Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
Суд-закон.МВД.Криминал [1280]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [555]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [155]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [277]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [224]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [670]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [377]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [93]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [23]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [239]
Тюрки [76]
Саха [153]
литература [42]
здоровье [465]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [123]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2020 » Тохсунньу » 15 » Изменения внешних границ Якутской АССР в 1923-1950 гг. (территориальные споры с соседними регионами)
Изменения внешних границ Якутской АССР в 1923-1950 гг. (территориальные споры с соседними регионами)
13:49
 Изменения внешних границ Якутской АССР в 1923-1950 гг.
(территориальные споры с соседними регионами)

В первые годы советской власти вопрос о границах Якутской области вставал довольно часто. Так, в ноябре 1920 г. на заседании Политбюро ЦК партии наряду с другими обсуждался вопрос о дальневосточных делах, в частности, о границе Якутской области. В том же году Омским Сибревкомом было принято решение о превращении Якутской области в район Иркутской губернии, но с предоставлением ей губернской самостоятельности. Это решение было встречено непониманием со стороны представителей властей Иркутской губернии, разумность такого переустройства ставилась под сомнение. На этот счет выдвигались объективные суждения. Якутская область настолько отдалена от Иркутской губернии, что управление этой территорией было бы весьма затруднительным. Значительно различались экономические и бытовые условия области и губернии. Население ее к тому моменту на 90 % состояло из якутов, занимающихся скотоводством и звероловством, и только 10 % приходилось на лица других наций и народностей. В смысле преобразования речь должна была идти о присоединении к Иркутской губернии лишь одного Киренского уезда, который имел общие черты с нею в области ведения хозяйства и быта населения. Состоявшееся в этот же год (1920) между Иркутским губернским ревкомом и Якутским районным ревкомом совещание утвердило следующую резолюцию: преобразование Якутской области в район Иркутской губернии при отдаленности первой от второй и наличии исторически сложившихся своеобразных условий административно-хозяйственной жизни приведет только к формальной зависимости.
Окончательно этот вопрос был решен Декретом ВЦИК от 27 апреля 1922 г. об образовании Якутской Автономной Советской Социалистической Республики, как федеративной части РСФСР с административным центром в Якутске. В состав Якутской АССР включались: Якутская губерния без района Нижней Тунгуски, перечисляемого в пределы Киренского уезда Иркутской губернии; Хатанго-Анабарский район Енисейской губернии; Олёкминско-Сунтарская волость Киренского уезда Иркутской губернии; все острова Северного Ледовитого океана, расположенные между меридианами 84° и 140'/2° восточной долготы.
В работе Е.П. Антонова находим сведения о том, что в середине 1920-х гг. руководство Амурской губернии требовало отторжения части территории Южной Якутии, с находящимися приисками, мотивируя тем, что якобы Алдан является «прямым и естественным продолжением Амурской золотоносной тайги». Узнав о предстоящем реформировании административно-территориального устройства страны, Дальневосточный съезд Госплана выдвинул дополнительные требования. Теперь речь шла уже об отторжении от Якутской АССР Алдано-Тимптонской золотоносной зоны, где предполагалось образовать Алдано-Зейский горный округ в составе Амурской губернии. В виде компенсации Якутия должна была получить выход к Охотскому морю через порт Аян. Из того же источника узнаем, что на северо-востоке дальневосточники решили отсечь от Якутии Колымский округ и установить новую границу с Камчатской губернией от р. Алазея вниз, вдоль старой пограничной линии между Усть-Янским и Эльгетским улусами. Дальневосточный ревком намеревался отторгнуть от Якутской АССР также Алдано-Майский улус с последующим присоединением к составу Приморской или Камчатской губерний.
