Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [860]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [206]
Суд-закон.МВД.Криминал [1170]
Право, закон [271]
Экономика и СЭР [785]
Власть Правительство Ил Тумэн [1064]
Мэрия, районы, муниципалитеты [367]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [174]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [484]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [125]
Коррупция [819]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [253]
Социалка, пенсия, жилье [256]
ЖКХ, строительство [129]
Образование и наука. Школа. Детсад [204]
Люди. Человек. Народ. Общество [172]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [646]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [227]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [339]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [123]
Промышленность [43]
Нефтегаз [259]
Нац. вопрос [275]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [171]
Выборы [630]
Айыы үөрэҕэ [27]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [17]
Ыһыах, олоҥхо [87]
Култуура, итэҕэл, искусство [341]
История, философия [187]
Тюрки [76]
Саха [127]
литература [33]
здоровье [412]
Юмор, сатира, критика [11]
Реклама [6]
Спорт [121]
В мире [85]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2019 » Ахсынньы » 3 » Шаман — это не простой человек. Он избранник духов. Шаман Савей - странник между мирами
Шаман — это не простой человек. Он избранник духов. Шаман Савей - странник между мирами
13:48
Шаман — это не простой человек. Он избранник духов.

Савей (Васильев Семен Степанович)

savei
Васильев Семен Степанович родился в п. Усть-Уркима 10 января 1936 г. Он из потомственной шаманской династии эвенкийских шаманов – генетический носитель.

Отец его Васильев Степан Владимирович был из рода Инилас (Интыл), буквально в переводе «маленький совенок, который начинает летать вечером». В 1942 г. ушел на войну, после окончания войны в 1945 г., когда возвращался домой, умер в Благовещенске в госпитале.

Мать, Максимова Мария Петровна, из рода Бугачар.

В семье было три сына. Первенец умер в детском возрасте, второй сын Семен («Савелий»), третий сын – Лука – умер в 1974 г.

Савелий окончил школу в Уркимэ, получил начальное образование. В 1966 году приехал в п. Золотинку, где работал охотником, оленеводом, рабочим.

В 1967 г. работал в Малом Нимныре оленеводом-каюром в Якутской геологоразведочной партии. Там женился на Колесовой Марии Гаврильевне из рода Бута. В 1971 году жена умирает в тайге. Весной уехал один в Якутскую геологоразведочную экспедицию. Работал каюром-оленеводом по р. Ботома, р. Толба, р. Лена, р. Синский, р. Санаиктах, р. Чоран, р. Эсит, р. Малыкан.

В 1972 г. по р. Амудика работал два года оленеводом-каюром, затем охотником. Весной женится во второй раз на Елизавете Максимовне из рода Баттаки. С женой зимой охотились, а весной делали полозья для нарт. Лиза стала кадровым охотником в совхозе «Золотинка». Умерла в ноябре 1996 г.

В 1973 г. на совете старейшин рода было принято решение, что Савелию нужно принять шаманство. С этого года начинает заниматься лечением больных. Основные болезни, которые он лечил: заболевания печени, почек, сердца, эпилепсия, различные патологии и др. Савей был одним из шаманов, который практиковал все имеющиеся обрядовые виды и методы шаманского лечения.

Настоящим шаманом он стал весной 1975 г. на маленькой речке Барылак в Алданской стороне, где он работал оленеводом-пастухом в колхозе «Алданский».

Курбальтинова Матрена Петровна

Курбальтинова Матрена Петровна (Сынгалаева) родилась в 1887 году в с. Тяня Олекминского района в семье оленевода из рода Нюрмаган. В семье было 14 детей, Матрена Петровна была старшей, поэтому вместо учебы ей пришлось помогать родителям воспитывать своих младших сестер и братьев. Всю жизнь она трудилась — обшивала всю семью. Шила при свечах, но при этом никогда не носила очки, так как зрение у нее было отличное.

С мужем Курбальтиновым Петром Филипповичем приехали из Олекминского района в 1937 году. Родилось девять детей, из которых живыми остались только трое: Евдокия, Михаил, Егор. Евдокия умерла от болезни в 18 лет. Михаил работал геологом, умер в 1949 году. Сын Егор женился на Федоровой Ульяне Николаевне. У них родилось 7 детей, все они оленеводы и охотники.

У Матрены Петровны 7 внуков, 25 правнуков, 14 праправнуков.

В 50 лет она стала шаманкой.

Матрена Петровна была глубоко убеждена в том, что ее миссия как шаманки — лечебная деятельность, оказание помощи людям в их горе и радости.

Последний полет тунгусского шамана

— так может называться книга о жизни шамана из Иенгры – Савея, ушедшего из жизни 1 ноября 2013 года и преданного земле в своем родном селе 5 ноября. Дедушка Савей прожил 81 год, оставив после себя добрую память как о самом сильном шамане Якутии, известном далеко за пределами республики.

В этот ноябрьский день погода была как по заказу накануне выпал чистый белый снег, который слепил глаза, равно как и яркое солнце. Мороза еще не было, и на улице стоящие около этно-культурного центра жители Иенгры, пришедшие проститься с Савеем, были одеты еще в демисезонные одежды, без головных уборов. Хотя рядом привязанная упряжка оленей как бы напоминала о суровом севере. Рядом со зданием центра была разбита палатка, в которой ночью, как нам с фотокорреспондентом газеты Юрием Коковиным рассказали сельчане, около тела усопшего Савея камлал шаман Харатала, специально приехавший из Якутска. Правда или нет, но, якобы, во время камлания Харатала встречался с духом Савея, общался с ним. Дошел вроде только до 10 уровня, далее — до 18 уровня Хараталу не пустили духи, которые поведали, что следующим шаманом в Иенгре может стать молодая женщина, удаганка.

Мы еще застали Хараталу в помещении, где лежал Савей. Шаман общался с сельчанами, но вскоре быстро собрался и, закинув за плечи шаманский бубен в чехле, уехал. Нам сказали, что он свое дело сделал, уже попрощался с покойным. Так как поговорить с шаманом не удалось, мы расспросили очевидцев его камлания и надо сказать были несколько удивлены услышанным. Оказывается, он сильно напугал присутствующих на камлании в палатке людей, заявив, что если кто пошевельнется, того может постигнуть болезнь и вообще, мол, участвующие в его обрядах могут и умереть. Говорят, после этих слов очень многие палатку покинули. Довелось услышать и такое мнение, что приехавший шаман очень сильно озабочен своим пиаром, потому и ведет себя так, не совсем подобающе.

В зале рядом с телом Савея, в изголовье лежали два его костюма шамана – один из шкуры сохатого и совсем еще новый костюм из шкуры медведя, в котором он успел провести только пять последних камланий в свой визит в Якутске в конце октября, где по словам очевидцев он встречался с президентом республики, правда, зачем, никто не знает. 29 октября Савей приехал домой и в ночь с 31 октября на 1 ноября умер. Об этом нам рассказал помощник Савея, его можно сказать, библиограф – историк Анатолий Афанасьевич Алексеев. Мы познакомились тут же, в Иенгре, куда он спешно прилетел проститься с Савеем, как только узнал скорбную весть. Пока ожидали начала гражданской панихиды, мы с Анатолием Афанасьевичем долго говорили о шаманизме и теперь предлагаем вниманию читателей «ИС» интервью с этим удивительным человеком, поведавшем много интересного о шаманах и о Савее.

Вначале коротко о собеседнике. Алексеев Анатолий Афанасьевич — известный ученый-этнограф, доцент кафедры Всемирной истории и этнологии СВФУ. Организатор международных научных экспедиций и конференций на территории нашей республики, участник нескольких путешествий знаменитого исследователя Эрнста Мулдашева. При его непосредственном участии снято 13 документальных фильмов о Якутии кинокомпаниями Англии (Би-Би-Си), Японии, Франции, Швеции и других стран. Он читал лекции в Кембридже и Оксфорде, университетах Хоккайдо, Саппоро, Сеула, Аляски, принимал участие в работе Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов. Посвятил изучению шаманизма более 18 лет. В 2007 году его документальный фильм о шаманах демонстрировался в ООН в Нью-Йорке и завоевал золотую медаль «Всемирной цивилизаиии-2008». Именно на фотографиях Алексеева, сделанных японским пленочным фотоаппаратом, зафиксировано уникальное явление — шаманский невидимый огонь.

— Алексей Афанасьевич, расскажите о Савее. Вы давно с ним знакомы?

— Вы вероятно даже не представляете, какой великий шаман был Савей. Таких в мире — единицы. Он шаман 12 неба. Тут такая классификация: шаман 7 неба, его духовная сила распространяется на родовую территорию, 9 неба — отвечает за здоровье и генофонд этноса, 12 неба — за весь мир. Савей, когда стал шаманом 12 неба, мог без бубна и плаща улететь куда угодно. Шаман — не простой человек, он — избранник духов. Во время полетов он общается с духами и другими шаманами. Современная наука только подходит к пониманию шаманизма и роли конкретных шаманов в жизни людей. Я уже давно изучаю шаманизм и знаю, вернее, лично наблюдал, как шаманы продляют жизнь человеку, вылечивают больных. Они говорят: «Жизнь и смерть — это две стороны единой жизни. Со смертью жизнь не кончается — это только начало начал…».

Например, как со мной было. В феврале 1995 года у меня случился инфаркт, я долго лечился. Но потом попал в Иенгру к шаманке Кульбертиновой Матрене Петровне, которая сразу поняла, что меня надо лечить. Провела шаманский обряд с камланием, во время которого, хотите верьте, хотите — нет, заменила мое больное сердце на сердце молодого оленя. Я долго не рассказывал об этой необычной операции. Шаманы могут менять не только сердце у человека, но и другие органы — почки, селезенку, печень и т.д. Как правило, такой обряд проводится обязательно только до обеда, а все остальные камлания — после обеда. Я могу назвать десятки людей, которым провели такие операции.

— И как Вы себя чувствуете после этой операции? И почему Савей себя не смог вылечить?

— Теперь я никаких проблем не испытываю. Мое молодое сильное сердце позволяет мне ездить на охоту, рыбалку, подниматься в горы… Есть много вещей, о которых шаман никому не расскажет — запрещено духами. Думаю, себя он лечить не мог.

Савей ведь не родился шаманом. В те годы все были атеистами, в том числе и он. В начале семидесятых годов прошлого века у него началась шаманская болезнь. Это когда человек ведет себя неадекватно. Например, всю ночь бегает вокруг дома, может петь непонятные песни. Обычно врачи могут диагностировать психиатрическое заболевание и отправить в больницу. Но был тогда еще жив дед Савея, который был шаманом. Он сумел успокоить родственников и стал обучать внука шаманскому мастерству. Первый бубен Савею изготовили в 1975 году, хотя шаманить он начал с 1972 года. Тогда ему было уже за сорок. За годы, прошедшие с того времени, он сумел достигнуть самых вершин. Он уже мог выступать повелителем «духа огня».

— А сколько сейчас в Якутии шаманов? И остались ли ученики у Савея?

— Сейчас, думаю, осталось настоящих шаманов всего три или четыре в Якутии. У Савея есть ученик — Федот Иванов, он уже двадцать лет камлает. Живет в Вилюйском районе. В девяностых годах был бум шаманизма, многие объявляли себя шаманками или шаманами. Эти люди, как правило, обладали некоторыми способностями, в лучшем случае, были народными целителями, но не шаманами.

— Говорят, следующим шаманом в Иенгре может стать молодая женщина-удаганка. Что означает слово удаганка и слово шаман?

— Удаганка от монгольского слова «уда — повелительница огня». Значение слова шаман в переводе с языка тунгусов означает — работа с огнем. И действительно, тело шамана во время магического обряда камлания излучает свет. На фотопленке он проявляется как огненные сполохи, идущие от шамана к больным. На многих моих фотоснимках зафиксирована энергетика человека, предметов и их электромагнитные поля, которые невозможно увидеть глазами. Во время камлания шамана дух огня проявляет себя как физическое явление. Огонь на фотографиях Савея стал появляться с 1997 года. Сам шаман полагал, что это связано с его духовным совершенствованием. Однажды во время лечения за спиной шамана Савея проявился огненный топор. Когда я спросил его, почему появляется огонь, Савей засмеялся и рассказал: «Это шаманский огонь — дух огня. Мы, шаманы, общаемся с духами разных сфер. Огни на фотографиях — это духи. И через огонь мы ставим диагноз больному человеку и лечим разные болезни. Мы с духом огня договариваемся и вместе работаем. Это только со стороны видно, что я управляю огнем».

— Шаманы лечат людей, общаются с духами, а еще что в их власти?

— Они могут и предсказывать будущее, и изменять судьбу человека и многое другое. Я, например, неоднократно был свидетелем разговоров шаманов с усопшими людьми. Бывает, что человек умер, а родственники далеко, но чтобы узнать последнее желание усопшего, они обращаются к шаману, который выступает посредником в этом необычном разговоре. Все это, несомненно, лишний раз доказывает, что потусторонний мир существует. Шаманы его называют по-другому — духовной жизнью.

