовался. Сексуальным мог быть только отрицательный персонаж!
Естественно, как и любой запретный плод, тема секса в Советском Союзе было особенно привлекательной. За сексом мы даже ездили в сравнительно более свободную в этом плане Прибалтику.
Когда же наступила перестройка, хлынувшие в видеозалы эротические фильмы поначалу вызвали бешеный ажиотаж у неискушенной публики. А что было потом? Когда запретный плод перестал быть таковым, ажиотаж довольно быстро сошел на нет. Мы пришли не только к признанию того, что секс в нашей стране все-таки есть, но и к тому, что в этом нет ничего преступного или противоестественного. Вместо ханжества и лицемерия пришло спокойное восприятие и понимание темы здоровых и нормальных человеческих отношений. С повышением культуры секса стало меньше проблем с незапланированной беременностью, венерическими заболеваниями. И к браку молодые люди сегодня стали подходить более ответственно. Добрачная половая жизнь, которую (ни для кого это не секрет) ведут 90 процентов сегодняшних пар, помогает понять перспективы каждого союза. В итоге резко снижается количество неудачных альянсов.
Ключевое понятие в этой теме – культура. И так же, как существует понятие «культура секса», с которой у нас сегодня вроде бы всё наладилось, есть аналогичное понятие – «культура потребления алкоголя». В большинстве регионов России с этим сегодня всё в порядке. И только Якутия в результате бездумной «антиалкогольной политики» остается регионом, где борьба с алкоголизацией населения поставлена с ног на голову.
КУЛЬТУРА И МЕНТАЛИТЕТ
В том, что касается нормальной антиалкогольной политики, речь должна идти не о тупых запретах или ограничениях во времени (которые, как показывает практика Якутии, все желающие легко могут обойти), а в повышении культуры потребления!
Не надо запретов! Хватит решать за людей! Максимум того, что можно, – предлагать альтернативу, ненавязчиво направлять людей, воспитывать вкус и правильное, здоровое отношение. Да и то очень осторожно…
Алкоголь – часть мировой культурной традиции, используемая православными, католиками, иудеями, тесно связанная с религиозными культами. Как бы нам ни хотелось зажмурить глаза и бесконечно тупо повторять мантру «Алкоголь – зло!» - ни историю, ни мировую культуру мы не поменяем.
Давайте пересмотрим еще раз лучшие советские фильмы, которые стали архетипами, то есть вошли в общественное сознание, в культуру народа настолько, что их невозможно вычеркнуть из нашего менталитета.
«Москва слезам не верит». А ну-ка, посчитайте, сколько раз герои этого фильма собираются для застолий? Фильмы Гайдая, которые все мы знаем наизусть с детства. В «Кавказской пленнице» национальный герой - любимый всеми россиянами Шурик – напивается «на производстве», собирая тосты. Другой любимец россиян - Семен Семенович Горбунков регулярно пьет коньяк (по его словам, давление нормализует), а потом и вовсе жестоко напивается с Геной Козодоевым в ресторане «Плакучая ива». Царь Иван Васильевич требует водки, которую «ключница делала». «День взятия Бастилии впустую прошел», - сетует обаятельный герой фильма «Любовь и голуби». Профессор Преображенский в «Собачьем сердце» учит доктора Борменталя (а заодно всех читателей и зрителей) правильно пить и закусывать водку.
«Помилуйте, королева! Разве я мог предложить даме водку? Чистый спирт» - это тоже Булгаков, «Мастер и Маргарита». «Служебный роман» начинается с того, что герой напивается, читает Пастернака и танцует лезгинку перед женщиной, которую скоро полюбит.
«Иронию судьбы», баню и влюбленного доктора Евгения Лукашина не вспомнит только ленивый.
Главное: все эти персонажи – положительные герои! Такими и вошли в сознание россиян.
И вы собираетесь с этим бороться? Не смешите тапочки, в которых миллионы людей посмотрели и на всю жизнь полюбили эти фильмы.
СДЕЛАНО В ЯКУТИИ
Недавние межнациональные волнения в Якутии, связанные с миграционной ситуацией, неожиданно позволили зайти к проведению реальной антиалкогольной политики с другой стороны. Власти республики наконец-то обратили внимание на нелегальное предпринимательство, обеспечение законности в сфере бизнеса, выведение его из тени.
Наконец-то признается факт, что пока в течение десяти лет в Якутии «успешно» боролись с легальным алкоголем, здесь махровым цветом расцвел контрафакт. В условиях «борьбы с продажей алкоголя» теневой бизнес чувствует себя очень уютно. Алкоголь без лицензии, без акцизных марок, «паленый», «левый» сегодня можно купить везде и всегда. При этом закон об ограничении времени продажи алкоголя, который обходится сплошь и рядом, очень помогает теневикам продавать контрафакт не только в любое время суток, но еще и по завышенной цене.