По материалам исследования Е.П. Антонова выясняется, что 11 февраля 1924 г. Иркутский губернский исполком возбудил ходатайство о присоединении к Иркутской губернии левого берега Лены от с. Витим до станции Жербовская и Сунтаро-Олёкминского улуса, населенного пеледуйскими и анюйскими якутами. Свое требование иркутяне мотивировали тем, что эти земли вошли в состав ЯАССР по постановлению ВЦИК в 1922 г. Кроме того, указывалось, что «...село Витим представляет собой узловую пристань на реке Лене, в которой производится перегрузка товаров, крейсирующих по рекам Лене и Витиму до Бодайбо, центра Лено-Витимского золотопромышленного района». Подобного рода попытки присвоения якутских территорий являлись незаконными, т.к. еще 9 мая 1923 г. вышло постановление ВЦИК, по которому запрещался передел административно-территориальных границ автономных республик, областей, губерний, уездов и волостей, воспрещалось образование новых административных единиц и даже переименование населенных пунктов.
В защиту территорий от необоснованных посягательств соседей выступили государственные и общественные деятели республики. Они настаивали на том, что золотоносные прииски Алдана никогда не были частью «Амурской золотоносной тайги», а всегда имели тесную связь с Ленской речной системой. Граница между ЯАССР и Амурской губернией проходила через Становой хребет. Алдан являлся составной частью национальной республики, границы которой закреплены в Конституции ЯАССР от 1924 г. Местные аборигены занимались традиционными видами хозяйства: оленеводством, скотоводством, охотничьим промыслом и рыболовством. К тому же Якутская АССР к середине 1920-х гг. вложила значительные финансы в развитие золотодобывающей промышленности Алдана, началась подготовка национальных инженерно-технических кадров.
Доказывалась также несостоятельность предложения о присоединении Колымского округа к Камчатской губернии. На Колыме в 1920-е гг. проживали 40,9% якутов, 17,8% тунгусов и ламутов, 11,6% чукчей, 8,4% юкагиров и 21,3 % представителей других национальностей. Эта территория исторически, экономически и культурно тяготела к Якутии, и передача ее соседнему региону изолировала бы Колыму ввиду отсутствия в то время путей сообщения с Петропавловском, в то время как с Якутском связь поддерживалась круглогодично. Также доказывалась необоснованность проекта отторжения Алдано-Майского улуса в пользу Камчатской или Приморской губерний. С этими субъектами федерации не было путей сообщения, кроме кратковременной связи через Охотское море. Правительством Якутии к тому периоду были сделаны определенные шаги и вложены значительные средства для освоения Тунгиро-Олёкминского района.
Притязания Иркутского губернского исполкома на Витимскую волость Ленского округа тоже были необоснованными. В 1899 г. Олёкминский (центр с. Мача) и Витимский (центр с. Витим) округа передали из состава Якутской области Иркутской губернии. Передача была связана с тем, что там обнаружили богатейшие запасы золота. В 1922 г. эти территории возвратили Якутии, но через два года иркутяне потребовали вернуть им «исконные» земли.
Енисейская губерния настаивала на присоединении Хатанго-Анабарского улуса, расположенного на северо-западе Якутии. Приводились доводы, что тунгусы из года в год оттесняются якутами на запад и в результате сокращается территория их оленьих пастбищ.
Из материалов Е.П. Антонова становится известным, что Якутия, в свою очередь, также предъявила территориальные претензии к своим соседям. Прежде всего это касалось Охотского побережья, которое до XX в. принадлежало Якутской области, а затем отошло к Камчатской губернии. Отдаленность Охотской зоны от своего нового административного центра привела к серьезным трудностям в управлении. В 1923 г. из 5154 жителей Охотского уезда Камчатской губернии – 3432 жителя, или 67 %, ежегодно перекочевывали в пределы Якутии, а летом вновь спускались к морю для рыбной ловли. Население с. Аян и близлежащей территории состояло в основном из тунгусов (64 %), якутов (18,9 %), русских (13,2 %) и корейцев (3,1 %). На северо-востоке РСФСР Якутская АССР поставила вопрос о возвращении части Чукотского полуострова, принадлежавшего ей в дореволюционный период. На юго-западе руководство республики потребовало вернуть Якутии бассейны рек Патома и Чара, где жили 55 якутов и 150 тунгусов Кылдыгирского рода, район проживания которых до 1899 г. был в составе Якутской области.
