Main » 2020»Кулун тутар»13 » Сенатор Егор БОРИСОВ об изменениях в Конституцию Российской Федерации
Сенатор Егор БОРИСОВ об изменениях в Конституцию Российской Федерации
09:29
Сенатор Егор БОРИСОВ об изменениях в Конституцию Российской Федерации
11.03.2020 20:41 16
Сенатор Егор БОРИСОВ об изменениях в Конституцию Российской Федерации В эти дни бурную дискуссию среди моих неравнодушных земляков-якутян вызвала поправка Президента Российской Федерации В.В.Путина, посвящённая государственному языку страны.
В числе других предлагаемых поправок, которые не вызывают больших сомнений, данная поправка будет рассматриваться и в нашем законодательном органе Ил Тумэн. В данной непростой ситуации определения позиции национальной республики в этом вопросе, cчитаю необходимым изложить своё мнение.
Отношение к столь деликатному и чувствительному вопросу должно быть ясное и конкретное. Ещё раз подчеркиваю, что в такие ответственные моменты я всегда исходил из интересов республики и людей, живущих в ней.
Другого, на мой взгляд, и быть не должно. Сегодня, когда весь мир охвачен глобальными процессами и проникновением информационных технологий во все сферы нашей жизни, сохранение национальных языков как никогда актуально для любого этноса, независимо от его численности.
Поэтому, в бытность руководства республикой, я делал всё возможное для поддержки и развития родных языков, культуры и традиций народов Якутии, утрата которых, как известно, неизбежно приводит к ассимиляции. Владея родным языком, каждый народ Якутии сохраняется как уникальный этнос со своими особенностями и ценностями.
В то же время, зная русский язык межнационального общения, мы получаем возможность тесной связи и единства с другими народами своей Родины-России. Наряду с этим, изучая иностранные языки, мы познаём весь остальной мир.
Как известно, Президент страны, наряду с другими предложенными изменениями, внёс поправку в Пункт 1 Статьи 68 Конституции Российской Федерации, который сегодня гласит: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык».Теперь в этом пункте появляется дополнение: «как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации».
Также появился новый пункт: «4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством. Пункты 2 и 3 статьи 68 сохраняются в соответствии с ныне действующей Конституцией: «2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляется наряду с государственным языком Российской Федерации.
«3. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития», благодаря которым наш якутский язык является государственным языком республики наряду с русским языком. У некоторых моих сограждан вызывает сомнение предложенное дополнение «как язык государствообразующего народа». Возникают вопросы: не выделяется ли при этом один русский народ?
Не появляется ли формула «имперского народа»? Не отрицается ли политический статус других наций? Не рассорит ли эта поправка разные народы?
А также другие вопросы – вплоть до возможных изменений конституционного строя, государственности и прав других народов. Прежде чем задаваться такими сомнениями, я бы предложил ещё раз обратиться к нашему Основному Закону, который был принят ещё 1993 году, в сложнейшее для России время.
Тогда нужно было решительным образом спасать страну от распада, создавать для всех регионов и субъектов федерации единое правовое поле, обеспечивая государству необходимую стабильность. Это отвечало чаяниям большинства россиян, и это было достигнуто принятием новой Конституции.
Но время меняет жизнь – сегодня Россия находится в иных политических и экономических реалиях, появляются новые вызовы, стоящие перед страной задачи, пути их решения. И Конституция страны, отвечая на эти вызовы, требует совершенства в интересах всего многонационального российского народа.
Обновившись, она должна стать его Основным Законом и надёжным ориентиром на несколько десятилетий вперёд, о чём не раз говорил в последнее время Президент Владимир Путин. Я обращаюсь к жителям родной Якутии, к Парламенту республики с призывом трезвой, взвешенной оценки ситуации вокруг поправок к Основному Закону РФ и призываю их поддержать, основываясь на следующих доводах.
Внесённая в Пункт 1 Статьи 68 поправка и сама Статья 68 ни коим образом не ставят задачу верховенства русского народа над другими народами России, а лишь даёт ответ на вопрос – почему и на основании чего русский язык становится государственным. Общеизвестно и признано, что русский язык является языком общения на всей территории страны как данность её исторического развития.
Более чем тысячелетняя история формирования российского государства на различных его этапах, в том числе и самых определяющих, переломных, происходила вокруг русского народа. Благодаря ему другие народы становились полноправными членами нашей исторической и территориальной сообщности и выбирали без принуждения язык общения – русский.
Поправка лишь фиксирует неоспоримый факт, но при этом подчеркивает, что русский народ входит в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации. Более того, далее всем субъектам федерации даётся право самим устанавливать у себя государственные языки.
То есть слово «государствообразующий» не выходит за пределы Пункта 1 статьи 68 и не даёт кому-либо возможности распространять его на последующие статьи Конституции. Сомнения остальных опасений о «верховенстве» русского народа снимаются другими, ныне действующими статьями Конституции РФ.
В частности, Статья 3 Конституции утверждает: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».
То есть, Статья 68 Конституции не может вступить в противоречие с другими основополагающими статьями Основного Закона, а судьбу страны в итоге решает лишь многонациональный народ России.
Я убеждён, что изменённая и всенародно принятая Конституция Российской Федерации станет Основным законом, главным инструментом устойчивого развития великой России и родной Якутии не только для нас, но и для последующих поколений.
Конечно, с учётом жизненной важности вопросов, вызванных упомянутой поправкой и связанных с ней понятиями народа, народности, нации, национальности, все они должны тщательно изучаться, анализироваться и аргументированно разъясняться народу, широким слоям общественности.
Ещё раз повторюсь, сегодня мы с вами находимся перед выбором, и очень важно сделать шаг в правильном направлении.
Наши мудрецы и политики прошлого, такие как Софрон Сыранов, Сэсэн Аржаков, автор знаменитого письма «К якутской интеллигенции» Алексей Елисеевич Кулаковский – Ексюкюлях, основатели Якутской автономии Максим Кирович Аммосов, Платон Алексеевич Ойунский, Исидор Никифорович Барахов и другие знаковые личности, которых беспокоила судьба родного края, на всех исторических этапах становления не видели и не мыслили существования и развития Якутии вне Российского государства.
Давайте и мы будем следовать их заветам – жить и развиваться по единым общепринятым законам в многонациональной дружной семье народов. ***
Е.А.БОРИСОВ, Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации