Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [856]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [204]
Суд-закон.МВД.Криминал [1165]
Право, закон [270]
Экономика и СЭР [780]
Власть Правительство Ил Тумэн [1055]
Мэрия, районы, муниципалитеты [364]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [167]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [482]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [124]
Коррупция [816]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [244]
Социалка, пенсия, жилье [256]
ЖКХ, строительство [129]
Образование и наука. Школа. Детсад [204]
Люди. Человек. Народ. Общество [168]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [641]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [225]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [337]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [123]
Промышленность [43]
Нефтегаз [259]
Нац. вопрос [274]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [169]
Выборы [630]
Айыы үөрэҕэ [24]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [16]
Ыһыах, олоҥхо [86]
Култуура, итэҕэл, искусство [339]
История, философия [185]
Тюрки [76]
Саха [127]
литература [32]
здоровье [410]
Юмор, сатира, критика [11]
Реклама [6]
Спорт [120]
В мире [85]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2019 » Алтынньы » 2 » Якутские национал-коммунисты и образование Якутской автономной республики A.B. Сушко
Якутские национал-коммунисты и образование Якутской автономной республики A.B. Сушко
12:16
Якутские национал-коммунисты и образование Якутской автономной республики
A.B. Сушко

Вскоре после Февральской революции в Якутске сформировалась группа молодых якутов, примкнувших к большевикам. Костяк этой группы составляли: М.К. Аммосов, П.А. Ойунский, И.Н. Барахов и С.М. Аржаков. В советской историографии этих людей традиционно называли якутскими коммунистами. Однако заметам, для них приоритетной была борьба за суверенизацию якутской нации, за обретение и реализацию народом права определять содержание и характер своей политической, экономической и культурной жизни, руководствуясь правом нации на самоопределение. При этом по социальным вопросам они действительно ориентировались на коммунистические идеи, выступали за построение социалистического государства, а затем и коммунистического общества. Поэтому, на наш взгляд, их мировоззрение и политическую деятельность правомерно охарактеризовать как национал-коммунизм.

Февральская революция активизировала политическую деятельность якутской интеллигенции. С 26 марта по 16 апреля 1917 г. прошел съезд якутов и русских крестьян Якутской области. Подготовку съезда в сжатые сроки успешно провела крестьянско-инородческая комиссия, возглавляемая Г.В. Ксенофонтовым. По оценке исследователя H.H. Дьяконовой, «I Съезд якутских и русских крестьян 27 марта 1917 г. представлял практически все слои населения. Ведущую роль в работе съезда играла якутская интеллигенция» [1]. Как представитель якутской молодежи, на съезде начал свою карьеру политика Аммосов. Якутский историк Е.Е. Алексеев отмечал, что позднее, в 1928 г., его друг й соратник Ойунский (Слепцов) писал, что на этом съезде Аммосов впервые выступил с вопросом об автономии Якутии: «М.К. Аммосов заявил о праве якутского народа на самоопределение “в форме автономии”. Вопроса об автономии до м.к Аммосова никто не поднимал, и внутри партии об этом впервые заговорил тоже Максим Аммосов, в связи с чем возник большой спор» [2]. Обратив внимание на впервые прозвучавшее требование автономии, историки упускают националистический дискурс речи Амосова. Именно с его помощью оратор обосновывал необходимость автономной жизни якутов. Он призывал: «Все мы должны во имя будущего прекрасного, светлого в жизни якутской нации работать вместе и идти рука об руку» [3]. В речи Аммосова — будущего лидера якутских коммунистов — четко проводилась мысль о том, что автономия есть средство для достижения цели — защиты интересов якутской нации.

Помимо речи, произнесенной Аммосовым на съезде, взгляды якутской молодежи хорошо иллюстрирует эпистолярное наследие — письма из Томска Ойунского к

Сушко Алексей Владимирович — доктор исторических наук, профессор Омского государственного технического университета.

/133/

Аммосову, написанные в 1917 году. Одно из наиболее ярких писем датировано 21 сентября. В этом письме проявилось желание молодого Ойунского обособиться от общероссийских политических партий и якутских федералистов, программы которых не удовлетворяли его. «В каждой народности и нации есть свои особые интересы и свои особые политические потребности, а они требуют удовлетворения своими политическими силами. Мы имеем трудовой союз федералистов, профессиональный союз чернорабочих якутов, но почему не можем создать свою национальную социал-демократическую партию или социалистов-революционеров или совершенно особую. Если не теперь добиваться самоопределения и автономности в деле национального культурного возрождения, то когда мы будем их добиваться?» [4].

В сознании якутской молодежи, примкнувшей к большевикам, господствовала идея служения интересам якутской нации. Однако в период с октября 1917 по 1919 г. Советская власть в Якутии просуществовала чуть больше месяца. Соответственно группа якутской молодежи, находившаяся вместе с большевиками в оппозиции к властям белой Сибири, не играла в указанное время значимой роли в жизни края. В ночь с 14 на 15 декабря 1919 г. военный гарнизон и восставшие рабочие г. Якутска без сопротивления местных властей совершили переворот, в результате в Якутии была установлена Советская власть. Вскоре был поставлен вопрос о статусе Якутии в составе Советской России.

Впервые положение Якутии обсуждалось на совещании в Иркутске 10 марта 1920 года. Проанализировав ход возникшей на совещании дискуссии по вопросу об автономии, Л.Е. Винокурова отметила: «В марте 1920 г. представители национальной интеллигенции (Г.Г. Колесов, Г.В. Ксенофонтов и др.) выдвинули идею об установлении "национальной" и "культурно-национальной" автономии в Якутии. В отличии от них М.К. Аммосов в то время, по-видимому, свою позицию по вопросу об автономии региона окончательно не определил; А.Д. Метелыпин, Н.С. Ершов утверждали о преждевременности постановки вопроса» [5]. Совещание показало, что якутская интеллигенция не была едина в представлении о форме политического самоопределения своего народа.

Решение Сибревкома от 20 апреля 1920 г., упразднившее областной статус Якутии и подчинившее Якутск Иркутску, вызвало резонанс в партийно-советской руководстве края, подогревая националистический настрой отдельных деятелей. С этого времени можно определенно говорить о группе якутских национал-коммунистов, членов РКП, в своей деятельности на первое место ставивших «зашиту интересов якутской нации». Они стали добиваться отмены решения Сибревкома, а позднее инициировали процесс образования автономной государственности якутского народа.

В телеграмме Аммосова в Омск по поводу необходимости отмены решения Сибревкома в числе причин пересмотра данного решения, национальный фактор имел главенствующее значение, и если в марте 1920 г. он не до конца ясно определил свое отношение к самоуправлению, то 30 апреля уже вполне определенно писал: «Область заселена на 95% якутами, слишком много особенностей в укладе жизни последних. Урезывание размеров раньше существующих прав произведет на якутов тяжелое впечатление, усмотрят оскорбление Советской властью национального достоинства, подорвет доверие к Советской власти, среди местного населения слишком свежи воспоминания о ненавистном управлении из далекого царского центра, игнорировавшее последним интересы области. Население в силу своей культурной отсталости не может понять иначе аннулирования губернского самоуправления» [6]. Якутские национал-коммунисты добились пересмотра решения Сибревкома, 21 августа 1920 г. изменившего свою позицию и восстановившего Якутскую область в качестве самостоятельной губернской единицы в прежних границах.

Исключительно важное значение для образования якутской государственности имел проходивший в марте 1921 г. в Москве X съезд РКП. В работе съезда принимали участие Аммосов, Барахов, Ойунский. Съезд принял постановление «Об очередных задачах партии в национальном вопросе», определившее вектор движения Якутии к статусу республики. 23 апреля 1921 г., уже после отъезда своих товарищей из столицы, Амосов, еще оставаясь в Москве, телеграфировал в Омск Барахову о необходимости/134/его выезда в Якутск для разрешения вопроса об автономии края совместно с якутской партийной организацией [7].

По дороге из Москвы в Якутск Ойунский, Барахов и Агеев обратились с предложением в Сиббюро ЦК РКП(б) об образовании автономной республики [8]. 26 апреля 1921 г. и Омска с докладом об автономии Якутии выступил Ойунский. Л.Е. Винокурова поместила полный текст этого выступления в приложении к своей монографии, которым мы воспользуемся. До сих пор исследователи, ссылаясь на факторы, вызывавшие, по мнению Ойунского, необходимость автономии якутов, не обратили внимания на националистическую направленность документа в целом — основным мотивом для образования якутской автономии служили интересы якутской нации, которые попытался представить автор доклада, интегрировав их в коммунистическую идеологию: «Пора нам — коммунистам, встать во главе автономии якутского народа и возглавлять коммунистической партией национальное, культурно-экономическое возрождение якутов!» — заявил Ойунский [9]. Половина членов Сиббюро восприняла его аргументацию как националистическую. Показательно, что неудовлетворенный ходом обсуждения своего доклада в Сиббюро Ойунский на следующий день предоставил «Объяснительную записку к докладу о Якутской автономии», где сокрушался по поводу того, что его доклад вызвал сомнения и недоверие в Сиббюро и он был причислен «к пленникам национальной буржуазии» [10].