Поэтому, вполне обоснованным можно считать протест правительства ЯАССР против проектировавшегося Дальревкомом и Иркутским Губревкомом отторжения части территории республики от 21 февраля 1924 г., где говорилось: «Отторжение…Тунгиро-Алданского района, побережья Охотского моря… поведет к…вырождению и вымиранию якутского народа, что не в интересах нацполитики Соввласти». А в письме Краевого Географического Общества ЯАССР в Плановую комиссию при Совнаркоме от 24 февраля 1924 г., подчеркивалось, что: «Отторгаются якуты Колымского и части Якутского округа и тем самым разъединяются от своей родной республики в момент пробуждения национального самосознания. Царская Якутия и якуты в период гражданской войны, искусственно разъединяемые узко националистическими вторжениями, вновь подвергаются распылению и разъединению, что противоречит принципам автономии нации в целом».
Понятно, что в момент объявления Якутии автономной республикой не могли быть учтены все обстоятельства, связанные с внешними границами. Во-первых, общий вопрос об автономии для бывшей области (которая незадолго перед этим была отнесена к Иркутской губернии в качестве отдельного района) поглощал все остальные, которые тогда казались более или менее второстепенными частями указанного вопроса. Во-вторых, Якутия только с правовым политическим возрождением получила возможность самостоятельно решать свои хозяйственные проблемы, и здесь ей пришлось столкнуться в первую очередь с вопросами о границах. В-третьих, Якутия, как автономная республика, сделалась центром внимания и тяготения родственных племен, связанных с ней исторически и экономически.
В связи с этим в декабре 1925 г. правительством республики принято постановление о ходатайстве перед ВЦИК о передаче Якутии Охотскоro побережья в пределах м. Магджалинда и с. Ямское. Речь шла о территории, на которой дислоцировались порты Охотск и Аян, последний из которых возник в середине прошлого столетия как "место складирования товаров, следовавших в Якутск, и никогда другого назначения не имел. В нем не было развито промышленное рыболовство, а добыча золота наиболее интенсивно осуществлялась на территории Удского уезда, но и здесь она не приобрела серьезных масштабов. Аян для Якутии имел большое экономическое значение как самый близкий путь к рынкам через непосредственный выход к Охотскому морю. Преобладающее здесь тунгусское население было занято извозным промыслом, обслуживая нужды транспорта – главного источника их существования. Охотск, приписанный к Камчатке, вел совершенно самостоятельную от нее хозяйственную, культурную и административную жизнь. Контакты с областным центром Петропавловском не были постоянными и регулярными, как зимняя связь за дальностью расстояния (3814 верст) была невозможна, и во время пяти летних месяцев общение было также случайным. Необходимость присоединения Петропавловска к ЯАССР в связи с близкой к республиканской специализацией природных ресурсам (рыболовство, золотодобыча) была очевидна и говорила о тесной экономической связи территории дислокации портов с северными округами и частью Якутского округа.
Дискуссия вокруг взаимных территориальных претензий дошла до Москвы. В 1926 г. Совнарком РСФСР поддержал позицию Якутской АССР, подтвердив принадлежность Алданского округа к ней. Большая часть Хатанго-Анабарского улуса отошла к Енисейской губернии, часть Сунтарo-Олёкминского и Тунгиро-Олёкминский улус – к Иркутской и Амурской губерниям, Алдано-Майский улус – к Приморской губернии, значительная часть Колымского округа – к Камчатской губернии. В результате этих изменений территория Якутской АССР сократилась с 3,5 до 3,1 млн км2. В дальнейшем таких масштабных кампаний по отторжению исконных территорий автономной республики не было. Таким образом, в первые годы Советской власти изменения в административно-территориальном устройстве были связаны с преобразованиями внешних республиканских границ и юридическим их оформлением.