— А друг с другом шаманы общаются?

— Да, во время своих полетов. Савей, когда мы собирались на форум шаманов в Гренландию, за 20 дней до нашей поездки встретился во время камлания со всеми будущими участниками предстоящего форума из разных стран и континентов. А туда собирались шаманы из Японии, Непала, Южной Кореи, Новой Зеландии, Африки, Бразилии, Перу. Он пообщался с ними, узнал их духовную силу, возможности, настроение и потом сказал мне, что мы можем спокойно туда ехать, там, мол, соберутся шаманы средней руки и опасаться нам нечего. Между шаманами всегда идет борьба. Вот костюм Савея один отдадут в музей, а другой должны спрятать в тайге, в лабазе. Он ему там понадобится. (Костюм шамана весит около 16 кг. Первый костюм изготавливается из шкуры оленя, следующий — из шкуры сохатого и потом только из шкуры медведя). Шаманам было очень нелегко, еще при жизни Матрена Кульбертинова мне говорила, что никому не пожелает быть шаманом или шаманкой. Незавидная доля.

— А правда, что в тридцатые годы в Якутии, когда сильно притесняли шаманов, был такой случай, что в здании НКВД выступал известный впоследствии Белый шаман – Кондаков, который прямо в зале, чтобы доказать сидевшим там чекистам свою магическую силу вызвал снегопад и после этого органы оставили его в покое?

— Да. Такой случай широко известен и описан во многих книгах. Подобное – вызывать снег или дождь, диких зверей могут шаманы 7 неба, это как бы галлюцинации. А вот Савей как шаман 12 неба мог гораздо большее. Например, его астральное тело бывало на Луне, Марсе, других планетах и звездах. Мне он рассказывал, что почти каждый год общался с инопланетянами. Говорил, что существуют добрая и враждебная землянам цивилизации, но к нему прилетали только из доброй. Они вроде поведали ему, что до 2050 года на нашей планете катаклизмов не предвидится, а в России в 2030 году произойдет какая-то революция.

В это конечно трудно поверить, но кто знает, правда это или выдумки. Есть еще одна история, о которой мне также рассказал мой собеседник Анатолий Афанасьевич Алексеев. Про то, как Савей помог Сочи стать столицей Олимпийских игр. Газета «Якутия» в 2010 году опубликовала на своих страницах материал Алексея Яровикова, в котором вся эта история подробно изложена.

В 2007 году российский город Сочи получил право на проведение зимних Олимпийских игр. И мало кто знает, что огромную роль в этой исторической победе сыграл шаман из Якутии. Но обо всем по порядку.

Голосование членов Международного Олимпийского комитета (МОК) состоялось пятого июля 2007 года в Гватемале. За право принять у себя Игры-2014 боролись около десяти городов, но в финал вышли — российский Сочи и южнокорейский Пхенчхан. Кстати, шансы последнего оценивались намного выше. Дело в том, что Пхенчхан уже претендовал на проведение зимней Олимпиады, правда, 2010 года. Однако во время голосования уступил канадскому Ванкуверу всего три голоса. Поэтому все были уверены, что члены МОК второй раз этот город не обидят.

За несколько дней до голосования возле стойбища шамана Савея в нерюнгринской тайге приземлился вертолет. После непродолжительных сборов Савей поднялся на борт Ми-8 и отправился в национальный эвенкийский поселок Иенгра. Там его ожидали гости из Москвы, представляющие заявочный комитет на право проведения Олимпиады в российском городе Сочи. По словам доцента кафедры Всемирной истории и этнологии СВФУ Анатолия Алексеева, высокие гости попросили якутского шамана оказать содействие в победе российской заявки на право принять зимни Олимпийские игры 2014 года. Савей ответил буквально следующее: «Вас столько людей прилетело, вертолет заказали, много денег израсходовали, могли бы просто позвонить, я бы все сделал». Тем же вечером он провел обряд камлания, которое длилось час, и после него сообщил московским товарищам радостную весть: «Духи сказали, что они удовлетворят вашу просьбу».

А дальше все известно. На решающем голосовании в Гватемале Сочи обошел Пхенчхан на четыре голоса — российскому городу отдал предпочтение 51 член МОК, южнокорейскому 47. Так, благодаря якутскому шаману Савею и избравшим его духам, российский город стал столицей XXII зимних Олимпийских игр. Так по крайней мере, считает Анатолий Алексеев.

Вот уже много лет Анатолий Афанасьевич изучает шаманизм.

Особенные люди

— Анатолий Афанасьевич, мне, как человеку очень далекому от шаманизма и прочего колдовства, интересно, а кто такие шаманы? Действительно это особенные люди, способные общаться с потусторонним миром?

— Шаманизм в Сибири начали изучать русские казаки и промышленные люди в 17-м веке, когда Ленский край был присоединен к Российскому государству. Но научное изучение шаманизма началось в 18-19 веках. С тех пор представления о нем претерпели существенные изменения. При советской власти вплоть до 60-х годов двадцатого столетия это явление рассматривалось как курьезный продукт примитивных заблуждений и откровенной патологии отсталых народов Сибири и мира. Ученые мужи объясняли любопытной публике: варварские некультурные люди занимаются непонятно чем.

Позднее, начиная с семидесятых годов прошлого века, наука вышла на другой уровень. Она стала изучать шаманизм как явление, имеющее место в общественной жизни.

Сейчас можно сказать, что в случае с шаманизмом мы сталкиваемся не просто с порождением ранней стадии развития культуры, но и с феноменами, имеющими отношение к сокровенным сторонам человеческого бытия и тайнам мироздания. Конечно, сегодня об этом явлении издано много книг во всем мире, в том числе и в Российской Федерации. Собраны и опубликованы различные материалы по различным аспектам шаманизма, но и по сей день мы не можем до конца раскрыть тайну этого явления. Его психологию, методы лечения, как совершаются полеты в космосе, какими знаниями они обладают.

Я встречался с шаманами из Непала, Африки, Бразилии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Перу, Японии, много раз присутствовал на их камланиях. Уже десятки лет изучаю этот феномен, но могу твердо заявить, что очень мало знаю о шаманизме.

В этой связи всегда вспоминаю слова тунгусской шаманкн-удаганки Матрены Петровны Кульбертиновой, которая умерла 12 января 1996 года в тайге. Когда мы впервые зашли к ней на стойбище, она, увидев нас, спросила: «Зачем приехали?» Я представился, сказал, что хочу написать книгу о шаманизме. В ответ на это она заявила: «Хех, столько книг о шаманизме написано, миллионы тиражей, но вы ничего о шаманизме не знаете, и твоя будет такой же макулатурой».

Но все же через некоторое время она сменила гнев на милость и вдруг сказала: «Если вы хотите что-то писать, то слушайте».

Она рассказала очень интересные вещи. Например, о том, как лечит, что чувствует во время полетов, как стала шаманом.

О чем рассказала шаманка-удаганка?

— И все же, хотя бы в двух словах, о чем рассказывала Матрена Петровна?

— О многом. В частности, она ругала советскую власть. По ее словам, когда в двадцатых-тридцатых годах прошлого века коммунисты начали свои репрессии против шаманов, в том числе и якутских, это стало началом физического и интеллектуального погрома духовной культуры народов Сибири и Севера.

Я с ней полностью согласен. От себя добавлю, что по сей день мы пожинаем плоды этой вакханалии. Многие до сих пор не верят в шаманизм, считая, что это отсталость и примитивность. Со всей ответственностью хочу заявить, что это явление стоит на одной ступени с такими большими науками, как философия, психология, космофизика, генетика, медицина и, как это ни странно, с современными нанотехнологиями.

— С философией, психологией и прочими в принципе можно согласиться, но нанотехнологии-то тут при чем?

— Нанотехнологии — это развитие науки не на клеточном уровне, а на уровне атомов.

Например, будут созданы медицинские приборы, которые запустят в кровеносные сосуды, капилляры. Они не только поставят диагноз, но и смогут лечить всевозможные болезни. Впереди нас ждет технологический ум. Однако этими методами шаманы пользуются уже тысячи лет. Они лечат болезни именно на уровне атомов, давно проложив дороги в микро-, макро- и мегамиры.

— Какую роль играют шаманы в нашем мире? Какие задачи решают?

— Шаманизм — это тайное древнее учение, стройная система мировоззренческих взглядов и знаний о человеке, обществе и окружающей природе. Шаманы давным-давно проникли в таинство жизни, смерти и мироздания. Поэтому им подвластно очень многое. Функции у них очень различны. Главная из них — охрана человека, семьи, рода и народа от пагубного влияния злых сил, негативной энергии. Также шаманы оберегают животный и растительный мир, природу, среду обитания человека, климат и многое другое.

Шаман — это не простой человек. Он избранник духов. Например, к шаману Савею прилетали люди из Москвы, других городов России и просили обучить их шаманизму, предлагали огромные деньги. Они говорили: «Мы способные, будем с утра до вечера усердно учиться». На что он отвечал: «Хоть тысячу лет учись, хоть десять миллиардов долларов заплати, но если нет природного дара, то ничего не выйдет. Это бесполезная трата энергии, времени и денег, вы никогда не будете шаманами».

— Вы упоминали о том, что шаманы перемещаются в космосе. Это происходит во время камлания?

— Не обязательно. В 1997 году мы летели на самолете в Лондон. За 20 минут до посадки в аэропорту Хитроу помощница шамана Савея Октябрина Владимировна Наумова просит его узнать, как там ее маленькие дети, которые остались в селе Иенгра. Савей отвечает: «Надо бы слетать». Физическое тело его по-прежнему находится в пассажирском кресле, а астральное перемещается в далекую Якутию. Я засекаю время, через пять минут Савей возвращается в свою оболочку и говорит, что слетал в Иенгру, заходил в дом Октябрины Наумовой, там все нормально. Заодно он посетил стадо оленей под Нерюнгри, заглянул в палатку. Там тоже все хорошо. Беспокоиться не о чем — и с детьми, и с оленями все нормально.

Но чаще, конечно, свои полеты шаманы осуществляют во время камлания. В своих путешествиях они всегда встречаются со сверхъестественными существами, духами предков и так далее.

…К сожалению, нам с фотокорреспондентом Юрием Коковиным 5 ноября после гражданской панихиды — пришлось уехать. Но очевидцы рассказывают, что во время похорон на кладбище (дедушка Савей попросил похоронить его рядом с могилой жены) все время кружил черный ворон. А символом Савея, как шамана, была именно эта птица и, как заметил тот же Алексеев, видимо, его дух парил в небе над родным селом.

Как бы само небо оплакивало уход шамана Савея в вечность. В день его смерти 1 ноября в Якутске прошел дождь, несмотря на уже давно выпавший снег и сильные морозы.

P.S. В начале марта следующего гола на День оленевода в Иенгре состоится выставка фоторабот Алексеева А.А., на которых запечатлен шаманский огонь во время камлания. Кстати, жители Иенгры только от Алексеева узнали, каким сильным шаманом был Савей.

Киян, Альбина Васильевна. Последний полет тунгусского шамана / А. В. Киян. — Инд. Севера. — 2013. — 15 нояб.

Четыре года назад, 1 ноября 2013 года, Земля и Вселенная снегопадом и дождем, вьюгой и пургой оплакивали уход из нашего мира Великого Тунгусского Шамана Савея. Вознесся Великий Шаман 12-го небесного уровня в свой дабын… Он не умер. Он ушел в другое измерение. Еще несколько веков он будет приходить в наш мир, оберегать его, помогать нам и учить избранных…

Я решилась написать эту статью о Великом Шамане Савее, потому что выросла в мире, где мистика и реальность были сплетены воедино. Родилась и выросла в одной из дальних сел Вилюйского улуса, где вечера были полны легендами и преданиями о великих шаманах прошлого, где–то далеко в тайге жили и занимались целительством Великие Старцы - Якутские Ойууны Герасим и Никон. Рядом было много ясновидящих старцев и знахарей, были еще живы престарелые удаганы…

В детстве ходили в тайгу, в полузаброшенные сайылыки, где летом держали коров, и видели иссохшие, стонущие от порывов ветра шаманские деревья – кэрэх мас, на которых висели побелевшие от времени черепа жертвенных животных. Среди тайги находили полуистлевшие остовы древних захоронений – аранасов, разрушенных ветрами веков и омытых дождями и снегами ушедших в небытие времен. Сам воздух был напоен и наполнен мистикой.

Кто такие Шаманы, Ойууны? Кем является Великий Шаман 12-го уровня Савей?

Шаманы, Ойууны – это носители древнейших знаний человечества, это Учителя, передающие космическое учение, которое почти забыто нами, это люди, умеющие странствовать по параллельным мирам, исцелять космической энергией. Некоторые считают шаманов избранниками духов. Но они не только избранники духов, но это избранники Небес, избранники Вселенной. Сама Вселенная дает им доступ к космическим знаниям, в них заложена генетическая память всего человечества.

