Main » 2020»Алтынньы»7 » Иудео-Хазария (нач. VIII—кон. X вв.). Из истории закабаления тюркских народов.
Иудео-Хазария (нач. VIII—кон. X вв.). Из истории закабаления тюркских народов.
16:54
Орулуур Оруос - Таҥ Бүө - Петр Корякин,
Иудео-Хазария (нач. VIII—кон. X вв.). Из истории закабаления тюркских народов.
Первое феодальное государственное образование появившееся в Восточной Европе во II пол. VII в. и просуществовавшее до сер. X в., получило название Хазарского каганата. Хазария занимала большую территорию, на которой жили народы с разным экономическим и культурным уровнем развития. К нач. VIII в. федеративный союз племен возглавляемый хазарами, охватывал территорию степей и предгорий современных Дагестана и Прикубанья, приазовские степи, частично степи Сев. Причерноморья и большую часть Крыма с входившими в нее приморскими городами.
Предыстория рассматриваемого нами периода в истории хазар очень богата на события. Хазары встают во главе племенного союза обитавшего на землях нынешнего Дагестана в кон. VI в. Было установлено, что язык хазар относился к группе западных тюркских языков. Некоторые исследователи причисляют хазар к уйгурам, другие к уграм, третьи – к славянам. Несомненно одно – название хазар ведет свое происхождение от тюркской основы "каз”—"кочевать” (по якутски – "кёс”). Хазария долгое время входила в состав Великого тюркютского, затем Западно-тюркютского каганата.
Фундаментом для Хазарского каганата в 30-х годах VII в., послужил прикаспийский союз, в котором уже сформировалась относительно стабильная полукочевая экономика. Главой хазар стал представитель правившего в Западно-Тюркском каганате тюркского рода Ашина. Приняв его высокий титул, хазары могли считать себя прямыми наследниками кагана.
В дальнейшем, Хазарский каганат воевал с Великой Болгарией, присоединив в сер. VII в. его земли, с Византийской империей, захватив Восточный Крым и с арабским Халифатом. В VIII в. Хазарский каганат приобрел важное международное значение. Арабский Халифат и Византия вынуждены были искать союза с ним. Это выражалось в установлении родственных связей с каганом, навязывании своей религии – как лучшей в данных условиях формы подчинения хазар своим политическим интересам. В одно время, каган даже принимал мусульманскую веру. Христианство прочно утвердилось в Хазарии, со времени Готского восстания Иоанна в 787 г.
Как плату за не поддержку этого восстания на территории каганата, Византия получила ряд существенных уступок в пользу хазарских христиан. Христиане в Хазарии получили единую церковную организацию, распространившуюся на всю страну. Епископская кафедра в Доросе, была преобразована в митрополию, руководившую семью епархиями, три из которых носили имена народов, а четыре назывались по именам городов, где находились епископы, а именно: Хацирской (Крым), Астильской (Итиль—столица Хазарского каганата), Хвалской (Хорезмская—за пределами Хазарии), Оногурской (к востоку от Азовского моря), Ретегской (Семендер—2-й по величине город в Хазарии), Гуннской (Сев. Дагестан) и Таматархской (Тамань).
Верхушка племенной знати придерживалась своей традиционной религии – тенгрианства. Однако, царь Хазарии, каган, избирался из представителей только одного рода – Ашина. Тамгой этого рода как свидетельствует китайский источник VIII-X вв., был ворон, изображенный в виде изогнутой линии с двумя парами черточек-крылышек по бокам. Тут мы видим символы антисистемного направления в тенгрианстве (достаточно вспомнить аналогичных Хара Суорун Тойона—Черного непреклонного господина и Суор Хара Джанга Черного ворона болезни в якутской мифологии). Род Дуло же, правил среди основной части населения—болгарских племен, часть которых, не желая подчиниться откочевала на Дунай. Тамга дулатов не была двузубой—в ее основе лежала небольшая окружность, иногда помещенная на стержне или крестообразной фигуре.
Такая символика характерна для религии Кок-тенгри (якутское—кюёх тангара—«голубого неба бог»). Обряды выполнялись священнослужителями (но не шаманами, как у рода Ашина). Как писал Л.Н. Гумилев, в этой системе «нет места для духов помощников, без которых не может быть шамана и нет камланий, составляющих основу шаманского культа», «эта религия была общей для всей степной Евразии».