Параллельно с Ойунским, в Москве Аммосов подал главе Наркомнаца И.В. Сталину заявление по вопросу об образовании якутской автономной советской pecпублики, где указывал «на ширящееся движение, идущее под флагом национального освобождения», которое захватывает «бедняцкие и даже коммунистически настроенные интеллигентские элементы» [11], С.М. Аржаковым также был подготовлен доклад «Об автономии Якутской области», который обсуждался 16 мая 1921 г. на заседании коллегии Наркомнаца, проходившего под председательством Сталина. В результате было принято решение о выделении Якутской области в автономную единицу и созыве съезда представителей якутских трудящихся [12].

Казалось бы, дело об образовании (автономии якутов должно было сдвинуться с мертвой точки, но коммунисты Якутии (не якуты) на расширенном пленуме губернских ответственных работников Якутии заявили о преждевременности создания автономии. На пленуме единогласно была принята резолюция, раскрывавшая причины, по которым они высказались о несвоевременности введения автономии края: соседство с Японией и Америкой (опасность внешнего вторжения в регион), отсутствие сил для самостоятельной защиты своей территории в случае вторжения Японий в Якутию, экономическая и культурная отсталость (отсутствие национальной письменности, промышленности и пролетариата, неразвитость транспортной системы, связи). Высказывались опасения, что со стороны РСФСР будет прекращена политическая и экономическая помощь [13]. Таким образом, в то время, как Аммосов, Ойунскиц, Барахов, Аржакова от имени своего народа доказывали советскому руководству необходимость образования национально-территориальной автономии якутского народа, местные коммунисты, не являвшиеся якутами, выступали против. Они считали, что областной статус Якутии в полной мере отвечает интересам местного населения. Это свидетельствовало о том, что национально-территориальной автономии для якутского народа добивалась немногочисленная группа якутских национал-коммунистов.

Показателем степени распространенности национализма среди этнических якутов-коммунистов стало создание в августе 1921 г. якутской секций при губбюро РКП (заведующий Ойунский, а затем Аммосов). С позиции коммунистической идеологии, одним из принципов которой является интернационализм, по меньшей мере странно выглядит создание секции по этническому критерию в крае, где 85% всего населения составляют представители этого народа. Секция была необходима для того, чтобы консолидировать якутских национал-коммунистов. Она успешно провела работу по подготовке общественного мнения в пользу создания национально-территориальной автономии якутов. Губернское партийное совещание, проходившее с 19 по 2 июня 1921 г., высказалось за создание автономной республики, это же мнение высказал съезд ревкомов, состоявшийся с 3 по 9 октября 1921 года. К январю 1922 г.

/135/практически все члены губбюро РКП(б) Якутии считали необходимым ввести в крае автономную республику [14].

В контексте изучения суверенизации якутского парола особенного внимания заслуживает смена власти в высшей партийном руководстве края, случившаяся 10 марта 1922 г., имевшая, по оценке якутского историка Е.Е. Алексеева, характер «дворцового переворота». От власти насильственно были отстранены руководители местных коммунистов Г.И. Лебедев и A.B. Агеев. В работе Алексеева один из разделов назван «Антинациональная политика массового террора» [15]. Автор возлагает вину за непопулярность коммунистов на этих лиц и оправдывает их смешение тем, что «их действия в губернии носили преступный характер. При их попустительстве и личном руководстве широко применялись пытки, произвол, беззакония и расстрелы граждан» [16].

Версию о размахе террора, развязанного коммунистами в Якутии, в советской историографии опровергнул В.А. Демидов: «Миф о кровавом коммунистическом терpope был выдуман и распространялся врагами Советской власти. Всего в Якутии с 1920 по 1922 г. включительно по постановлению ревтребуналов и органов ВЧК было расстреляно 47 контрреволюционеров, в их числе лишь несколько якутов» [17]. С тем, что новое руководство края проводило принципиально новую политику, был не согласен другой советский историк, А.И. Новгородов, отмечавший, что после смены партийного руководства в Якутии военно-политическое совещание, заслушав доклад нового секретаря Губбюро РКП(б) H.H. Иванова (Барахова), вынесло решение подтвердить к руководству прежнюю линию по борьбе с бандитизмом, установленную постановлением Губбюро РКП (б) от 18 февраля 1922 г., что, по мнению Новгородом, «свидетельствовало о преемственности политической линии по ликвидации контрреволюционного движения нового состава Губбюро РКП(б) с превшим Губбюро» [18].

С приведенным мнением советских историков нельзя полностью согласиться, так как политика высшего советского руководства Якутии со сменой руководства изменилась: вскоре была прекращена политика классового расслоения, сдавшиеся повстанцы (участники антисоветского вооруженного восстания) не несли наказаний за свою антисоветскую деятельность, представители интеллигенции из повстанцев получали высокие должности в советском государственном аппарате, активно велась работа по созданию якутской национальной государственности. Но, с другой стороны, политика классового расслоения до переворота активно разрабатывалась и проводилась представителями нового руководства краем, например, Аммосов в газете «Ленский коммунар» писал: «Основа нашей власти — в классовом расслоении населения» [19]. С введением нэпа несвоевременность политики классового расслоения в Якутии становилась очевидной для всех.

Суть мартовского переворота в Якутии состояла в захвате власти группой якутских национал-коммунистов, до этого лишь участвовавших в управлении краем под руководством российских коммунистов-интернационалистов. Переворот ознаменовал победу одной из разновидностей якутского национализма в регионе. Не случайно в 1964 г. отстраненный от власти Лебедев в одном из писем в ЦК КПСС, выступая против националистов 1960-х гг. в Якутии, писал об Аммосове, Ойунском, Барахове и др. якутских руководителях как о «махровых националистах» [20]. Если исходить из интернационального характера коммунистической идеологии, то с оценкой Лебедева можно было бы согласиться. Но все же якуты-коммунисты были не «махровыми националистами», а национал-коммунистами, поскольку в своей деятельности по суверенизации якутского народа гибко сочетали националистические и коммунистические идеи.

После смены партийного руководства, в марте 1922 г., национал-коммунистами начала проводиться так называемая «новая военно-политическая линия». Представление «о принципиальном отличии политики нового руководства Края от политики прежнего руководства, ее идеализация прочно утвердились в трудах якутских историков. Например, Алексеев следующим образом характеризует «новую временно-политическую линию» которая «заключалась в гуманном отношении к мирному населению, пленным, национальной интеллигенции, ко всем слоям населения. Это политика национальной консолидации самого многочисленного в крае якутского народа;

/136/

национального единства: единения всех народов без разделения на враждующие классы, политика культурного и национального возрождения народов, живущих на территории и губернии, в затем автономной республики» [21].

Проанализируем основные черты новой военно-политической линии с тем, чтобы увидеть, что же в действительности в ней было новым, а что стало удобным для руководства края мифом, необходимым для обеспечения легитимности своего прихода к власти и образования автономной республики.

В военно-политической линии принципиально новой оказалась идеологическая направленность, определявшая ее отличие от политики прежних якутских властей. 19 марта 1922 г. Президиум Якутского губернского бюро РКП принял доклад Барахова «Бандитизм и наши задачи», в начале документа обосновывалась необходимость «переворота»: «Местные коммунистические силы оказались не в состоянии провести ту освободительную национальную политику Советской власти, которая была провозглашена Октябрьской революцией в ноябре 1917 года. Наоборот, местные представители Советской власти в деле разрешения якутского национального вопроса пошли в том направлении, что каждое проявление хотя бы культурно-просветительского национального движения среди якутов бралось под сомнение и объявлялось контрреволюционным» [22].

