Main » 2020»Кулун тутар»23 » Якуты вплоть до совка жили по обычному праву, где права женщины были защищены в полной мере. Я бы даже сказал, были ущемлены права мужчины.
Якуты вплоть до совка жили по обычному праву, где права женщины были защищены в полной мере. Я бы даже сказал, были ущемлены права мужчины.
13:43
Якуты вплоть до совка жили по обычному праву, где права женщины были защищены в полной мере. Я бы даже сказал, были ущемлены права мужчины...
Таҥ Бүө: Из монографии Кочнева Дамиана Афанасьевича, члена Государственной думы II созыва России 1907 года (1870-1920), нюрбинского якута «Очерки юридического быта якутов» (Казань, 1898):
"Нравственный вред от ссылки еще болѣе значителен, чѣмъ матеріальный. Этотъ вред нельзя исчислить наглядно цифрами, онъ можетъ быть видим и чувствуем только свидѣтелями этого вреда. Такимъ свидѣтелемъ и свидѣтелемъ безпристрастнымъ является г. Сѣрошевскій. Онъ въ своемъ „Хайлакѣ“ правдиво изобразил отношеніе уголовно-ссыльныхъ к населенно. Изнасилованіе хозяйки, у которой хайлак (ссыльн. поселен.) жил, потом ея убійство, это факты, встрѣчающіеся на каждомъ шагу.
Я мог бы привести цѣлую вереницу подобных фактов, одинъ омерзительнѣе другого. Кто не читал „Хайлака“, тотъ пусть его прочтет, если желает имѣть представленіе объ отношеніяхъ уголовно-ссыльныхъ к якутам. В скобках замѣчу, что „Хайлак* переведен на нѣмецкій язык, что онъ извѣстенъ и на польском языкѣ. Преступность якутов подъ вліяніемъ ссыльныхъ увеличивается. Мнѣ извѣстны также факты, что якуты воровали въ компаніи съ уголовно-ссыльными пли же воровали сами, надѣясь свалить вину на нихъ. Сами же ссыльные безъ воровства жить не могутъ. Особенной вороватостью отличаются ссыльные татары и башкиры. Число убійствъ, совершаемыхъ якутами, подъ вліяніемъ ссыльныхъ значительно увеличилось.
Сколько якутовъ пало отъ рукъ ссыльныхъ, неизвѣстно, потому что нѣтъ на этотъ счетъ статистики. Я только разскажу два-три случая, бывшихъ не вдалекѣ отъ меня. Разъ, ссыльнопоселенецъ, разсердившись на кого то изъ членовъ семьи, гдѣ жилъ, бросилъ въ горящій каминъ ребенка. Другой ссыльный повздорив съ якутами во время неводьбы, убилъ трехъ якутовъ. Одинъ ссыльный лѣтомъ, воспользовавшись отсутствіемъ мужчинъ въ домѣ, хотѣлъ изнасиловать хозяйку дома, но, не достигши своихъ цѣлей, такъ какъ якутка отчаянно защищалась, началъ ей рѣзать горло тупымъ ножомъ. Израненная, больная, она пролежала цѣлый годъ; а потомъ какимъ то образомъ выздоровѣла. Этого ссыльнаго якуты прозвали Хабыргасыт, что въ переводѣ значитъ Горлохватъ. Я знаю массу такихъ фактовъ, но думаю, что для иллюстраціи достаточно и приведенныхъ.
Обязанность содержать ссыльных, развратъ и насіліе, которыя они вводятъ среди населенія, и ихъ воровство ложатся страшнымъ бременемъ на якутовъ. Якуты старались сперва мирнымъ путемъ отдѣлываться отъ нихъ. Одно за другимъ полетѣли ходатайства, просили, умоляли начальство, чтобы уголовно-ссыльныхъ убрали, просили „объ избавлевіи отъ назначенія на будущее время.... въ наслеги поселенцевъ i по неимѣнію у нихъ удобныхъ мѣстъ для жительства,.... избавить ихъ отъ затрудненія и предоставить имъ чрезъ то тишину и спокойствіе.
Ходатайства ихъ не были, однако, удовлетворены. Тогда началась глухая борьба. между якутами и ихъ врагами — ссыльно-поселенцами. Ссыльные научили якутовъ жестокостямъ и ихъ уроки имъ не прошли даром: ссыльные стали неизвѣстпо куда исчезать,.. На нѣкоторыхь ссыльныхъ это навело паническій ужасъ; одни присмирели, другіе стали стремиться на золотые пріиски, третьи еще «болѣе ожесточились и начали страшную безпощадную войну съ якутами.
Башкиры и татары, поселенные въ Сунтарскомъ улусѣ и почти разорившіе его, тоже поплатились за свое хищничество: часть ихъ была по одиночкѣ перестрѣляна, а часть или убѣжала, или присмирѣла. Въ одномъ изъ ходатайствъ послѣдняго времени о прекращеніи ссылки (1886 г.) якуты мотивировали свою просьбу между прочимъ слѣдующимъ образомъ: „отношенія между поселенцами и инородцами обострились до такой степени, что ихъ можно считать двумя враждующими сторонами, между которыми идетъ пока глухая борьба, готовая рано или поздно разрѣшиться рядомъ кровавыхъ расправъ и признаки чего уже выразились въ столкновеніяхъ ссыльныхъ съ якутами, окончившихся смертельными случаями въ настоящемъ году“.
Такимъ образомъ, ссылка приводитъ къ такимъ печальнымъ послѣдствіямъ, какъ незаконное обложеніе населения и кровавые столкновенія между якутами и ссыльными.
Нужно охранить интересы и тѣхъ и другихъ. Въ такого рода столкновеніяхъ и отношеніяхъ не виноваты ни якуты, ни ссыльные; обстоятельства поставили ихъ въ такія условія, что совмѣстная жизнь безъ кровавой борьбы немыслима. Самое справедливое рѣшеніе этого вопроса — отмѣна ссылки въ Якутскую область.