У древних тюрок, круг небесный в виде кругов, или вписанного в круг креста часто рисовали на стенах крепости и очень любили употреблять как гончарное клеймо, ибо он ассоциировался с небесным огнем, солнцем. Многие амулеты посвященные Тенгри имели форму круга с перекрестиями. Примерно такая же символика наблюдается и у т.н. «Учения Айыы» у современных саха.
Общепринятое в Хазарском каганате тенгрианство имело вполне законченную и стройную для традиционной религии форму. И лишь проповедуемый каганом и князьями некоторых племен шаманистский культ черного ворона, культ воинственного правящего рода тюркютского каганата, требовавшего жертв отнюдь не только молочными продуктами (как в тенгрианстве), выходил из общего ряда существовавших тогда культов. И когда евреи-маздакиты со своей антисистемной религией подошли к границам хазарских кочевий, знать довольно-таки легко сумела войти с ними в симбиоз. Как нельзя кстати пришлось и странным образом совпавшее по времени нашествие арабов. Не надо упускать и факт того, что в то время, советниками и придворными правителей халифата могли быть и иудеи.
Образовался «вынужденный» союз в борьбе с захватчиком. Но нити взаимопроникновения были столь глубоки именно по причине сродства антисистемных направлений в религиях верхушки каганата и пришлого племени. Поэтому, принятие правящей верхушкой Хазарии иудейской религии, впоследствии предложенной им евреем-полукровкой Буланом, не встретило какого бы то ни было сопротивления.
Таким образом, где-то с I четверти VIII в. и до начала IX в. маздакитская ветвь иудейской веры, прочно обосновалась в Хазарии. Во всяком случае, об иудействе хазар во II пол. IX в. совершенно определенно свидетельствует «Паннонское житие» Константина Кирилла. Происходило обращение кагана и князей в иудаизм. Население продолжало исповедывать тенгрианство, ислам и христианство. Была развита судебно-исполнительная власть. В Итиле было 7 судей: по 2 для иудеев, мусульман и христиан и 1 для язычников. Судили они по обычаям и установлениям соответствующей религии.
Каган Булан (по тюркски—Лось) принял караизм (секта возникшая в VIII в. до н.э. в Вавилонии и не признавшая Талмуд). Для того чтобы построить храм, он, по «внушению свыше», совершил набег на Закавказье. Полководец опустошил центр арабского Азербайджана г. Ардебиль. Благодаря богатой добыче, он соорудил шатер, ковчег, светильник, стол, жертвенник и священный сосуд. Цари каганата охотно переписывались с евреями при дворе арабского халифа, тем самым направляя выгодную для них политику. Это можно было бы сравнить с тем, как если бы между Иосифом Сталиным и приближенными к телу Гитлера людьми происходила нешифрованная телеграфная переписка во время войны между СССР и фашистской Германией.
По словам хазарского царя Иосифа, в письме к придворному королевского халифа Абдарахмана III, еврею Хасдай Ибн-Шафруту, эти предметы иудейского культа, были еще целы и хранились в его распоряжении. После известной истории с послами мусульман и христиан, и проследовавшим за ним торжеством «веры Моисеева», Булан сменил имя на Сабриеля (созвучно Самаэлю—злому духу в мифологии древних евреев). С принятием иудейской веры, в Хазарию стали стекаться евреи со всего мира. Наибольший поток шел из Византии. Это были евреи-раввинисты (талмуд-хакамы), община которых вскоре захватила власть в свои руки.
В основе своей, эти евреи были рахдонитами. Дорога по персидски—rah, корень глагола "знать”—don; знающие дороги—рахдониты. Так называли еврейских купцов, захвативших в свои руки монополию караванной торговли между Китаем и Европой. Евреям давно полюбилась благодатная земля Хазарии. Она стояла на пересечении торговых путей, связующих Восток с Европой. Рахдонитам во что бы то ни стало, надо было установить контроль над стратегически важным узлом на их торговых магистралях. Отсюда можно было управлять экономиками соседних стран, иметь большое влияние в мире. Маздакиты, сроднившиеся с тюркским населением, упростили задачу. Хазария превратилась в важный плацдарм, опорный пункт для распространения иудейского влияния и центром торговых операций рахдонитов по всей известной тогда ойкумене.
