Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
Суд-закон.МВД.Криминал [1280]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [555]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [155]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [277]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [223]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [670]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [376]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [93]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [23]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [239]
Тюрки [76]
Саха [153]
литература [41]
здоровье [465]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [122]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2020 » Олунньу » 6 » Айсен Николаев может разорить Якутию (продолжение)
Айсен Николаев может разорить Якутию (продолжение)
17:00
 
Николаев Айсен3.02.2020

Как следует из текста Концессионного соглашения, от 75 до 120 миллиардов рублей придется затратить бюджету Якутии на строительство и содержание моста через Лену. Но кроме этой, по моему мнению, несуразной суммы софинансирования, в тексте документа есть еще масса других подводных мин и камней.

 

Якутских проверяющих на строительство – два раза в год и под надзором

На мой взгляд, проект концессионного соглашения подготовлен самим концессионером – настолько подробно прописаны его права и очень подробно – обязанности концедента. «Подстелена соломка» буквально на все случаи. Фактически, концессионер не несет никакой ответственности за качественное и своевременное строительство моста.

До смешного. Например, захочет Якутская Счетная палата проверить сметы и провести свою экспертизу или общественность потребует публичного аудита – все, это «Особые обстоятельства», концессионер получает право приостановить работы и требовать оплаты простоя и выплаты неустойки. Напомню, размер неустойки, оговоренный в соглашении – составляет 200 тысяч рублей в сутки.

Впрочем, вряд ли якутские проверяющие что-то смогут найти – согласно п. 34.6 документа, проверки и экспертизы можно проводить 2-3 дня и не более чем 2 раза в год. Причем о такой проверке нужно предупредить минимум за 5 дней до начала (п.34,3). А иначе, якутских проверяющих не пустят на стройплощадку. Внезапные выездные проверки со стороны республиканских проверяющих исключены в принципе. Даже просто заехать на стройплощадку и посмотреть как идет строительство, якутская сторона, в соответствии с п. 35.2 Соглашения, может 1 раз в месяц.

Контроль ВИС

Рост ключевой ставки ЦБ России выше 6,5% (подпункт «m» ст.32.1 Соглашения), неблагоприятная погода (подпункт «ее»), действия налоговиков (подпункт «е») или электриков и прочих ресурсников (подпункт «о» «р»), просчеты в проекте, даже американские санкции (подпункт «hh») – все это, на что никак не может повлиять якутская сторона, в соответствии со ст. 32.1 договора, являются «особыми обстоятельствами», которые дают основания снять с ВИС ответственность за строительство и право требовать возмещения убытков. Разумеется, оплачивать простой должен партнер по соглашению – Якутия.

Санкции ВИС

Если же якутские власти за 20 лет действия концессионного соглашения захотят поднять стоимость аренды земельных участков под мостом, затянут с оформлением или местные аборигены возмутятся и начнут протестовать – то это стопроцентная вина Якутии, за которую бюджету придется заплатить звонкой монетой.

А вечная мерзлота – так вообще форс-мажор, за который концессионер никак не отвечает. Как сказано в ст. 33 концессионного соглашения, «Обстоятельства непреодолимой силы»:

«непрогнозируемое поведение вечномерзлых грунтов (ненормативные просадки, оттаивание и пр.): изменение свойств мерзлых грунтов, полученных при выполнении инженерных изысканий…»

«изменение на этапе Эксплуатации геодезических, геологических, или гидрологических условий, определенных в Проектной документации».

То есть, допустим, не учтут что-то ВИСовские изыскатели, или проектанты не те параметры в проект заложат, и опоры моста поплывут, то за это, как следует из текста соглашения, никто не отвечает. Форс-мажор.

Забавно, но в Якутске «непрогнозируемые просадки и оттаивания» – норма жизни. Достаточно пройти по городу и увидеть. Целый институт мерзлотоведения целые научные конференции проводит по изучению «непрогнозируемого поведение вечномерзлых грунтов».