Шаманы учат нас жить в гармонии с миром, со Вселенной и с самим собой, жить по установленным с начала времен вселенским законам, о которых подсознательно знает каждый из нас…

Когда человек становится шаманом, то он «умирает» как обычный в земном понимании человек, проходит через шаманскую болезнь и перерождается в духовном плане, воскресает другим, иным… Он уже мыслит глобальными понятиями, действует уже в нескольких мирах. Но каждый шаман по – своему особенный: то, что дозволено одному, не дано другому, то чем обладает один, не дано постичь другому. Вселенная дает знания и возможности по мере духовного роста. Только шаманам дозволено знать и постичь тайну мироздания, истинное предназначение человечества. Эту величайшую в своей гениальности и простоте истину не должен знать обычный человек, эта истина может свести с ума слабых, озлобить и извратить сильных, навсегда лишить покоя и разума.

Шаманы - это люди вне времени и пространства.

Великий Тунгусский Шаман Савей, в нашей реальной жизни Семен Степанович Васильев, представитель древнего эвенкийского рода ингилас, потомственный шаман из династии тунгусских шаманов, генетический носитель космических знаний, один из немногих сильнейших шаманов мира.

Каким Он остался в памяти людей, которым довелось видеть Его, жить рядом с Ним, или просто судьба свела на какое – то мгновенье?

Саргылаана, учительница якутского языка и литературы школы – интернат «Арктика», которой довелось увидеть Великого Шамана Савея лишь один раз, вспоминает: «Я с Ним не общалась. Был апрель месяц 2007 года. Был семинар «Снежный покров». Приехали гости из Норвегии, Финляндии и представители нашей республики. Там Он камлал. Сначала Он был в обычной одежде, и никто не мог подумать, что это Великий Шаман. Был очень скромный. У Него была приятная внешность.

Днем Он начал камлать. От ударов Его бубна задрожал пол. Как будто все вокруг задрожало и зазвенело. Эти таинственные звуки бубна, через пятки пронизывая все тело, проникали до макушки головы. Участилось сердцебиение. Мне стало как–то не по себе. Я была поражена. Меня охватило какое–то непонятное чувство, то ли испуг, то ли смятение… После того, как Он закончил камлание, гости начали фотографироваться с Ним. Он был в шаманском убранстве. Я была то ли в смятении, то ли страх какой–то овладел мной, и я отошла прочь. Не стала фотографироваться с Ним. Что–то удерживало меня. По поверью саха нельзя этого делать.

Вот таким я запомнила Великого Шамана».

Туяра – жительница Нерюнгри - нашла в Савее защитника и получила от Великого Шамана таинственный оберег. Она поведала мне много интересного об этом удивительном человеке, который посетил наш Срединный мир, чтобы помогать людям и делать наш мир лучше и добре: «О шамане Савее в Нерюнгринском районе понаслышке знали многие, так и я, что-то и от кого-то слышала, но никогда не предполагала, что мне человеку с прогрессивными взглядами придется столкнуться с миром Савея лицом к лицу и воспоминание об этой встрече навсегда врежется в память. Как к колдунам и ведьмам, к шаманам люди приходят в тяжелый час, когда настигает горе, либо в минуту сомнений и тяжелого выбора. Так и мне в 2006 году пришлось обратиться к Савею за помощью, необходимо было в короткие сроки провести обряд поклонения тайге и населяющим его духам. Как оказалось, шаман Савей очень занятый человек, то он в тайге, то в отъезде, ждать пришлось несколько дней. Наконец день был назначен, и мой муж поехал в Иенгру за шаманом и его помощницей. Я с нетерпением ожидала возле накрытого стола. Когда же, наконец, Савей переступил порог моего дома, я увидела маленького, согбенного, сухого старика с мутными глазами в старом изношенном пиджаке, в общем, никакой мистики, обычный пожилой человек. В квартире Савей осмотрелся и на своем языке сообщил, что обряд будет долгим и проводить его надо за городом с разжиганием костра. Мы с мужем старались выполнить все указания шамана, сам Савей сидел молча, лишь изредка вставляя реплики, которые переводила его помощница. В суете сборов я металась по дому, и почти физически ощущала следящий взгляд старика и точно понимала, что нужно брать с собой, хотя он молчал, и глаза его были полуприкрыты.

