3.11.2019
YKTIMES.RU – Над Россией повисла атмосфера страха. Граждане боятся своих властей. Такой вывод следует из результатов опроса, проведенного «Левада-центром», пишет “Свободная пресса“.
По данным социологов, доля россиян, опасающихся произвола властей, выросла взрывообразно — с 10% до 38% и вот уже год держится на этом уровне.
Страх перед репрессивной машиной вошел в тройку «призеров» наряду с боязнью болезни близких и мировой войной. Кажется, в стране наступили темные времена.
В Кремле к столь тревожному результату отнеслись с недоверием. По словам Дмитрия Пескова, на результаты мог наложить отпечаток эмоциональный фон в обществе. Тем не менее, власти намерены изучить причины такой реакции граждан.
Отговорка пресс-секретаря президента звучит неубедительно. Эмоции граждан не появляются из ничего. И раз значительная часть общества испугалась, тому наверняка есть веские причины.
Это могут быть и связанные с выборами московские события, и последующие потом «посадки», и расправа над экс-кандидатом в президенты Павлом Грудининым, которому присудили выплату 1 млрд. рублей, и другие резонансные случаи с политической окраской.
— Резкий рост страхов произвола властей вызван с двумя факторами. Один долгосрочный, другой сиюминутный, — пояснил социальный психолог Алексей Рощин.
Долгосрочный — расхождение ожиданий народа в отношении властей. Люди видят, что ожидаемого роста их благосостояния или хотя бы остановки падения не происходит, позитивных новостей почти нет, и начинают подумывать о том, что надо требовать своего политическими методами. Но политически действовать страшно, непривычно — это ведь конфликт. И этот превентивный страх отражается в соцопросах. Мол, мы уже готовы бунтовать, но опасаемся того, как и чем нам ответят.
А второй фактор заключается в недавних московских протестах. Москва до сих пор остается образцом для всей России. Столичные новости по-прежнему являются определяющими для всех провинций. Именно поэтому скрыть масштаб протестов не удалось. Они проникли и в государственные СМИ, развитие альтернативных площадок в Сети помогло. Тот, кто интересуется, все увидел и намотал на ус.
Даже те, кто московские протесты не поддерживал, не понимал, а таких, скорее всего, большинство, увидели, что власть показала зубы. Что верхи перешли от сюсюкания к силовому подавлению, и это шокировало людей. Они увидели, что власть — не добрый партнер, не уважаемый друг, она вполне охотно дает нашему брату по зубам. Люди приняли эту данность и теперь принимают ее в свои расчеты. Это знание и проникло в соцопросы.
Директор Института свободы, член бюро президиума политсовета партии «Родина» Федор Бирюков уверен, что опасения людей вызваны неумелыми действиями самой власти.
— Эти страхи во многом сформированы самими властями, их медиаинструментами, ситуациями, которые ими создаются. Например, московские протесты против нерегистрации кандидатов, массовые задержания на улицах (задержать теперь могут каждого, заподозрив в участии), противостояние кандидатов-самовыдвиженцев от «Единой России» и дальнейшее их поражение. Население видит в этом неадекватность власти и начинает опасаться.
Эти страхи подогревают антисоциальные законы: повышение пенсионного возраста, НДС, дальнейшие слухи о полной «оптимизации» пенсионной системы, совершенно невнятные заявления ответственных чиновников о будущем российской экономики. Люди видят, что идет некий либеральный реванш, и он будет отражаться на социальной системе. А от власти никаких опровержений в этой части не идет. Нет даже попытки изобразить динамичное развитие. Указы президента социального характера и от 2018, и от 2012 года не выполняются.
Все это создает у обывателя атмосферу «готического ужаса», что будет использовано политтехнологами при подготовке транзита власти в 2021—2024 годах. Но я думаю, это будет временно. Это тактическое отступление и на этот период понадобится социально-консервативный противовес, чтобы он прошел, если не при полном отсутствии напряженности, то хотя бы не в ситуации ее эскалации.
По мнению адвоката, правозащитника Дмитрия Аграновского, Россия возвращается к дореволюционному бесправию.