Кроме того, независимо от того, будет готов мост к дате окончания строительства или нет, но платить полный эксплуатационный платеж республике придется. Как следует из п.28.1 Соглашения, если нет вины концессионера в затягивании сроков строительства, то все платежи должны идти по графику. И за каждый день просрочки – неустойка в 200 тыс. руб.

То есть повторяется ситуация с Новосибирском, о которой мы уже писали – там тоже ВИС строит мост через Обь, сроки строительства сдвинулись и городскому бюджету Новосибирска нужно платить деньги за несуществующий проезд по несуществующему мосту.

ВИС протесты

Неравноправные санкции

Но что самое смешное с финансовыми санкциями – если республике придется платить неустойку почти сразу после даты просроченного платежа, то у ВИСа они наступают только через 180 дней после нарушения.

Например, как сказано в п. 38.9 Соглашения:

«Если Объект не будет введен в Эксплуатацию до истечения, установленного Концессионным соглашением Срока строительства, то в течение первых 180 (ста восьмидесяти) календарных дней просрочки неустойка не начисляется и не предъявляется к выплате».

Впрочем, даже эта финансовая ответственность ВИСа ограничена размером банковской гарантии. А это 500 млн.руб. максимум, в самом лучшем случае. Для объекта такого масштаба и стоимостью многие десятки миллиардов рублей – это просто мизер.

Кроме того, выплата этих финансовых санкций будет производиться при условии, что они не повредят обязательствам концессионера перед банками. Как сказано в п.38.2 Соглашения:

«При этом Стороны пришли к соглашению, что в текущем периоде Концессионер производит выплату в объеме, позволяющем ему исполнить свои обязательства перед Основными финансирующими организациями».

Зачет взаимных требований исключен.

«Концедент не вправе осуществить зачет встречных требований, или удержание из выплат, причитающихся Концессионеру, в той мере, в которой такие зачет или удержание из выплат Концессионера приведут к тому, что размер фактически доступных Концессионеру денежных средств окажется меньше объема обязательств Концессионера перед Основными финансирующими организациями по обязательствам, срок исполнения которых уже наступил или наступит в текущем календарном году».

Что это значит? Уставной капитал «Восьмой концессионной компании» – 30 тыс.руб. Все деньги, что у нее будут – это платежи от Якутской стороны по строительству моста и займы банка. Других нет. А все эти деньги будут перечисляться согласно смете и лишних средств на уплату финансовых санкций взять неоткуда. Только уставной капитал «Восьмой концессионной компании».

Значит, выплата любого штрафа возможна только за счет уставного капитала и оборотных средств. Изъятие оборотных средств в любом случае приведет к тому, «что размер фактически доступных Концессионеру денежных средств окажется меньше объема обязательств Концессионера перед Основными финансирующими организациями». И все. Уплата штрафа за нарушение утекает в даль дальнюю. Навсегда. Фактически можно сказать, что все финансовые обязательства, кроме банковской гарантии и страховки, ограничены 30 тыс. руб. Впрочем, даже стоимость той гарантии и страхование входит в стоимость моста и будет, так или иначе, оплачена бюджетом Якутии.

За расторжение соглашения придется доплатить

Отдельная глава соглашения и дополнительное приложение № 15 посвящены процедуре расторжения договора и выплате компенсаций. Причем в состав этих компенсаций не входит неустойка – все неустойки в размере 200 тыс.руб. в день нужно платить отдельно. Согласно тексту документа, после подписания расторгнуть это соглашение без значительных финансовых потерь для бюджета Якутии уже не получится.

