21.11.2019
Якутян в очередной раз обрадовали – Путин распорядился подумать о строительстве моста через Лену. Уже в третий раз. Первые два раза окончились пшиком.
Айсен Николаев: Ленскому мосту – быть!
Айсен Николаев на своей странице в Инстаграмм написал:
«Недавно я имел возможность лично донести свои мысли и предложения о строительстве Ленского моста нашему Президенту Владимиру Владимировичу Путину.
За прошедший год проделана большая работа. На сегодня проект организации строительства моста готов. Есть поддержка федеральных министерств, определён вариант прохождения трассы, проведены переговоры с потенциальными инвесторами.
Владимир Владимирович отметил, что ситуация созрела для реализации, и дал поручение Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву, который, кстати, всегда нас в этом вопросе поддерживал, внести свои предложения по реализации проекта.
От имени всего народа Якутии благодарю Президента за принятое решение.
Ленскому мосту – быть!».
И даже резолюцию Путина на своем письме выложил. Правда, потом быстро фото убрал, ну, не будем придираться. Главное – высочайшая виза с указанием Правительству РФ внести свои предложения по поводу строительства моста есть.
В Якутске тут же устроили всенародный официальный праздник по этому поводу с песнями и плясками. Как будто забыли, что в 2010 и 2013 гг не то что высочайшая виза на письме была, а полноценные Постановления Правительства РФ о строительстве и даже, один раз, строчка в бюджете с финансированием присутствовала. Но, увы, не помогло. Строить так и не начали.
Условия строительства
Но, гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить. Газета «КоммерсантЪ» опубликовала некоторые подробности финансирования строительства моста. Как пишет издание,
«По предварительной финансовой модели стоимость строительства составит 63,7 млрд руб., из них лишь 9,5 млрд руб.— расходы инвестора. Основная часть суммы — капитальный грант на 54,2 млрд руб. (47,8 млрд руб.— федеральный бюджет, 6,4 млрд руб.— региональный). С НДС суммарная стоимость проекта — 82,9 млрд руб., расходы по уплате НДС ложатся на инвестора, чьи совокупные инвестиции, таким образом, составят 28,6 млрд руб.
По текущим расчетам, мост вантовой конструкции будет иметь две полосы движения. Прогнозная интенсивность движения в первые годы эксплуатации составит свыше 1,5 млн автомобилей, в том числе каждый пятый автомобиль — грузовой (около 20% трафика). К 2043 году поток превысит 2 млн машин, причем количество грузовиков практически удвоится.
На данный момент предполагается, что проезд по мосту будет бесплатным для легковых автомобилей и платным для всех остальных категорий транспортных средств. Такой подход заложен в финансовую модель, рассказал “Ъ” источник, знакомый с ее содержанием. Плата варьируется в зависимости от категории транспортного средства и растет с годами: от примерно 0,95–1 тыс. руб. за транспортное средство II категории (LCV) в первый год эксплуатации до 4 тыс. руб. за транспортное средство IV категории (фуры) в 2043 году. Общие сборы за проезд до 2044 года ожидаются на уровне порядка 32 млрд руб.
Другой источник “Ъ” уточняет, что на стадии эксплуатации не покрытые сборами расходы предполагается дополнительно субсидировать через механизм минимально гарантированной доходности на 42 млрд руб.».
Итак, если перевести это с финансового языка на обычный, то мы получаем следующую картину. Сразу скажем – это обычные стандартные условия концессии, на которых сейчас строят большинство объектов.
Где взять деньги якутскому бюджету?
Автомобильный мост будет строиться по принципу ГЧП на основе частной концессионной инициативы. Строительство моста обойдется в 82,9 млрд. руб. Федеральный бюджет выделяет 47,8 млрд.руб., Якутия вкладывает 6,4 млрд.руб, частный инвестор – около 28,6 млрд.руб.
Ранее сообщалось, власти Якутии в рамках ВЭФ подписали соглашение о намерении строить мост с Группой ВИС и CRCC (China Railway Bridge Engineering Bureau Group Co. Ltd.). Как пишет «КоммерсантЪ», ВИС подтвердил свою заинтересованность продолжать проект. С высокой долей вероятности можно предположить, что частным инвестором будет группа ВИС. Следовательно, республика будет являться концедентом по договору концессии.