Конечно, страдают от такой политики только легальные производители. От них и так не вылезают налоговая, пожарная, прокуратура, Роспотребнадзор, Росалкогольрегулирование. А тут еще ограничения в виде пресловутого закона «14-20», который на руку только «теневикам». Этим до лампочки вообще любые законы.
Давайте посмотрим на происходящее в Якутии глазами сторонних наблюдателей. Несмотря на разрушительные усилия местных борцунов - «язвенников и трезвенников» - экономика еще окончательно не разрушена. В республике есть неплохое предприятие (ФАПК «Якутия»), выпускающее около 50 наименований местной винно-водочной продукции. Патриоты республики, достаточно регулярно покупающие продукцию под маркой «Сделано в Якутии», могут заверить, что продукция эта качественная. То, что от якутской водки действительно не бывает похмелья – это не миф, а реальность.
До того, как окончить МГУ и стать журналистом, автор этих строк работал по первой специальности – «Технология и организация общественного питания», полученной в Санкт-Петербургском торгово-экономическом институте. Изучаемое на третьем курсе института товароведение пищевой продукции было одним из любимейших предметов. Поэтому о продукции ФАПК могу судить не просто как покупатель или журналист, а вполне профессионально.
Спирт для производства в Якутии используют, в основном, тамбовский, вода местная. Большинство видов водки – стандартного класса, включая знаменитую «Подледку», в которой есть привкус чабреца. Считается, что «Подлёдку» лучше употреблять под строганину. Хотя, на мой взгляд, с любимым якутским яством хорошо идет и любой другой напиток. В Нерюнгри – как, наверное, и в Якутске - хорошо известны и такие марки, как «Орто Дойду» (здесь имбирь), «Байловская» (морковный морс), «Байанай» (на лимонных корках) и другие, выбор достаточно велик.
Помимо бренда «Сделано в Якутии», который, безусловно, должны продвигать и популяризировать все, кто считает себя патриотами республики, сегодня актуально стоит вопрос развития туризма. Когда автор этих строк пытался выяснить, что увозят туристы (в том числе, иностранные) из нашей республики в качестве оригинальных сувениров, в числе такой местной экзотики, как серебряные ювелирные украшения с бриллиантами, изделия из кости мамонта, медвежьего когтя и конского волоса, оказалась якутская водка «Дархан». Это стало приятной неожиданностью, хотя, если вдуматься, вполне объяснимо. Напиток премиум-класса с биологически активной добавкой «Ягель», а самое оригинальное, что здесь есть – серебряная (999 проба) монета в каждой бутылке.
Конечно, с точки зрения приезжего в Якутию гостя это неповторимый и колоритный сувенир. Честь и хвала тому, кто это придумал, и побольше бы таких ярких находок для Якутии!
Любая продукция, которая производится в республике, является не только имиджевым достоянием Якутии, но и существенно пополняет местный бюджет с вытекающими отсюда новыми возможностями для социальной политики. В том числе, оригинальная якутская водка. Тех, кто борется с местной продукцией, помогая нелепыми законами распространению привозного контрафакта, хочется причислить к вредителям республики.
Кстати, сегодня доля якутской водки на прилавках магазинов составляет от 25 до 30 процентов от общего количества продаваемой спиртной продукции. Это очень мало, и, несомненно, здесь есть еще над чем поработать.
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
В заключение – несколько пожеланий людям, принимающим решения.
Боритесь не с продажей алкоголя в легально работающих магазинах, а с теневым бизнесом - нелегальной продажей контрафакта, «паленки» и прочей левой продукции, доходы от которой минуют бюджет и уходят в личные карманы преступников.
Прекратите унижать жителей республики! Отмените законы об ограничении времени продажи алкоголя. Покупатель имеет право приобретать настоящий, проверенный, учтенный и качественный алкоголь в любое удобное для него время! Алкоголь должен продаваться ровно в те часы, в которые работает специализированный магазин!
Предоставьте продукции бренда «Сделано в Якутии», в том числе алкогольной, зеленый свет и режим максимального благоприятствования. Товары Якутии, в том числе алкоголь, должны продаваться в любое удобное для покупателей время!
Прекратите считать якутян безвольными, никчемными людьми и сплошными алкоголиками! Люди, не умеющие пить, есть в любом регионе, и их процент примерно одинаков в Якутии, Москве и, скажем, Орловской области. Также одинаков процент людей, обладающих культурой употребления спиртного и не испытывающих никаких проблем с алкоголем. Не делайте основное население республики заложниками «паршивых овец», которых здесь не больше, чем в любом другом месте.
Дайте людям возможность самостоятельно делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность.
Помогите людям осознать, что в мире есть не только алкоголь, но и литература, кино, театр, спорт, семья, любимые люди, творчество, хорошие и добрые увлечения.
Не надо тупо всё запрещать. Это совершенно бесполезно. И только на руку алкогольной мафии.
Олег СОЛОДУХИН.
г.Нерюнгри.