Независимо от того, кто выступил инициатором прекращения договора, Концедент обязан возместить Концессионеру все затраты и убытки. Как прямые, так и косвенные. Как я уже сказал, своих денег у компании группы ВИС нет, соответственно на инженерные изыскания и проектирование она возьмет кредит – это прямо предусмотрено в составе заемных средств. Начнет работы и «забудет» обслуживать кредит. Банк, разумеется, выставит штрафы и неустойки. Так вот, как следует из текста соглашения, при досрочном расторжении, бюджет Якутии должен будет возместить компании группы ВИС все эти штрафы и неустойки.

Забавно? Нет. Есть еще забавнее.

Как следует из текста соглашения, даже при расторжении договора, Якутия, кроме выплаты компенсации и неустоек, будет обязана заплатить концессионеру все положенные ему платежи, включая транши капитального гранта, возникшие до даты прекращения соглашения. Как сказано в ст. 43.2:

«…вне зависимости от выплаты Компенсации при прекращении, все платежные обязательства Концессионера и Концедента (включая обязательства по уплате Капитального гранта, Возмещения, компенсации Дополнительных расходов при возникновении Особых обстоятельств и возмещению убытков), которые возникли до Даты прекращения действия концессионного соглашения и не были надлежащим образом исполнены, не прекращают свое действие после Даты прекращения действия концессионного соглашения и подлежат исполнению в полном объеме в установленные сроки…».

Вот так.

Предельно наглядно и конкретно посмотреть, как может произойти прекращение концессионного соглашения с компаниями группы ВИС, можно на примере расторжения концессии на строительство «Северного широтного хода-2».

Соглашение о партнерстве по строительству железной дороги, связывающей Бованенково, где находится одно из крупнейших месторождений «Газпрома», с портом Сабетта, вблизи которого НОВАТЭК построил СПГ-завод, правительство Ямала и «ВИС Трансстрой» заключили в конце 2015 года. А в августе 2019 года власти ЯНАО решили расторгнуть этот договор – проект стал федеральным и, соответственно, изменилась схема организации и финансирования строительства.

Так вот, при расторжении концессии по столь уважительной причине, по инициативе самого ВИСа и при полном согласии сторон, бюджет ЯНАО все равно должен выплатить Игорю Снегуру почти 1 млрд.рублей. 937,3 млн. руб., если быть точным. Это компенсации за проектную документацию, оговоренные концессионным соглашением.

СШХ-2 ВИС

Еще никто ничего не построил и даже не начинал, бюджет ЯНАО уже должен заплатить группе ВИС почти 1 млрд.руб. Такова цена скоропалительно заключенного договора.

Но что самое смешное, сам проект все равно будет рано или поздно реализовываться и с высокой вероятностью можно сказать, что заниматься им будет тот же ВИС. Соответственно, опять будет готовиться новая проектная документация, и тратиться бюджетные деньги. А старая уйдет в утиль.

Все как у нас со старым проектом моста.

Напомним, в 2015 году, из отчета СП Якутии стало известно, что якутская госкомпания РИК затратила на разработку проектной документации Ленского моста 238,1 миллиона рублей. В итоге проект ушел в корзину, а деньги были списаны. Народные деньги, между прочим. На которые можно было построить полноразмерную школу в Якутии. Теперь школы нет, а документация никому не нужна и республика заново оплачивает новый проект.

Вот так.

На мой взгляд, в нынешнем виде, без железобетонных гарантий в виде распоряжения Правительства РФ о выделении федеральной субсидии, это концессионное соглашение Якутии подписывать нельзя. Даже с федеральными гарантиями оно требует значительной доработки и достижения большей сбалансированности между правами и обязанностями сторон.

Напомним еще раз – ранее существовавшие проекты не требовали столь значительного софинансирования строительства и содержания моста со стороны республиканского бюджета. На мой взгляд, эта ноша может стать просто разорительной для Якутии.

Нужен ли нам мост такой ценой?

Владимир Нифонтов.

(Первая часть. Продолжение следует).

Category: Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО | Views: 981 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Олунньу 2020  »
БнОпСэЧпБтСбБс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 4
Ыалдьыттар (гостей): 4
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024