И в последующем, между Якутией и соседними регионами не раз возникали спорные моменты и уточнения границ, в основном, в связи с вопросами землепользования. Так, в начале 1939 г. усилиями специально созданной согласительной комиссии уточнялись границы между Аяно-Майским районом Нижнеамурской области Хабаровского края и Якутской АССР, в связи с чем были отменены права охоты на уток для охотников Якутии на территории, отходящей к Хабаровскому краю. Передача территорий диктовалась необходимостью эксплуатации охотугодий, покосных участков и мест золотодобычи. Однако, иногда изменения внешних границ не отвечали интересам регионов.
В своем постановлении от 13 мая 1939 г. Президиум Верховного Совета ЯАССР подверг сомнению целесообразность существования Анабарского и Оленекского районов в связи с проектируемым Красноярским краевым исполкомом изменением границ, что повлекло бы ликвидацию Анабарского кочевого совета Анабарского района и Кирбейского кочевого совета Оленекского района. В свою очередь Якутская республика просила, в связи с экономическим и географическим тяготением населения Попигайского и Хорга-Кельского советов Хатангского района Таймырского национального округа Красноярского края к Анабарскому району ЯАССР, передать их территории Якутии.
Передача территорий иногда определялась даже в связи с работой геологоразведочных экспедиций, т.к. в административном отношении упрощались их управление, связь и обеспечение. Например, в связи с деятельностью Нордвикской геологоразведочной экспедиции ставился вопрос об изменении границ ЯАССР с Красноярским краем, и в результате, в 1941 г. Президиум ВС ЯАССР уже не возражал передаче поселка Нордвикстрой Красноярскому краю.
Изменение внешних границ Якутской АССР продолжалось и в 40-х годах XX века. Только в 1940 году были установлены границы Ленского района ЯАССР смежные с Иркутской областью, а Иркутскому облисполкому отказано в ходатайстве причисления Витимского сельсовета ЯАССР в состав Иркутской области. Также известно, что Якутия просила ВС РСФСР перевести часть территории Нюкжинского района Читинской области в состав ЯАССР в связи с отводом земли под строительство поселка сельскохозяйственной артели «Алдан» и создания сельскохозяйственной базы для Кабактанского приискового управления.
Большие споры и уточнения границ между Хабаровским краем, Магаданской и Иркутской областями с одной стороны, и Якутской АССР с другой, продолжались и в 1950-е годы.
Таким образом, на протяжении рассматриваемого периода, руководство ЯАССР стремилось присоединить к Якутии, некогда отторгнутые от нее территории. Жесткий отпор со стороны М. К. Аммосова. И. Н. Барахова и др. позволил отстоять Алданский округ, сохранить в целостном виде большую часть территории Якутской АССР. Отошедшие районы стали объектом хозяйствования общесоюзных ведомств (например, Дальстрой на Колыме). Районирование выявило игнорирование исторических, социально-экономических и культурных связей с Якутией отторгаемых территорий. В 1940-х и 1950-х годах наблюдался процесс уточнения смежных границ и перевода небольших территорий по хозяйственным и экономическим соображениям.

Литература и источники

Административно-территориальное устройство Якутии: прошлое и настоящее / Е.Н. Федорова, Е.А. Пахомов. – Новосибирск: Наука, 2011. – С.60; Образование Якутской АССР (1917-1923 гг.): сб. документов и материалов / Отв. Ред. М.М. Федоров. – Якутск, 1982.
Аммосов М.К. В гуще событий. –Якутск, 2007.
Дискуссия о территориальных границах Якутской АССР в 20-х годах / Антонов Е.П. // Исторические исследования в Республике Саха (Якутия): Поиски и проблемы. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 1999.
Документы Национального архива РС (Я).
Category: История, философия | Views: 2046 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Тохсунньу 2020  »
БнОпСэЧпБтСбБс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 16
Ыалдьыттар (гостей): 16
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024