Main » 2020»Атырдьах ыйа»17 » Письмо-просьба. Я, Пономарев И.П; житель Чурапчинского улуса, 82-год от род
Письмо-просьба. Я, Пономарев И.П; житель Чурапчинского улуса, 82-год от род
10:39
Письмо-просьба.
Я, Пономарев И.П; житель Чурапчинского улуса, 82-год от роду, сторонник движения за новый социализм написал в газете «Туймаада» (28.05.2020) статью «Сэрии, сут Саха сиригэр содула» («последствия войны и засухи в Якутии»).
Эту мою статью кто-то перевёл на русский язык совсем в непонятном стиле, искажая слова, выражения и содержание и распространил по соцсети. На это я не обижаюсь. Человек старался на сколько смог.
И вот не давно из Средне-Колымска позвонил совсем мне незнакомый человек и попросил меня дать разрешение на перевод этой моей статьи. Оказывается он родом из Татты, по профессии врач, многообещающий якутский писатель Слепцов Анатолий Игнатьевич. Я, конечно, с радостью согласился.
И вот отправляю свою статью с его перевода и прошу широко распространить по сетям, чтобы русскоязычное население тоже узнало какой ужас перетерпел и какие большие потери понес в людях многострадальный народ Саха во время ВОВ.
И так, прошу прочесть эту статью и узнать почему из Якутии так много людей были призваны в войну и почему от голода померли десятки тысяч людей в основном из сельской местности.
ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ И ГОЛОДА В ЯКУТИИ
Во времена «развитого социализма» считалось, что в СССР проживает около 200 национальностей и народностей. Какая из них понесла наибольший урон во время Великой Отечественной войны? Этот вопрос заставил меня взяться за изучение различных источников и начать этот скорбный подсчёт.
До войны в ЯАССР проживало 413,8 тыс. человек. Из них якутов было 242080 человек. По подсчётам профессора Ю.Д. Петрова, из Якутии было призвано на войну 65386 человек. Из них погибло 38415 человек, т.е. 61,3%. 11217 человек пропали без вести. Получается, Якутия потеряла 49612 человек. Это 20,5% (!) местного населения! 75,9%(!) призванных на фронт погибли или пропали без вести.
Недавно в интернете появилась информация о количестве потерь на фронте от каждой национальности и процент этих потерь от общего числа этих народов. Многие, наверно, видели эту информацию. Раньше мне такая информация не попадалась. Для большей наглядности я сделал выборку в количественном и процентном соотношении из трёх национальностей, понёсших самые большие потери, и трёх национальностей с наименьшими потерями.
Наибольшие потери понесли:
1. Якуты. Из 242080 человек погибло 37000. Это 15,7% от общей численности.
2. Русские. Из 99591000 человек погибло 5758000. Это составило 5,8% от общей численности.
3. Буряты. Из 224700 человек погибло 13000. Это составило 5,7% от общей численности.
Наименьшие потери понесли:
1. Чеченцы и ингуши. Из 500,1 тыс. человек погибло 2,3 тыс. Это составило 0,46% от общей численности.
2. Кабардино-балкарцы. Из 206,9 тысяч человек погибло 3,4 тыс. Это составило 1,64% от общей численности.
3. Таджики. Из 1229000 человек погибло 22,9 тыс. Это составило 1,84% от общей численности.
Как видим, из самого малого народа, проживающего в самой дальней суровой северной глубинке, было призвано на фронт, в процентном соотношении, наибольшее количество солдат, по сравнению со всеми народами, населявшими Советский Союз. И потерь, соответственно, якуты понесли несравнимо больше. Почему? Даже белорусы, подвергшиеся наибольшему гнёту во время войны, потеряли 4,8%, как написано в Википедии. Повторю: из малых народов, от общего числа населения, чеченцы потеряли 0,46%, кабардино-балкарцы – 1,6%, эстонцы – 2,13%, осетины – 3,02%. Почему из Якутии так много людей было призвано и, как следствие, больше всех погибло? Почему и ещё раз, почему?