Как утверждают СМИ, совладельцами являются Игорь Снегуров и генеральный директор АО «ТЭК Мосэнерго» Дмитрий Рябов. «ТЭК Мосэнерго», в свою очередь, принадлежит сыну одного из богатейших бизнесменов России Игоря Ротенберга. Но в самой компании сейчас отрицают, что Рябов входит в состав владельцев, а Ротенберг имеет влияние на компанию.
Возникает вопрос – откуда Якутия возьмет, минимум, 6,4 млрд.руб.? Бюджет республики дефицитный и прогноз по доходам на ближайшее время неутешительный. Где брать деньги?
Любое крупное строительство в России всегда в конечном итоге обходится дороже, чем изначально планируется. В этом случае концессионер за доплатой обратится к своему партнеру-концеденту. Кто и каким образом будет оплачивать это удорожание? Хорошо если это полностью возьмет на себя федеральный бюджет. А если нет? Кто и в каких пропорциях будет платить?
Мы все помним волокиту со строительством и сдачей железной дороги Нерюнгри – Н.Бестях. Не хотелось бы, чтобы эта история повторилась с мостом.
УАЗ-«буханка» – проезд только за деньги
Проезд по мосту будет бесплатным только для легковушек, остальным придется платить. LCV – это УАЗ «буханка», все микрогрузовички, пикапы, микроавтобусы до 19 мест и пр. «Буханка» – очень популярный автомобиль в сельской Якутии. Масса деревенских жителей из Заречья приезжают на ней в город.
Теперь, если они поедут по мосту, им придется платить по 1000 руб. в одну сторону и 1000 руб. обратно. То же самое для междугородних таксистов на микроавтобусах, которые в подавляющем большинстве возят деревенских жителей.
Вообще, цена за проезд по мосту вполне сопоставима с паромом. Напомним, летом 2019 года, согласно приказа Госкомцен, стоимость проезда на пароме через Лену составила:
- для легковых автомобилей (в зависимости от условного веса) от 340 до 1275 руб.
- для грузовых автомобилей от 405 руб. (автомобили грузоподъемностью до 0,5 тн) до 1 660 руб. (автомобили грузоподъемностью свыше 30 тн).
Плюс средняя стоимость одной тонны груза составляла 340 рублей. Будет ли взиматься плата за тонну груза в случае проезда по мосту, пока не сообщается.
Неясно насколько подорожают автобусные перевозки до Н.Бестяха, включая автобусы до ж/д станции.
Где взять деньги на МГД?
Минимально гарантированная доходность проекта (МГД) составляет – 42 млрд. руб.
МГД означает, что если сборы концессионера за проезд по мосту, не достигнут оговоренного в концессии размера, то доплачивать до этой суммы будет концедент. То есть опять бюджет Якутии. Где брать деньги? Повышать плату за проезд или из бюджета республики?
Кроме того, с МГД могут и возникнуть другие проблемы. Сейчас в Новосибирске, на аналогичных условиях концессии, группа ВИС строит мост через Обь. И там произошла такая ситуация. Федеральный грант запоздал, а по условиям договора с 2022 года Новосибирску нужно платить ВИСу МГД в размере свыше 2 млрд.руб. К 2022 году мост построить однозначно не успеют и получится скандальная ситуация – моста нет, а области нужно платить за проезд по нему.
Новосибирские депутаты пытаются решить проблему, но надежд на благополучный исход мало. Как пишут СМИ,
«Опыт другой громкой новосибирской концессии о строительстве двух мусоросортировочных полигонов показывает, что внесение корректив в такие контракты возможно только через суд. Основные параметры концессионных соглашений защищены федеральным законодательством, на это в свое время региональному правительству указала Федеральная антимонопольная служба».
Не хотелось бы, чтобы подобная ситуация повторилась у нас. А она может возникнуть в случае проволочек с удорожанием объекта.
Вот вкратце все, что пока можно сказать о схеме финансирования строительства и эксплуатации моста через Лену, исходя из опубликованных данных.
Условия ухудшаются, цена – растет
На мой взгляд, данные условия намного хуже тех, что были предусмотрены в 2010 и 2013 гг.