Увеличение еврейского элемента, привело к перевороту. Обадия был тем беком, который стал первым хазарским царем и низвел роль кагана, до положения сакрального владыки. Раввинизм стал государственной религией хазар. Реформы Обадия в госуправлении встретили сопротивление среди беков и тарханов. Вероятно, это было спровоцировано черными шаманами, не захотевшими делить власть над умами людей и наконец-то понявшими всю губительность сильной еврейской религии для своего народа.
Правительство Обадии наняло гузов и печенегов в борьбе с оппозицией, а на стороне противников узурпаторского режима, выступали мадьяре. Война продолжалась и при ближайших преемниках Обадии, сын и внук которого вероятно погибли в междуусобице. По сути, это была война религий – иудейской и тенгрианской ослабленной шаманистами. Восстание происходило между вторым и третьим десятилетиями IX в. Победителями, вследствие разрозненности хазарских родов и неорганизованности их выступлений, стали войска царя-еврея. Одной из причин захвата власти, стала его первоначальная двойственность, существовавшая еще со времен присоединения в состав Хазарии Великой Болгарии. Такое государственное управление стало удобным рычагом для закабаления народа. Л.Н. Гумилев пишет: «Двоевластие в Хазарии было грандиозным обманом народа, которому раз в год показывали законного хана, уже ставшего иудеем, для того чтобы остальное время глава иудейской общины выжимал из хазар и окрестных народов средства на наемников, которые должны были этих хазар подавлять».
Война вконец ослабила страну. Побежденная часть хазар бежала к мадьярам, где составила особую группу из 3-х родов со своим вождем или князем и стала называться кабарами. Страну заполонили гузы и печенеги (по нынешнему – гастарбайтеры), хазары сосредоточились в городах. Для управления государством была создана полунаемная регулярная армия, насчитывающая до 10 тыс. человек. Она состояла из русов и тюрок-мусульман (арсиев) говоривших на языке близком к западно-европейским. Провинившихся нещадно убивали, так как согласно Талмуду, «неиудей, делающий зло иудею, причиняет его самому господу и, совершая, таким образом, оскорбление Величества, заслуживает смерти».
Хазарское правительство использовало этнические различия и внутренние противоречия своих соседей. В IX веке царь Вениамин победил коалицию противников (осетин, мадьяр, печенегов и византийцев) с помощью алан. Он использовал русов в борьбе с южными соседями. Что не помешало ему воспользоваться «правоверным» гневом наемного мусульманского войска, разрешив им истребить русов. Царь Аарон в нач. IX в. победил алан при помощи торков (гузов). В середине X века хазары успешно воевали против русов, во главе которых стоял князь Игорь и греков в Крыму. Позднее, русов использовали в войне с Византией. Под давлением иудео-хазарского правительства, русы совершили в 940 и в 944 гг. – поход в Византию, и в 943-944 гг. – поход в Арран (Азербайджан). Таким образом, в угоду внешней политике этого государства, погибало очень большое количество отборных сыновей разных народов, что, в свою очередь, ослабляло соседние страны в военном и демографическом отношении.
С установлением иудейства, начались гонения на представителей других религий. Происходило уничтожение христианских организаций, разрушение минаретов, сжигание священных дубов тенгриан. Все стороны жизни Иудео-Хазарии, были подчинены жажде богатства. Судя по археологическим данным, изменился даже характер ремесла, самобытное искусство погибло, не создавали уже высокохудожественных произведений. Главной причиной явилось засилье иудейского беспредметного искусства, перехода к символам и геометрическим орнаментам. Хотя большая часть хазар исповедывала отличные от иудейской религии, им запрещено было молиться в храмах. А храмы – это средоточие искусства. Еще одной причиной упадка культуры, была замена, в погоне за наживой, ремесленников-одиночек на большие мастерские, где изготовлялся наспех сделанный ширпотреб.
Во внешней политике еврейская верхушка руководствовалась интересами материальной выгоды. Рахдониты держали контроль над всеми торговыми путями в Европе. Для обеспечения нормального функционирования еврейских общин, рахдониты шли на любые ухищрения. Так, они покупали покровительство королей и вельмож, служили в качестве военной разведки у норманнов. После войн, получали долю добычи и выгодно занимались ростовщичеством.