— Меня удивила эта цифра — 38%. Это мало, по-моему, подавляющее большинство опасается произвола властей. Других людей, кто совсем не боится, я просто не знаю.
На мой взгляд, люди чувствуют себя абсолютно беззащитными перед государственными структурами, которые сложились по большому счету в 1990-е годы. Именно тогда, в 1993-м, был преподан урок. То, что сделал Ельцин, не было необходимостью. Это была акция устрашения. Именно тогда был установлен баланс сил между государством и гражданами.
С тех пор мы совершенно беззащитны. Серьезные механизмы защиты гражданами своих прав отсутствуют. Я это вижу как адвокат. При желании практически с любым гражданином можно сделать, что угодно. У нас нет эффективной судебной системы, мы не можем защитить себя через прессу, написав в газету «Правда», нет гражданского общества, нет эффективных государственных или общественных правозащитных служб.
«СП»: — Только что в суде «раскатали» бывшего кандидата в президенты РФ Павла Грудинина…
— Это пример более высокого уровня. То, что с ним сейчас происходит — это ужасно. Это просто расправа. Человек поучаствовал в политике, и теперь у него отбирают имущество — я видел судебное решение по Грудинину. Другое дело, что эффект будет обратный. Как политику это ему добавляет очков.
И так поступают с кандидатом в президенты. А что, думаете, с кандидатами в губернаторы, мэры, на другие выборные должности будут по-другому поступать? Конечно, нет. Эффективных средств защиты в РФ нет. А Европейский суд работает долго. Защититься невозможно. Если не высовываться, есть шанс уцелеть, а иначе останешься с государством один на один.
Мы сейчас возвращаемся к дореволюционной ситуации в стране. Оттуда к нам пришли поговорки: «Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло», «Не в свои сани не садись, с богатым не судись» и т. п. Их же не просто так придумали — они были выстраданы.
«СП»: — Песков пообещал изучить причины подобного…
— Песков или действительно не знает, какова ситуация в стране, или умышленно занимается пропагандой. Кстати, пенсионная реформа тоже сыграла свою роль, потому что такого решительного наступления на права граждан не было давно, а механизмов защиты у граждан нет.
Тем не менее, политолог Константин Калачев рад, что в Кремле не смогли проигнорировать тревожные данные социологов.
— Очевидно, что социальные страхи населения имеют долгую историю. На пустом месте ничего не возникает. Есть предпосылки для тех или иных страхов, которые складывались годами, десятилетиями или даже столетиями. Но в иерархии страхов они перемещаются вверх или вниз во многом благодаря актуальному информационному фону. То есть на личный опыт людей воздействуют информационных каналы.
«СП»: — Как это работает?
— Даже если человек сам не сталкивался с произволом властей, но что-то слышал и понимает, что лучше всегда обходить стороной полицейских, а если стал участником ДТП с силовиком, то скорее всего окажешься виноватым и т. п. Эти фоновые страхи произвола властей усилили столичные события последнего года: дело Голунова, «московское дело», жестокость росгвардейцев при разгоне митингов, приговоры по этим фактам. То есть одно наложилось на другое.
«СП»: — Уже понятно, что власти не могут игнорировать такое…
— Тут самое интересное, что Кремль отреагировал. Песков заявил о несогласии, усомнился в формулировках, но то, что там все-таки обратили на это внимание — уже хорошо.
То, что число людей, боящихся власти, выросло в 3−4 раза — обратная сторона действий самой власти. Все знают, что судебная система наша несовершенна, общество наше носит кастовый характер, что представители одних каст имеют больше прав, чем другие, что наличие капитала — не защита, что судьба обычного гражданина незавидна и т. п.
Интересно, что будет дальше. Ведь этот страх отражается на социальном поведении, протестном настроении, политических рейтингах. Будем надеяться, что люди, принимающие решения, теперь задумаются о том, что всесилие силовиков надо ограничивать, количество оправдательных приговоров в стране должно быть большим, что необязательно демонстрировать все средства подавления в ходе мирных манифестаций и т. п.
Сергей Аксенов.
Также вас может заинтересовать:
|