Напомним, в 2010 году стоимость строительства совмещенного автомобильно-железнодорожного моста, со всеми подъездными путями, развязками и веткой до Якутского речпорта, оценивали в 62 млрд.руб. Это даже с учетом переселения жителей, чьи дома попадали в зону строительства ветки в Якутске. Оплачивать строительство и эксплуатацию сооружения должен был полностью федеральный бюджет.
В 2013 г. мост уже стал только автомобильным, а сметная стоимость строительства составила 54,7 млрд руб. в ценах I квартала 2013 г., из которых 40 млрд.руб. платит гос-во, а остальное частный инвестор. Понятно, что из состава затрат выпали все работы по строительству ж/д ветки в Якутске.
Провели конкурс, который выиграл консорциум «Транспортные концессии (Саха)». Победитель предложил возвести мостовой переход вместо 40 млрд.руб. за 38,9 млрд рублей в ценах первого квартала 2013 года.
Проезд по мосту должен быть был полностью бесплатным, а чтобы частный партнер смог вернуть свои инвестиции, государство обещало ежегодно выплачивать ему эксплуатационный платеж в 2020-2027 гг. За восемь лет выплаты составили бы 16 млрд руб. То есть все расходы по строительству и эксплуатации моста брал на себя федеральный бюджет.
Как видите, с 2010 года условия строительства моста для Якутии постоянно ухудшались, а сметная стоимость росла. Несмотря на то, что из него выпала железнодорожная составляющая.
Где взять деньги на инфраструктуру?
Сегодня, в случае успешной реализации проекта, о перспективах и благоприятных последствиях прихода железной дороги на правый берег Лены и непосредственно в Якутск можно окончательно забыть. Бюджет Якутии получит дополнительную финансовую нагрузку в размере, минимум 1,5 млрд. руб. ежегодно на период строительства и неизвестно, сколько денег уйдет на поддержание МГД для инвестора. Напомню, она составляет 42 млрд.руб.
Селяне на «буханках» и микриках получат платный проезд, сопоставимый со стоимостью переправы на пароме. И если сейчас сумма в 2000 руб. переправы через Лену (туда и обратно) особых возражений не вызывает – люди видят за что платят – то та же сумма, уплаченная за 2 минуты проезда по мосту будет, на мой взгляд, вызывать ропот.
Так же можно предположить, что зимой большегрузы и «буханки» будут пересекать Лены по льду в удобных для них местах. А так как основной доход предполагается получать именно с них, то сокращение трафика по мосту приведет к увеличению расходов бюджета Якутии по МГД. Или к поднятию стоимости проезда по мосту.
Но это еще не все расходы бюджета Якутии. В финансовой модели моста предполагается, что по нему будет проходить от 1,5 до 2 млн. автомашин в год. В среднем это до 5 500 автомашин в сутки, причем понятно, что трафик будет неравномерным – днем намного больше, чем ночью и так далее.
Соответственно, приблизительно настолько же возрастет нагрузка на близлежащие автомагистрали – участок Покровского тракта до Табаги, улицы Чернышевского, Автодорожная, Дежнева, Бестужева-Марлинского и пр. А уже сегодня, в пиковые нагрузки, эти улицы не справляются.
Во избежание транспортного коллапса властям Якутии и города Якутска придется за свой счет провести реконструкцию и расширения этих улиц, а так же Объездной автодороги с выходом на Жатай. Сами понимаете, расходы будут исчисляться десятками миллиардов рублей. Желательно провести расширение улиц одновременно со строительством моста. Где брать на это деньги?
Кроме того, полностью на плечи республики падает строительство и содержание в Н.Бестяхе полноценного грузового речного порта со всей сопутствующей инфраструктурой. А это базы хранения, склады ГСМ и прочая. Не стоит забывать и о расходах на строительство берегозащитных сооружений – сейчас русло реки перемещается и идет интенсивный подмыв правого берега. В 2011 году общие расходы на эти цели оценивались в сумму порядка 100 млрд. руб. Эти деньги должен найти республиканский бюджет и якутские предприниматели. Где их брать?
Вот такие вопросы на сегодня вызывает опубликованная схема финансирования моста через Лену. Ответов на них пока нет.
Владимир Нифонтов.
Также вас может заинтересовать:
Песков заявил, что четких сроков решения вопроса по мосту через Лену в Якутии нет (20.11.2019
|