Теперь посмотрим на смертность в тылу. В газете «Кыым» от 26.03.2020г., в статье «Голод в колхозах», Н. Степанова пишет:
С 1941г. по 1944г. в автономии от голода умерло 58962 (!) человека, из них сельских жителей 43364. Из них в Сунтарском районе – 4500, в Нюрбе – 3552, в Мегино-Кангаласском – 3534, в Усть-Алданском – 3322, в Вилюйском – 2848, в Верхневилюйском также 2848, в Таттинском – 2370, в Чурапчинском – 2301 человек. По подсчётам журналиста Д.Ф. Кустурова количество умерших от голода было 108 тысяч человек. Профессор М.А. Тырылгин считал, что во время войны в Якутии умерло 168,6 тысячи человек, что составляло 38,6% от общего количества населения. Значит, за каких-то четыре года население Республики сократилось на одну треть. Если взять чисто якутское население, то получается почти половина. И большая часть умерла именно из-за голода.
Такого голода во время войны, кроме блокадного Ленинграда, в других местах не было. Даже на обширных оккупированных землях. А в наших колхозах, где естественно была скотина в хлевах, табуны паслись на пастбищах, могла быть подспорьем какая-никакая охота и рыбалка – от голода ели шкуру, покрывающую входную дверь. Такое уму непостижимо!
Тут надо сказать несколько слов касающихся именно нас, население Чурапчинского района: до недавнего времени я думал, что только наш многострадальный район подвергся такому мору. Но оказалось, что и других не минула чаша сия. В том же Сунтарском районе от голода погибло в два раза больше людей. Но в нашем районе до войны проживало 16949 человек, а после войны осталось 8800 человек. 41 колхоз был переселён на север, более 5000 человек со своей скотиной, с движимым имуществом, покинули родные места. Такого урона ни одному району не было нанесено – это бесспорно.
Из всего сказанного прихожу к одному скорбному и непоколебимому заключению: ни одна нация, ни одна народность всего Советского Союза не сравнится с Якутией в процентном соотношении потерь на фронте и умерших от голода в тылу.
И опять вопрос: Почему? Многие скажут – война и засуха виноваты. Не могу с этим согласиться. Утверждаю и буду утверждать: В этой небывалой трагедии виноваты некоторые представители местных властей и, безусловно, виновно высшее руководство Республики! Например, если бы фашистская Германия, руководимая бредовой идеей Адольфа Гитлера о мировом господстве, не напала на Советский Союз, то войны могло бы и не быть. А проблемы в руководстве Республики остались бы! Так что небывалые масштабы мобилизации на фронт, страшный голодомор в тылу – это не стечение обстоятельств, не «ошибка» руководства, а его настоящая прямая вина!
Кто тогда руководил нашей Республикой? Первым секретарём Обкома КПСС был уроженец Краснодара Ион Степаненко (1939 – 1943г.г.), председателем Совета народных комиссаров был приезжий из Саратова Владимир Муратов (1940-1943г.г.), народным комиссаром земледелия был туляк Николай Анашин (1939 – 1943г.г.), руководителем отдела сельского хозяйства был человек московской области Фёдор Маркеев… Как видите – все варяги…
Лично мои к ним претензии и обида вот ещё в чём:
На второй день войны (23.06.1941г.) вышел Указ Верховного Совета СССР о мобилизации из 14 военных округов граждан 1905 – 1918г.г. рождения. Якутия в число этих округов не входила. Несмотря на это было мобилизовано 17179 человек. Из них мало кто выжил, почти все поголовно полегли. Среди них мой отец Пономарёв П.П., павший под Москвой. Если бы его призвали позже, может, выжил бы? Пусть инвалидом, но, может, вернулся бы. Эта мысль не даёт мне покоя…
Зачем, несмотря на отсутствие указа, они приказали мобилизовать столько народа? Ведь, если сравнить, из миллиона двухсот тысяч таджиков на фронте погибло 22,9 тысячи человек. Значит, они мобилизовали не больше пятидесяти тысяч? Или из полумиллионного чечено-ингушского народа погибло на фронте 2300 воинов. Значит, мобилизовали всего-то около пяти тысяч человек. А из Якутии 65386 (!) человек. Сравните! Уму непостижимо!
Приплюсуйте к этому 58962 человека умерших в тылу от голода! С мест пытались достучаться до руководства, писались жалобы, докладные записки, но им значения не придавали - всё ложилось под сукно. Не было предпринято ни одной действенной меры, разве что кроме переселения нашего Чурапчинского района на север. Вот что обидно!