Из представленного Барановым видения ошибок коммунистов вытекала необходимость изменения внутренней политики в Якутии. Приведем мнение Барахова, поддержанное Президиумом Якутского губернского бюро РКП: «Основной и ближайшей задачей партии при ликвидации бандитизма является, главным образом, восстановление доверия широкой якутской массы и трудовой части якутской интеллигенции к Советской власти, планомерный и систематический переход всех органов власти на якутские рельсы, возможное смягчение всех жесткостей Гражданской войны и самая решительная чистка всех советских учреждений от уголовных и преступных элементов, своими действиями возбуждающих население против Советской власти» [23]. С этого момента для новых якутских руководителей первостепенной стала суверенизация якутского народа, оттеснившая на задний план н подчинившая себе вce другие проблемы жизни края. Пришедшие к власти национал-коммунисты концептуально отказались от классовой борьбы. Новые руководители якутского края стали проводить политику национальной консолидации якутов, тем самым выводя национальную интеллигенцию из участия в антисоветском восстании и привлекая в государственный аппарат представителей элиты, которые из буржуазных националистов превратились в борцов за счастье каждого якута вне зависимости от его материального благосостояния.

В отношении направленности новой военно-политической линии на национальную консолидацию якутов показательна деятельность Аммосова, в своих выступлениях и обращениях к населению Якутии подчеркивавшего приоритет национальной составляющей во внутреннем политическом курсе. В своем знаменитом письме к национальной интеллигенции, опубликованном в газете «Автономная Якутия», Аммосов обращался к национальной интеллигенции: «Внутренняя политика автономной Якутии будет способствовать возрождению культуры якутской национальности. Долг нацинтеллигенции — активно и горячо взяться за строительство автономной Якутии. Нет и не может быть оправдания никому из нацинтеллигенции в желании оставаться в стороне от строительства автономной Якутии, тем более тем, кто идет против нее. Настал момент решительной переоценки политической линии нацинтеллигенции. Довольно колебаний! Довольно досадных непониманий и недоговоренностей! Довольно безрассудных заблуждений! К делу! К творческой работе! Слово и дело за вами, товарищи из нацинтеллигенции» [24].

Таким образом, инициаторами якутской автономии в форме советской республики, по внутриполитическим полномочиям превышающей самые смелые ожидания большинства якутских националистов, стали якутские национал-коммунисты. Наиболее концентрированно выразил совместимость националистических и коммунистических идей Аммосов в работе «Тезисы о строительстве автономной Якутии и обороне ее от нападения хищников восточного империализма», опубликованной 20 сентября 1922 г. на страницах газеты «Автономная Якутия»: «Для якутского народа имеется

/137/одна-единственная дорога.... против всякой попытки связать якутский народ с восточным империализмом и за теснейший союз с Советской Россией — такой лозунг всей якутской нации и ее передовых сознательных элементов» [25].

Споря по отдельным аспектам идейно-политической борьбы в Якутии, историки традиционно сходились во мнении, что образование якутской республики было вызвано требованиями трудящихся или всего якутского народа. Г.Г. Макаров по вопросу об образовании Якутской АССР, критикуя Сиббюро и Сибревком за то, что они первоначально выступали против создания Якутской АССР, стремясь ограничиться образованием автономной области, причину образования республики усматривал в деятельности якутов-коммунистов: «Почему якутская парторганизация и ее деятели такие как М.К. Аммосов. П.А. Ойунский, С.М. Аржаков... и др. выступили еще в 1921 г. о создании Якутской автономной республики, входящей в состав РСФСР? Во-первых, их вдохновляла Ленинская национальная политика. Во-вторых, резолюции X съезда партии, доклады и речи В.И. Ленина легли в основу практической деятельности якутской партийной организации и органов Советской власти. В-третьих, они учитывали конкретную политическую обстановку в Якутии того времени, в частности начавшуюся гражданскую войну, в которой буржуазные националисты выдвинули националистические лозунги» [26].

С первой частью заключения якутского историка можно целиком согласиться — ленинская национальная политика создания национально-государственных образований по этническому принципу вдохновляла якутских деятелей, особенно после их участия в X съезде РКП. Но вот «конкретная политическая обстановка в Якутии» не требовала автономии именно в форме республики. Для того, чтобы придать своей деятельности по образованию якутской республики легитимность, якутские национал-коммунисты успешно провели агитационную кампанию в малограмотных массах сородичей, которые совсем недавно на земских выборах 1917 г. голосовали в виде исключения еще с помощью шаров. Простые якуты не могли разобраться в теории государственного строительства и понять, чем автономная область отличается от республики. Статуса республики добивались якуты национал-коммунисты исходя из своих убеждений с тем, чтобы иметь больше властных полномочий и использовать их в интересах своего народа, в результате их усилий 16 февраля 1922 г. ВЦИК и принял декрет об образовании в составе РСФСР Якутской автономной советской социалистической республики.