Наконец мы выехали на окраину города и очень скоро достигли нужного места. Савей расположился, разжег костер, теперь я сидела и тихо наблюдала за его действиями, помощница давала распоряжения моему мужу и его брату. Когда все было готово Савей надел облачение в начал камлать, сидя возле костра, он что-то приговаривал, иногда постукивал в бубен, так продолжалось около часа, было очень утомительно. Потом шаман резко для своего возраста встал и начал приплясывать, непрерывно бормоча и выкрикивая непонятные слова. Воздух сгустился, казалось, дым от костра перестал рассеиваться и плотно повис над местом камлания. Я, не отрывая взгляда, смотрела на Савея, где-то на краю сознания мелькнула мысль, что похоже мы все угорели или находимся под гипнозом. Глаза щипало от дыма, сознание сузилось, пропало ощущение времени и все вокруг в мире как-будто остановилось. Внезапно всё закончилось. Взглянув на часы, я не поверила своим глазам, прошло около четырех часов.

Мы вернулись в город, долго сидели в теплой квартире за чаем и разговаривали. Савей много говорил, рассказывал, что ему для перехода на более высокий шаманский уровень, необходимо самому добыть медведя для того, чтобы из его шкуры сделать себе новый бубен. Рассказал, как он сам в тайге добывал сохатого на свой теперешний бубен, какое это большое значение имеет для него и его шаманского статуса.

В рассказе он не раз упоминал о том, что время изменилось, люди стали плохие, опасные. Во время этого общения у нас возникла атмосфера доверия и симпатии, каким-то образом я перестала видеть в нём старого, немощного старца. А беседовала с сильным, мудрым и прозорливым человеком, который, обращаясь ко мне, вел беседу как с равной, давно знакомой ему женщиной, только с более зрелой и знающей, которой я в то время совсем не была. На прощание он оставил мне нечто, что теперь я храню как оберег от Савея и память об этом удивительном человеке, который подарил мне ощущение защищенности в этом мире».

Полный благодарности и какого–то особого тепла рассказ Туяры, на мой взгляд, полностью раскрывает каким человеком был и есть Великий Шаман 12-го уровня Савей.

21 марта 2013 года, в день весеннего равноденствия, в сакральный для древнейшей религии саха день, когда свет побеждает тьму, я была у ученика Савея Федота Иванова в Вилюйском улусе, прошла обряд благословения – арчы, видела камлания истинного шамана. Федот говорил о своем Учителе с глубоким уважением и почтением. Я поняла с его слов, что Великий Шаман Савей является сильнейшим в своем поприще, что очень многое подвластно его силам, что Он один из последних, которому Вселенная дала великие познания…

Жители Иенгры вспоминают о Великом Шамане как об отшельнике, жившем далеко в тайге. Как они говорят, в последние десятилетия Савей отошел от обыденной жизни, любил жить в уединении и в единении с природой. Если Он был в поселке, то к Нему приезжали со всех концов России, кто лечиться, кто изучить шаманизм, даже приезжали, чтобы получить обучение шаманскому искусству, к Нему и на стойбище в тайгу тоже ездили. Великий Шаман и сам ездил по разным странам, помогал всему миру. Сородичи говорят, что Савей был очень спокойным, рассудительным и светлым человеком, жил по издревле установленным эвенкийским заповедям. Иенгринцы говорят о Савее просто, без тени мистики и ореола загадочности. Так и должно быть: все гениальное просто и понятно. Избранные, такие как Великий Шаман Савей, близки и понятны людям, с детьми они как дети, с молодыми как молодые, со стариками как старики, они понимают все и всех. Человек, знающий тайну мироздания, видит и слышит все помыслы человека, чувствует и осязает все движения человеческой души, и никогда не использует эти знания в угоду зла. Потому что зло, сотворенное человеком, влечет за собой зло. А добро встретит ответное добро. Может, это и есть извечный простой закон мироздания. Какие действия человек совершает в пространстве, такой ответ и отклик получает от Вселенной.

Если каждый будет делать что – то доброе, то и мир вокруг станет добрее. Ведь добро порождает добро, любовь притягивает любовь, красота творит красоту…

Пусть Великий Шаман Савей со своих далеких миров своей всеобъемлющей силой охраняет покой нашего мира, пусть дарит каждому из нас чувство защищенности в этом мире.

Варвара КОРЯКИНА,

ведущий библиотекарь отдела краеведческой литературы Нерюнгринской городской библиотеки

Views: 292 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Ахсынньы 2019  »
БнОпСэЧпБтСбБс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 11
Ыалдьыттар (гостей): 11
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2019