Только благодаря выходцу из Намского района, Илье Егоровичу Винокурову, работавшему в то время заместителем председателя Совнаркома, который не боясь репрессий, после многочисленных попыток вразумить своё начальство, осмелился дойти с жалобой до самого Сталина, удалось выправить ситуацию. Именно по его настоянию из Москвы приехала специальная комиссия с проверкой. По итогам этой проверки, 13 апреля 1943г., вышло специальное решение ЦК об оказании помощи Республике и положение её жителей стало улучшаться. В сентябре 1943г. И.Л. Степаненко, В.А. Муратов, Анашин и Маркеев были сняты с должностей.
Если бы истинный сын своего народа, настоящий патриот И.Е. Винокуров не совершил свой беспримерный подвиг, то ещё неизвестно, сколько тысяч якутов умерло бы с голоду. Только за это имя Ильи Егоровича Винокурова должно быть вознесено до небес! Мы должны гордиться этим Человеком! И должны молиться о том, чтобы не оскудела рука Высших Сил, дарующая подобных бесстрашных сынов нашему народу!
Но кроме высшего руководства Республики, в разыгравшемся в тылу голоде, также была велика роль местных кадров. Особенно роль председателей колхозов. Приведу свой личный пример:
Из нашего Кытаанахского наслега Чурапчинского района подпало под переселение на север пять колхозов, на месте остались два колхоза – «Бойобуой» и «Эдэр ыччат».
Председателем нашего колхоза «Бойобуой» был участник гражданской войны С.Т. Собакин. Когда он ушёл на фронт, его заменила уроженка Усть-Алданского района, незамужняя полуграмотная женщина Наталья Васильевна Готовцева (Натаа ХотууҺап). Она не допустила ни одной голодной смерти в колхозе. Мне к концу войны было шесть лет, поэтому хорошо помню её. В 1943г., в конторе переселенного на север колхоза “Күүһү түмүү”, она открыла ясли для сирот и умирающих от голода детей. Наверно, по тем временам, это были первые ясли в сельской глубинке, а то и по всей Республике. Председатель отдала яслям двух колхозных коров и всемерно помогала с пропитанием. Я ходил в эти ясли со своим братом и помню всё. Может быть, благодаря этой женщине, я до сих пор жив и пишу сейчас эти строки.
Чем старше становлюсь, тем с ещё большей благодарностью и преклонением я вспоминаю Натаа Хотууһап. В 2018 году, на месте, где когда-то были наши ясли, я с двумя сыновьями установил камень с именем этой святой женщины.
В то же время, в соседнем колхозе «Эдэр ыччат» от голода умирало много людей, говорили, что хоронят по семь человек в одной могиле. Поэтому, сколько народу умерло в Якутии по вине местного руководства, которое не всегда жило интересами простых людей, сказать трудно. Но списывать всё на «военное положение», засуху, или обвинять во всём только высшее руководство тоже неверно. Хоть и мал был тогда, но и я слышал о председателях колхозов, которые втихаря ели лепёшки с маслом в то время, когда рядом умирали голодные люди. Горько от того, что в то лихое время мало осталось людей подобных нашей Натаа Хотууһап…
В заключение ещё раз повторю: Таких потерь, какие понёс наш якутский народ в годы войны, ни у одного народа по всему Советскому Союзу не было. Стыдно и горько это сознавать. Но настоящую правду нынешнее поколение должно знать. И хочется пожелать ему не быть безропотным стадом, а, осознавая меру ответственности за свой народ, отстаивать его интересы на всех уровнях.
Усваивая уроки прошлого и не впадая в крайности и уныние, как учил нас великий Өксөкүлээх «с великим братом, русским народом, наравне», будем идти в будущее, ради развития и приумножения нашего народа. Для этого нам необходимы такие мужественные люди, как И.Е. Винокуров и наша незабвенная Н.В. Готовцева (Натаа Хотууһап). Пусть таких патриотов, душой болеющих за свой народ, людей с честью, в малом вершащих великое, будет как можно больше!
Иван Петрович Пономарёв, заслуженный фермер России, почётный гражданин Кытаанахского наслега, почётный гражданин Чурапчинского улуса, член Союза журналистов России, трижды лауреат номинации "Лучший общественный корреспондент РС(Я)" - 2012г., 2017г. и 2019г.
Газета «Туймаада» от 28.05.2020г.
Перевод Анатолия Слепцова.
г. Среднеколымск. 31.05.2020г.