Окончательно якутская государственность была оформлена на 1 Всеякутском Учредительном съезде Советов, проходившем с 27 декабря 1922 г. по 19 января 1923 года. Это был съезд Советов советской части Якутии, управляемой национал-коммунистами и примкнувшей к ним части якутской интеллигенции, которая к этому времени уже покинула ряды антикоммунистического повстанческого движения, действовавшего на территории республики, и была интегрирована в советский государственный аппарат. Газета «Автономная Якутия» во время проведения съезда писала: «Разрешение национального вопроса здесь, в Якутии, составило и составляет основную проблему, стоящую перед революционной властью рабочих и крестьян» [27].

Основным результатом съезда в области укрепления якутской государственности стало избрание высших органов государственной власти республики, причем национал-коммунистам удалось занять в них ключевые должности. Был избран ЦИК Якутской АССР в составе 25 членов и 9 кандидатов, его председателем был избран П.А. Слепцов. В Президиум ЯЦИК вошел Аммосов. Съезд образовал правительство Якутской АССР — Совет Народных Комиссаров во главе с Ивановым (Бараховым).

Главным итогом Гражданской войны в Якутии стала суверенизация якутского народа путем образования национальной государственности — Якутской АССР. Это стало возможным благодаря деятельности группы якутских национал-коммунистов, в мировоззрение которых были интегрированы ценности, присущие националистической и коммунистической идеологиям. Благодаря этому, возглавив процесс суверенизации якутов, они сумели согласовать интересы своего народа с политикой победивших в Гражданской войне большевиков. На примере Якутии очевидно, что для национал-коммунистов на первом месте стоял национальный вопрос. Якутские деятели в первую очередь являлись националистами. Они выдвигали на первый /138/план национальные задачи и ставили в зависимость от них решение социальных вопросов.

Якутские национал-коммунисты занимают почетное место в «национальном пантеоне» героев якутского народа. В результате их деятельности положение якутов, по сравнению с большинством колониально зависимых народов Востока, было гораздо более выгодным. Якуты получали преимущества от совместного существования в большом государстве с более развитыми в культурном и социально-экономическом отношении народами, которые делились имевшимися у них ресурсами и выводили на новый культурный и социально-экономический уровень развития бывших сибирских «инородцев», ставших полноправными гражданами Советской России. В случае суверенизации якутского народа путем образования независимого государства, он неизбежно попал бы в разряд колониально зависимых народов и подвергся эксплуатации со стороны крупных капиталистических государств, потеряв завоеванный им в ходе революций и Гражданской войны национальный суверенитет. Поэтому якутские национал-коммунисты в переломный момент истории, сознательно связали свои судьбы с российской цивилизацией в образе Советской России.


[20:38, 20.09.2019] Уххан: Все начиналось с Мазары Бозекова, Софрона Сыранова и иже с ними лутчих людишек. Идея витала в умах интеллигенции, Никифорова, Ксенофонтова и т.д. Впервые вопросы стали поднимать Аммосов и Ойунский. И только Аржакову удалось на официальном уровне застолбить 300-летние чаяния своего народа. Именно Степан Максимович является тем спусковым механизмом, тем детонатором, который и привел в образованию якутской автономии. Именно он непосредственно работал под Сталиным в Наркомнаце. И вообще, он был посвящен во многие тайны. Первый нарком НКВД ЯАССР, был наркомом еще 4-х наркоматов...


[20:38, 20.09.2019] Уххан: "С.М. Аржаковым также был подготовлен доклад «Об автономии Якутской области», который обсуждался 16 мая 1921 г. на заседании коллегии Наркомнаца, проходившего под председательством Сталина. В результате было принято решение о выделении Якутской области в автономную единицу и созыве съезда представителей якутских трудящихся".
Россия и Якутия: сквозь призму истории, с. 132—133.

[20:38, 20.09.2019] Уххан: И с Конституцией республики то же самое...
[20:38, 20.09.2019] Уххан: Аржаков всем рулил, воздействовал на будущего вождя всех народов, незабвенный герой кровавой Амги...
[20:38, 20.09.2019] Уххан: Можно сказать, что он - отец-основатель УФСБ по РС(Я)...
Category: История, философия | Views: 101 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Алтынньы 2019  »
БнОпСэЧпБтСбБс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 11
Ыалдьыттар (гостей): 11
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2019