Во II пол. X в. силы Хазарского каганата оказались ослаблены. Прекратилась торговля с Багдадом вследствие победы Буидов. Кидани в 946 г. взяли столицу Китая, затем отдали ее тюркам-шато. Эти тюрки воевали и с киданями и с китайцами. От этого пострадала торговля Хазарии. С нехваткой денег, могла быть снята защита французским евреям со стороны Каролингов. К тому же, между Каролингами и герцогами Иль-де-Франс, шла война. Еще раньше отпали из-под власти хазар гузы и печенеги. Из-за вторжения последних, в союзе с мадьярами, отпали территории степей Северного Причерноморья. Произошло отделение Среднего Поднепровья, где возникло и стало развиваться независимое и враждебное хазарам Русское государство. Византия стала захватывать города и области (климаты) в Крыму. Предавший веру предков хазарский этнос, стали постигать несчастья, посылаемые самой Природой. Деградации хазар способствовала имевшая место в X веке трансгессия (поднятие уровня) Каспия. Хазарам негде стало кочевать, их земли оказались под водой.
Достаточно было одного толчка, чтобы такая антисистемная Химера как Иудео-Хазария, развалилась. Окончательный удар Хазарии нанес русский князь Святослав (язычник, поклонявшийся дубу). Он освободил вятичей из-под власти хазар, а затем весной 965 г. разгромил войско кагана. Князь разорил Итиль, взял важную торгово-таможенную крепость Саркел, превратив ее в степной форпост Руси на юго-востоке – Белую Вежу. Победил ясов и касогов (алан и адыгов) в Предкавказье. Целью Святослава было отвоевание у Волжской Болгарии и Каганата пути на Восток – по Волге и Каспию. Войны Святослава на Балканах, не позволили ему осуществить это. Гузы, бывшие в союзниках у русича, еще долго продолжали разорять оставшееся без защиты население Хазарии. Не имея единой религии для всех и каждого, хазарское государство в решающий момент не смогло сплотиться. Посвященные в тайны «Души Души Закона», познавшие июнит и маасит, в совершенстве изучившие «Сефер Цецира», «Сефер ха Зогар», с детства заучивавшие наизусть гематрию, нотарикон и темура – не смогли противостоять выверенным действиям Святослава. Они не учли того, что не все и не всегда можно делать с помощью денег.
Оставшиеся жители Хазарии, в 70-х годах X века вернулись в полуразрушенный Итиль и пытались восстановить город. Они приняли ислам, в надежде на помощь мусульманского Хорезма. Принятие ислама, было условием, которого требовал Хорезм в обмен на помощь в войне против гузов. Но, несмотря на союз, по неизвестным причинам, совершались карательные экспедиции хорезмийцев против хазар.
На Таманском полуострове и в восточном Приазовье возникло русское Тмутаранское княжество с центром в портовом городе Таматархе. Много хазар принявших иудейскую религию и собственно евреев, осталось в новых русских владениях, особенно в бывших хазарских городах—Таматархе, Самкерце (Керчи), Саркеле.
Оставленные Святославом в Кубани и Крыму города Хазарии, разгромил его сын Владимир. Он наложил дань на хазар. Ни Хорезм, ни какое другое государство, уже не могло помочь хазарам. После X века о каганате хазар перестали упоминать.
Про дальнейшую историю хазар мы узнаем в связи с освещением жизни Тмутараканского князя Мстислава Владимировича. Он был под влиянием хазар-иудеев, с которыми рос с детства. Позже, по их совету и навету, был убит один из тмутараканских князей. В 1079 г. окрепшие хазары устроили заговор против своего князя Олега Святославича (внука Мстислава). Они захватили его и отправили пленником в Константинополь. Но Олег вернулся (в 1083 г.) и перебил предателей-хазар.
Куда исчезли хазары? По предположению Л.Н. Гумилева, потомки тюрков-хазар стали называться «бродники». Потомки «бродников» в свою очередь стали называться казаками. Они завоевали для России всю Сибирь. Интересно то, что «нуждаясь в пополнении, они охотно принимали в свои отряды великороссов, но всегда отличали их от себя». Хазары ставшие иудеями, осели в Дагестане (горские евреи), другие в Крыму (караимы).